Олег Погудин. Голос, который несет свет

Это бы настоящий рождественский подарок Москве – концерт О. Погудина в концертном зале им. Чайковского. Любители настоящего классического пения уже хорошо знакомы с этим молодым исполнителем. Его выступлений ждут, на них всегда трудно попасть, разве что просто повезет. Говоря о тембре голоса, я лично не очень люблю слушать тенор, отдаю предпочтение баритону или даже басу, они мне кажутся более выразительными. Но в данном случае – удачное исключение. Это такой теплый и чистый голос, что с первых же нот заставляет заслушаться.
Виной тому еще и удивительно чистое и трепетное исполнение старинных русских романсов, давно любимых русских народных песен, романсов на стихи Пушкина. То, что мы, к сожалению, слышим теперь все реже.
Старинный русский романс. А ведь это всегда встреча с настоящей поэзией. Глядя на переполненный зал, слушая трепетные строки о любви в сопровождении задушевной музыки, я думала:
- Нет, все-таки, русские романсы – это не прошлый век.
Как умели красиво выражать свои чувства раньше!  Нет, не сто лет назад.  Поколение моей бабушки еще заслушивалось романсами. Их пели на вечеринках, переписывали строки в альбомы, дарили любимым. Век, когда были естественными высокие чувства, чистые помыслы, светлые души.
- Как хорошо-то, - думала я, - полный зал ценителей классической поэзии и музыки. Романс и поныне ценим, любим. Он продолжает жить.

Благодарная за исключительно выразительное исполнение, публика после каждого нового романса засыпала певца цветами.

Но а антракте я случайно обратила внимание на состав публики. Кто же эти светлые души, ценители странных русских романсов сейчас?  С грустью констатирую – это даже не поколение средних лет, а уж молодежи я здесь и не ожидала увидеть. Практически весь зал, за отдельным редким исключением – люди за 50 и старше.
Это навеяло грустные размышления. Еще 10 -20, пусть 30 лет, уйдет старое поколение, увы, закон жизни. Что останется в наследие от русской культуры? Кто останется слушать русские романсы? Кто придет в этот зал на такой же концерт, будет ли он также заполнен, как сейчас? А ведь это наши традиции, наши корни. Неужели будет суждено растерять культурное наследие России?
Что мы видит сейчас по телевидению? Чему учим молодежь?  Кроме того, что 50 % времени – реклама, так она еще часто самого низкого пошиба. Бесконечная реклама дешевого пива, именно для молодежи. Что это – новая идеология?
Потом мы удивляемся, видя такое огромное количество молодых людей и юных девушек, кружащих по Москве с бутылкой пива в руке. Что это – новая мода, которая так активно пропагандируется?
Я не призываю всех завтра построиться и пойти на концерт старинного русского романса, или в храм. Это должен быть осознанный выбор, веление души. Но новое поколение должно знать, что у них есть и такой выбор – мир классической музыки.
Сколько раньше, не так давно, еще 10- 20 лет назад, было концертов классической музыки и джаза, старинных романсов, постановок спектаклей и по радио, и по телевидению! Русская музыка звучала постоянно, с ней жили, ее пели.
А сейчас? Остался один единственный канал «Культура», который дает по большей части только сводки новостей о культурных событиях, нежели сами концерты. Да еще пару каналов на радио. Недавно, в разговоре со школьниками, да не со всеми, а с теми, кто окончил музыкальную школу, я столкнулась – они совершенно незнакомы с русскими народными песнями. «Коробейники», «Вдоль по Питерской» - это же классика! И, тем не менее, пожимают плечами.

В таких грустных раздумиях я вернулась на второе отделение концерта, думая о том, что этот зал – скорее островок света, чудом уцелевший в море обрушивающихcя на русских слушателей, грохочущих волн современных афро-американских ритмов.
Вопрос не зачем нам насаждают чуждую культуру. Вопрос в том, почему мы часто так слепо следуем ей, отрицая и забывая то, чем жили наши родные люди всего одно или несколько поколений назад.

Второе отделение приятно удивило. Сильный и бархатный голос. О. Погудин исполнял неаполитанские песни, песни на английском, немецком языках. И особенно проникновенно на французском – песни из репертуара Эдит Пиаф. Было неожиданно слышать их в исполнении мужского голоса. Но благодаря этому, они были не просто копией, а приобрели новое звучание и выразительность.
Сцена была вся в цветах. Дарили после каждой песни, ибо каждая песня была сама как красивый цветок.

Сменяются поколения, меняются и ритмы жизни, и ее музыка. Навстречу идут все новые и новые мелодии и ритмы. Вы скажете:
- Зачем же нам хранить прошлые мелодии? Стоит ли возвращаться к ностальгии прошлых лет?
А я отвечу тогда встречным вопросом:
- В чем же тогда смысл жизни – в вечной погоне за новым? Только ли в обновлении, которое отрицает опыт прошлых жизней? Зачем же тогда творчество и любовь, если они будут отринуты и оставлены только в прошлом, без памяти?

Смысл жизни? Может даже в том, чтобы, оглянувшись на прошлое, можно было сказать словами из песни Эдиф Пиаф:
- «Нет, я не о чем не жалею». Все было – счастье, радость, любовь. И свет, который шел из сердца в дар другим.

Смысл жизни? Может, чтобы дарить чувства и такие песни, что как жемчужины в ожерелье. Может, чтобы научиться любить, творить и отдавать – и свое творчество, и свою любовь, и свое сердце. И передать этот дар тем, кто придет после нас.
Любить так высоко и чисто, как пели в русских романсах. И учиться понимать друг друга, как у Окуджавы:
«Святая наука – расслышать друг друга
  Сквозь ветер и все времена…»

Смысл жизни? Может, чтобы нести свет людям, как это получается у О. Погудина.
Русский романс – ведь в нем таинство. Он может не получиться у самого выдающегося певца, с самым блестящим голосом. Это как испытание.  Романс надо прочувствовать. Только вложи в него душу – и он зазвучит. Романсы пели не только голосом, их пели самой душой.
Да сопутствует радость и свет тому, кому подарено свыше и голос, и душа, и умение подарить это другим.
Да прибудет удача с такими редкими людьми, как Олег Погудин, их душа наполнена светом. Ведь когда слушаешь его пение, невольно возникает чувство:
- Небо над его головой.

Прощаясь с залом благодарной публики, он обратился ко всем с пожеланиями радости и терпения. И любви, той, которая проходит через все испытания, через все времена, той, которая верит и знает, что всего добьется, потому что существует.

7.01.2005
Москва,
Концертный зал им. Чайковского


Рецензии
Наверное, еще не все пропало, если есть такие люди, как вы, которые любят русские романсы. надеюсь, что увидимся на концерте 11 декабря в КЗ им. Чайковского.

Марина Данилова   21.11.2005 17:53     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес, дорогая Марина, и за информацию о концерте. Романсы люблю с детства, мне их певала моя московская бабушка.

Анна Иванова   28.11.2005 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.