Краски жизни прелюдия

Вступление к сборнику "Краски жизни"
                ( ПРЕЛЮДИЯ)
          Однажды подруга спросила меня:
   -  Для чего ты пишешь рассказы? Разве ты можешь сказать, что-то новое? Ведь человечество создало  сотни книг в которых до мельчайших подробностей освещены любые аспекты жизни.
    - Какие глупости! – улыбнулась я. – В книгах многое написано, но описано далеко не все.
- И ты надеешься описать “все”? – осведомилась подруга.
- Нет, конечно, нет.
      О, святая простота! Как может лилипутка замахнуться на задачу непосильную, даже Гулливеру?
       Немецкий философ Гегель возжелав формализовать окружающий мир, уложил жизнь в рамки, загнал в категории, забил гвоздями в схемы… Посчитав, что добился успеха, Гегель втиснул пленницу в сундук рациональности, повесил на крышку амбарный замок и сам сел сверху. Но тут же кто-то тронул философа за плечо. Тот обернулся и увидел Жизнь.
- Но ведь я поймал тебя?! – изумился философ.
- Ты схватил всего лишь мой слабый отголосок, доступный человеческому мышлению-
теорию - заявила жизнь  - А я воплощенный праксис.
- Ты Иное… Иное, - забормотал Гегель. – Снимайся в синтезе, ложное dossain …Снимайся, приказываю тебе!
      Громогласный хохот был ему ответом.
       А, посмеявшись над Гегелем жизнь родила себе двоих новых философов-певцов, Фридриха Ницше и Владимира Соловьева . Один, чревовещая за Заратустру , другой став рыцарем Софии , пытались переложить на бумагу буйную непредсказуемость реальности. Но сии великие певцы надорвались невероятным трудом, безумием заплатили за свой труд  и ушли в смерть в одном году.
       После гибели сиих титанов, стало очевидным:
       Если бы существовало волшебное перо, и человеку была дана возможность использовать его для выражения бытия, то он, трудясь,  день и ночь, не смог бы и частично передать сияние и блеск жизни.
       Но и поняв, и осознав тщету попыток, люди не сдаются:
       Писатели, владея словом, как опытные футболисты мячом, пытаются  этим самым словом  описать подлинную жизнь во всех ее проявлениях, не забывая никаких атрибутов, и терпят неудачу, так как  и самая гениальная кисть ломается в процессе невыполнимой задачи - разделить краски жизни на составные цвета.
    Правда немыслимо проста -  Жизнь до конца невыразима.
       - Тогда для чего ты строчишь рассказики? Хочешь высказать на бумаге свое мнение? – подруга не понимает моих пространных рассуждений, но во чтобы-то ни стало хочет добиться ответов.
      - Разумеется, нет, мнениями занимается специальная наука, доксография , не стоит загрязнять ими литературу, к тому же субъективное личное мнение не может выдвигаться  в качестве претендента на  полноту истины. Литературе необходимы истины, но истины объективные, очевидные для всех когорт читателей, и в то же время элементарные.
      - Может быть, ты создаешь произведения с  целью наставления читателей? – допытывается подруга. – Это благородно и оправдано.
       - Возможно, но морализаторство мне чуждо. Я не желаю заставлять других жить по образцу. К тому же наставление предполагает доскональное разжевывание собственных представлений о нормах и принципах, и впихивание их в чужой рот. В поучительных повествованиях, простой сюжетец, все главные идеи автора на распашку, все мысли напоказ, замысел разделан, как отбивная и готов для восприятия. Но, знаешь ли, в произведении, как и в бульоне не обойтись без соли, вот только когда соли  перебор, вкус сразу портится… Писателю необходимо показывать возможные пути, не забывая самых неторных троп… А, далее читатель, имеющий глаза – да  прочтет, а имеющий разум, да поймет. Автор должен быть добрым местным жителем, показывающим дороги, а не крикливым гидом, ведущим  читателей по своей маркированной тропе.
  -  Ну, скажи… почему ты пишешь? – не успокаивается подруга.
              Потому, что окружающий мир врывается в меня, многоголосьем дачного автобуса, с момента пробуждения. Ведет- влечет за собой и я послушно спешу за ним, поворачивая голову туда-сюда. В какой-то момент я выхватываю тетрадь и начинаю записывать происходящее, спотыкаясь на ходу. Я не умею и не хочу  противостоять  стихийному вдохновению.  И я  благодарна высшим силам, что и после совершеннолетия смогла сохранить непередаваемое удивление разнообразием вселенной, желание видеть и узнавать окраски жизни. Именно удивление и страсть к познанию вызывают приливы вдохновения, заставляют выхватывать из вереницы событий, неотвратимо движущихся в прошлое необычные, порой, полуфантастические факты действительности. Я пытаюсь дать этим фактам малюсенький  шанс на сохранение.
         Я не хочу, чтобы поблекли краски Жизни, поэтому я пишу книги…


 


Рецензии
Поистине, замечательно написано. Выражено то, что желает каждый писатель, просто манифест для каждого, берущего в руки пиро. Если бы были учебники для писателей, вышел бы идеальный эпиграф.

Александр Михельман   02.09.2008 17:05     Заявить о нарушении