quotМартин Иден Джека Лондона. Открытый вопрос
В романе можно довольно условно выделить две основные сюжетные линии: развитие лирических отношений главного героя с Руфью и история становления его писателем. Условность подобного выделения состоит в том, что темы творчества и любви в этом произведении нельзя рассматривать отдельно друг от друга, они неразрывно связаны и взаимозависимы.
Чувство Мартина к Руфи – стержень романа и катализатор развития всех дальнейших событий. Ради Руфи он становится писателем. Почему писателем? Из-за денет? Отнюдь. Человек с подобными способностями и волей может заработать сотней способов, любой из которых будет несравнимо проще творческой работы писателя. Почему писателем? По большому счету подобный вопрос лишен смысла. Герой мог стать только писателем, потому что это единственный для него способ осмыслить тот огромный объем жизненных впечатлений, чувств, эмоций, накопленных к моменту встречи с Руфью.
Художник воспринимает окружающую действительность намного шире и острее обыкновенного человека. И это острое, болезненное ощущение красоты мира заставляет живописца часами стоять у мольберта, а писателя сидеть, нагнувшись за столом.
Конечно, Идена не может не волновать денежный вопрос. Как любой нормальный, здоровый человек он хочет регулярно принимать пищу, прилично одеваться и т.д. Но деньги в данном контексте являются не самоцелью творческого процесса, а лишь необходимым ресурсом для его продолжения.
Смысл жизни героя – творчество, но его творческая энергия «питается» только от чувств к Руфи. Одним словом, любовь для него – единственный источник вдохновения. Когда этот источник иссякает, созидательная работа становится невозможной, герой, будучи закоренелым индивидуалистом, не может найти новых стимулов к жизни и, в конце концов, гибнет.
Финальная часть романа – каскад случайностей, приводящих Идена к трагическому концу. Благодарю случаю он осознает эфемерность своей любви. Благодаря случаю он становится свидетелем того, как толпа стаей зверей рвет поэму Бриссиндена. Случайна и обрушившаяся на него неожиданная слава великого писателя. Результат этого – больное ощущение зыбкости жизненных ориентиров, затянувшаяся депрессия. Прочитав случайно попавшееся на глаза стихотворение Суинберна, герой принимает спонтанное решение уйти, подобно тому, как бросается на рельсы потенциальный самоубийца, увидевший на стене тоннеля метро таблицу «Выхода нет».
Помимо Мартина Идена и Руфи можно выделить еще три ключевых персонажа: Лиззи Конолли, поэт Бриссинден и толпа.
Третий герой собирательный, он включает большую группу персонажей: отец Руфи, мистер Батлер, Чарли Хэпгуд, Хиггинботем, бывшие друзья Идена, жених его сестры и др. Не случайно в эту группу входят представители как верхов так и низов общества. Несмотря на внешние различия, разница в жизненных установках мистера Батлера и Хиггинботема не слишком велика. И в том и в другом случае основой каждого поступка служит настойчивое желание достичь вершины, установленной согласно уровню собственной посредственности и гипертрофированная жажда обогащения. А какова эта вершина – новая овощная лавка или место в верховном суде - так ли важно?
Интересно сравнивать образы Бриссиндена и Идена. Между ними немало общего: оба они талантливы, одинаково презирают чернь. И тот и другой кончают жизнь самоубийством, но их мотивы совершенно различны. Мартин уходит с чувством раннего пресыщения и усталости, Бриссинден, напротив, на пике творческой активности, до конца наслаждаясь жизнью. Его самоубийство – вызов жизни, нежелание познать горечь долгого увядания и немощи. В противоположность Идену Бриссинден является социалистом, но его социализм не в рабском следовании воли толпы, а в зрелом понимании того факта, что одиночка в современном мире выжить не может.
Л. Конолли можно в каком-то смысле противопоставить образу Руфи. Ее любовь лишена предрассудков, обусловленных воспитанием в буржуазном обществе, ее чувство свободно от влияния «общественного мнения», фетиша слабых. Но даже она не может вернуть к жизни сломавшегося раз и навсегда главного героя.
С момента описываемых в романе событий прошло более века, но мир за окном не изменился, напротив, негативные тенденции в обществе только усилились. Все так же мастерство художника измеряется рыночной стоимостью его произведений, толпа остается толпой, а верхушка общества все так же слепа в своем невежестве. Но вопрос не любить или умереть от любви, быть в компромиссе с толпой или сломаться в одиночестве останется открытым.
Свидетельство о публикации №205031100030