Обращение фантаста к народу Латвии

Сестры и братья, люди!
Вам предоставляется исторический шанс изменить будущее своего народа, сограничных народов и народов Земли, быть может. Речь идет о языке – базисе коммуникабельности.
Вопрос языка определяет синергетику будущего – это истина. Однако каково оно, это будущее, в альтернативе выбора государственного языка – вещь в себе: вероятны противоположные по значимости последствия   – и коллапс и возрождение. Но альтернатива выбора реально существует лишь сегодня – завтра её не будет. Эти доводы ни в коей мере не апеллируют к абсолюту  – это всего  лишь мнение конкретного человека,  возможно, ошибочное. Решайте…
Абстрагируемся: оставим для прочих суждений эмоциональность, исторически оправданное стремление к реваншу (чего уж там) и прочие субъективности – только трезвый расчет. Во главу угла поставим критерий благополучия и процветания потомков. Автор умышленно  не апеллирует к понятию справедливости: по большому счету оно может оказаться различным с точки зрения потомков и предков – пусть этим анализом занимаются другие…
Будучи фантастом, использую собственную модель социума, в которой разум мыслю в виде  фрактальной модели, на нижнем уровне которой – человек, элемент нижнего уровня фрактального множества. Вышерасположенные слои фрактальности -  различные образования социума, объединяющие тем или иным способом некоторые подмножества людей: взаимодействующие, флуктуирующие, взаимопроникающие, антогонирующие в борьбе за выживание…
Каждый из субъектов, стоящих над человеком, своей оригинальной системой связей объединяет  некоторое множество людей. Такой субъект есть нечто иное, чем человек (часть и целое), но протекающие в нем процессы (предполагаю как фантаст) подобны процессам, протекающим в коре головного мозга человека и, собственно, определяющим понятие «разум» в широком толковании. Более того, быть может, определяющим и понятие «Бог» -  как некую внутреннюю (для социума) объективную реальность. В отличии от субъекта-человека им присущи иные временные шкалы, поэтому их признаки разумности могут быть невидимы конкретному человеку как нижнему элементу фрактальной структуры разума.
Будем мыслить на платформе предложенного базиса. Очевидно, шансы выжить здесь больше у группы субъектов,   объединенных понятием «государство», и у тех, кто не противоречит  этому подмножеству.  Однако, с другой стороны, планетарная тенденция движения человечества в целом к состоянию открытого общества, в котором физические границы  не всегда определяют топологию ареала обитания обозначенных выше сущностей -  состоявшийся факт, определяющий будущность народов Земли.
Попытки загнать в ареал обитания физических и  виртуальных границ (в контексте обращения – языковых) чреваты накоплением разности потенциалов между  граничащими областями – рано или поздно прорвет (физика). Исторически сложилось так, что потенциал носителей русского языка в Вашей стране на сегодняшний день имеет заметное для стороннего наблюдателя значение.
Назовем этого субъекта «русскоязычные (далее субъект Р)» –  это не самый бесполезный для Вашего потомка субъект (если даже рассматривать его на фоне других субъектов: «тюркоязычные», «германоязычные», «англоязычные»… и т.д. – здесь речь идет не о критерии сравнения вообще, вне пространства и времени, а о критерии значимости конкретного субъекта для Вашего потомка).
Аргументы позитивной значимости субъекта Р для Потомка народа Латвии (здесь под народом Латвии понимаются все, кто там проживает, включая субъекта Р, не вдаваясь в юридические тонкости толкования их гражданства) :
на языке субъекта Р накоплен значительный интеллектуальный потенциал, составляющий часть мирового культурного наследия;
четверть словарного запаса языка  субъекта Р заимствовано из  языков конкурирующих в контексте темы субъектов;
субъект Р в большей степени будет инициировать связи, повышающие степень открытости народа Латвии, что с некоторой точки зрения можно рассматривать как позитивное –  естественный базис перехода в открытое общество;
язык субъекта Р может быть промежуточным коммуникативным языком на обширной области народов Азии и восточной Европы;
язык субъекта Р –  это государственный язык ближайшего соседа, являющегося наиболее значимым экспортным рынком  для  субъектов внутреннего рынка Латвии;
язык субъекта Р –  это государственный язык ближайшего соседа, обладающего львиной долей мирового запаса энергоносителей.
Последний аргумент наиболее значим по причине надвигающегося мирового энергетического кризиса, уже обозначившего свои коготки на теле промышленно-технического комплекса планеты.
Справедливости ради следует отметить и аргументы негативной значимости субъекта Р для Потомка народа Латвии:
- субъект Р, в среднем по отношению к коренному населению,  в большей степени инфицирован пережитками тоталитарной эпохи: эта инфекция постепенно сойдет на нет, но не сразу;
- субъект Р в большей степени будет инициировать связи, повышающие степень открытости народа Латвии, что, несомненно, в какой-то мере изменит все аспекты жизни Потомка, включая то, чем так дорожит коренной житель (субъективное восприятие двадцатилетней давности: города Латвии отличает особый уют и особое отношение жителей к своим городам, отличающее их от сумасшедшего ритма жизни столичного мегаполиса Москвы);
- субъект Р, будучи «жильцом Вашей квартиры» (уж так  исторически получилось), своим присутствием порождает проблемы языка и ряд дополнительных, отличных от языковых, проблем.
Однако проблема языка – главная проблема, и то состояния субъекта Р, вынужденного это главное богатство человека хранить тайком где-то в темном чуланчике, угнетает субъекта Р (читай – угнетает Потомка народа Латвии, который будет жить в открытом обществе).
Страны Европы и Америки нашли выход в решении языковой проблемы – использование нескольких языков в статусе государственных: дорого, но именно наличие языка в первую очередь  отличает человека от животного мира, с одной стороны.
 А с другой, пользуясь как гипотезой предложенной мною моделью фрактального разума, фиксирую изложенный на языке этой модели прогноз: разрушив эту связь внутри субъекта Р народ Латвии, тем самым, уничтожит субъекта Р, впрочем, какой тут прогноз – это ясно как дважды два. Можно здесь долго говорить об аналогии с законами Дарвина о выживании и естественном отборе применительно к сфере социума, где живут обозначенные мной «зверушки»…
 Применительно к животному миру заведены книги – красные, черные… Сейчас, по мере развития технологий клонирования, то там, то тут раздаются голоса о целесообразности воспроизведения клонированием вымерших видов животных. Не придется ли после говорить о клонировании субъекта Р, надеюсь, читатель понимает , что речь идет не о генетическом   - о чистом разуме, о субъекте чистого разума, обладающем видовой  индивидуальностью, сформировавшейся на почве общности языка, о том, что не фантасты называют  словом «культура», но оно шире этого обыденного  понятия.
 Однако, повторяя эту фразу, уже звучавшую  от моего имени ранее, делаю оговорку:  наверное, все же, целесообразно скрупулезное экономическое обоснование,  в котором как минимум хотелось бы видеть два параметра: абсолютная численность народа в целом и процентное соотношение страт социума, претендующих на государственный статус своего языка.
 Способ доказательств, слышимый сторонним наблюдателем из стен и нашего парламента и Вашего, воспринимается, порой, как доказательство сумасшедшего математика, определяющего стоимость килограмма асфальта из размера озоновой дыры, извините за словесные  издержки.
 Но в любом случае, даже если по экономическим соображениям субъект Р будет лишен права иметь свой язык в статусе государственного в ареале обитания Латвии, решение лишить субъекта Р права обучать своих детей на родном языке  – недальновидное решение по крайней мере в двух позициях:
- субъект Р, будучи угнетенным в праве обучаться на родном языке, получит менее качественное образование, и, являясь частью народа Латвии, снизит образовательный уровень народа Латвии в целом;  будущее – для тех, кто обладает знаниями, независимо от того, на какой языковой базе они содержатся;
- лишив субъекта Р права реинкарнировать себя в потомках, народ Латвии лишает своего Потомка наличия естественных связей со страной, которая сегодня видима как сырьевой (в первую очередь нефтяной и газовый) донор, однако,  если в России не продолжится процесс распада (все может быть, более того, возможный распад, если проанализировать из перспективы, никому не выгоден – ни соседям, ни мировому сообществу), то, рано или поздно, в ней научатся охранять не периметр леса, как это делается по инерции сейчас - в каждом периметре можно найти дырочку, - а каждое дерево в отдельности: мировая тенденция решения проблемы безопасности социума.


Эмоциональный аспект: обрывки ощущений.

Домский собор.
 Это мое первое посещение готической реликвии. Потом будет много разных интересных исторических мест, но первое ощущение живуче. Сегодня играет заезжий Европейский исполнитель органной музыки: то ли из Скандинавских стран, то ли из Германии  – не помню. Играет Баха…
 Древний купол церкви исподволь наполнился   незримой эссенцией, открылся навстречу космосу, и оттуда, из бездны космоса,  охватив все окрестное пространство, обрушился новый поток, обтекая  приспособленные для этого острые линии готического храма…
 Музыка звучала долго, потом как-то незаметно сходит на нет, но не прекращает своего существования, даже тогда, когда я покидаю Домский собор, Ригу, Латвию…
Слока, Сигулда, Рижское взморье…
Где-то здесь живут мои дальние родственники в Латвии. Взморье разлиновано свечками янтарных сосен, асфальтированные дорожки чисты,  песок у воды излизан волнами, истоптан тысячами ног, но волны всякий раз усердно выравнивают полоску песка, выполняя эту работу усердно миллионы лет.  Что там человек – козявка -  он здесь недавно появился, построил рестораны у воды, суетится, наводит чистоту: дыхание вечности на фоне цивилизации…
Улочки старой Риги.
Улочки старой Риги – удивительное явление. Рижанам удалось сохранить старину в первозданном виде,  тем не менее, они, улочки,   функционируют, работоспособны, полезны… Домики липнут друг к другу, переходя один в другого… булыжная мостовая.  Как тут разъезжались в прошлом?  Улочка плавно изгибается… Бар. Спускаюсь в подвальчик –  несколько мест… Прекрасный кофе, полусумрак, и доброжелательность хозяина…. Хорошо.
Вечерняя Даугава.
Вода черна как деготь и едва-едва  обозначает свое движение.  Огни города отражаются в черноте, слегка колышутся. Город живет своей жизнью: и старой и новой – все вместе, в одном флаконе… Преемственность – это, наверное, тоже хорошо…


15-16.03.2005


Рецензии