Читаю Прозу ру

Андрей Геласимов  Наташа Нежинская  Борис Гайдук
Наталья Воронцова-Юрьева   виктор ганчар
Наталья Ильина  Тамара Нечаева  Марина Куновская
Роберт Итиль  Владислав Ивченко  Дмитрий Данилов
чайка по имени J    Юлия Алехина   Диана Вишневская
Константин Дегтярев  cyberbond  Абакумова Марта
Александр В. Руденко  Снежана Голтвян
Анатолий ХУЛИН

Приехал из города сын Витя, привёз дискетку, на которую по моей просьбе скачал из Интернета новую порцию рассказов с Прозы ру. Я бросил ужинать, кинулся к компьютеру… Ну, вот… А рецензии-то сынок и не привёз. Забыл. Рассказы… Ивченко,  Солопов, Ганчар, Шура Борисова… Списки произведений Бориса Гайдука, Натальи Ильиной.
Принцип составления заявок простой: уже есть любимые авторы, которые обычно рекомендуют почитать своих любимых авторов. В большинстве срабатывает. Кроме того – рецензии после каждого рассказа. Иногда  ленты критических высказываний в несколько раз превышают объём самого произведения. Случается, что они оказываются интереснее, чем рецензируемый опус.
Можно присмотреться, кто как говорит. Пара предложений – и человек перед тобой как без одежды. Достаточно было четыре года назад зайти на страничку к Борису Гайдуку или к Юлии Валеевой, чтобы получить представление о наиболее активной части авторов литературного сайта. Собственно, с Гайдука, с его «Плохих слов», у меня и началось знакомство с Прозой ру.
На тот момент у меня уже было 60 рассказов, которые нигде не публиковались, но, когда я их прикладывал к произведениям из толстых журналов, сравнивал их, то у меня о себе складывалось весьма лестное впечатление. Маститые писатели производили грамотную, полезную, но скучную литературу.
И тут – Интернет, Проза ру. И первое, что попадается на глаза – это Гайдук со своими «Плохими словами». Моё представление о себе, как об уникальном писателе пошатнулось во второй раз. В первый – когда прочитал, а потом перечитал,  Довлатова.

Так вот – о Гайдуке. «Слова» прочитались легко. Потом – бурное обсуждение прогрессивной прозарушной общественностью... На Прозе мало хорошо написать. Желательно потом не потерять лица. Не всем это удаётся. Задетый за живое необстрелянный талант, случается, ввязывается в спор таким образом, что обнаруживает далеко  не лучшие стороны своей персоны. Гайдук выходил из щекотливых ситуаций, не делая ответного удара, но и не подставляя другой щеки. Даже когда в оценках рецензентов проглядывало откровенное хамство.
Если взять, к примеру,  Александра В. Руденко, то он со своими обидчиками не очень церемонится. Бьет культурно, но сильно. Довольно жёстко обходится с инакомыслящими очаровательная Юлия Валеева.
Гайдук до сих пор один из моих любимых авторов на Прозе. Отдельные его рассказы, как мне кажется, уже вне времени. «Плохие слова», «Кровотечение», «Отец Михаил», «Страстная пятница» - их с одинаковым интересом прочтут и через десять, и через двадцать лет.

В рейтингах 2001г первые места занимали Сальвадора, Борис Гайдук, Наташа Нежинская, Андрей Геласимов. Сальвадору не помню. А вот «Нежный возраст» Геласимова выдавил у меня скупую мужскую слезу. И ведь на тот момент и не голодал с лечебными целями, и на работе всё было нормально. Объяснение одно: Геласимов мастер. Психолог. Украшение сайта. Нет, тут я, пожалуй, загнул. Украшением сайта лучше назвать Наташу Нежинскую. Не одного живого мужчину ранили её фотографии, одна лучше другой, последовательно безжалостно размещаемые на титульной страничке. Но часто впечатление от фотографии прямо противоположно тем ощущениям, которые испытываешь, когда начинаешь знакомиться с творениями глянцевых красавиц. Вот у меня друг Коля Адамов – спортсмен, десятиборец, мастер спорта. И – интеллектуал. Бывает же, бывает такое в природе. И Наташа Нежинская – красавица и - безоговорочная умница. И талантище. «Море», «Берет с люрексом». (Один из рецензентов изумлённо вопрошал: это как же так… берёт?..).
Хотя… Трудно талант к сочинительству совмещать с хорошеньким женским личиком. Как втиснуть, уместить между ними обычное человеческое счастье?

«Чайка по имени J». Под таким псевдонимом скрывается интереснейшая личность. Кто ещё не читал «Повесть Белкиной» - завидую вам. У вас впереди наслаждение от первой встречи с произведением, которому благосклонно улыбнулся бы сам Александр Сергеевич Пушкин. И пусть мне завидуют те, кто «Повести Белкиной» ещё не читал: я прочитал её во второй раз, и впечатление ещё усилилось.

У Марты Абакумовой есть замечательная вещица. И называется она «Пери». Иронично-реалистичная, но всё же похожая на сказку, где хочешь, ожидаешь счастливой развязки, и она наступает.
В своём обращении к читателям Марта пишет: «не сочтите за труд черкнуть пару строк в рецензии: это так важно для меня!». Не верьте! Полтора года назад не счёл за труд, накатал вдумчивый, проникновенный анализ к нескольким текстам Абакумовой  - ни ответа, ни привета. Сейчас заглянул – мои рецензии так и стоят в хвосте, никому не нужные.

Красивая девушка зубами рвёт на куски юношу, который только что пылко признался ей в любви. Подавилась косточкой, умерла. Истекающий кровью юноша горько плачет: ему жалко любимую, жаль, что она его не доела. Приблизительно так выглядит сюжет одного из рассказов Владислава Ивченко. Сказка? Быль? Скорее, притча. Хотя, любой мужчина, по-настоящему испытавший к женщине чувство неконтролируемого обожания, т.е., любовь, скажет, что описанная Ивченко история – чистая правда.
По части наплевания на всякие там рецензии, Владислав Ивченко, как мне кажется, держит на Прозе ру. пальму первенства. Получено рецензий 141, Написано – 1. Вот и всё. Интересно, кто же этот счастливчик? Произведений же у Ивченко – 180!!! Причём – он же густо, помногу пишет! Через пару лет самого основоположника марксизма,  Владимира Ильича, за пояс заткнёт.
Описывать такое явление, как Ивченко – не хватит никаких слов. Его нужно набраться терпения и читать подряд. Терпения – потому что помногу пишет. Подряд – потому что всё написано безразмерно-талантливо, но не всё может понравиться. Жалко пропустить. Если нужно  написать рассказ к 8 марта, то Ивченко пишет их сразу 7. Ведьма, наркоманка в поезде, женщина-птица, у которой глаза заполнялись гадкими червями… И – Любовь. Такая, что до смерти. Другой, наверное, не бывает, если она настоящая. У Ивченко она кругом настоящая. Натурализм, ненормативная лексика. Ивченко настолько талантливый писатель, что матерные слова у него как будто перестают быть таковыми. Он ими не ругается, не пачкает,  и даже – не пытается усилить звучание фразы. Они у него обычные составляющие, лексические кирпичики, из которых, наравне с другими словами, он выстраивает свой мир, который – наш мир, какого мы не видели, либо не хотели замечать. Он, как Румата из «Трудно быть богом» с телекамерой, вмонтированной в глаз, показывает без купюр, прямой трансляцией посторонним наблюдателям всё, что попадает в поле его удивительного зрения. Своего рода, реалити-шоу Владислава Ивченко на Прозе ру. из 180 рассказов.
Наших бы политиков, да посадить бы за книжки Ивченко – пусть бы посмотрели, до чего они страну, людей довели. Фантазии Ивченко страшны тем, что в них всё правда.
Да не поймут политики. А те, которые поймут – ничему и не удивятся. Потому что ведают они, что творят.

Константин Дегтярёв написал «Мешок для перевозки трупов, унифицированный». Прикоснулся Константин своим пером к замшелой, заплесневелой ВДНХ – и получилась увлекательная, интересная история, рассказанная шутя и с блеском. Со всей, присущей нашей современности, атрибутикой. Концовку спрогнозировать невозможно.  Снять фильму - так получится и horror и action. Само собой, и erotic. Всё, как в жизни. Америка будет плакать, просить права на римейк.

Виталий Солопов. «Источник верности», «Харакири по-русски». Два очень разных рассказа. Вот начало первого: «Когда я взял в жены свою супругу, то этим здорово её осчастливил. Просто она очень хотела именно таким образом закончить наши взаимоотношения. Целый год приходила ко мне домой и смотрела умоляющими глазами. А когда мой папа увидел, как она на меня смотрит, то спросил, почему я на ней до сих пор не женился. Я даже не сумел придумать, как ему лучше ответить. Таким вот образом мы и поженились». Бывает, заговоришь с человеком – и уже, через пару-другую фраз - как будто знаешь его очень давно. И так Виталий – к читателю. Рассказывает, как будто уже давно вас знает, как будто продолжает разговор, случайно прерванный, ну, может, необходимостью откупорить очередную бутылку пива.
«Харакири по-русски» - вещь пронзительная, ранящая. Написано автором от первого лица и потому сильнее отождествление читателем себя с лирическим героем. Рассказ о самоубийстве, как о самосуде себя. Когда совесть становится смертельной болезнью и заставляет человека себя убить …

С «Харакири» перекликается рассказ Дианы Вишневской «Планета осьминогов». Но – только перекликается. Рассказ для меня был неожиданным, потому что до этого я у Дианы прочитал «То, что называется супружеской изменой» и «Сутки в поезде наедине с незнакомцем». И, если первый ещё не был лишён какого-то внутреннего нерва, то нехитрая схема «Купейной истории» вся в названии. В принципе, каждый, исходя из названия, может представить себе ситуацию, а с ней единственно возможный вариант развития событий, потом прочитать и убедиться, что, увы, нисколько не ошибся. Прав был Вова Бурый Волк, не дочитавший этой мутотени до конца.
Но вот «Планета осьминогов» - произведение выходящее вон не только из ряда творений Дианы Вишневской, но и заметное литературное явление во всём массиве Прозы. Хотя, может, это всё только с моей колокольни, а кому-то покажется и наоборот.

«Грусть моя подобна вешалке. На которой я бы вешался. Каждый день - с утра до вечера. С перепелками и белками. Но ни звук баяна вещего. И ни стук сплошного поезда. Не ответят. Не допросишься. Ничего. Лишь тень зловещая. Мной обиженного ворона. Подкрадется словно очередь. К приоткрытой двери облака. Где когда-то было здорово... Где когда-то было здорово... Моя грусть подобна дереву. С деревянной теплой радостью. Из побитых небом сумерек. Мое счастье было сделано. Твои губы снова грезятся. И глаза. Два чистых зеркала. Моя память - злое лезвие. Снова я душой порезался... Я опять душой порезался». Стихи Анатолия Хулина из рассказа «Леночка и незнакомый некрофил». Рассказ тоже хороший. Запомнился ещё один, совсем иного плана: «Снять нельзя воскресить»…

В рецензиях встречаются иногда стихи Наташи Нежинской, которые она пишет, будто на бегу, скорописью. С неожиданной глубиной и проникновением. Иногда кажется, что эти её стихи ярче и сильнее тех, которые она пишет отдельно.

Рецензии на Прозе – это разговор особый. Чтение рецензий – это возможность увидеть автора с иной, иногда совершенно житейской, бытовой стороны. Разговор о высоком и склоки в коммунальной кухне – всего можно насмотреться, всего наслушаться. Писатель Сайбербонд – один из самых авторитетных критиков на Прозе. Хотя, создаётся впечатление, что свои отклики-рецензии он пишет левой задней ногой, не всегда попадая в нужные клавиши. Мне представляется его клавиатура, почему-то заляпанная кофе, на ней следы рыбьей шелухи и пива. Валера (Сайбербонд) только что прочитал чей-то рассказ и быстро набрасывает свободным пальцем рецензию. Вот этот, наспех, на бегу сделанный набросок, часто оказывается дороже автору, чем десятки стройных, приглаженных замечаний.
Проза Сайбербонд специфична, на любителя. К примеру, серия рассказов под интригующим названием «Зассанцы», на меня не произвела никакого впечатления. Но одна из читательниц пришла в восторг от сериала и с нетерпением ожидала продолжения. Мне запомнились другие – «Акыт», «Неожиданное подспорье», «Тургенефф…».
Армейский быт. Однополые отношения. Именно - отношения. Никакой лирики. Петрарка вообще писал про бесполую любовь, но – Любовь… У Ремарка из-за неразделённой любви однополые партнёры лезли в петлю. Сплошная любовь, невзирая на пол и на лица – у Педро Альмодовара. Её нет у маркиза де Сада. Там философия. Нет любви у героев Валеры-Сайбербонда. Вспоминаю великих, потому что Сайбербонд – это всё-таки качественная литература.

Есть писатели хорошие. Есть плохие. И есть настоящие. (Собственная классификация).
Из разговора с одним из авторов Прозы: «Со мной, - говорит, - ещё одна интересная история приключилась. Вот напишу – дам почитать».
Совсем не обязательно кого-то убивать, чтобы написать детектив, прятаться в шкафу от ревнивого мужа,  для того, чтобы с максимальной достоверностью описать волнения литературного героя – волокиты. Не обязательно прыгать в прорубь, чтобы почувствовать, какая там холодная вода. Если вы настоящий писатель, то рассказы обо всём этом получатся у вас реальнее, чем у действительных участников самых драматических событий.
 Ещё Высоцкий говорил: «Если бы я описывал то, что, в самом деле, в жизни происходило, то какова бы во всём была моя заслуга, как художника?».

Владислав Ивченко – настоящий художник. Настоящий художник – Дмитрий Данилов. Пишет практически ни о чём. На высоком уровне. Он - живой классик Прозы. Хотя многим его творчество может показаться скучным. Его приятно перечитывать – опять удивляться, опять делать какие-то открытия. «Место», «Киржач», «Сокол», «Чёрная металлургия», «Нина Ивановна»... Да, читать можно всё подряд. Как ходить в музей в зал с картинами полюбившегося художника.

Замечательный художник – Роберт Итиль. Настоящий писатель. «Из дневника молодого хамелеона» - рассказ, который, наверное, будет одинаково интересен и детям и взрослым. Ему покорны все возрасты. Его можно прочитать на ночь двухлетнему малышу и умненькой молодой женщине, опять-таки, перед сном, чтобы соблазнить её окончательно.

Снежана Голтвян – это даже не писательница. Это – событие. Явление. Прогрессивная общественность Прозы теряется в догадках – кто же скрывается под этим псевдонимом? Пишет Снежаночка свободно, раскованно, как бы невзначай обнаруживая начитанность и кругозор, каким обладает не всякий преподаватель ПТУ, а наша писательница – всего лишь ещё ученица того самого ПТУ. Доверчивые читатели, натыкаясь на многочисленные грамматические ошибки Снежаны, пытаются её усовестить, что, однако, никак на неё не действует.

Женская проза… Да, есть проза, а есть ещё и Женская проза. ЖП. Я бы ещё добавил – есть проза Женственная.
Женская – Юлия Алёхина. Женственная – Анастасия Галицкая.
Четыре года назад прочитал несколько рассказов Натальи Ильиной. Среди них один показался очень сильным. Глубоким. Искренним. «Свадебное путешествие к морю». Да, женская проза.
Наталья Ильина уже давно ничего не публикует на своей страничке, но, если бы каждый из 15 тысяч прозарушных писателей оставил по одному такому рассказу, сайт бы рухнул, не выдержал бы немыслимой концентрации таланта. Слава Богу, множество трудолюбивых, но не достигших ещё необходимой кондиции членов сетевого писательского сообщества, уравновешивают положительный заряд собратьев по перу своей отрицательной энергетикой, и потому никакие катастрофы сайту не грозят.

Тамара Нечаева разместила на Прозе всего два рассказа: «Чем отличается зад переда от хвоста в тумане» и «Полёт жёлтого листа». Я прочитал и сократил наполовину собрание своих сочинений на Прозе. Лучше меньше, да лучше.

Александр В. Руденко из тех авторов Прозы, о которых можно сказать, что он не нуждается ни в каких рецензиях. Отчасти, потому, что это уже сложившийся, или, как теперь говорят, состоявшийся, писатель. Его не переделаешь. Быть может, он станет завтра писать качественнее, чем сегодня, но хуже уже не сможет. А пишет он интересно, остроумно. «Начальник пения», по моему субъективному представлению – одна из лучших его вещей.

Периодически заглядываю на страничку Виктора Ганчара. Прочитал «Шедевр» и подумал: а почему бы и нет? Шедевр. Во всяком случае, читается с улыбкой, видно, что автор, общаясь посредством своего рассказа с читателем, подозревает в нем человека незаурядного, что ему, читателю, безусловно, приятно.

Творчество Марины Куновской воспринимаю неоднозначно, однако «Элитарные штучки» стоят у меня в компьютере на полочке с надписью «Проза ру., избранное», в прекрасно выполненном переплёте ручной работы.

«Две тёмные луны Марины Цветаевой» - произведение Натальи Воронцовой - Юрьевой.
Наталья - «признанный мастер Прозы», прошу извинить за штамп. Но это действительно так. Количество посетителей её странички измеряется уже пятизначными цифрами, хотя, по характеру произведений, они требуют определённого напряжения мысли, что должно скорее отпугивать массового читателя. «Две луны» - литературоведческая статья о жизни, творчестве великой женщины, но которая задевает за живое не только поклонников таланта Цветаевой, но и всякого, кто пробовал писать. Стихи, картины… Задевает за живое сегодня, сейчас…

Ну, вот… За окном ржание лошади. (Надо бы перед этим сказать: «Чу?... Колокольчик… Или - бубенчик под дугой…». Ладно, пусть будет просто ржание…)
К моему посёлку после долгих буранов установился санный путь и снова приехал в гости сын Витя. Привёз очередную дискетку с Прозы. Тороплюсь просмотреть. На этот раз есть рецензии. Целых восемь! Третья часть всего, что я получил на Прозе за четыре года. Написаны в 20-х числах декабря, а сейчас уже январь подходит к концу.
Вечером заправляю в бензиновый генератор полный бак топлива, запускаю двигатель, включаю компьютер и читаю, уже не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой.

К утру для Вити уже готовы ответы и новый список произведений, авторов Прозы, с творчеством которых мне бы хотелось ознакомиться…


Рецензии
Часть вашего списка разделяю, часть, увы, закрыла страницы, по-моему, часть не видел - примусь, дочитав вас, за изучение) Приму, как ваш завет)) А есть и те, кого не назвали. Но вы-то как раз не читатель, тем удивительнее столь любопытный список.

Спасибо!

Ааабэлла   30.03.2019 23:00     Заявить о нарушении
Да, тяжёл я что-то стал на подъём, мало чего читаю. На ФБ - Зеленогорского. А так - всё больше с фотоаппаратом...
Проза - живой организм. Кто-то уходит, появляются новые фамилии. Но трудно сейчас найти среди сотен тысяч авторов жемчужное зёрнышко. В 2005-м Прозареспублика была поменьше. Заметен ещё и крен в политические настроения, симпатии. Часто - с нажимом. И Проза. ру сейчас - это ещё и очевидный бизнес-проект, который активно поддерживается всяким, взявшим даже в руки впервые, перо. Плати деньги - и тебе отпечатают книгу и даже светлейшая царская особа вручит тебе медаль за мастерство. Всё имеет свою цену. И цена эта отнюдь не зависит от уровня мастерства. В общем, на фоне литературных процессов проводятся ещё и всякие игры по выманиванию денег у доверчивых и легковерных. Может, мне уже так только в старческом моём статусе кажется, но - вот так я думаю...

Спасибо, Александр.

С уважением -

Александръ Дунаенко   31.03.2019 08:43   Заявить о нарушении
Вы правы. В местных играх я не участвую, хотя приглашают постоянно, как и купить баллы, псевдорецензии, стать членом... Но ищу и читаю того, кто интересен. Иначе б на вас не вышел)

Ааабэлла   31.03.2019 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.