Укромные уголки Швеции. Фалун

В 1977 году шведский журнал Familje Journalen писал: «Задолго до появления в этой земле христиан, жил в Торсонге (Torsеng) финн, богатый землей да скотом, и здесь же стояли хлева и сараи…» - так начиналась история шведского города Фалуна. Само название произошло от скандинавского слова fдlador, или сокращенно fдla’r, где fд означает «скотина, скот», а lador - сараи. Таким образом, место, известное сегодня как Фалун, изначально представляло собой разрозненные хутора, которые даже нельзя было назвать деревней. Из таких вот одиноких построек на пастбищах со временем и вырос будущий кормилец Швеции.

Никому не известным нынешний город оставался лишь до тех пор, пока в его окрестностях не была обнаружена медная руда. Именно богатые месторождение меди позволяли Фалуну в течение нескольких столетий оставаться крупнейшим работодателем в стране и, кроме того, центром технического развития. Фалунская Kopparberget («Медная гора») быстро собрала вокруг себя десятки плотно прижатых друг к другу деревянных домиков, самые первые из которых возникали в основном около ручьев и протоков - здесь строили домны, где растапливали ценную руду, а уже вокруг них селились рабочие. Зачастую по внешнему виду хутора можно было судить о статусе его владельца - наиболее обеспеченные горняки не экономили на украшении своего жилища, а потому на фоне грубых деревянных изб дома богачей представлялись иным миром.

Вплоть до середины XVII века шахтерские домики располагались в основном вокруг Медной горы, однако новый план города, созданный в 1646 году, предполагал переселение всех рабочих в местечко Эльсборг, находящееся несколько в стороне от рудника. Именно здесь, в Эльсборге, родился первый в Швеции район индивидуальных застроек. Большая его часть сохранилась до нынешнего времени, но особый интерес в архитектурном плане представляют улицы Bergshauptmansgatan и Styraregatan - дома именно этих улочек чаще всего фотографируют для рекламы типичных фалунских построек.

Уже в средние века Фалун был достаточно оживленным местом. Горняки, бонды, рабочие, фогды, торговцы и ремесленники - все съезжались на центральной площади города, чтобы что-то продать, что-то купить, просто посмотреть на бойкую торговлю или получить свою кружку аквавита. С каждым годом Фалун разрастался всё больше, и когда в 1646 году он превратился во второй по величине город Швеции, правители стали строить грандиозные планы о будущих помпезных постройках, которые могли бы довести город до столичного уровня. Но с 1650 года популярность шахты начала постепенно снижаться, а потому планам о придании городу столичного вида не суждено было осуществиться.

Когда в 1641 году Фалун получил статус города, его население насчитывало почти 6000 человек. По меркам того времени Фалун был очень крупным городом, уступая по количеству жителей лишь Стокгольму. Сегодня Фалун - типичный провинциальный городок с населением 55 000 человек уступает по величине далеко не только шведской столице.

Старая часть города представляет собой сеть прямых, строго перпендикулярных друг другу улочек, которым, несмотря на разрушительный пожар 1761 года, удалось прекрасно сохраниться с 1646 года. Они образуют три района - Elsborg, Gamla Herrgеrden и Цstanfors, окутанные атмосферой прежних лет. Здесь можно увидеть, как жили горняки несколько сотен лет назад. Сегодня посещение раскинувшегося на берегу озера города, окаймленного зелеными лесами, вместе с огромным карьером, маленькими деревянными домиками и более современными трех-четырехэтажными каменными зданиями вряд ли оставит кого-то равнодушным. Яркая палитра местного ландшафта - настоящий рай для художника: черные краски придают элегантность выкрашенным в красный и желтый цвета домам.

Правда, вплоть до XX века город не казался таким очаровательным: окутанный налетом пыли, он скорее отпугивал приближавшихся к нему людей. В 1708 году Й.Ф. Леопольд писал: «Путешественника, направляющегося в Фалун, охватывает ужас еще задолго до приближения к городу при виде темного толстого слоя дыма, который город излучает в таком количестве, что путник может решить, что он скорее попал в пещеру Циклопа, чем в обычный город». Добыча руды в течение многих лет привела к тому, что деревянные домики самого Фалуна и вся растительность вокруг него почернела, задыхаясь от желтоватой пыли. Ни деревьям, ни кустам, ни даже мху не удалось выжить в радиусе 2,5 километров от области рудников. Датский сказочник Г.-Х. Андерсен, посетив Большую Медную Гору в 1849 году, написал: «Нигде не было видно зелени, на обочинах дорог не было даже отдельных травинок. Пока я здесь был, ни одна птица не пролетела мимо меня».

Но времена меняются, и постепенно высаженные много лет назад деревца выросли и окрепли, превратив Фалун в типичный шведский городок с парковыми зонами.


---------------------------

Гора Kopparberget дарила людям не только медную руду. Если спросить шведа, что ему приходит на ум, когда он слышит слово «Фалун», он неизбежно назовет три вещи: Медная гора, красная краска и фалунская колбаса. Надо сказать, что все три понятия тесно связаны между собой: если бы не Медная гора, мы никогда бы не знали о красном пигменте, содержащемся в некоторых ее породах, и о колбасе, одно упоминание которой приводит многих шведов в восторг. Сегодня фалунские колбаски являются одним из любимейших блюд шведов, а в 1830-х годах (тогда они впервые появились на свет) эту колбасу начали производить чуть ли не по необходимости. Дело в том, что прочные веревки, которые требовались для шахтерских работ, вились из бычьей кожи. Естественно, остававшееся мясо не могли оставить без внимания - убивать быков только ради шкуры представлялось шведам нерациональным и негуманным. Тогда решили попробовать готовить мясо быков - так родились фалунские колбаски. В наше время это название, как и многое в Швеции, ассоциируется с отменным качеством пищи. И хотя сегодня колбаска из Фалуна может предстать перед покупателем в разных видах - большой и маленькой, различной толщины и с различными добавками - одно остается неизменным: всеобщая гордость и любовь к ней.

КРАСНАЯ КРАСКА

Фалунская краска появилась довольно давно, еще в средние века. Мгновенную популярность она приобрела во всех уголках Швеции - будете ли вы в Сконе или в Лапландии, вы неизменно встретите красные деревянные домики. Столь известной краска стала, в основном, благодаря своей дешевизне и доступности - её запасы до сих пор не иссякли в горных окрестностях Фалуна, где содержащие красный пигмент породы встречается повсюду. Сегодня технология производства краски незначительно отличается от методов, использовавшихся несколько веков назад. Пожалуй, единственным сколько-нибудь существенным отличием можно считать время изготовления краски - вернее, время, которое горные породы должны пролежать на открытом воздухе. Говорят, прежде на это уходило до 30 лет! Только огромные запасы находящегося на поверхности красного пигмента, содержащегося в медной руде, позволили наладить производство краски в то далекое время - руда, находящаяся глубоко под землей, не была пригодна для изготовления краски. После того, как горные породы провели определённое время на открытом воздухе, камни измельчаются, просушиваются и обжигаются. Готовый пигмент затем перемалывается в мелкий порошок.

Когда же появилась эта краска? Первые следы красной фалунской краски могут быть отнесены к XVI веку. По легенде, красноватый камень обнаружил козёл по имени Коре, который неизменно возвращался домой с испачканными чем-то красным рогами. Эти красноватые следы оказались следами медной руды, которой так изобиловали местные горы, и со временем, когда добыча руды в этих местах достигла своего расцвета, её красный пигмент стали использовать для производства краски.

Почему же такую популярность приобрёл именно красный цвет? Почему до сих пор большинство шведов выкрашивают свои домики в насыщенный, красно-коричневый цвет, когда в магазинах можно купить краску любых оттенков - от жёлтого до черного? Дело в том, что красные деревянные дома издревле считались в Швеции признаком роскоши и высокого статуса - они частично напоминали возведённые на континенте дорогие кирпичные здания. Городские власти всегда стремились подчеркнуть свою значимость, и нехватку средств на строительство кирпичных домов властям приходилось компенсировать созданием среды, близкой к европейской. Потому перед приездом короля отдавались приказы выкрасить фасады домов в красный цвет. Именно в городах родилась традиция или, скорее, мода красить дома красной краской. В XVIII веке по всей стране стали появляться однотипные дворянские усадьбы с красными деревянными домами, дабы хоть в чем-то соответствовать тенденциям того времени. Как раз тогда и была создана технология, позволявшая получать краску из красного пигмента медной руды. Появившийся метод не требовал больших затрат; краска выходила дешёвой, что и позволило более бедным слоям населения приобретать её. Таким образом, бонды, горняки и священники, также ни в чём не желавшие уступать богачам, начали выкрашивать свои домишки во всё тот же столь модный красный цвет.

Тем временем городские дома постепенно стали одеваться в панели, покрашенные светлой краской. Новые модные тенденции требовали перехода к другим цветам, однако бонды по-прежнему продолжали использовать привычный и не доступный ранее красный цвет. Причин тому было несколько: во-первых, новая краска была значительно дороже, и далеко не каждый мог позволить себе приобрести её. Во-вторых, красный цвет оставался в моде настолько долго, что шведы, в течение нескольких поколений желавшие получить к нему доступ, вовсе не собирались так легко отказываться от мечты своих праотцов. В-третьих, фалунская краска оказалась наиболее подходящей для шведского климата - она выносила холода и дожди, и держалась настолько долго, что жилище не требовалось перекрашивать в течение многих лет.

В конце XIX века фалунская краска вошла в дом самых бедных слоев населения. Тогда же один из величайших шведских художников, очарованный великолепием северной природы, воскресил мечту о маленьком деревянном домике, запечатлев его в своих работах и, вместе с тем, в сердцах большинства шведов. Красная краска пережила своё второе рождение, внезапно приобретя невиданную ранее популярность.

После Второй мировой войны в Швецию хлынули новые краски из Европы, например масляные, и на какое-то время фалунская красная краска была забыта. Однако в забвении она пребывала недолго - очень скоро молодые шведские архитекторы начали использовать её в своих проектах. К тому же, не последнюю роль сыграли всё возрастающий интерес к строительству и желание приобрести собственный летний домик где-нибудь на острове - всё это пробудило в шведах и без того глубокие патриотические чувства, превратив краску из Фалуна в национальный символ, популярный не менее, чем далекарлийские лошадки.

Сегодня краску может изготовить любой житель Швеции - для этого необходимо всего лишь приобрести в магазине железный купорос и, конечно же, красный пигмент из Фалуна. Для начала надо вскипятить 28 литров воды. Пока вода нагревается, смешивают 2,5 кг ржаной муки с 5 литрами холодной воды. Эту смесь медленно добавляют в горячую воду и около 15 минут держат на огне, постоянно помешивая. Потом добавляют 10 кг красного порошка и 1 кг железного купороса, после чего вновь кипятят примерно 15 минут. Если вы не хотите, чтобы на свежеокрашенной поверхности оставались следы от прикосновений, воспользуйтесь советом шведских мастеров: добавьте в получившийся раствор 4 кг льняного масла, после чего в течение ещё 15 минут держите смесь на огне. Пара капель любого моющего средства сделают вашу краску идеальной, заставив самые мелкие комочки лучше растворяться. Не забудьте, что, прежде чем красить дом, краску следует остудить, а если она слишком загустеет, то можно добавить немного воды - и тогда она будет ложиться на поверхность безупречно ровным слоем!


Рецензии