Философия и жизнь, или За что на самом деле судили Сократа

(Диалог на базаре между голодным Сократом и мальчиком с батоном)

Сократ: – Мальчик, дай батон!
Мальчик: – С философской точки зрения категоричность вашей просьбы не учитывает вероятности моего отказа.
Сократ: – Чего-чего?
Мальчик: – А ваш вопрос ясно указывает на пробудившееся в вас, помимо голода, стремление к познанию сути вещей.
С.: – Сейчас будет тебе, блин, стремление!
М.: – Угроза является наглядным свидетельством вашей животной агрессивности и неумения управлять своими эмоциями, что вынуждает меня на еще более явный отказ.
С.: – Ну ладно, ну мальчик, ну извини меня. Я не агрессивный, а просто голодный.
М.: – Поскольку вы отрицаете свою агрессивность, то я согласно категориям полагания и отрицания могу с таким же успехом отрицать ваше чувство голода.
С.: – Ты типа мне не веришь?
М.: – Основные положения скептицизма дают мне основание поставить ваши доводы под сомнение.
С.: – Да какие к чертям доводы! Я жрать хочу! А ты мне тут болтаешь чего-то!
М.: – Вполне возможно, что вы пребываете во власти ошибочного представления, то есть на самом деле ваше чувство голода является результатом самовнушения.
С.: – Тебя бы на мое место. Ты бы почувствовал!
М.: – На вашем месте я бы попытался осмыслить чувство голода с позиции рациональной диалектики. В сущности, что есть голод? Это низменный, животный инстинкт, недостойный управлять поведением такого разумного существа, как человек.
С.: – Слушай, пацан, дай батон по-хорошему!
М.: – С точки зрения банальной эрудиции понятия хорошего или плохого могут иметь неоднозначный смысл в ряде случаев.
С.: – Ох, ох… плохо мне, плохо!
М.: – Я же только что сказал, что плохо и хорошо – понятия относительные, которые не могут считаться критериями вашего физического состояния.
С.: – Боже, я умираю!
М.: – А сейчас вы затронули сразу два сложнейших вопроса – о Боге и о смерти. Обращение к Богу в корне меняет ваше мировоззрение. Что же касается смерти, то она является не более чем переходом количественных изменений в качественные, поэтому ее не стоит бояться.
С.: – Сейчас я тебе устрою этот переход, клянусь Сатаной!
М.: – Упоминая Сатану, вы вновь в корне меняете…
(Он не успевает договорить. С воплем «Прости меня, Господи!» Сократ бросается на мальчика и сворачивает ему шею)
Через несколько дней и состоялся знаменитый суд, вошедший в историю философии под названием «Апология Сократа».


Рецензии