Если Вы хотите стать телевизионщиком

     Выбирая эту профессию, нужно четко представлять себе ее специфику. На TV, как, впрочем, и в кино, и в театре, и в любой области искусства, - а телевидение вне всякого сомнения является искусством - нужно иметь исключительные природные данные, если хотите, талант. Причем в моем понимании талант - это не только какие-то умственные или психофизические способности, но и внешность, и красивый в тембральном отношении голос, и многое другое. Ну и, конечно, главная составляющая таланта - это трудолюбие.
    Не буду далее развивать эту мысль, замечу только, что умение увидеть себя со стороны, понять и оценить свои данные объективно (и если что-то от природы не дано, то найти в себе силы признать это) очень поможет вам в жизни. Надо заметить, что это избавит и многострадальные кастинговые комиссии, жюри, худсоветы от многочасового просмотра бездарностей. Допустим, у вас высокий писклявый голос - ну не лезьте вы в дикторы, не обивайте пороги студий, не тратьте деньги на курсы телеведущих (большинство из которых ЛОХОТРОННЫЕ), лучше пойдите в режиссеры или в редакторы, у них, между прочим, куда более спокойная и стабильная работа. Хотя на хорошем телеканале очень уж спокойной работы не будет. Телевидение искусство коллективное, причем очень привязанное к временным (ударение на ы) ограничениям, и спокойствие на TV вещь дефицитная.
     Нужно ли учиться? Вопросов нет, конечно, нужно, и чем больше, тем лучше. Вот только в нашей стране нет и никогда не было серьезного учебного заведения, где бы обучали телевидению больше года. Чему можно научить за год? Кое-чему, конечно, можно, но, согласитесь, год - это немного. Поэтому необходимо сначала окончить какой-нибудь гуманитарный вуз. На МУЗ-ТВ, например, со мной работала девушка Катя, окончившая МГИМО. Работала она оператором. Между нами говоря, достаточно и обыкновенного филфака, причем вуз может быть и не московским, но, по моему глубочайшему убеждению, каждый телевизионщик должен иметь высшее филологическое образование. Я такого образования не имею, и мне много раз приходилось жалеть об этом в своей, теперь уже достаточно продолжительной, телевизионной жизни.
    Итак, вы определились с телеспециальностью, взвесили свои возможности и приступили к исполнению своей мечты. Помните: мечты сбываются и не сбываются. Мечта может и не сбыться и так и остаться мечтой, но, поверьте, стать хорошим бухгалтером, хорошим учителем или хорошим юристом куда более предпочтительнее, чем плохим режиссером или скучным телеведущим.
    Очень серьезная проблема современного TV - наличие сотрудников, попавших на телевидение, как принято говорить, по блату. Непотизм - а попросту говоря, кумовство - буквально пронизал все телевизионное общество. Желающих работать, как говорится, в тепле, в светле, да еще и среди звезд и талантов, а то и самому поймать за хвост пьянящую славу очень много.
    Поверьте, каждому работнику большого телевещательного канала дышат в спину десять-пятнадцать человек, и среди них два-три человека уж точно не хуже этого самого работника. Так вот, не хуже - это не показатель. Вы должны быть лучше того, на чье место претендуете, мало того, вы должны уметь это доказать, и не с помощью папы-губернатора или мамы-министра, а в честном состязании. Увы, состязания такого плана - большая редкость.
    Теперь от лирики перейдем к конкретике. Какие качества нужны телевизионщику, в какой бы должности он ни работал?  Первое и главное качество - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Можно не иметь каких-то других способностей, но если у человека нет чувства ответственности, то на телевидении ему делать нечего. На флоте, например, есть такое неписаное правило: сам погибай, а товарища выручай. Применительно к TV его можно почесть так: хоть сдохни, но передача должна выйти вовремя. Замена телепередачи, которая заявлена в программе, - это ЧП (чрезвычайное происшествие). За это увольняют, причем сразу и без всяких разговоров. Никто не фиксирует, во сколько вы ушли, во сколько пришли, но если телепередача не готова вовремя к эфиру - все. Как говорят англичане: "That`s it". Напомню, речь идет о хорошем канале.
Второе качество (в особенности если вы режиссер или редактор) - СКРОМНОСТЬ. Оно, кстати, и телеведущим не помешает. В кадр лезут все: и темпераментные и нет, и экстраверты и интраверты, и красивые и уроды (уроды, кстати, чаще). К сожалению, а может, и нет, слава опьяняет человека посильнее денег. Так вот, если вы достойны того, чтобы попасть в кадр, вам обязательно предложат это, но предложат другие, а вам нужно вести себя как можно скромнее, и, поверьте, это ускорит ваше попадание в кадр, если, подчеркиваю, вы этого достойны. Некоторые начинают напрягаться: Ах, это режиссер такой глупый, такой нехороший, не хочет попробовать меня в качестве ведущей.
Я авторитетно заявляю: ни один режиссер сам себе не враг.  Симпатии, антипатии, конечно, иногда имеют место, но профессия есть профессия. Принцип один - хочешь создать классную передачу, приглашай лучшего.
     Другие качества общеизвестны: пластика, ритмика, органика, музыкальность и т.д. - все, как и в любой сфере искусства. Некоторые спорят: Телевидение - это не искусство, это чистое производство. Производство? Согласен, в первую очередь телевидение - это, конечно, производство, но и искусство тоже. Вне всякого сомнения. Без творчества, без поиска, без бессонных ночей НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ настоящего, хорошего телевидения. И еще, телевизионщики в отличие от, скажем, театральных деятелей, не видят зрителя, его лица, его рук, не слышат смеха или плача в зале. У многих появляется ощущение работы для самих себя. Эдакое TV - ВЕЩЬ В СЕБЕ. Так вот, телезритель это Бог, которому должен поклоняться каждый телевизионщик. Другого пути нет, не будешь молиться этому, и только этому Богу, не станешь хорошим телевизионщиком.
    Поэтому если Вы хотите стать телевизионщиком следуйте моим заветам и у вас все будет хорошо.


Рецензии
В принципе Ваши советы хороши, если бы не одно но.
Но как раз это «но» перечеркивает все советы и
наставления. Я имею в виду тот самый непотизм.
Насколько мне известно, в США, например, по этому
пункту не разрешается работать родственникам даже
в одной обсерватории (!), а не то что на одном телевизионном
канале. А у нас, – пожалуйста, - и сват и брат. И будь вы хоть
семи пядей во лбу, но у сынка или дочки какого-нибудь
властьимущего или «лица приближенного к…» шансы
априори гораздо выше. Да Вы и сами говорите об этом.
А ведь телевидение – это власть, особенно сейчас.
Печально всё это.

С уважением,

Unforgiven   07.01.2006 00:11     Заявить о нарушении