Молодежь и коммунисты в современной России цели, задачи и перспе

Молодежь и коммунисты в современной России: цели, задачи и перспективы

"Всякая революционная партия прежде всего находит опору в молодом поколении восходящего класса. Политическое одряхление выражается в утрате способности привлекать под свое знамя молодежь".

Л. Д. Троцкий "Преданная революция"


В известном смысле, мы можем честно сказать: левое движение в России довольно «молодое» – оно малочисленно и, в первую очередь, малоопытно. Совершенно прав был советский ученый И.С. Кон, который, основываясь на анализе мощнейших выступлений западной молодежи в странах капитала 60-70-х гг. сделал вывод: «Роль учащийся молодежи, как автономного субъекта политической активности обратно пропорциональна зрелости стимулирующих эту активность социальных противоречий». Поэтому сейчас крайне важно точно определить задачи и пути их решения.

Сначала было бы полезно определиться с понятием молодежи вообще. К этой социально-демографической группе относятся молодые люди от 14 (18) до 30 (35) лет. В современной России их насчитывается более 40 млн. чел. Советский исследователь Роднянская писала, что «молодежь – это новая социологическая категория, порожденная индустриальным обществом; она характеризируется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых. Молодежь психологически принадлежит к миру взрослых, а социологически – к миру отрочества». А социолог Манхейм совершенно верно утверждал, что «молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – живая потенция, готовая к любому начинанию».

Положение молодежи в капиталистическом обществе определяет ее специфически противоречивое сознание. Все атрибуты капиталистического мира – классовые, иерархические отношения, эксплуатация – возбуждают пресловутый «конфликт поколений», молодежь противопоставляет себя миру «взрослых», ведь, несмотря на равенство в труде, над молодежью довлеет примат буржуазной патриархальности. Более того, часто молодежь трудится больше, чем взрослые, так как интересы и потребности молодого куда шире, чем у «остепенившихся», а эксплуатировать труд «молодых» куда проще и эффективней, чем «взрослых» – в этом капитализм не изменил себе за столетия ни на йоту. «Конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство – результат ее неопытности» (Манхейм).

Действительно самостоятельное движение молодежи стало возможным лишь при капитализме. Несмотря на отдельные выступления учащийся молодежи в 60-70-е гг. XIX века, о серьезном движении в молодежи в России мы можем говорить лишь с начала XX века, когда численность (и сознательность) рабочего класса объективно возрастала. Первые шаги были сделаны уже во время революции 1905 года. Но она была лишь репетицией Великого Октября, когда на примере Петрограда можно было говорить о действительно организованном (большевистском) движении трудовой и учащейся молодежи. Ленинский комсомол сыграл великую роль в коммунистическом воспитании молодежи. И хотя сталинистское перерождение Революции пагубно отразилось и на комсомоле в том числе, в послевоенное время молодежь получило незабвенное «советское детство» – со всеми благами социализации: образованием, спортом, культурой.

В 1960 году американский социолог Гудмен писал: «Несовершившиеся революции нашего времени - их недостаточность и компромиссы - вот что сложилось в условия, мешающие нормальному росту молодежи в нашем обществе». В наше время эти слова можно смело относить к российской молодежи, которая живет в стране незавершенной, а теперь и уничтоженной социалистической революции 1917 года.

Неолиберальный курс авторитарного Путинского режима – это планомерное уничтожение социальных завоеваний 1917 года. По сути, неолиберализм грозит лишением, отменой «будущего» молодежи – в этом задача пенсионной и жилищной реформы; реформа образования и науки в общем контексте «монетизации», а также отмена большинства отсрочек от армии, как авторитарное закрепление экономических реформ – таков план подчинения молодежи интересам капитализма.

В то же время, последние несколько лет продемонстрировали бесспорный рост численности молодых леворадикалов, равно как и рост политизации молодежи вообще.

Цели и задачи.
Важно осознать, что никаких «особенных» целей у молодежного движения не существует. Стратегическая цель определяется идеологическими (политическими, классовыми…) соображениями, но никак не частными социально-демографическими факторами.

В то же время, конкретные задачи молодежного движения разнообразны. Главные из них, это, разумеется, борьба с вышеупомянутыми реформами. Остальные задачи логически вытекают из интересов решения этих задач.

Важную роль играет задача революционной пропаганды и агитации: активисты должны учиться коммунизму, только так они смогут стать авангардом движения и успешно функционировать – привносить революционные идеи в молодежные массы. Пути и методы разнообразны: посредством активного участия в диспут-клубах, мероприятиях, редактировании молодежных газет. Везде коммунист должен быть примером, авангардом защиты интересов своей социально-демографической группы, своего класса.

Все большую роль будет иметь развитие профсоюзного движения учащихся. В то же время, коммунисты обязаны бороться с т.н. «молодежным синдикализмом», который в форме «студенческого синдикализма» успел доказать свою реакционность во времена «революции» 60-х гг. на Западе (в итоге которой проиграли исторический бой и разочаровались в «студенческом синдикализме» его самые страстные апологеты).

Нельзя забывать, что профсоюзы – это «школы коммунизма», как говорил Ленин. Это именно школы, и «перегибать палку» здесь нельзя – профсоюз должен объединять всех учащихся, независимо от политических воззрений, профсоюз должен защищать профессиональные интересы.

Все многообразие задач молодежного движения должно укладываться в логику единства стратегической линии коммунистического движения.

Перспективы.
Со временем, все большую важность будет приобретать молодежное рабочее движение – база революционного коммунистического движения. Процесс пролетаризации будет усугублен реформой образования, согласно которой высшее образование будет практически недоступно. Ряды пролетариев будут расти. Рабочий класс будет все больше молодеть, и все больше будет расти рост влияния коммунистов.

Ближайшие годы будет учиться и доучиваться поколение «бэби-бума» 80-х гг. Многочисленность абитуриентов и студентов не будет «укладываться в план» рыночной экономики. Поэтому студенческое движение, как никогда будет в центре политического движения. «Студенческая революция» 60-х гг. в странах капитала преподнесла важный урок всем пессимистам и реакционерам – студенчество, вследствие своей чуткости, действительно может стать импульсом революционного движения (Франция 1968 года). Лев Троцкий писал: «У рабочих между "отцами" и "детьми" различие чисто возрастное. У интеллигенции не только возрастное, но и социальное. Студент, в отличие как от молодого рабочего, так и от своего отца, не выполняет никакой обществешюй функции, не чувствует над собой непосредственной зависимости от капитала или государства, не связан никакими обязательствами и относительно свободен в познании добра и зла. В этот период его классовые предрассудки так же не оформлены, как и его идейные интересы, вопросы совести встают перед ним с особенной силой, его мысль впервые раскрывается большим научным обобщениям, сверхобычное является для него почти физиологической потребностью, и если коллективизм вообще способен овладеть его сознанием, то как раз теперь, и притом именно благородно-научным характером своего обоснования и всеобъемлюще культурным содержанием своих целей, а не как прозаический вопрос "ножа и вилки"».

В то же время, студенчество мелкобуржуазно по своей сущности, т.к. интеллигенция при капитализме не может быть однородной. Поэтому в общедемократическом движении коммунистические студенты должны бороться в авангарде – быть примером организованности и классовой сознательности. Роль профсоюзов в этой деятельности трудно недооценить, но и не стоит синдикалистски переоценивать.

Будет возрастать актуальность антивоенной и антимилитаристской деятельности (что также доказано 60-70-и гг. XX века). Отмена отсрочек от армии для студентов станет тем самым импульсом, которое радикализирует студенческое движение, поможет осознать репрессивную сущность капитализма.

Стоит обратить внимание и на школьное, лицейское движение учащихся. В условиях борьбы против реформы образования, профсоюзная работа среди школьников будет крайне необходима.

Наконец, борьба за право создания профсоюзов военнослужащих должна стать неизменным атрибутом всякой коммунистической организации.


В контексте прогнозируемого развития молодежного движения, необходимо вести борьбу с разнообразными популистскими квазифашистскими организациями типа НБП и прочими «ПОРА», отвлекающими молодежь в сторону мелкобуржуазного бунтарства.


В заключении стоит отметить, что революция – дело молодых. Воспитание в духе революционного коммунизма – вот насущная деятельность, которую должны проводить коммунисты среди будущих могильщиков капитализма. Троцкий писал: "Когда изнашивается программа или организация, с нею вместе изнашивается поколение, которое вынесло ее на своих плечах. Обновление движения совершается через молодежь, свободную от ответственности за прошлое. Только свежий энтузиазм и наступательный дух молодежи могут обеспечить первые успехи в борьбе; только эти успехи могут вернуть на путь революции лучшие элементы старшего поколения. Так было, так будет".



Алекс Кинзер
http://student.revkom.com/


Рецензии