Ванька-встанька-1

           I. Подарок с антресоли


…Родители Мальчика и Девочки зареклись покупать игрушки. Они решили, что если дети  доросли до школьного возраста, то пора  покупать им  более полезные вещи  - книжки, портфели и карандаши с линейками. Тем более что старых игрушек в детской комнате было видимо-невидимо. Теперь дети играли с ними реже, а если играли, не раскладывали потом своих «компаньонов» по многочисленным коробкам и полочкам. Семейству приходилось спотыкаться об игрушки, падать. Это частенько раздражало и родителям хотелось выбросить все плюшево-    пластмассовое добро в мусоропровод, но что-то сдерживало их. Возможно - память о раннем, забавном возрасте своих чад.
…Каждый раз, когда кто-нибудь, споткнувшись или наступив на жесткий кубик, вскрикивал, игрушки вздрагивали хором. Их кукольное сознание съеживалось от мысли о том, как они, в лучшем случае  будут розданы крикливым соседским детям, а в худшем  - полетят в страшную, черную шахту мусоропровода и будут потом гореть синим пламенем на далекой вонючей свалке. Благополучно пережив стресс, игрушки раскладывались по своим местам и продолжали спокойное, мирное существование  до следующего вскрика.
Днем они просто глазели на входящих и выходящих хозяев, а по ночам жаловались  на них друг другу. Одноглазый медведь плакался в жилетку огромному разноцветному зайцу. Железный трамвайчик, валяясь колесами вверх, тихонько рассказывал почти новенькой модельке «Жигулей», как упал, вернее - был выброшен с третьего этажа, когда Девочка поссорилась с Мальчиком. Как он больно ударился крышей о деревянную скамейку  и отшиб себе половину колес. Игрушечная мебель жалобно поскрипывала распахнутыми перекошенными дверцами, вспоминая о тех славных, далеких временах, когда ею не подпирали рамы при сквозняках, а ее полированная поверхность не была залеплена  картинками от жвачек.
…Ничто, кроме комнаты, не объединяло старые игрушки. У каждого была своя боль, свои печали и обиды.  И радости, хоть и редкие, тоже были у каждого свои.  Ведь иногда Девочка брала, то плюшевого мишку, то куклу  - по отдельности – в свою кроватку, баюкала и пела им колыбельные песенки, а Мальчик, когда ему нечем было заняться, брался их ремонтировать – вставлял вместо колесиков пластмассовые пуговки и красил облупившихся солдатиков маминым лаком для ногтей. Каждая из игрушек, пережив однажды счастье заботы о ней, ждала и верила, что когда-нибудь оно снова повторится. Так они и валялись – от вскрика до вскрика, от счастья до счастья. Так и пылились невостребованностью – каждый своей, пока однажды вдруг…
…«Длынь-длынь, длынь-длынь» – полились по квартире какие-то странные, завораживающие звуки, от которых старые игрушки встрепенулись – будто ожили.
В этот день у Мальчика и Девочки были именины. Когда юные гости, даже не обратив внимания на обитателей детской комнаты, но наевшись сладостей и наигравшись в компьютерные игры, разошлись по домам, к именинникам пришла бабушка. Она зашла вместе с детьми в комнату и, поставив большую звучащую коробку  на письменный стол, сказала очень тихо, что подарку  много-много лет. Что когда-то – давным-давно, его получил на День Рождения их папа  (он ведь тоже раньше был ребенком). Маленький папа так хотел разобрать игрушку и посмотреть что у нее внутри, что бабушка положила её назад в коробку,  спрятала на высокую антресоль и забыла о ней на долгие годы. И вот теперь, когда папины дети стали большими и умными, она дарит старинную, но очень хорошую игрушку им. Обитатели комнаты заметили, что бабушка  даже прослезилась, говоря о подарке.
- Берегите его … - сказала она напоследок и ушла.
…Именинники открыли коробку и вытащили из нее что-то очень непонятное – то ли Снежную бабу, то ли инопланетянина. На инопланетянина подарок походил потому, что был зеленого цвета,  а на Снежную бабу – потому, что вместо рук, ног и туловища  у него были пластмассовые шары. Правда, на веселом  личике с огромными, восхищенными вся и всем, глазами, не было ни морковки, ни угольков. К тому же звуки, издаваемые подарком, мало походили на скрип снега или пиканье космоса.  Это были очень приятные, мелодичные переливы звуковых волн неизвестного происхождения.
…«Длынь-длынь, длынь-длынь»  - теперь уже беспрерывно разливались по квартире  незнакомые звуки вперемежку с детским смехом. Это Мальчик и Девочка, легонько подталкивали игрушку то с одного бока, то с другого, а она, как будто в благодарность за внимание, переваливаясь и улыбаясь, пела свою странную песенку.
-Папа! Папа! Посмотри что принесла бабушка! -
закричали дети, продолжая теребить подарок.
-Мы толкаем, а он не падает!
В комнату зашел хозяин семейства – серьезный, неулыбчивый мужчина, который реже всех наступал на кубики. Вероятно потому, что и дома бывал реже всех.
Поглядев на новую игрушку, он сказал, чуть улыбнувшись:
-Это Ванька-встанька. Неваляшка. Идите пить чай, дети. Мама зовет.
А когда дети ушли из комнаты, он присел возле стола и еще долго задумчиво смотрел на Ваньку и гладил его по голове:
- Ах, мама, мама…Зачем ты это сделала?,-
услышали старые игрушки.
-Хотя, кто знает, кто знает... Всяко может быть…

(продолжение следует)


Рецензии