Дигорские загадки

В горах Северной Осетии, между Балкарскими горными массивами и Большим Кавказским хребтом, с  одной стороны, и Алагирским ущельем, с другой, образовалось уникальное природно-климатическре место – Дигорское ущелье.
Горная Дигория уникальна по своей красоте. Она образовывается вдоль реки Урух (Ираф). Альпийские луга с тысячелетними террасами перемежаются с ледниками. Геологи утверждают, что в недрах дигорских гор находится, чуть ли не вся таблица Менделеева. В 19 веке в высокогорное селе Фаснал работала одна из крупнейших горнообоготительных Фабрик Осетии, где электричество появилось задолго до Октябрьской революции 1917 года. В связи с труднодоступностью этого района и его некоего отрыва от внешнего мира у местного населения образовался даже свой диалект, дигорский.
В конце 19 века в Европе возникает огромный интерес к «русскому» Кавказу, и многие исследователи отправляются в дальний, нелегкий путь. В начале прошлого века графиня Уварова начинает разработку археологического могильного памятника «Верхняя Рутха», что не далеко  от села Донифарс. Археологов интересовал более яркий и более ранний период раннего железа, время развития общества и образования так называемой кобанской культуры. Характерными для неё великолепными изделиями из бронзы, серебра и золота. Впрочем, золотых украшений в горах находилось крайне мало и по этой причине основными задачами уже советского известного археолога Крупнова Е И, и его последователей стал не поиск сокровищ, а планомерная и кропотливая классификация всего того богатого материала, который к этому времени был накоплен по музеям мира. Доходило до курьёзных случаев, когда однотипные или почти идентичные вещи в разных источниках датировались с разницей в 300 лет!  Чтобы разобраться с этой неразберихой, Государственный исторический музей снаряжает не одну экспедицию. Так, с 1982 года Северо-Кавказскую археологическую экспедицию возглавляет кандидат исторических наук Александр Пинкусович Мошинский. Были исследованы памятники на Нижней и Верхней Рутхе. А так же, могильный комплекс «Гастон Уота». В 1988 году недалеко от целебного источника Сауар было открыто большое поселение, которое впоследствии получило одноименное название. Это поселение являлось центром керамического и железорудного производства в Дигорском ущелье на протяжении около трёх столетий. Позднее Мошинским А. П. было доказано, что могильником поселения на горе Сауар являлся уже исследованный Гастон Уота, что явилось уникальностью исследования археологического комплекса 6-4 веков до нашей эры. Ранее были известны отдельно поселения и могильники, но никогда в комплексе! Это позволило более ясно увидеть культуру того времени.
Огромную и неоценимую помощь в проведении археологических раскопок оказывают как местные власти, так и простое население. Так, в начале девяностых годов был открыт могильный комплекс Кари-Цагат, где были обнаружены находки как классической кобанской культуры, так и более раннего и более поздних времен.
Я уже говорил о замкнутости Дигорского ущелья. На самом деле, как древние, так и настоящие дигорцы абсолютно открыты. Это подтверждают как и собственные наблюдения, так и научные изыскания. Подтверждены тесные торговые связи с Малой Азией и Закавказьем. Само же Дигорское ущелье никто не завоевал, но на могильнике Кари-Цагат поялявтся погребальные комплексы совершенно отличной культуры – это аланские катакомбы. Их датировка начинается с 9 века нашей эры и более поздним временем.
Как принято считать, что аланы – предшественники Осетии. Эти степные ираноязычные племена вели кочевой образ жизни, не редко вытесняя с богатых земель прежних хозяев. Но начиная с 3-5 веков нашей эры, после Великого переселения народов и вплоть до нашествия Тамерлана прочно оседают в предгорных районах нынешней Осетии. В горы степные люди долгое время не проникают. Для ведения боевых действий ландшафт не позволяет и поэтому в предгорьях возникают либо новые поселения как, например, Брутское городище, или аланы начинают мирно сосуществовать уже в установившихся поселениях. Яркий пример тому Чикола. Сам факт сохранения дигорского диалекта говорит о т более или менее мирном проникновении алан в это село.. Связь же горной Дигории с плоскостью никогда не прекращалась и поэтому появление аланских могильных комплексов в горах видятся вполне логично. И является одним из ярких примеров мирного слияния двух народов и культур. Чему порой не мешало бы поучиться и нынешним поколениям. Но речь идёт об аланских памятниках. Известно, что на плоскости, в степи, аланы наносили под могилой усопшего курган со рвами, заполненными водой. Величина же кургана подчас зависит от статуса погребаемого. Чем больше и знатней умерший, тем глубже катакомба и выше насыпной курган.
В горных условиях, где земли крайне мало, характер погребальных сооружений алан меняется. Остаётся дромос – коридор, по которому проносили в камеру катакомбы усопшего, а так же сама катакомба. Изученные экспедицией Мошинского А. П. в 1997 и 2003 годах катакомбы показали многоразовое использование погребального сооружения. Внутри камеры катакомбы находилось по несколько костяков, частично или полностью разрушенных при последующих подзахоронениях. После каждого погребального обряда вход в катакомбу перекрывается сланцевыми плитами, а сам дромос заваливается камнями. Рядом с этими катакомбами была обнаружена жертвенная яма с погребенным в ней бычком и кувшином. В самих катакомбах сохранились украшения, орудия труда, так называемые тёсла, которым, вероятнее всего, и были сделаны эти погребальные сооружения и оставлены внутри из-за суеверных или иных соображений. В катакомбах были похоронены как воины, мужчины с оружием, так и женщины с украшениями из бронзы и серебра. Так же находились предметы быта: глиняная кружка, охотничьи стрелы, кожаная сумочка с железной пряжкой многое другое.. К сожалению, большую часть костяков составляли детские кости, что говорит о большой детской смертности, причины которой предстоит выяснить учёным.
Эти аланские катакомбы находятся высоко в горах и поэтому сроки их изучения крайне малы.
В дигорских горах будет найдено переходное звено от кургана до катакомбы и каменного ящика и склепа.
Так как эти памятники находятся вблизи дороги, то археологи спешат сохранить дошедшие до нас отголоски истории и разгадать загадку мирного сосуществования двух, казалось бы, абсолютно разных культур. Может быть, после этого и в наше время станет меньше терактов и войн?


Рецензии
Несомненно, какая-то часть наших бед от нежелания знать культуру других народов.
А также мифологию, фольклор, религию и проч.
В детстве мечтал стать археологом.

Алексей Косиновъ   30.10.2010 03:13     Заявить о нарушении
спасибо. так в экспедицию можно поехать. не обязательно заканчивать вуз можно побыть простым рабочим, главное умение держаться за лопату или карандаш

Александр Балашов   30.10.2010 12:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.