Вера

Веровать или нет – вопрос индивидуальный. Что понимать под верой – тоже.
В литературе встречаются как доказательства существования Бога, так и доказательства Его отсутствия :-)
Я согласен с той точкой зрения, что все мы верующие, поскольку вера в наличие или отсутствие Бога означает одно и то же.
Кто только ни собирал урожай на сей ниве :-) Внёс свой вклад и Карлос Кастанеда, объяснив (словами дона Хуана), что Бога нет, а есть некий орёл, поедающий осознавание. А по мне хоть гиппопотам, поедающий память. Какая разница как назвать? Может тот орёл и есть Бог, а может Бог – начальник всех крутых орлов и гиппопотамов? :-)

Понятие веры связано с Богом, но вообще оно шире (объясняю так для не привыкшей к вере аудитории, а верующим скажу иначе: шире Бога ничего быть не может, мы-то с вами знаем). Где-то в своей сердцевине вера – это вера в Бога. Но так сужать понятие веры было бы не правильным (если иметь в виду Бога как только-Бога, не включающего в себя все свои проявления).
Можно не верить в Бога (точнее, думать, что это так), однако при этом верить в себя, в свои силы, возможности и т.д. А можно верить в то, что у меня есть Душа/ Дух/ или что-то ещё. А можно верить в какой-то метод, в его действенность, результативность. А можно верить в то, что я смогу с помощью данного метода достичь конкретного результата. Разве всё это не вера? – Вера.

Однажды я встретил такое определение:
«Вера есть глубокая убеждённость и стремление к тому, что реально, обладает безусловной ценностью и возможно. Её функция – служить опорой для неослабевающего интереса» ( – Ангаса; из трактата Васубандху «Абхидхармакоша»)
Не хило? Вера – «убеждённость?» Если человека убедить – он уверует? Сомневаюсь, что это одно и то же.
Вера – «стремление к тому, что реально»? А что реально? – Как раз это-то каждый сам для себя и определяет…
И т.д. и т.п. Есть над чем поразмышлять и о чём поспорить.

Считается, что вера – это отсутствие сомнения. Это, по-моему, правильнее, чем убеждённость.

Согласно системе отца йоги – Патанджали – вера есть первый (базовый, обязательный) этап на пути к достижению устойчивости буддхи (сознания). А без устойчивости буддхи ваше развитие неэффективно, т. к. сосредоточение не совершенно. Патанджали объясняет, что для развёртывания буддхи к Освобождению (в отличие от развёртывания к наслаждению, неведению) практикуется Двойной метод йоги (различение и бесстрастие).
Т.е. если я хочу, чтоб мой буддхи развёртывался к Освобождению, а значит в соответствии с двойным методом йоги – я верю этому методу, применяю его постоянно – и так движусь к Освобождению.
Вывод:
Вера есть состояние отождествления своего понимания сути развёртывания буддхи с Двойным методом йоги.
Двойной метод йоги:
Различение – различение видящего (пуруши, духа, т.е. себя внутреннего) и видимого (т.е. всего внешнего – гун и их проявлений).
Бесстрастие – прерывание развёртывания буддхи к наслаждению.
Суть такова: «Увидел слабость – отсёк её» (и так каждый раз; на самом раннем этапе проявления слабости) – на основании веры в то, что слабость причинит мне страдание, а отсечение слабостей ведёт к Освобождению.

Будь рядом. Будь ткущим.


Copyright © Александр Аюс, 2005


Рецензии
Наука и вера - совершенно разные категории познания бытия. Вера основывается на глубоком, чуть ли не на генном, как сейчас говорят, уровне. Вера была всегда, она присуща человеку априори. Наука по сравнению с верой - примитив, построенный на результатах и количестве опытов определённых опытов. Если посмотреть по-другому, вера - это идеализм, наука - это материальный подход к действительности. С ув. Светлана.

Светлана Лось   23.05.2007 22:16     Заявить о нарушении