Не я?

Иногда хочется бунтовать. Против нищеты, несправедливости, произвола властей. Но как бунтовать, когда я знаю мое беззаконие и грех мой всегда предо мной? Как бунтовать против неправды, если я знаю всю неправду моей собственной жизни? Когда-то в годы Перестройки раздавался в нашей стране призыв к покаянию, даже фильм с таким названием вышел – «Покаяние». Но этот призыв не был услышан. На вечный вопрос: «Кто виноват?» – мы привычно ответили: «Не я». Так когда-то и Адам ответил. Из века в век повторяется одна и та же история.
Увы, История учит лишь тому, что она никого ничему не учит. Нам бы примириться с нашим прошлым и наконец-то задуматься о настоящем, но вот это «не я» мешает примириться, заставляет искать виновника всех наших бед в прошлом. Мы смотрим на историю сквозь призму мифа о Золотом веке и делим её на «до» и «после», раскрашивая только в два цвета. Для кого-то Золотой век это эпоха СССР, которая не просто ушла, но которую уничтожили демократы. Для других Золотой век – царская Россия, безжалостно расстрелянная большевиками вместе с последним Царем. Кому-то Золотым веком кажется время допетровской Руси – Русь Святая.
А недавно я узнал еще одну точку зрения. Оказывается, до Крещения Руси жили на нашей земле вольные и гордые славяне, пахали они свою землю, добывали себе славу и добычу в военных походах и мирно молились своим богам, пока не пришли черноризцы из Византии и не поработили Русь чужому богу. Отсюда-то наши беды и идут. 
***
Отказ от мифа о золотом веке и трезвый взгляд на историю чреват некоторыми «неудобствами». Придется отказаться от привычных ярлыков, штампов, схем, моделей. Придется за всеми этими большевиками, меньшевиками, белыми, красными, демократами, коммунистами, либералами, анархистами, монархистами, раскольниками, католиками, баптистами, жидами, поляками, немцами, французами увидеть лики живых людей. Увидеть, пристально всмотреться в них и понять, зачем эти люди жили и за что умирали, за что проливали свою и чужую кровь, за что любили и ненавидели, были верными и предавали, строили и разрушали, проклинали и благословляли. Но тогда у нас уже не будет права примкнуть к той или иной партии со своей партийной правдой, ибо истина не составляется, подобно мозаике, из множества правд – она едина и неделима.  У нас не будет права бороться за свою правду, сокрушая в этой борьбе всех несогласных. У нас не будет права на вопрос: «Кто виноват?» - ответить: «Не я». Ибо сама наша жизнь и все её блага так или иначе оплачены чьей-то жизнью и кровью, жизнью и кровью тех, кто жил до нас, а значит мы повинны в этой крови. И останется у нас только одно право – стоять в истине, как и заповедал нам Христос – Живая Истина, который некогда смиренно и безгласно стоял перед судом всего мира.
***
Прежде, чем вглядываться в лики других людей, нужно поглядеть на себя, что бы понять: не осудимся ли мы сами в том, в чем собираемся судить прошлое. Когда читаешь в Послании к Римлянам характеристику язычников, которую дает св. ап. Павел, то задумываешься, не про нас ли все это писано: «…они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы». И мы знаем верное средство исцеления от этих недугов – покаяние. Но могу ли я говорить о покаянии, если и сам еще нуждаюсь в нем, если сам еще являюсь рабом греха и с безрассудным легкомыслием предаюсь всяким страстям? Оказывается, могу. Ведь не бывает чужих грехов, как не бывает чужой боли, ибо все мы части одного Тела. И это очень хорошо выражено в общей исповеди, когда батюшка называет какой-нибудь грех и спрашивает: «Наш грех? Каемся?», а мы хором отвечаем: «Каемся». Может быть, из стоящих на исповеди только один человек согрешил названным грехом, но вот этим совместным «каемся» мы как бы берем часть его вины на себя, а значит, и часть его боли. А представьте, если бы в этот момент мы ответили бы: «Не я», оставив этого грешника наедине со своей бедой.
Есть одна сказка, в которой встретились слепой и безногий. Им обоим нужно было идти куда-то, но один не видел пути, а другому нечем было идти. Тогда слепой взял безногого на плечи, и так они оба дошли, куда хотели. Так и мы: кто слепой, кто глухой, кто безногий, ибо каждый грешит по-своему. Но у нас один путь и одна цель. И если хотим дойти, то ничего другого не остается, как понести на себе тяготы друг друга и никогда не говорить: «Не я».
Поэтому не будем искать виновников наших бед в прошлом, а примиримся с нашим прошлым, посмотрим наконец-то на нашу историю с любовью и удивимся, видя, до каких бездн может низринуться человек, а, восстав, до каких высот может подняться. Поблагодарим наших предков за всё, что они для нас сделали, за страну, которую они нам оставили, за веру, которую они сохранили. Поблагодарим тем, что перестанем разворовывать и разрушать нашу страну, которую многими потами и кровью собрали и отстояли наши отцы. Поблагодарим тем, что каждый на своем месте будет честно делать свое дело, умножая богатство и славу нашего земного Отечества, что бы быть принятыми нашими отцами и дедами в Отечестве Небесном.


Рецензии
Покаяние необходимо каждому отдельному человеку и любой человеческой общности, будь то этнос или нация, или же пресловутые классы. Но сегодня существует огромный букет проблем с пониманием сущности и смысла раскаяния. Главная из проблем - обмирщение. Делается, казалось бы, невозможное: чувства, поступки и порывы, имеющие сугубо религиозные корни, подвергаются секуляризации или, точнее будет сказать, подменяются карикатурными образами. В частности, покаяние воспринимается многими так, будто это словесно-рассудочный акт: возьму на себя мыслимые и немыслимые провинности публично, на словах, - вот и "покаялся"! Могу сказать, что такое отношение навеяно средствами массового оболванивания. Вместо склонности к СЕРДЕЧНОМУ раскаянию навязывается комплекс самообвинения. Светскими "СМИ" покаяние преподносится как своего рода самовнушение: "я кругом виноват, я во всём виноват, я хуже всех, я вечный должник" и т. д. и т. п. Но ведь Христианская Церковь говорит иное: покаяние - это ОСВОБОЖДЕНИЕ от самого унизительного рабства, которое только существует на свете, - от рабства греха! Это самоочищение! Это исцеление душевного и духовного недуга! Это восстановление в себе Образа и Подобия Божьего!

Впрочем, отодвинем в сторону светские "СМИ". Православные публикации по данному вопросу тоже не идеальны. Увы. Чего, на мой взгляд, не хватает сегодня православным публикациям, - так это постоянного напоминания о наибольшей христианской заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим"... Заповедь наибольшая, а внимание на ней так редко акцентируется! Парадокс! А между тем именно с наибольшей заповеди и должно начинаться всякое покаяние. Отринь сердечную суету, помысли о Боге, своими словами помолись, поговори с Богом, привыкни к этому... и - возлюби! Сердце, возлюбившее Господа, само начнёт подсказывать, чем грешен ты, и в чём тебе исповедаться, а главное - для чего исповедаться: для исцеления и освобождения себя, для последующего Причащения...

Вывод: всякому разговору о покаянии должно предшествовать напоминание о наибольшей христианской заповеди. В обязательном порядке! Только тогда опасность "обмирщения духовного" станет минимальной.

С уважением к Вам,

Михаил Глухарев   27.04.2007 20:32     Заявить о нарушении
Перечитал свою рецензию. До ужаса сумбурно получилось, к тому же ляпы есть... ну, как бы это сказать... терминологические. Прошу прощения...

Михаил Глухарев   09.06.2007 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.