3. Египет, часть 1

Вашингтон ОК
Квартира Смит
3 июля 2000 года
9:05

Джон Смит поспешно ходил по квартире и собирал вещи. В такой милый летний день ему приходится уезжать на очередные раскопки. В работе археолога был плюс: тебя посылали в самые экзотические места планеты, где ты искал всяких мумий, различную посуду, дома, храмы…. Но был и один огромный минус: посылают тебя, когда хотят и куда хотят. Вот и сейчас Джона послали. Хорошо, что хоть предупредили не за пол часа до вылета, а за час.
Джон поспешно находил нужные вещи и укладывал их в рюкзак. На раскопки в жаркие страны его уже давно не посылали, и было трудно вспомнить, куда он убрал ту или иную одежду. Да и вообще, не имел он привычки помнить, что куда убирает.
- Одежду взял, медикаменты взял, документы взял…. – повторял Джон в слух, чтобы не забыть ничего. Ведь раскопки это все-таки дело серьезное.
Джон остановился напротив двери в комнату своих дочерей. Он открыл ее. В комнате был небольшой беспорядок, так как Олли и Одри вечно спорили, кому убирать комнату, и, не придя к единому мнению, вообще ее не убирали. Так только иногда забьют пылесос различным хламом, который способен пролезть в шланг.
Одри дома не было. Она неделю назад уехала в Техас к тете. А Олли не поехала с Одри, под предлогом, что у нее еще много дел в Вашингтоне. И вот теперь она мирно спала. Джон посмотрел на Олли.
- Олли, я знаю, что ты не спишь. Вставай, Солнышко. Кстати, помнишь, ты всегда просила взять тебя на раскопки. Так вот, тебе представился такой шанс. Вставай и собирай вещи, если ты хочешь ехать. Что тебе делать в душном городе? А там природа, чистый воздух.
- Какая в жопу природа и чистый воздух…. – недовольно пробормотала Смит. Ну не любит человек, когда его так рано будят. – На тысячи миль вокруг тебя песок и не одного деревца, не говоря уж про воздух.
- Ты не помнишь, куда я положил инструменты…? Олли!
- В шкафу на верхней полке…. – пробормотала Олли. – Шкаф в коридоре, коридор прямо и направо.
Джон вышел из комнаты.
- Блин, ну мне когда-нибудь дадут поспать?! – возмутилась Олли, приподнимаясь на руках.
Смит посмотрела на часы.
- Ну и какого фига так рано надо меня будить?! Еще только девять.
Олли неохотно поднялась и подошла к зеркалу.
- Ой, какой ужас! – вскрикнула она, увидев свое отражение. – Понадобится около тонны косметики и пять минут, чтобы это чудовище превратить в красавицу.
Смит подошла к шкафу и открыла его. На нее сразу высыпалась куча одежды.
- Что за…! – воскликнула Олли. Она запихала выпавшую одежду под шкаф. – Ладно, что та нам надо….

Джон спустился вниз. Рядом, прислонившись к машине, стояла Олли.
- Ты все-таки решила ехать? – спросил Джон, видя Смит с рюкзаком в руках и удобной одежде.
На Смит была надета белая маечка и светло-бежевые рейперские штаны со множеством карманов, которые уже были битком набиты нужным различным хламом.
- Я не заметил, как ты вышла….
- А я вся такая незаметная…. Я же сто раз говорила, что ты никогда ничего не замечаешь. Тебя воры из дома вынесут, ты не заметишь.
- Меня, честно говоря, удивило твое согласие ехать.
- Ну, я же не упущу шанса покопаться в чьих-нибудь останках, - сказала Олли, протягивая свой рюкзак отцу.
- Не в останках, а в развалинах. Это две совершенно разные вещи, - сказал Джон, убирая вещи в багажник. – Сразу заметно, что ты не археолог.
- Правильно, я не археолог, а агент ФБР. А зачем ты везешь меня на раскопки? Совесть замучила? – съязвила Олли.
Все родственники и знакомые знали, что Джон слишком мало времени уделяет Олли, и поэтому напоминали ему об этом при каждом удобном случае.
Джон посмотрел на Олли недовольно.
- Ты томишься от безделья здесь в Вашингтоне. И вдобавок, не хочу оставлять вас с Диком здесь одних, а то вы разнесете всю квартиру. А жить-то нам где-то надо!
- Будет повод купить новую квартиру! Ну, или в кое-то веки сделать ремонт.
- Олли, я же сто раз говорил, что хочу делать евроремонт, а пока у нас на него нет времени.
- Я сто раз говорила, что нафиг нам этот евроремонт?! Ну что в нем особенного? Ведь что такое евроремонт? Выдергиваешь вилку из розетки и отваливается пол стены!
Джон улыбнулся.
- Это только у тебя пол стены отваливается, когда ты вилку из розетки вытаскиваешь. У нормальных людей такого не случается.
- Я иная…. И еще, раз я еду, то требую долю от прибыли и для себя! Хоть ремонт в своей комнате сделаю….
- По поводу доли я еще подумаю…. Если не будешь мешаться под ногами, то может, и выделю пару долларов.
- И еще вопрос, а зачем в Египет? Что ты будешь там искать? Там вроде уже все перекопали, что можно было!
- Потом расскажу, а то не будет сюрпризом. Да и вдобавок мы можем на самолет опоздать.
- А почему денег так мало?! Может, прибавишь пару ноликов к цифре два, ну или три нолика… я человек без комплексов и нуждаюсь в финансировании…. – сказала Олли и скорчила обиженную мордочку.
- Мы на самолет опаздываем, - сказал Джон, чтобы избавиться от этой темы.

Египет
Аэропорт в Каире
3 июля 2000 года
21:00 по местному времени

В аэропорту Джона и Олли встречали другие археологи: мужчина и женщина.
- Добрый день, точнее уже добрый вечер, - сказал Джон, подходя к ним. – Позвольте представить еще раз вам мою дочь Олли. Олли Диану Стоун и Сэма Грима ты знаешь.
- Рада снова встретиться, - сказала Смит. Она хорошо помнила ее самое первое дело, когда она и ее напарница Мэри выдали себя за них. Смит была уверена, что Диана и Сэм при удобном случае прикончат Олли. – И это все?! Я думала, что экспедиция подразумевает большее количество человек….
- А зачем нам больше? – сказал Сэм. – Для того чтобы исследовать раскопки не надо так много народу. Тем более что они были исследованы еще задолго до нашего появления. Мы лишь едем, чтобы проверить одну теорию.
- Какую теорию? – поинтересовалась Смит. А про себя подумала – "зачем этого козла взяли?! Терпеть его не могу!" (Далее мысли будут поставлены в кавычки. Прим авт.)
- Потом. Нас уже ждут на причале, - сказала Диана. – Капитан просил не опаздывать.
- Ну что ж… не вижу причины задерживаться здесь, - сказал Джон.
Смит, Джон, Сэм и Диана сели в такси и поехали в порт.

Египет
Порт в Каире
3 июля 2000 года
21:20 по местному времени

В порту их уже ждал пароход.
- И на этой развалюхе мы поплывем?! – возмутилась Смит, разглядывая пароход: он был небольшой. И в основном использовался как прогулочный, и очень редко для перевозок грузов. По-видимому, его давно не красили, и краска начинала потихоньку слезать с корпуса. А в отдельных местах ее вообще не было. Если очень постараться то можно понять, что пароход был сверху белый, снизу черный, а посередине была широкая красная полоса. – Такое ощущение, что ему уже лет 100! – подытожила Олли.
- Олли, тебе не угодишь, - сказала Диана, потрепав Смит по голове и улыбнулась.
Смит недовольно поморщилась и увернулась от попытки обнять себя. Диана просто обожала Олли. Она видела в ней свою младшую сестру, которая много лет назад уехала в Испанию.
- Мне можно угодить! Я не сомневаюсь, что это может держаться на воде. Я сама вижу, что вроде это еще держится. Но у меня есть сомнения, что эта развалюха умеет плавать!
- Эта развалюха в отличном состоянии. И вполне может пережить вас, юная леди, - послышался голос рядом с ними.
Олли обернулась и недовольно посмотрела на человека, который это сказал. Он стоял, прислонившись спиной к ограждению, и курил сигару. Он был высокого роста, шатен с бородой и большими усами. Его маленькие "поросячьи" глазки выглядывали из-под больших густых бровей. Он был одет в грязные темные брюки, полосатый свитер. На шее был повязан темно-красный платок. Выкинув окурок в воду, он подошел к ним.
- Добрый вечер, - сказал Джон и пожал капитану руку. – Рад снова вас видеть!
- Взаимно, - ответил капитан. – Сэм, Диана, - он кивнул им.
- Моя дочь Олли, - представил Джон Олли.
- Рад познакомиться, - сказал капитан без всяких эмоций.
- Взаимно, - пробормотала Смит, недовольно смотря на этот шкаф.
- Я надеюсь, что юной леди понравится путешествие на нашей развалюхе! - съязвил капитан, делая поклон и предлагая Олли пройти на корабль.
- Если вы мне даете гарантию, что это не развалится при ближайшем повороте, то путешествие наверное мне понравится, хотя я предпочитаю мотоциклы или катера.
- Судно очень крепкое. Оно выдержит все.
- Ставлю 10 долларов на то, что оно развалится до того, как мы доберемся до места.
Смит изобразила натянутую улыбку и, взяв рюкзак, стала подниматься на борт.

Египет
Порт в Каире
3 июля 2000 года
22:45 по местному времени

Олли проснулась посреди ночи. Назойливый комар добился своего. На протяжении получаса он жужжал над ухом Смит. Зарыться под одеяло не помогло. Там было слишком душно. Как только Олли вылезла из-под одеяла, комар тут же приземлился на ее лоб. Олли со всей силы ударила по лбу. Комара она, конечно же, убила, но зато сон как рукой сняло. Смит перевернулась на спину и положила руки под голову. Несколько минут она лежала с закрытыми глазами, слушая голоса на палубе, и пыталась заснуть. Но сон все-таки решил к ней не возвращаться. Тогда Олли открыла глаза и стала смотреть в иллюминатор. Смит поняла, что до сих пор пароход стоит на месте.
На палубе кто-то разговаривал. Олли стала прислушиваться к голосам, чтобы понять, о чем говорят люди на палубе. Ведь все равно было делать нечего.
- Да, мистер Смит. Вы меня правильно поняли. Это должно находиться в….
Дальше Олли не расслышала, что сказал человек. Смит поняла, что кто-то разговаривает с ее отцом. Олли медленно встала. Она решила незаметно пробраться на палубу и выяснить, кто и о чем разговаривает с ее отцом. Любопытство взяло верх над холодом и москитами.
Смит незаметно пробралась на палубу. Она спряталась за какой-то бочкой. Оттуда ей хорошо было видно и слышно о чем говорит ее отец с тем человеком.
- Тогда мы договорились, мистер Смит. Помните, я заплачу любые деньги, если вы достанете мне это, - сказал человек, который стоял рядом с Джоном.
С этими словами человек стал уходить. Джон остался стоять у перил, провожая собеседника взглядом. На улице было темно, и Олли удалось разглядеть лишь удаляющийся силуэт.
- «Блин», - подумала Смит. – «Все интересное проспала. Кто это был, интересно? Жаль что на палубе слишком темно. Средний рост тоже мало о чем говорит. У моего отца много знакомых среднего роста, вдобавок очень состоятельных».
Когда человек ушел, Смит осторожно вышла из своего укрытия и подошла к отцу.
- Пап! – окликнула его Олли, когда подошла к отцу.
- Олли?! – Джон испуганно вздрогнул. – Почему ты не спишь?!
- Не спиться…. Ты опять куришь?! – удивилась Смит, почуяв от отца запах табачного дыма. Джон ничего не ответил. - Когда мы поедем? Или мы так и будем стоять на месте, пока этот пароход не пустит корни?!
- Скоро поедем. Иди спать. Завтра с утра мы будем на месте. Тебе надо выспаться, завтра нам предстоит тяжелый день. Ведь до места назначения придется долго ехать.
Джон отвернулся от Олли и облокотился на перила.
Олли поняла, что больше ничего не узнает. Она молча развернулась и пошла к себе в каюту.
Смит легла на кровать и положила руки под голову.
- «Интересно», - размышляла про себя Олли, - «Я уверена, что тот человек хочет, чтобы отец нашел ему какую-то вещь на раскопках. И могу предположить, что эта вещь очень ценная, раз ее доверили найти моему отцу. Но кто приказал?! Это мне предстоит узнать. Ох, это мое треклятое любопытство! А пока….»
Смит закрыла глаза. Через несколько минут она заснула.

Египет
Где-то в 20 милях от Каира
4 июля 2000 года
14:25 по местному времени

Когда Олли проснулась, то быстро оделась и поднялась на палубу. Пароход медленно плыл, рассекая голубые волны. На небе ярко светило солнце, обжигая своими лучами лицо, руки и другие незащищенные одеждой участки тела. Небо было чистым. Только далеко почти у самого горизонта плыли небольшие облака.
На палубе Смит заметила Сэма, Диану и отца. Они сидели на скамейке и о чем-то разговаривали. Олли уже хотела подойти к ним, но в это время они заметили ее.
- Долго спишь. Мы уже снова успели проголодаться после завтрака, - сказал Сэм, вставая с места. Его примеру последовала и Диана. – Завтрак ты проспала, так что обойдешься только обедом.
- Предлагаю подняться и пообедать, - сказал Джон, поднимаясь вслед за Дианой и Сэмом.
Олли, Джон, Диана и Сэм поднялись на верхнюю палубу. Они сели за небольшой столик. Через несколько минут им принесли обед, который состоял из какого-то странного холодного супа, который Смит отказалась есть, и была права, и впоследствии узнала, что он был из змей и прочей ползучей гадости. На второе подали спагетти с сыром. А на десерт был прохладный апельсиновый сок.
Олли даже во время обеда не переставала думать о том человеке, которого видела вчера вечером. Она твердо для себя решила после обеда пойти и что-нибудь узнать про него.

 Пообедав, Олли спустилась на палубу. Там у перил стоял капитан и курил сигару.
- «Вот подходящий кандидат для допроса».
- Доброе утро, мисс, - произнес капитан, поправив на голове кепку. – Точнее уже день!
- Доброе, - ответила Олли. – Можно у вас спросить? Вы знаете, что вчера, пока мы еще не отплыли, к вам на палубу поднимался человек. Он разговаривал с моим отцом, а потом ушел. Это было где-то около 11 часов. Вы ничего не видели?
- Нет. Мне платят деньги, чтобы я перевозил людей, а не следил за ними, - сухо ответил капитан. – Мне нет дела до того, кто появляется на этом корабле.
- Но это же ваш корабль! Мне, к примеру, было бы совсем не безразлично, кто и чем на нем занимается. Вы точно не знаете, кто приходил? – переспросила Олли.
- Меня даже не было на пароходе в это время. Мисс, мне платят деньги не только за перевозку, но и за молчание.
- А можно еще вопрос. Что-то я пока не заметила других пассажиров, а только видела одну команду. Мы одни здесь?
- Да. Вы, ваш отец, Грим и Стоун.
- А почему так? Какая выгода оттого, что вы перевозите так мало людей?
- Мисс. Еще раз повторяю, зачем вам это знать? Мы уже приближаемся к месту назначения. Мне надо идти.
Капитан с этими словами удалился.
- «Стоп, капитан курит! Ну, как я сразу не догадалась, что от отца пахло чужими сигаретами! Но запах от сигар капитана не похож на запах сигарет того человека…. Значит, это был не капитан…. Да и с чего это ему дорогие археологические находки?! У него и так не много денег…. Но кто это мог быть?! Не люблю, когда вокруг меня начинают собираться тайны. Это всегда значит, что я влипну в очередную историю…. А мне бы этого сейчас не хотелось…. Хоть одно бы лето провести без всяких приключений».
В это время раздался гудок. Олли перегнулась через бортик и посмотрела вперед. Впереди виднелась небольшая пристань. Также Смит разглядела силуэты людей, которые стояли на причале. Через несколько минут пароход причалил, и Олли, Джон, Сэм и Диана сошли на берег.

Египет
Где-то в 20 милях от Каира
4 июля 2000 года
19:25 по местному времени

На берегу их уже ждали проводники и транспорт. Джон, Смит, Сэм, Диана и гиды сели в автомобили и направились вглубь пустыни.
Ехали они довольно быстро и довольно долго, переезжая с одного бархана на другой. Добравшись до вершины очередного бархана, машины остановились.
- Приехали, - сказал Джон, вылезая из машины.
Олли нехотя вылезла из машины. Она взяла свой рюкзак и повесила на плечо. Затем она посмотрела вниз. Внизу бархана были раскопки храма, расположенного на две трети под землей. Трудно подобрать слова чтобы описать эти раскопки, скажу лишь одно - они были прекрасны. У Смит от восторга даже приоткрылся рот.
- Закрой рот, а то жук залетит! – крикнул Сэм и засмеялся. – Пойдем, я покажу тебе это чудо вблизи.
Олли стала медленно спускаться с горы. Тонны песка попадали ей в кроссовки. У нее на уме было одно: спуститься и накостылять Сэму. Спустившись вниз, Смит стала вытряхивать песок. Рядом она увидела отца. Про Сэма она забыла, точнее, пообещала сама себе накостылять ему позже. Олли подошла к отцу.
- Для начала мы разобьем лагерь. Разбивать будем здесь, - сказал Джон, указывая на площадку. - Олли ты будешь жить с Дианой, а я с Сэмом. Надеюсь, что мы здесь пробудем недолго, - добавил он, смотря на недовольное лицо Олли.
Смит положила свой рюкзак на землю и опустилась на корточки, чтобы достать телефон. Она хотела проверить, как он будет здесь себя вести. Роясь в рюкзаке, Олли подняла голову и увидела наверху бархана каких-то людей. Это не были те гиды, которые довезли Смит и остальных до раскопок. Они были одеты в одежду, характерную для людей этой страны. Вдобавок у них было оружие, которое они наставили на археологов.
- Пап…. – сказала Олли, медленно поднимаясь и смотря на людей.
Джон посмотрел на людей, а потом на Олли.
- Я сейчас, - сказал он и пошел к людям.

- Добрый день, мистер Смит, - с акцентом произнес один из людей. По видимому он был главным.
- Добрый день. Что вы здесь делаете?
- Нас просили удостовериться, что все идет как положено.
- Мы добрались сюда. За поиски возьмемся завтра. Сегодня уже поздно.
- Мы еще как-нибудь приедем, чтобы проверить как у вас дела….
- Не стоит беспокоиться. Передайте хозяину, что я надежный человек и выполняю свои обещания. И не стоит за мной приглядывать как за маленьким. Коллеги могут подумать что-нибудь плохое.
Али, так звали лидера, ничего не сказал. Он и его люди молча сели в джипы и уехали.

Джон спустился с бархана. Внизу его встречала Олли.
- Кто это? – спросила Олли, когда Джон подошел к ней.
- Все в порядке. Они проверяли разрешение на проведение раскопок. Они больше не приедут.
- Когда мы будем искать то, зачем мы сюда приехали? – поинтересовалась Олли.
- Завтра.
- Почему завтра? – поинтересовалась Олли. Ей не терпелось пойти на раскопки.
- Уже восьмой час. Скоро стемнеет. Ты можешь пока погулять по раскопкам, но не уходи далеко. И как только начнет темнеть, сразу возвращайся. А то мало ли что может произойти. Это тебе не город.
- Хорошо.

Египет
Где-то в 20 милях от Каира
5 июля 2000 года
10:25 по местному времени

Смит вылезла из палатки и потянулась. День был хорошим. На небе не было ни облачка. Олли посмотрела на часы, было около 11.
- Доброе утро, - сказала Олли, подходя к отцу, Сэму и Диане.
Они сидели и завтракали.
- Садись есть, - сказал Джон. – Мы уже закончили.
- Я не хочу есть, - сказала Олли.
- Тогда пошли на раскопки, - сказал Сэм. – Твое желание наконец-то исполнится.
- Одно из желаний? – удивилась Олли. А затем грубо добавила - Мое самое главное желание…!
- Ну, вы еще подеритесь! – сказала Диана, прерывая начинающийся спор. – Пошли! – она взяла Сэма под руку и потащила к палатке с оборудованием. Следом пошли Джон и Олли. Джон, Сэм и Диана взяли нужное оборудование и направились в храм. Олли медленно поплелась за ними, рассматривая фотокамеру, которую ей дали.
- Так, - сказал Джон, останавливаясь перед входом. – Надо разделиться. Мы с Сэмом пойдем на нижний уровень, а вы продолжайте поиски на верхнем.
- Хорошо, - сказала Диана, проверяя оборудование.
Джон и Сэм вошли в храм.
- Ну, пойдем, - сказала Диана и вошла в храм.
Олли пошла за ней. При свете дня храм казался еще краше. Большие колонны поддерживали свод храма.
На полу были расставлены приборы и метки.
- А вы давно встали? – поинтересовалась Олли, догоняя Диану.
- Давно. Мы уже успели обследовать этот зал.
- А что мы ищем? – поинтересовалась Смит.
- Ты знаешь что-нибудь о Таро?
- Ну, немного знаю. Карты такие…. Гадают на них. А что?
- Ты мало чего о них знаешь….
- Я же говорила, что мало о них чего знаю!
- Я тебе расскажу. Карты, на которых ты гадаешь, хоть и называются таро, но это не настоящие Таро.
- Естественно. Это сто какая-то копия с настоящих.
- Так вот…. Карты, известные ныне под названием "Таро", восстановленны французским окультистом Эттейлой. В классическом варианте колода Таро состоит из 78 карт, которые делятся на две части. Первая - старшие Арканы - 22 карты, вторая - Младшие Арканы - 56 карт. Раз ты гадаешь, то это должна знать. Считается, что Таро изначально представляло собой иероглифическую "Книгу Тота", составленную Гермесом Трисмегистом, магом и ученым, жившим в Египте, пять тысяч лет назад. Изображения семидесяти восьми символом и поныне существуют на стене подземной галереи одного из египетских храмов. Кстати, по преданию египтяне получили изображения Арканов от жителей Атлантиды.
- Я не знала что Таро изображены на стене храма. Ну, точнее египтяне все рисовали на стенах…. Но я не думала, что нет обычных бумажных, то есть физических карт.
- Вот все так и думают….
- То есть, ты хочешь сказать, что существует колода Таро?!
- Да. И есть предположение, что она находится где-то в этом храме.
- Значит, ее мы ищем?! Но для кого мы ее ищем?! Для музея?
- Нет. Для частного лица.
- Но зачем?! Ведь если предсказания обычных Таро часто сбываются, то предсказания этих точно сбудутся! Нельзя этого допустить! Нельзя допустить, чтобы они попали в руки обычных людей!
- Олли, это не наше дело. Нам платят, мы должны выполнять свою работу.
- А тем более это не мое дело…. – сказала Смит, но подумала обратное.
- Как я понимаю, ты мало чего знаешь о Египте и его культуре. Я могу тебе кое-что рассказать.
- Ну, расскажи. Все равно делать больше нечего….
- Хорошо. С чего бы начать? Расскажу тебе все с самого начала. Древний Египет, наряду с Месопотамией, является одним из очагов мировой цивилизации. Название страны происходит от искаженного греками поэтического наименования одной из ее столиц, имеется в виду Мемфис, если ты не знаешь, - Хет-ка-Птах, что в переводе означает "Крепость духа бога Птаха". Сами египтяне называли свою родину "Та Кемет" - "Черная земля", вследствие плодородия почвы.
- Хе-е-е… кто?! – переспросила Смит. - Язык сломаешь…. И как ты только такую чушь помнишь?! Я бы давно из головы выкинула этот бред!
- Это не чушь, а наши предки.
- Не знаю как ваши предки, а лично мои предки с другой планеты.
Диана улыбнулась.
- О пришельцах поговорим потом, а сейчас продолжим твое образование. По своему языку жители Египта, наряду с древними обитателями Палестины - жителями Ханаана, относятся к хамитской группе семито-хамитской языковой семьи. Данная семья, в целом, включает также арабов, берберов, евреев и кушитов, обитателей северо-восточной Африки.
- Ой, можно без всякой терминологии и прочих идиотских названий?! – попросила Олли.
- А иначе никак не рассказать. Хорошо, попробую более понятными словами…. В конце 4 тыс. до н.э. на территории Верхнего - долина Нила - и Нижнего Египта - дельта Нила - складываются княжества-номы. Их правители – номархи - ведут междоусобные войны, в результате которых возникают два главных государства: Верхний Египет и Нижний Египет.
Вскоре, правитель Верхнего Египта Нармер предпринял попытку завоевания Нижнего Египта, о чем мы знаем, благодаря сохранившейся плите - "Плита Нармера". Однако историческим объединителем страны явился царь Верхнего Египта Менес, он же Мин, основатель 1 династии, около 3000 г. до н.э.. Время правления первой и второй династий принято называть Ранним царством.
Ранее царство послужило прелюдией к одной из трех главных эпох египетской истории - Древнему царству, 3 - 6 династии, 2800 - 2250 гг. до н.э.. Именно в период Древнего царства были созданы знаменитые египетские пирамиды, не имеющие аналогов во всей мировой архитектуре.
- Царь Египта именовался фараоном, что в переводе означает "большой дом" и обладал деспотической властью, довольно органично возникавшей в районах, где проводились масштабные ирригационные работы, требовавшие концентрации усилий многих тысяч людей - подобно территориям Тигра и Евфрата или Хуанхэ. Столица Древнего царства находилась в городе Мемфис. Бла-бла-бла! Учебник по истории за пятый класс…. – сказала Олли. – Знаю, читала…. И не лень тебе его наизусть было учить, а?
- Не лень. Это моя специальность.
- Странно. А как же биология?
- Ну биолог это скорее всего как профессия, а археология – хобби.
- У меня тоже много разных хобби, в том числе изучение мифологии. Но я же не заучиваю дословно тексты из книг.
- Я же преподаю в университете. Из года в год одни и те же лекции. Наизусть все это уже знаешь.
- Ладно, давай дальше рассказывай.
- На чем я остановилась? Вспомнила…! О власти фараонов говорят пирамиды, служившие их гробницами. Этот факт сам по себе уникален, ибо, как правило, главными архитектурными сооружениями даже в самых деспотических сооружениях бывают крепости и храмы. Отвлечемся от истории. Сколько пирамид ты знаешь?
Смит призадумалась….
- Я где-то вычитала, что в Египте 90 пирамид. А из названий…. Я знаю только пирамиды Хеопса.
- Нда…. Ну хоть что-то ты знаешь…. Самыми большими пирамидами являются пирамиды фараонов династии Хуфу, по гречески Хеопс - 146 метров высотой, Хафры или "Хефрен" и Микерина.
- Во людям делать было нечего…. И кому же это могло прийти в голову, создать такое?!
- Ты зря так говоришь…. Изобретателем пирамид считается гениальный министр, архитектор и математик Имхотеп. До него правителей, и просто знатных людей хоронили в плоских склепах "мастабах". Имхотеп догадался на большую мастабу класть несколько других, все уменьшавшихся в размерах, и, таким образом, получилось ступенчатое пирамидальное сооружение - первая пирамида фараона Джосера. Позднее, египтяне начали делать грани пирамид гладкими, без уступов.
- Я слышала, что вы, то бишь всякие археологи и искусствоведы любите сравнивать Мавзолей В.И.Ленина именно с пирамидой Джосера. Я думаю, что, гораздо более гробница Первого вождя напоминает пирамиды индейцев Центральной Америки - майя. Пирамиды майя, правда, не были местами захоронения. На вершине ступенчатых месоамериканских пирамид находился маленький храм, где жрецы приносили жертвы богу солнца.
- Я смотрю, все же какие-то познания в этой области у тебя есть.
- Трупы – это мое призвание…. Да и вдобавок не забывай, кто мой отец и каково мое хобби. У нас дома вся полка забита различными вазочками, кувшинчиками и прочей посуды с древних храмов и поселений. Так что там было дальше, после этого вашего Имхотепа?!
- Внешняя политика Древнего царства была относительно мирной, за исключением военно-торговых экспедицию по Нилу к югу, да грабительских набегов в Азию, сейчас это территория Палестины. К концу правления 6 династии, власть фараонов пришла в упадок, и страна вновь распалась на множество отдельных номов.
- Гип-гип-ура! – воскликнула Смит.
- Олли! – недовольно пробормотала Диана.
- А я что?! Я ничего! Продолжай.
- Однако, в условиях Нила, раздробленность крайне вредно сказывается на сельском хозяйстве и жизни людей, и через двести лет произошло новое объединение Египта. На этот раз его осуществили правители Фив, город, расположенный на Ниле южнее Мемфиса. Начинается период Среднего царства, 11 - 13 династии, 2050 - 1750 гг. до н.э.. История Среднего царства характеризуется ослаблением власти фараонов. Так, например, пирамиды строились из кирпича, и дошли до нас в виде холмов. Вообще, устройство страны несколько напоминало феодализм, так как правители отдельных номов имели собственные вооруженные силы. Несмотря на это, страна продолжала развиваться. Египет установил отношения с островом Крит, знаменитая крито-минойская цивилизация, чье искусство имеет с египетским много общего. Отряды фараонов проникли в Ливию. Проводились значительные ирригационные работы, особенно в Фаюмском оазисе, была освоена бронза. Наиболее репрезентативными сооружениями были крепости и храмы. При 13 династии Египет потрясло грандиозное крестьянское восстание, красноречивое описание которого оставил нам вельможа Ипусер - "Речение Ипусера". Он повествует о разгроме государственного аппарата, штурме царского дворца, переворачивании социальной пирамиды. "Верхи стали низами, низы – верхами. Олли, - позвала Диана Смит, которая ее не совсем слушала.
- А?! Вот я и говорю, вашему Имхотепу делать было нечего! Ведь какой это труд создавать таких гигантов.
- Ты это про что?
- Про пирамиды. Ведь каждый каменный блок весил около 2,5 тонн – как большой джип. А на строительство пирамиды Хеопса ушло 2.300.000 блоков. И строили ее 20 лет. Строили, строили, и наконец построили! 147 метров высотой! Между прочим, была самым высоким сооружением, пока французы свою знаменитую башню не построили! И сколько было загублено жизней?! Ведь для постройки одной такой пирамиды требовалось около 4000 рабочих. Плюс ко всему этому доставка тяжелых блоков из отдаленных районов. Дурдом! И ради чего?! Чтобы какой-то деспот мог построить себе мегасклеп?!
- Интересный у нас метод! Я рассказываю с научной точки зрения, а ты со своей точки зрения. Интересно, что ты думаешь по поводу иероглифов?
Смит как раз остановилась у колонны и разглядывала один из них.
- Расскажи о иероглифах с научной точки зрения, а я скажу свою, - сказала Олли, чтобы только отделаться от Дианы.
- Хорошо. Письменность Древнего Египта - одна из древнейших в мире. Древнейшая ее разновидность - иероглифы. Из иероглифики развились скорописные разновидности египетского письма - иератика и демотическое письмо. Древнейшие египетские надписи на таблицах и булавах царей представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса. Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства.
- Вот именно, одни ребусы, - сказала Олли, разглядывая колонну и иероглифами. – Что здесь написано? – поинтересовалась Смит.
- Не знаю. Я в этом не разбираюсь. Спец в этом мой друг. Но его сейчас нет. Так вот, по поводу иероглифов, думаю, тебе будет интересно узнать, что всего около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка – фонограммы, и смысловые понятия - идеограммы. Фонограммы передавали не более четырех согласных звуков; гласные, как и во многих других афразийских языках, не выписывались, и их чтение в настоящее время установлено лишь условно. Большинство идеограмм было детерминативами, то есть определителями, ставившимися после звукового написания слова и указывавшими, к какой категории предметов или явлений оно относится, изображение человека указывало на обозначение профессии, должности или социальной категории, ног на глагол движения. Однако некоторые идеограммы могли передавать значение целого слова и без его звукового написания: в таких случаях рядом с ними ставилась вертикальная черта, к примеру, изображение солнечного диска с чертой под ним означало "солнце". Таким образом, древнеегипетская письменность была развитым и для своего времени гибким и удобным словесно-слоговым письмом. Овладение им было сравнительно легко из-за отсутствия гласных и привязки каждого знака к конкретному изображению.
Последние иероглифические и иератические тексты относятся к 3-4 вв. н. э., последняя демотическая надпись к середине 5 в. н. э. В это время египетский язык входит в свою коптскую стадию с графикой, разработанной на основе греческого алфавита.
- Блин, я в 26 буквах путаюсь, а эти как-то 700 знаков понимали и не путали! Странные люди были, эти египтяне! Вот мое мнение.
Немного помолчав, Смит сказала:
- А говорила, что ничего не понимаешь в иероглифах.
- Я не говорила, что прямо ничего не понимаю, я их читать не умею. Знаешь, Олли, в божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти. Египетские художники не знали перспективы, но всеми доступными им средствами они стремились правдиво отражать действительность. Тот, кому удастся полностью погрузиться в созерцание ярких египетских фресок, даже не обладая специальными знаниями, сможет составить себе представление о жизни Древнего Египта. Многие из фресок производят странное, волнующее впечатление на зрителя. Достаточно назвать настенную роспись в гробнице Нахта, жреца Амона, изображающую грациозных девушек с флейтами, арфами и лютнями.
- Не знаю, не видела эти росписи…. Все это очень интересно и поучительно, но хватит истории. Расскажи мне лучше про пирамиды. Единственное что меня привлекает в этой жуткой стране, - Смит подумала, что эта тема точно надолго займет Диану.
- Про пирамиды, так про пирамиды. Филон называл среди чудес света "пирамиды у Мемфиса", большинство авторов - пирамиды "вообще", некоторые - три пирамиды в Гизе, а самые придирчивые считают чудом света только Большую пирамиду Хеопса. Самая древняя пирамида - пирамида фараона Джосера - была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп, которого ты так не любишь, был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку 545х278 метров. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота ее - 60 метров, основание со сторонами 118х140 метров. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта и коридоры со множеством боковых ходов и ответвлений. Пирамида Джосера была ступенчатой, имела форму лестницы, по которой фараоны якобы восходили на небо. Значение комплекса пирамиды Джосера состоит главным образом в том, что это первая в Египте монументальная каменная постройка. Имхотеп изготовил из камня те элементы и части зданий, которые до него делались из кирпича и других материалов. И вообще в религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот, кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Но прежде всего нужно было сохранить невредимым тело - обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов и постройку гробниц, напоминавших скорее крепости. Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии. Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм открыл еще одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в двадцати километрах от Каира! Как я уже говорила, самые знаменитые - три большие пирамиды близ Гизэ: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э. На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о строительстве этой пирамиды: "Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет."Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противоздушной обороны. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров. Пирамида состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизэ хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый - 15 тонн, общий вес пирамиды - 5,7 млн тонн. Исследователи, пытавшиеся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение и придать ему геометрически правильную форму, просто становились в тупик. Иногда даже высказывалось мнение, что пирамиды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и в создании этих колоссальных сооружений принимали участие... инопланетяне. Пирамиды были построены при помощи мускульной силы. На правом берегу Нила, в каменоломнях вблизи Мемфиса, тысячи людей были заняты добычей известняка. Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь под углом подъема 15о. По мере сооружения пирамиды насыпь удлиняли. Когда строительство в основном заканчивалось, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками. Качество работы этих строителей, живших сорок семь столетий назад, было таково, что несовпадения горизонтальных и вертикальных линий пирамиды не превышают ширину большого пальца. Камни настолько плотно пригонялись один к другому, что между ними нельзя просунуть даже иголку. Большую пирамиду Хеопса нередко называли Библией в камне. На рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розовато-персиковой, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серовато-черной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину. Пирамида Хеопса, может быть, самое грандиозное сооружение на земле. Даже во времена наибольшей славы и величия любого из европейских монархов у него не было такого дворца, который сравнился бы размером с гробницей этого фараона. Меньше ее и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, и даже Эскориал в Испании.
- Чушь! – послышался голос Сэма.
Вскоре появился и он сам.
- Я расскажу тебе про пирамиды. Я лучше про них знаю, чем Диана.
Олли присела на пол, облокотившись спиной на колонну. Диана тоже присела на пол. Сэм начал свой рассказ.
- Никто не помнит Хеопса живым. Все его помнят только мертвым. Он был мертвым и сто, и тысячу, и три тысячи лет назад и всегда, всегда будет мертвым - пирамида увековечила его смерть. Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса жившего около 2551 - 2528 гг. до нашей эры. Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Пирамида Хеопса в древности достигала 146 м, в настоящее время верхняя часть пирамиды разрушена и нынешняя ее высота составляет 137 метров. На строительство пирамиды Хеопса ушло 2,3 миллиона каменных блоков средним весом 2,5 тонны каждый. Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы отполированными плитами из мелкозернистого песчаника, которые затем были использованы на строительство дворцов султанов и сооружение домов в Каире. Об объеме использованного при строительстве пирамиды материала можно судить по такому факту: согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии ушло меньше материала, чем на одну пирамиду Хеопса. В последнее время некоторые ученые высказывают сомнение в том, что Большая пирамида действительно была усыпальницей фараона Хеопса. В пользу такого предположения они выдвигают три аргумента:
Погребальная камера, вопреки обычаям того времени, не имеет никаких украшений.
Саркофаг, в котором должно было покоиться тело умершего фараона, лишь грубо отесан, т.е. окончательно не готов, а крышка саркофага вообще отсутствует.
И, наконец, два узких хода, по которым через небольшие отверстия в корпусе пирамиды в погребальную камеру проникает воздух снаружи. Но мертвые в воздухе не нуждаются - вот еще один весомый аргумент в пользу того, что пирамида Хеопса не была местом погребения. Вход в пирамиду Хеопса первоначально находился с северной стороны, на уровне 13-го ряда гранитных плит. Сейчас он закрыт. Проникнуть внутрь пирамиды можно по лазу, оставленному древними грабителями. Более 3500 лет внутренность Большой пирамиды не была потревожена никем: все входы в нее были тщательно замурованы, а саму гробницу, по представлениям египтян, охраняли духи, готовые умертвить каждого, кто попытается проникнуть в нее.
А вот к примеру Пирамида Микерина или Менкаура - самая маленькая и самая «младшая» из всех трех пирамид комплекса Гиза. Пирамида Микерина, внука Хеопса, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина стороны – около 109 метров. Первоначально она была на 4 метра выше, но длину сторон сохранила, ибо наносы песка защитили нижнюю часть ее облицовки. Облицовка эта - из красного асуанского гранита - первоначально покрывала пирамиду почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в XVI веке, пока ее не ограбили мамелюки. Вначале пирамида имела основание примерно 60х60 метров, и только позднее оно было почти вдвое увеличено. Свою погребальную камеру фараон Менкаура повелел вытесать всего в 6 метрах под основанием, но на следующей фазе строительства опустил ее на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного больше, чем в пирамидах Хуфу или Хафра. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно двадцатиметровой высоты, т.е. уровня гранитной облицовки. В отличие от остальных пирамида Менкаура стоит не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков. Погребальная камера сравнительно мала - всего 6,5х2,3 метра и высотой 3,5 метра. Потолок составлен из двух блоков, снизу вытесанных наподобие полуарки, так что создается впечатление свода. Стены погребальной камеры и входного коридора выложены отшлифованным гранитом, коридор с первоначальной усыпальницей и помещениями для погребальной утвари соединяла лестница. Когда британский полковник Говард Венс проник в 1837 году в погребальную камеру этой пирамиды, он обнаружил там базальтовый саркофаг, деревянную крышку гроба в виде человеческой фигуры и кости. Саркофаг утонул вместе с кораблём, перевозившим его в Англию, а датировка крышки гроба и костей отнесла их к эпохе раннего христианства. Перед Пирамидой Микерина возвышаются три Пирамиды-спутницы, которые еще меньше, чем спутницы Пирамиды Хеопса. Пирамида-спутница с восточной стороны, изначально облицованная розовым гранитом, была, без сомнения, предназначена для супруги фараона Хармер-Нсхти II. Заупокойный комплекс Микерина сохранился плохо, так как некоторые части его, построенные в спешке из кирпича-сырца, вскоре обрушились.
На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена или Хафры, высота которой 136,6 метра, ранее 143,5, а длина стороны - 210,5 метра. Визуально пирамида Хефрена, сохранившая 22 ряда облицовки, кажется выше пирамиды Хеопса. Эффект достигается за счёт того, что её основание находится на более высокой отметке. Вообще с тех точек, на которые возят туристов, пирамида Хефрена кажется центром всего ансамбля. Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм пирамиды Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5 м, построен из больших блоков гранита. Перед храмом находилась пристань, куда приcаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде помоста, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипос с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую. Внутренняя структура пирамиды Хафра относительно проста. Две камеры и два входа на северной стороне, один - примерно на высоте 15 метров, другой - под ним, на уровне основания. Сейчас внутрь пирамиды попадают из верхнего входа по коридору, который под самым основанием выравнивается и приводит к погребальной камере. Коридор, ведущий от нижнего входа, сначала опускается на десятиметровую глубину, а после небольшого ровного отрезка снова поднимается и приводит к верхнему коридору; сбоку у него имеется отвод в небольшую камеру, оставшуюся незавершенной. Погребальная камера находится примерно на оси пирамиды, она вытянута с востока на запад на 14,2 метра, с севера на юг - на 5 метров, высота ее - 6,8 метра. Камера вытесана в скале, только сводчатый потолок уходит в каменную массу пирамиды. В этой камере до сих пор стоит пустой саркофаг с разбитой крышкой, обнаруженный археологом Бельцони в 1818 году; сделан саркофаг из прекрасно отшлифованного гранита. Больше в пирамиде нет никаких камер и шахт, туннель Бельцони тоже уже занесен песком. Эта пирамида представляет собой самую компактную постройку на свете: при объеме известняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в ней составляет менее 0,01%.
Все замолчали. Сэм ожидающе посмотрел на Смит.
- Впечатляет…. – сказала Олли и потрясла головой.
- Ты еще о сфинксе не слышала! Вот я тебе о нем и расскажу. Гигантская статуя с телом льва и головой человека смотрит из Египта на Восток вдоль тридцатой параллели. Она вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато Гизы, и имеет размеры 72 метра в длину и 20 метров в высоту. Она выветрена и истерта, избита, покрыта трещинами и осыпается. Это - Великий Сфинкс. Некогда его считали вечным богом. Затем он попал в ловушку забвения и погрузился в заколдованный сон. Какую же тайну хранит этот величественный страж? «Сфинкс» по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса». Сфинкс - символ мудрости, могущества, силы, достоинства и королевской власти. Сфинкс Гизы - самый древний и самый большой сфинкс в мире, он охраняет подходы к пирамидам Хеопса, Хефрена, и Мекерина. По одной из легенд лицо сфинкса - это лицо фараона Хафра (Хефрена), согласно другой легенде сфинкс представляет собой бога Гора, наблюдающего, как восходит над горизонтом солнце - его отец Бог Ра. В мифах древних греков Сфинкс - чудовище, порождённое Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Сфинкс расположилась на горе близ города Фивы и задавала каждому проходившему загадку - «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевшего дать разгадку, Сфинкс убивала. Разгадал загадку Эдип - «Человек в детстве, зрелости и старости». После этого Сфинкс бросилась со скалы. Шли века. Менялся климат, менялись культуры, религии, языки. Менялось даже расположение звезд на небе. Но статуя оставалась таинственной, погруженной в молчаливое раздумье. Часто ее засыпали пески, и время от времени какой-нибудь великодушный правитель давал команду расчистить статую от песка. В течение веков тело Сфинкса неоднократно засыпал песок, так что на поверхности оставалось лишь его загадочное лицо пяти метров в высоту. Самая знаменитая расчистка была проведена фараоном Тутмосом Четвертым, которому во сне явился бог Хармакис и приказал освободить Сфинкса от песка. Что касается следов разрушения на лице легендарного человека-зверя, то они отчасти являются следствием ветровой эрозии, отчасти обязаны пушкам мамелюков, которые упражнялись на нем в прицельной стрельбе. В эпоху ислама пустыня погребла Сфинкса по самую шею, и статуя получила не то новое, но то очень старое имя – Абуль-Гол. «Вблизи одной из пирамид, - рассказывал в двенадцатом веке Абдель-Латив, - есть колоссальная голова, выглядывающая из земли. Ее называют Абуль-Гол». А в четырнадцатом веке Эль-Макризи записал, что некий человек по имени Саим-эд-Дар «хотел искупить ряд религиозных ошибок, направился к пирамидам и обезобразил лицо Абуль-Гола, которое так осталось в этом состоянии до нашего времени. С момента этого надругательства началось наступление песков на обработанные земли Гизы, и люди связывают это с фактом надругательства над Абуль-Голом».
- От культуры пришли к вандализму….
- Это еще не вандализм! Вот мумификация – это настоящий вандализм, - сказал Сэм. – Ты знаешь, что мумии – это высохшие тела, зачастую тысячелетней давности. Слово "Мумия" произошло от арабского термина, означавшего "битум", особый вид смолы. Когда арабы впервые увидели мумифицированные тела, они подумали, что те покрыты битумом: именно поэтому мумии и получили такое название.
- Египтяне верили, что однажды мир погибнет, и тогда мертвые отправятся в потусторонний мир. Это будет невозможно, если тело не сохранится. Именно поэтому египтяне хотели избежать разложения своих тел. Если часть тела загнивала, или отсутствовала, они заменяли ее кусочком материи или дерева, для того чтобы в потустороннем мире человек мог пользоваться целым телом. Представь себе, Олли, что даже через тысячи лет после мумификации можно узнать, был ли человек толстым, и были ли у него прыщи. Для этого достаточно внимательно посмотреть на мумию, - сказала Диана, перебив Сэма.
- Фу! Гадость какая! – сказала Олли.
- Это еще не гадость! – ответил Сэм. – Гадость только впереди. Когда-то египтяне , чтобы высушить мертвое тело, зарывали его в песок. Потом они открыли вещества, которые оказывают такое же воздействие. Мумификация была очень дорогостоящим процессом, и в начале только самые богатые люди, например фараоны, могли себе ее позволить. Позднее мумификация стала очень распространена. Тот, кто изготавливал мумии, назывался бальзамировщиком: он забирал тело в лабораторию на левом берегу Нила, а священнослужители контролировали его работу. Существовали различные уровни мумификации: как простые и дешевые, так и дорогие.
- И что в этом ужасного? – поинтересовалась Смит.
- В этом ничего, я расскажу про процессы изготовления мумии, - сказала Диана. – Бальзамировщик вынимал мозг через нос. Затем он вырезал печень, желудок, кишечник и легкие и помещал их в канопы. Чтобы тело высохло, его набивали травой, песком и тряпками. Затем бальзамировщик покрывал тело натром и оставлял на 40 дней. Когда тело высыхало, его содержимое вынимали, а кожу смягчали при помощи благовонных мазей. Затем тело заворачивали в льняные бинты вместе с драгоценностями и амулетами, которые должны были защищать покойника в потустороннем мире. Иногда поверх повязок рисовали лицо.
- Жуть! – возмутилась Олли. – У меня даже аппетит прошел.
- А знаешь, как они вынимали мозг?! Запихивали через нос раскаленный прут и перемешивали мозги, а затем отсасывали его через трубочку! – воскликнул радостно Сэм.
- Хватит! – не выдержала Олли.
- После мумификации тело укладывали в три деревянных гроба, вложенных один в другой. А затем в каменный ящик – саркофаг. Наконец готовый саркофаг переносили в гробницу и замуровывали ее. На стенах гробниц рисовали заклинания, а рядом с телом складывали амулеты. Там же находились мебель, ценности и еда, необходимые усопшему в загробной жизни. Когда египтологи и археологи вскрыли гробницы, они посчитали, что заклинания представляют собой проклятия для отпугивания грабителей. На самом же деле они служили для защиты покойника от чудовищ во время его жуткого путешествия в потусторонний мир. Вору нужна была изрядная храбрость, чтобы войти в мрачную гробницу и потревожить мертвеца.
- Я теперь не только есть, но и спать не буду, пока мы не приедем обратно домой!
- О чем беседуете? – спросил Джон Смит, который поднялся к Смит и Диане, чтобы узнать, куда пропал Сэм.
- Изначально Диана рассказывала мне о Египте, но потом пришел Сэм, и они стали, как будто, соревноваться друг с другом, кто больше знает о Египте, - ответила Олли, поднимаясь с пола и потирая затекшие ноги.
- Олли, раз уж ты поехала в Египет, то надо бы тебе знать несколько вещей, которые необходимо знать и помнить всегда. Это обычаи и традиции.
- О, нет! – взмолилась Смит. – Может как-нибудь потом? У меня уже голова раскалывается от изобилия информации. Давай ты мне расскажешь об этом в другой раз.
- Но не забудь мне напомнить, а то может произойти много чего нехорошего, если ты столкнешься с этим.
- Хорошо, обещаю напомнить.
- Сэм, пошли вниз. Надо еще исследовать малую залу.
- А что там в низу? – поинтересовалась Олли.
- Там два зала с колоннами, похожими на этот. Точнее я думаю, что это второй этаж храма, а там внизу первый. Ты же знаешь, что очень много зданий наполовину или полностью занесено песком.
- Итак, вы прослушали двухчасовую лекцию о Египте…. – устало вздыхая пробормотала Олли. – Теперь вы знаете о них все!


Рецензии
Ольга, здравствуйте. Заинтересовалась названием Вашего текса и заглянула.

Наступило жаркое летнее утро. На небе весело светило солнышко, согревая землю своими лучами. Небо было голубым-голубым. По нему плыли белоснежные облака причудливой формы. День предвещал множество счастливых улыбок и удачных окончаний задуманных дел.

Совершенно банальные описания прямо в первом абзаце. Хотя они передают настроение нижеследующего текста, но уж чего-то дальше читать нехотца именно из-за банальности. Наступила осень, птички улетели,..

Странным показалось, что отец сообщает дочери о своем намерении взять ее с собой на раскопки непосредственно перед отъездом, типа Дочур, пойдем чайку попьем.

Язык скудный слишком. Построение фраз, уж извините, совсем на уровне второго класса. Что понравилось, так это отсутствие в тексте лишних, засоряющих, не несущих нагрузки, слов.

На корме и носу не было ничего: они полностью были отданы туристам: там находились резные деревянные скамейки, стулья и столики. Также на палубе находились каюты и рубка. В трюме находились камбуз и машинное отделение. А на верхней палубе располагалась столовая, в которой обедали Смит, ее отец, Сэм и Диана.

В одном абзаце три раза использовано слово- Находились.
Кроме того, неожиданно вынырнувшее из повествования описание парохода от имени вдруг возникшего как черт из табакерки автора – мне почему-то показалось лишним. Возможно стоило бы описание парохода разлить по тексту.

Возникает ощущение, что автор слабо представляет себе то, что описывает. Деталей нет.

Ну вот, со второй половины начались плотные описания из учебников. Ольга, мне кажется, что если Вы выбрали такой легкий стиль повествования, то нельзя всю вторую часть так плотно нагружать информацией, которой в первой части нет совсем. дисбаланс прямо. Кроме того, все-таки эти описания Вы изложили в виде прямой речи, значит надо их сделать похожими на речь живых людей, а не на курс ликбеза.

Что понравилось – отсутствие всякой чернушности и тема, взятая автором.

Естественно, все вышеизложенное лишь субъективное мнение в объективном рассмотрении
С уважением

Снежана Никишина   04.03.2005 17:45     Заявить о нарушении
За критику спасибо, учту исправлюсь.... Но просто когда человек узнает, что по вине одного нехорошего человека твои творения начинают разгуливать где-попало, невольно возникает мысль, что добром все это не кончится и надо срочно что-то опубликовать и заявить что это твое!!! Ну а там уж что подвернулось под руку берешь, не думая дополняешь и публикуешь....

Ольга Клещукова   10.03.2005 22:49   Заявить о нарушении