Террор и духовность

     С Божей помощью,  по мере своих сил,  способностей и знаний, хочу обратить ваше внимание на вот какую, на мой взгляд, важную тему. В наше  время  все чаще обращается внимание на проблему терророризма и его опасности.  Делаются попытки найти причины его возникновения и способы борьбы с ним. Много пишут и говорят о политических, социально - экономических,  психологических истоках этого зла, но очень мало в плане религиозном,  нравственным, духовном. В значительной мере это вызвано малой изученностью проблемы, но в большей степени это объясняется  политкорректностью.  Когда речь заходит о религии,  то приходится быть осторожным. Ибо религия касается как самых тайных, интимных сторон человека,  так и основополагающих, вселенских вопросов бытия, вопросов добра и зла.
     Все чаще в настоящее время, говоря о терроризме, подспудно подразумевается исламский экстремизм.  И это не может не тревожить  меня  как православного человека.  Всем понятна опасность,  которую представляет терроризм для жизни человека,  общества и  государства.  А  вот  какую опасность представляет собой терроризм для духовности?  Ведь как любой вид человеческой деятельности терроризм имеет свою нравственную сторону.  Разрешите  поделиться  с вами некоторыми своими мыслями по этому поводу. Для начала приведу две цитаты, которые ярко характеризуют терроризм.
     "Мы объявили нашим врагам террор.  Во  многих  после этого  городах произошли массовые расстрелы заложников. И это хорошо!"  ( Статья Нолинского исполкома и папрткома. Еженедельник ВЧК № 3 1918г. )
« Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом… Казнят не только тех,  которые в чем - либо провинились,  но и тех,  которые заведомо ни в чем не виноваты, а взяты лишь в качестве заложников. Этих несчастных убивают в отместку… ВЫ ОБЕЩАЛИ СВОБОДУ…» (Тихон Патриарх  Московский и Всея России. Из послания Совету Народных Комиссаров. 26 октября 1918г.)
Прежде всего, нужно различить понятия «террор» и  «терроризм». Они очень близки друг другу и сильно взаимосвязаны, но немного,  на мой взгляд, различаются. Террор понятие более емкое, чем терроризм. Террор – это метод. Терроризм – явление. Террор возник с незапамятных времен. Он имеет глубокие исторические и психологические корни. Террору близки такие понятия как «диктатура» и «тирания». Террор представляет собой определенный метод управления обществом и государством. И  это самый ужасный, богопротивный метод управления. Ибо тот кто осуществляет террор ставит себя на место Бога, бога требующего постоянных кровавых жертв. И чем дальше властвует террор, тем больше он требует крови. Вот как характеризует террор Штейнберг: « Террор – это система либо проявленного, либо готового проявиться  насилия сверху. Террор -  узаконенный план массового устрашения, принуждения, истребления людей со стороны власти. Террор – это точное, продуманное и до конца взвешенное расписание кар, возмездий и угроз, которыми власть запугивает, заманивает, заставляет выполнять его безапелляционную волю. Террор – это тяжкий покров, наброшенный сверху на все население страны, покров сотканный из подозрительности,  настороженности, озлобленности, мстительности, власти. Террор потому и существует, что находящееся у власти, зачисляет в стан своих врагов все большее и большее число людей, групп, слоев. Создается образ страшного врага,  на   которого справедливо и не справедливо валят все ошибки… Это понятие все больше и больше расширяется, обнимая собою постепенно всю страну, все население, доходя, наконец, до понятия «всех кроме власти». ( Штейнберг И.З. «Нравственный лик революции» – Берлин 1923г.)
 Таким образом, террор, как уже было сказано выше, представляет собой метод управления и способ удержания власти. Терроризм, в том виде,  в котором он существует в наше время, возник относительно недавно – с середины 19 века. Его идеологической базой были идеи левого толка, заключавшиеся в учениях социализма, коммунизма и анархизма. В основном террористами были радикально настроенные группы той или иной партии. Эти партии, по сути, были своего рода политическими сектами, исповедавшими и верящими в свои идеи. Но им мало было своей веры. Они считали, что-то, во что они верят, является благом для всех людей. И с помощью террора пытались добиться осуществления своих идей. Основная и главная задача террористов – посеять страх в обществе, дестабилизировать существующий порядок и захватить власть. Таким образом, терроризм – это форма борьбы с существующим порядком. И если террор – это насилие сверху, то терроризм – это насилие снизу.  В 20 веке политический терроризм сменился религиозным.
Неправильно утверждение, что терроризм не имеет национального или  религиозного характера. Ведь сами террористы так не считают! Они четко позиционируют себя с той или иной национальностью (например баские сепаратисты или ирландские) или религией ( ваххабизм).  Утверждать, что терроризм не имеет национальных или религиозных границ, значит утверждать,  что он вездесущ, всемирен. В случае с религиозным терроризмом это верно. Действительно в случае с религиозным терроризмом не существует государственных границ, границ национальных, расовых или демографических. Потому что, сама религия (в данном случае ислам) является транснациональной. Но граница есть, и граница эта проходит внутри человека – в его духе.
Официальный ислам  публично всячески дистанцируется от исламских террористов. Мусульманские духовные лица делают, таким образом, по-моему, серьезную ошибку.  Вместо деклараций о своей не причастности они должны признать свою ответственность в том, что твориться в их пастве. Они должны признать, что это их недосмотр. Потому что  исламский терроризм грозит не только существованию всего неисламского мира,  но, прежде всего самому исламу, как мировой религии, культуре и цивилизации.  Но беда в том, что у ислама нет единого лидера, нет единой организации, которые представляли бы  собой весь исламский мир и несли бы ответственность. В дополнение к этому исторически сложилось так, что религиозный вождь в исламе одновременно является и политическим лидером. Пророк Мухаммед –он же военачальник, законодатель и государственный правитель. Такое соединение политики и религии нашло свое выражение в идее Халифата (всемирного Халифата!) и Халифа как главе государства и потомке Пророка. Это сочетание было причиной раскола в исламе на суннитов и шиитов. Поэтому любое политическое давление, оказываемое на мусульманское государство, будет восприниматься и воспринимается как притеснение веры. Из-за этого политические требования мусульманских террористов будут неразрывно связываться с требованиями религиозными и наоборот.
Нет ничего страшнее и ужаснее религиозного терроризма! Ибо терроризм это насилие и ничего кроме  насилия собой не представляет. Любопытно сопоставить политический терроризм начала 20 века представителями, которого являлись боевые группы эсеров, большевиков и анархистов,  и религиозный терроризм в конце 20 века с его представителями в лице ваххабитов «талибана» или «алькаиды»:
1. И те, и те претендуют на мировое господство, как в идеологической, так и политической сферах.
2. И те, и те верят в то, что только им принадлежит право определять, что есть истина, а что ложь.
3. И те, и те утверждают, что несут  благо для всех и каждого, что создадут рай на земле.
4. И те, и те не терпят инакомыслее и инаковерие, и  решительно уничтожают их представителей.
5. И те, и те интернациональны.
6. И те, и те  имеют сетевую организацию с жесткой дисциплиной и хорошей  конспирацией.
7. И те, и те не стесняются в средствах для достижения своих целей.
Можно добавить, продолжая тезис В.И. Ленина, что экономические требования перерастают в политические,  а политические в религиозные. Когда большевики захватили власть, то им было мало абсолютной власти над обществом : государственная власть их не удовлетворяла. Мало того, что они замахнулись на то, что бы править над живой и не живой природой. Они дерзнули на власть духовную, на власть над душой человека. Для этого они создали свою псевдорелигию и псевдоцерковь. ( Об этом есть соответствующая литература.)
Существует миф, что насилием ничего нельзя добиться. Однако вся государственная власть построена на насилии. Французская и Русская революции  представляют собой примеры чудовищного насилия, которое привело к осуществлению поставленных задач – захват власти. А национально-освободительные войны в колониальных странах? Весь наш мир, вся наша история пронизаны насилием.  И не признавать этого равно принятию известной страусиной позы. Другая крайность – оправдание насилия.  Но я отвлекся. Итак, терроризм – это реальный способ захватить власть, а террор реальный способ удержать ее.
Однако, что такое террор с духовной точки зрения?
В современном понимании террор и терроризм, взаимозаменяемые понятия. И объединяет их, прежде всего производимый ими результат: смерть, разрушения. А еще психологическое, эмоциональное воздействие: страх, взаимное подозрение, раздражение и ярость, ненависть и мстительность, которое увеличивается во много раз с помощью СМИ (средств массовой информации). Террористический акт это всегда провокация – провоцируется ответное насилие. И это самое опасное его оружие. Насилие порождает насилие: террор порождает терроризм, терроризм порождает террор. Невозможность добиться чего-либо без насилия является признаком слабости человека и, прежде всего слабости духовной, неспособности к взаимопониманию и согласию, к взаимному доверию. Ведь это так соблазнительно- просто и так кажется естественно ответить насилием на насилие, то есть отомстить.
А рядом с местью: гнев, ярость, злоба. А за ними и недоверие, от которого один шаг к неверию, а следовательно к не любви – к ненависти. А если человек неспособен к любви к другим людям. Пусть инаковерующим и даже врагам, то о какой любви к Богу может идти речь? Такой человек везде видит обман и коварство. Так обезображивается  и искажается духовный лик человека, и превращается из образа  Божьего в нечто звериное, скотское, знающее только себя, свое эгоистическое  «я» . Этот психологический портрет может быть не только у одного человека, но и у группы людей, где личность человека подавляется и заменяется групповым «я»-идеей или «я» вождя., который является носителем и воплощением этой идеи. Это характерно для тоталитарных сект. Именно тоталитарные общества являют собой примеры психологического и духовного насилия над личностью человека, над его душой. Такие люди неспособны к настоящему самопожертвованию, ибо у них отсутствует сострадание к другим людям.
Можно возразить, поставив в пример шахидов – смертников, которые идут на смерть ради например свободы своей родины, народа или еще выше – просто во имя ислама, во Имя Аллаха.  Но жертвуют они собой опять же не из-за любви, а из-за мести, ненависти, а часто банальной корысти.  На смерть они идут не совсем сознательно, а подвергнутые соответствующей психологической обработке и в наркотическом опьянении, а это то же насилие –насилие над психикой. И никакие они не герои, а убийцы, губящие невинных людей. И не какие они не мученики  за веру. Утверждать свою веру  таким образом – это по меньшей мере безумство, это преступление не только пред человеческими законами, но в первую очередь перед Богом! Насилие не доказывает истинность веры. Истинно верующий никогда не будет насильно навязывать свою веру инаковерующиму, а только лишь сожалеть о нем и молиться о нем, о его просветлении.  Истинно верующему не надо доказывать вою веру кому бы то ни было. Он уверен в своей вере, он знает, что ничто не может поколебать ее. Он знает, что никакие соблазны, никакие провокации не заставят его сойти с пути веры, изменить ей. Намеренное публичное доказательство своей веры, доказательство, которое производится, что называется, «на спор», да к тому же через мучения или смерть других людей, является одним из искушений дьявола. Такое доказательство чудовищно – безнравственно.   
Этот акт доказывает лишь глубинное неверие, в то,  что декларируется публично.
И еще: взрывая себя, шахид утверждает, таким образом, не превосходство духа над миром, а наоборот мира над духом, то есть превосходство смерти, греха. Так проповедуется не истина, а ложь, не любовь, а ненависть, не вера, а безверие, не покой и радость, а отчаяние и страх, не согласие, а вражда, не мир, но война, рабство, а не свобода.  Этим террорист доказывает, то насилие, как самое предельное его выражение – смерть, а также страх  перед ним, имеют силу и власть над человеком. А следовательно, отрицается спасение человека, которое было провозглашено, воплощено Иисусом Христом  и явлено в Его Восресениии две тысячи лет назад.
Но не существует террора ради террора. Любой терроризм прикрывается и оправдывается какой-либо высокой благородной идеей. Но единственная вера террористов – это вера в террор,  в насилие. Это их кумир. Это их идеал. Однако поклоняются этому идолу не только террористы. Очень многие  люди соблазнились идеей, что насилием можно решить любые задачи, многие поверили в это. Террор укоренился в общественном сознании и душах людей. Террор как образ мысли, как поведение.  Учителями этой веры в Росси были большевики. Это они показали на практике, как действенно насилие. Это они преподали ужасный урок всему человечеству. В настоящее время  учителями этой веры являются Соединенные Штаты Америки. Они учат мир принципам:  « кто сильный тот и прав»,  «бей первым, стреляй, а потом спрашивай». Именно США провоцируют весь остальной мир на насилие. Именно США терроризируют весь мир своей мощью. И как видно, их преданные ученики – исламские экстремисты, хорошо усвоили эти уроки. Поэтому террор это не только физическое, но и психологическое, духовное насилие. С помощью террора человека принуждают быть таким же террористом: подавить в себе все, что от Бога и от человека и стать хищником.  Из-за этого искоренить терроризм физическим устранением его представителей нельзя. Можно добиться значительного его ослабления с помощью социально-экономических мер. Но все это даст эффект на время и не затронет глубинных основ терроризма. Идею, как известно не убьешь. Понятно, что терроризм дескредетирует идею, веру, религию. А ведь каждая такая идея имеет духовное значение для миллионов людей. Она представляет собой целое мировоззрение, миропонимание. Такие идеи являются культуообразующими и служат основой цивилизации. Извращая идею, террористы извращают то понимание Мира и Бога, которое она собой представляет. Этим они лишают ее будущего, а с ней и людей. Поэтому очень важно разделить религию и терроризм. Это выбьет почву из-под ног террористов.
Возможно в будущем террор, скорее всего, приобретет форму не столько физического, сколько информационного, психического, а далее и духовного насилия. С развитием информационных технологий, с все больше возрастающей роль СМИ и в первую очередь электронных СМИ это будет вполне осуществимо.
Россия и русский народ имеют богатый трагический опыт. Мы не понаслышке знаем, что такое террор и терроризм. И Русская Православная Церковь соответственно имеет духовный опыт противостояния этому злу.  Церковь на себе испытала  ужасы  красного  террора во время гражданской войны,  а после претерпела такие гонения, которые сравнимы разве что с гонениями христиан в языческом Риме.  История показывает, что никакими военными, политическими, социально-экономическими мерами победить терроризм нельзя. Корни терроризма в бездуховности и в антидуховности. Тип революционера-террориста в 19-20 веках, тип советского человека  и  сверхчеловека в 30-40 годах 20 века в СССР и Германии соответственно являют собой образ человека-машины,  лишенного души. И этот человек,  несчастный  духовный  уродец,  восстает и бунтует против Бога и гордится этим. Но поскольку он бессилен в своей борьбе, то он обращает  свою злобу  против   окружающих его соплеменников и, прежде всего на верующих. Причина его ненависти к верующим корениться в затаенной  зависти к их вере, к тому чего у него нет. Значит, задача верующих заключается в пробуждении веры в таком человеке,  в его спасении и освобождении.
Противостоять этому может только вера. Потому что терроризм есть разъединение, разобщение, а вера это то, что объединяет и соединяет людей друг с другом и с Богом.
Для России это Православная Вера, как впрочем, и для многих других стран и народов. Ведь в истории Русского Православия не было инквизиционных костров и крестовых походов, не было религиозных вон и поголовного истребления инаковерующих. Не существует православных сект,  взрывающих бомбы, для утверждения своей веры.  И об этом надо говорить.  В настоящее время в России  дана  полная свобода совести.  Всякий верует, во что угодно и проповедует все что хочет. Среди этой многоголосицы, голос Церкви звучит тихо, как голос совести.  И подобно как к голосу совести, так к голосу Церкви очень мало прислушиваются, а порой игнорируют, высмеивают и даже упрекают в якобы  не правовом вмешательстве в "не свое дело". Считаю,  что это все от невежества.
 Только Русская Православная Церковь, как хранительница и выразительница Православной Веры может стать и является тем духовным водителем на пути спасения от такого зла, как терроризм.
Потому что, только в Боге можно найти утешение, защиту и спасение.


Рецензии