Скрипка и Барабан. Сказка для взрослых

Никто не знает, где находится эта сказочная страна. Она окружена хрустальными горами, поднимающимися до самых облаков. Там текут прозрачные реки, на берегах которых растут удивительные сказочные растения. В этой стране всегда тепло. Днем всегда светит солнце, а по ночам, когда нужно, идет теплый, ласковый дождик. И живут в этой стране не люди. Живут в ней музыкальные инструменты.
По улицам прогуливаются важные фаготы с флейтами под ручку. Вон в повозке, запряженной парой басовых ключей, едут контрабас с виолончелью. А вот и заспанная скрипка выглядывает из своей квартиры-футляра. Она всю ночь играла на свадьбе у подруги гитары и кларнета. По улице на рынок спешит домохозяйка-домра. Молоденькие балалаечки, сидя на лавочке, весело тренькают своими еще не окрепшими струнами. Пара скрипичных ключей вертят хвостами около колбасной лавки, выпрашивая подачку.
Откуда появляются инструменты в этой стране, никто не знал. Ходили слухи, что их делают добрые гномы, что живут в хрустальных пещерах. Они делают инструменты из волшебных деревьев с берегов прозрачных рек. И еще из чистого подземного металла, который добывают в своих пещерах. И потом, вдохнув в них жизнь, выносят наверх. Это происходит темными безлунными ночами. Так это, или не так – никто не знает. Просто по утрам на скамейке в парке или на крыльце дома обнаруживается новый музыкальный инструмент. Это мог быть и барабан и гитара, а то и просто смычок для скрипки или виолончели. Этот инструмент как ребенок, еще ничего не знает и не умеет. Его надо воспитывать и учить. Как и в большом мире людей, для этого были детские музыкальные сады и музыкальные школы. И была даже консерватория.
И вот в одной из этих школ, вместе с другими молодыми инструментами, осваивали музыкальную грамоту Барабан и Скрипка. Как и все дети в мире, они шалили на уроках. На переменках они кидались бемолями и играли в паузы. Молодой учитель, высокий и худой, по имени Пюпитр, с любовью и вниманием относился к каждому инструменту. Он ведь знал, что со временем многие из них могут стать великими артистами. А, может быть, даже такими, слава о которых выйдет за пределы их маленькой волшебной страны. Вот только к Барабану у него было особое чувство. Пюпитр знал какая предстоит жизнь этому, не очень счастливому инструменту. Быть вечно битым, и только в такт поддакивать ведущим инструментам -– такова судьба почти всех барабанов. Редко какой барабан становился известным музыкантом. Только разве в джазе.
Барабан сидел в самом заднем ряду школьного оркестра. Ему хорошо были видны все инструменты, а его видел только добрый Пюпитр. Скрипка же была у всех на виду, в первом ряду. Она блестела свежим лаком, и ее струны сверкали на солнышке. От острого глаза Пюпитра не укрылись взгляды, которые молодой Барабан бросал на Скрипку. Иной раз, Барабан, замечтавшись, ударял невпопад. Пюпитр делал ему замечание, а Скрипка заливалась веселым смехом своих струн. Красный Барабан от стыда краснел еще сильней. Так прошло несколько лет. Перед самым окончанием музыкальной школы, Пюпитр сказал Барабану:
- Сынок! Ты когда-нибудь видел дуэт барабана со скрипкой? Нет! Её будущее – хороший смычок. А тебе, ты уж прости меня за откровенность, - тарелки и колотушки.
Эти слова Барабан запомнил на всю свою жизнь. Закончена школа и многие инструменты разъехались по разным городам своей сказочной страны. Очень немногие остались учиться в консерватории. Осталась и Скрипка.
Барабан уехал в самый дальний город музыкальной страны. Он много работал в разных ансамблях и оркестрах. С гастролями объездил почти все города, только в родном городе ему побывать не удавалось. Как-то Барабан познакомился с веселыми Тарелками и вспомнил слова учителя Пюпитра. С тех пор Тарелки весело звякали у него на плечах. Иногда, правда, не в такт и слишком громко, но он не сердился на них. И прощал эти их шалости за легкий нрав и веселый характер. Потом появились тяжелые колотушки, и Барабан ощутил тяжесть их ударов на своей груди. Иногда даже доставалось и по спине. Грудь и спина Барабана начали побаливать. После каждой болезни на желтой, когда-то гладкой, коже стали появляться заплатки и швы. Он понял, что незаметно подкрадывается старость.
А Скрипка хотела стать великой артисткой. Изредка она с улыбкой вспоминала чудака по имени Барабан. Она усердно училась в консерватории, и все преподаватели были довольны ее успехами. Ей пророчили великое будущее. Ее чистый и мягкий голос покорял слушателей. Немного еще не хватало мастерства, но это было поправимо. Вскоре она познакомилась с красивым Смычком. Вместе они зазвучали поистине волшебно. Еще немного усилий и можно выступать с концертами, но случилось несчастье. Одна из ее струн лопнула. Какие уж тут концерты и конкурсы. Нет, она могла еще кое-что исполнять. Но всем стало ясно, что великой артисткой она не станет. От нее ушел Смычок. Ушел к другой скрипке, молодой и исправной. Вот так и закончилась музыкальная карьера Скрипки. Ей оставалось только играть несложные произведения на свадьбах, похоронах и вечеринках. Иногда в ее окружении появлялся то один смычок, то другой. Но настоящей музыки не было, да и не могло быть. Она закрылась в своем футляре и решила никогда больше не показываться на больших праздниках и концертах.

Каждый день, как только над хрустальными горами поднималось солнце, и разноцветные солнечные зайчики разбегались по стенам и крышам домов, в стране начиналась музыка. Из музыкальных детских садов доносилось неумелое треньканье молодых балалаек, неуверенные, а часто, просто фальшивые, попискивания флейт или робкий звук струн гитары. Из окон музыкальной школы были слышны более уверенные звуки, гаммы, а иногда даже целые мелодии. Ну а под окнами консерватории, расположенной в центре сказочного парка, можно было целыми днями наслаждаться прекрасной музыкой. И так было каждый день, ну, конечно, кроме праздников. В праздничные дни в различных городах этой страны устраивались большие концерты. Туда съезжались самые знаменитые инструменты и радовали слушателей своим искусством.
По вечерам, когда солнце пряталось за горы и гасли солнечные зайчики, все инструменты умолкали. А когда на фиолетовом небе зажигалась первая звезда, начиналось самое прекрасное. Вдруг в ночной тишине появлялся чистый, как ручеек с хрустальных гор, звук. Это какой-нибудь старый инструмент, например виолончель, начинала рассказ о своей жизни. Эти звуки шли как бы из самой глубины души. Не успевала мелодия умолкнуть в ночной тишине, как ее подхватывал на свой лад другой инструмент, в другой части города. Это могли быть и саксофон, и труба. Эта великолепная музыка переходила от дома к дому, от города к городу, от инструмента к инструменту и замолкала только когда звезды гасли на небе. Она не мешала отдыхать тем, кто устал за день. Она была не громкой, и слышали ее только те, кто хотел ее слышать. Даже в других городах. Только никто и никогда не слышал Барабан или  Скрипку.
И вот однажды по музыкальной стране разнеслась весть о том, что старый Пюпитр собирает своих воспитанников на юбилейный концерт. Был назначен день концерта, и музыкальные инструменты стали собираться в родном городе к назначенному сроку.
Наступил торжественный вечер юбилейного концерта. В большом парке у консерватории, вокруг открытой сцены, собрались почти все питомцы старого учителя. Их было так много, что некоторым приходилось сидеть на траве. Приехал и Барабан, но без Тарелок и Колотушек. Пришла и Скрипка. Она не хотела, чтобы ее видели и жалели, поэтому села на самую дальнюю скамейку в глубине парка.
Прозвучали фанфары, и на сцену поднялся седой старенький Пюпитр. На нем был новый фрак и лаковые туфли. Когда он двигался, то был слышен скрип деревянных суставов.
- Дети мои! Как видите, я тоже стал музыкальным инструментом. Могу вам проскрипеть любую мелодию. – пошутил он, - Рад вас всех видеть в родном городе. Давайте будем веселиться как прежде. Пускай звучит музыка!
Грянул оркестр лучших из лучших воспитанников старого маэстро. Зазвучали арфы и скрипки. Потом вступили трубы и валторны. Музыка была на любой вкус и исполнялась прекрасно.  Оркестр сменили различные ансамбли, дуэты, трио и квартеты. Седой Пюпитр подошел к Барабану и взглядом указал ему на скамейку в глубине парка, где одиноко сидела Скрипка.
Закончился этот необыкновенный концерт глубокой ночью. Старый Пюпитр раскланялся, поскрипывая своими деревянными шарнирами. На глазах его были слезы радости.
- Запомните, дети мои. Инструмент жив, пока он может звучать. – произнес старый седой Пюпитр и спустился со сцены.
Яркие звезды сияли на темном небе. Теплый ветерок чуть шевелил листья деревьев. Инструменты стали расходиться и разъезжаться по домам. Только старый Барабан  и Скрипка остались сидеть на скамейке в глубине парка. Скрипка прижалась к Барабану и ласково гладила заплатки и швы на его побитой груди. «Оказывается, жизнь состоит не только из звона тарелок и ударов колотушками в грудь» – думал он, -  «Но как поздно он это понял! Да и могло ли  быть иначе? Ведь барабан и скрипка никогда не могут сыграть дуэт».  Скрипка  провела ладонью по старой барабанной коже и почувствовала, как та подрагивает под ее пальцами. Потертый бок Барабана казался ей таким теплым и родным, что она чуть слышно зазвенела струнами. Барабан обнял Скрипку за ее тонкую талию и ласково прикоснулся к струнам. Даже больно уколовшись об оборванную струну, он не отдернул руку. Струны ответили на это прикосновение чистым и нежным звуком. Он ласково гладил чуть потускневший, но все еще гладкий лак на ее плавных изгибах. А она отзывалась еще более и более нежными звуками. Они наслаждались тихой и ласковой музыкой, звучавшей в каждом из них. И тут Скрипка ощутила на барабанной коже под своей ладонью чуть слышные ритмичные удары.

Настало утро. И Барабан уехал к своим Тарелкам и Колотушкам. А скрипка снова отправилась в свой дом-футляр. Но что-то изменилось в их жизни. Хоть они были далеко друг от друга, Скрипка постоянно слышала тихие и ритмичные удары Барабана. А он слышал, как она отвечает ему ласковым и чистым звуком своих струн. Ведь в этой сказочной стране даже самый тихий звук достигает слуха того, кому он предназначен.
Проходили годы. И вот, однажды утром Скрипка проснулась от неясной тревоги. Она вдруг поняла, что ей не хватает тихих и ласковых ударов Барабана, к которым она так привыкла. Ей стало очень одиноко и страшно. Струны ее сами собой зазвучали. Это была очень печальная музыка, но самая прекрасная за всю ее жизнь. Умолкли все инструменты в стране. Даже из консерватории не доносилось ни звука. Все знали, что означает эта тревожная и волнующая мелодия. Серая туча закрыла солнце. Потемнели хрустальные горы. И капли дождя, как слезы, начали капать с неба. Серый туман сгустился над рекой. И впервые, за всю историю страны, жители вдруг ощутили холод.
Скрипка же не замечала, что сначала лопнула одна ее струна, потом другая. Из трещинок на ее лаке выступили капельки слез. И вот на самой высокой, прощальной ноте оборвалась ее последняя струна….


Рецензии