Студенты против неолиберальной реформы образования и науки

Студенты против неолиберальной реформы образования и науки


Построение на неолиберальной "линейке".

Акции протеста льготников, профсоюзов и левой оппозиции не помешали Президенту и Правительству РФ добиться принятия пакета неолиберальных законов. Замена социальных льгот "выплатами" была всего лишь одним из шагов неолиберального реформирования государства. Следующий шаг - реформа образования и науки.

Современная система образования и науки представляет собой наследство старой социальной системы, которая противоречит современным капиталистическим отношениям. Политика есть следствие экономики - неолиберальные министры преподадут урок буржуазной политэкономии в глобальном проекте реформирования образования и науки. Чтобы не растеряться в условиях правительственной популистской пропаганды, необходимо четко осознать всю опасность реформы образования.

Одним из главных направлений неолиберальных преобразований является освобождение федерального бюджета от финансирования большей части учреждений науки и образования. Что же значит на деле перераспределение финансовой и социальной ответственности между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами? В управлении федерального центра должно остаться небольшое число образовательных (есть мнение, что не более 50!) и научных заведений, которые должны получить статус федеральных. Естественно, что большая часть этой сферы перейдет на финансирование из региональных и муниципальных бюджетов. А зная довольно жалкое финансовое положение большинства регионов, можно быть уверенным, что те учреждения, что не будут закрыты сразу, будут влачить жалкое существования на грани банкротства. А такое положение приведёт к оттоку большинства специалистов и увеличению уровня безработицы.

Во-вторых, в сфере образования это приведёт к недоступности высшего образования для большинства населения. Высшее образование станет постепенно привилегией богатых.

А тенденция обнищания регионов будет заставлять региональные власти обращаться к финансовой помощи федерального центра. Трагический парадокс: чем беднее регион, тем большей там будет доля платного образования. Как следствие, - постепенная, "ползучая" приватизация и коммерциализация этих учреждений (что де-юро позволяет злополучный ФЗ №122).

Ведь перевод на самофинансирование будет означать только одно - сокращение бесплатных мест и повышение оплаты за учёбу в ВУЗах, а также постепенную деградацию фундаментальной науки. Реально будут развиваться только те отрасли науки, которые могут дать отдачу в краткосрочной перспективе. Какой капиталист будет думать о развитие науки, которая может дать прибыль только в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Сохранение бесплатного высшего образования и развития фундаментальной науки будут гарантироваться только для федеральных учреждений, которые будут составлять небольшой процент от существующих на сегодня государственных организаций сферы науки и образования.

Минимальная социальная защита будет гарантировать лишь федеральная власть и лишь для учащихся федеральных учреждений. Все остальные категории учащихся будут полностью зависеть от возможностей конкретных образовательных заведений, что на деле приведёт к обнищанию многих студентов и отсутствию возможности для многих получения высшего образования. По сути, государство перекладывает с себя ответственность за финансирование почти всех объектов социально-культурной сферы, что значит никаких компенсаций образовательным учреждениям инфляционного роста расходов на питание и охрану здоровья обучающихся.
Стипендиальное обеспечение - еще одна сфера "отказа" федеральной власти от централизованного порядка регулирования уровня. Отменяется единый механизм установления и повышения размеров стипендий, а также возможность регионов устанавливать более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. В русле "монетизации" отказ от существующей сейчас системы льгот и скидок для студентов и аспирантов уже не вопрос.

Ограничение конституционного права граждан на получение образования - логически вытекает из всех этих антисоциальных мер. В итоге вся реформа образования и науки должна выстроить определённую систему социальной дискриминации.

Итак, большая часть высшего образования должна стать коммерческим. Предполагается значительное сокращение бесплатных мест в ВУЗах и увеличение числа коммерческих ВУЗов. Один из возможных вариантов буржуазно-экономического шантажа - это 1) полная отмена бесплатных мест, 2) использование целевых образовательных кредитов для тех, кто не могут оплатить сразу, 3) полный отказ от попытки повышения свой образовательный уровень. "Весь мир идет к бесплатному образованию, а мы двигаемся в обратную сторону" - комментирует председатель комиссии по образованию Мосгордумы Е. Бунимович.

Помимо увеличения стоимости самого образования предполагается увеличить сопряженные бытовые расходы: многие студенты просто не смогут учиться из-за отсутствия денежных сумм, необходимых для удовлетворения повседневных нужд, выраженных в еде, крыше над головой и так далее.

Коммерциализация высшего образования де-факто приведет к резкому социальному разделению образования для разных социальных групп: возникнут ВУЗы и факультеты для бедных и богатых. Для бедных слоёв населения будет оставлена возможность получить узкоспециальное образование, а обеспеченные слои будут получать широкое всестороннее образование, управленческого характера. Такое разделение будет способствовать дальнейшему расслоению общества. Социальная мобильность из разряда агитационных мифов станет очевидным фактом. Бедняки лишь в порядке исключения будут иметь возможность с помощью разного рода унижений и подачек улучшить своё образование, а, следовательно, и своё социальное положение. Рыночный шантаж будет превращать их в конформистов.

Снижение общего образовательного уровня населения, несомненно, приведёт к общему удешевлению основной массы рабочей силы. За счёт сокращения расходов на образование и ликвидации существующих механизмов защиты интересов наёмных работников хотят создать для крупного бизнеса единый рынок труда с достаточным предложением стандартизованной и недорогой рабочей силы. Оборотной стороной этого процесса станет удорожание труда "менеджеров", выходцев из привилегированных социальных страт. Тем самым сегодняшние представители власть имущих будут обеспечивать будущее для своих потомков. За счёт всего остального населения!
Все силовые структуры государства будут обеспечены достаточным числом призывников на военную службу. Будут ли иметь значение какие-нибудь возмущения общественности о нарушение отсрочек - когда большинство молодых людей не будет иметь таких отсрочек от призыва

Деградация образования приведет к значительному сокращению инакомыслия. Власть учитывает тот факт, что студенчество, в частности, и интеллектуально развитые люди, в целом, являются потенциально благодатной средой для опасного свободомыслия.


Экзамен на выживание.

Базовым принципом нашей альтернативы является принцип бесплатного качественного образования для всего населения нашей страны. Абсолютно недопустимо, чтобы образование вновь стало сословным. Люди должны получать определённый уровень образования, исходя из их желаний, интеллектуальных и умственных способностей, а не по происхождению и финансовому положению.

Но не надо забывать, что бесплатное образование должно быть, прежде всего, высшего качества. Мы выступаем против превращения бесплатного образования в некий некачественный суррогат, который является подачкой нищим с барского стола. Главным принципом контроля за качеством образования должен стать рабочий контроль, рабочая демократия. Учащиеся и преподаватели должны стремиться к осуществлению этих принципов. Именно развитие учебной демократии приведет к повышению уровня ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Профсоюзы всех уровней должны принимать все более и более активное участие в распределении финансовых средств и контроля над их распределением.

Борьба за рабочую демократию это борьба против финансирования сферы науки и образования по остаточному принципу и перевода многих учреждений в режим "выживания". Необходимо повышение официальных доходов научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов не просто до прожиточного минимума, а обеспечение им достойной жизни. Нужно добиться, чтобы образование и наука в списке финансовых приоритетов государства стали на первые места.

Государство обязано взять на себя обязанность по качественной социальной поддержке и защите всех людей, занятых в сфере образования и науки. Нельзя допускать передачу этой обязанности в регионы или в частные руки. Именно федеральное правительство получает основную прибыль от использования природных и других богатств нашей страны, так пусть именно федеральный бюджет будет нести весь груз социальной ответственности. Это ответственность государства перед истинным богатством России - ее рабочей интеллигенцией.

Для этого необходимо изымать деньги из секторов, направленных на поддержание и охрану эксплуататорской капиталистической системы. А также надо на деле сконцентрировать финансовый поток от природной ренты на образовании, науки и наукоёмких производствах. Необходимо прекратить нефтяное обогащение отдельных узких социальных групп. Недра нашей страны должны работать не на краткосрочное удовлетворение гигантских амбиций отдельных лиц, а на долгосрочное развитие всего нашего общества. Наконец, государство обязано прекратить оплачивать долги предыдущих и нынешних правителей.

Это демократическая "программа-минимум", под которой могут подписаться все прогрессивные силы общества: от либеральных правозащитников до коммунистических радикалов.

 

Алекс Кинзер
http://student.revkom.com/

 


Рецензии