Эзотеризм в поэтическом творчестве ч. 3 мистицизм классиков -i

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

Александр Блок.


Русские поэты классики XXI века, в отличие от современников, обладали совершенно определенным сознательным мистическим мировоззрением. Известно о причастности Пушкина к российской массонской ложе,.
хотя респространяться об этом, впрочем как и об увлечении Лермонтова эзотерическими учениями обычно не принято. Да и могли ли наши критики, воспитанные в духе дремучего марксизма-ленинизма говорить о столь “еретических” увлечениях великих ? Cовременные же литературоведы по инерции, свойственной этому клану,
тоже замалчивают этот вопрос, погрязая в разработанных ими привычных “анализах “.О важности авторского мировоззрения я уже говорил и не желая идти по привычному пути биения целого на части попытаюсь найти то общее, что объединяло поэтов России.

Хуже всего пришлось Александру Блоку. Будучи вполне сознательным мистиком он был вынужден всячески маскироваться от советской цензуры, прибегая к эзоповому языку и практически никогда не высказываясь до конца..
Спасала лишь женитьба на дочери химика Менделеева и работа в учреждениях культпросвета.
Но в своих стихах Блок высказался вполне однозначно.


Избыток юношеских сил пробивается в неистребимом желании обобщить и познать неведомое:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить !

Блок внимательно прислушивается к людским настроениям, пытаясь в ранних стихах неосознанно рассуждать о невидимых силах связывающих все явления



Есть лучше и хуже меня,
И много людей и богов,
И в каждом метанье огня
И в каждом печаль облаков

И каждый другого зажжет
И снова потушит костер,
И каждый печально вздохнет,
Взглянувши другому во взор …

Со временем поэт точнее направляет ход своих мыслей:

Я вам поведал неземное
Я все сковал в воздушной мгле
В ладье – топор.В мечте – герои
Так я причаливал к земле
……………………………
Я вижу: ваши девы cлепы,
У юношей безогнен взор
Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!

И скоро я расстанусь с вами,
И вы увидите меня
Вон там, за дымными горами,
Летящим в облаке огня!

Поэт довольно скоро перестает верить в зыбкое человеческое, нестабильное и преходящее:

И вновь порывы юных лет,
И взрывы сил, и крайность мнений …
Но счастья не было - и нет,
Хоть в этом больше нет сомнений!

Пройди опасные года
Тебя подстерегают всюду
Но если выйдешь цел – тогда
Ты, наконец поверишь чуду,

И наконец увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило

Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь,-

И только с нежною улыбкой
Порою будешь вспоминать
О детской той мечте, о зыбкой,
Что счастием привыкли звать!


У Блока, тонко чувствующего свой жизненный путь ирония постепенно переходит в мистическое осознание своей причастности к вечному единому целому, идущему на смену конечному человеческому :

Все на земле умрет – и мать, и младость,
Жена изменит, и покинет друг
Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг
………………………………………………
И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи


Взрослея великий мистик уже сознательно становится
индикатором и проводником людских душ, отчетливо
осознавая свое предназначение:


Есть игра : осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить;
И глазами добычу найти;
И за ней незаметно следить.

Как бы ни был нечуток и груб
Человек за которым следят,-
Он почуствует пристальный взгляд
Хоть в углах еле дрогнувших губ.

…………………………………….

Тем и страшен невидимый взгляд,
Что его невозможно поймать ;
Чуешь ты, но не можешь понять,
Чьи глаза за тобою следят.

Не корысть, не влюбленность, не месть;
Так – игра, как игра у детей;
И в собрание каждом людей
Эти тайные сыщики есть.

……………………………………..

Есть дурной и хороший есть глаз,
Только лучше и ничей не следил;
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил …..

……Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши …

А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других …

Тщательно скрывая свое истинное мировоззрение поэт
все же иногда проговаривался. Так в речи, посвященной
84 летию со дня смерти Пушкина Блока прорвало и он
раскыл свой подлинный взгляд на мир, к счастью не замеченный “растерявшимися” цензорами:

“ На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, - катятся волны, подобные волнам эфира, объемлющим вселенную;
там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир. Вскрытие духовной глубины так же трудно
как и акт рождения. К морю и в лес потому, что только там можно в одиночестве собрать все силы и приобщиться к родимому хаосу,к безначальной стихии, катящей свои волны. “

Блок рассматривал все явления окружающей действительности как процесс взаимоперехода порядка в хаос и наоборот. В этом по мнению поэта заключается гармония развития мира.

“Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил,
порядок мировой жизни.Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Из хаоса рождается космос…Мировая жизнь состоит в непрестанном созидании новых видов…Их баюкает безначальный хаос;
гармония дает им образы и формы, которые вновь расплываются в безначальный туман.Смысл этого нам непонятен; сущность темна; мы утешаемся мыслью, что новая порода лучше старой; но ветер гасит эту маленькую
свечку, которой мы стараемся осветить мировую ночь. …”


Продолжение следует …


Рецензии