Трактат о волшебных силах... Гл 12

Растения для вызова или изгнания духов
 

  Наиболее сильным растением среди всего братства трав, способных изгонять зловредных духов и привлекать добрых, является таинственное растение аглофотис, о котором мне приходилось слышать во многих странах и от совершенно различных людей. Однако, увидеть его воочию мне посчастливилось лишь пройдя через полсвета, когда я с паломниками-дервишами, совершавшими хаддж, пересек аравийскую пустыню и оказался в сердце исламского мира - благославеннейшем из городов - Мекке. Я жил и питался вместе с дервишами, один из которых был родом из Египта. Он скоро стал моим другом и один раз сообщил, зная о моих интересах, будто знает, где растет трава аглолфотис. Он рассказал, что при помощи этой травы можно вызывать духи планет, стихий, сторон света, ветров и вообще - чьи угодно. Трава аглафотис способна давать человеку здоровье и знание, если он не нанесет ей обиду, когда будет собирать. Я попросил его научить меня всему, что он знает касательно сил этой травы, а также о местах ее произростания. Он согласился, но сказал, что этот вопрос мы отложим до прибытия в Мекку. Когда же мы достигли цели, я напомнил моему спутнику о его обещании, и он сказал, что сегодня вечером мы двинемся на поиски заветной травы.
  Мы вышли на дорогу ровно в тот момент, когда зажглась на небе первая вечерняя звезда. Дорога была дальняя и вела через холмы и каменистые осыпи, и через немалое время, мы пришли к
старой заброшенной каменоломне, в которой некогда добывали мрамор. Хасан, так звали моего приятеля, уселся прямо на землю и сказал, что растение аглафотис следует собирать в такое время, когда тебя "не видит" ни Луна ни Солнце, а посему несколько часов нам следует провести в ожиданиях, до тех пор, пока Луна не уйдет за горизонт. Это время оказалось весьма полезным, ибо
Хасан посвятил его поучению относительно использования аглофотиса.
  - Считается, - говорил он, - что эта трава, будучи положенной в левую руку и поднята над головой, способна вызывать любого духа, имя которого произнесено. Однако, я скажу, что наиболее ей подвластны духи ветров и сторон света. К примеру, можно сказать, что любой маг обладает неким своим направлением, являющимся для него источником силы и знания. Ты, например, направлен
к северо-западу, и именно оттуда ты можешь получать силу для врачевания и необходимые для этого поучения. Лучшим для тебя временем является то, когда дует северо-западный ветер, однако, в этих краях - это большая редкость, а посему, тебе придется самому позаботиться о вызове нужного тебе ветра.
 Хасан полулежал на земле, подперев одной рукой голову и, слегка улыбаясь, неторопливо продолжал свой рассказ.
 - Однако, следует помнить, что сам по себе, ветер не станет внимать твоим просьбам, ибо его разум не способен тебя услышать. Для этого у него есть помощник, слуга, коим является его дух. Обращаясь к духу северо-западного ветра, ты вскоре увидишь, что и сам ветер относится к тебе благожелательно.
 Весьма важным является правильное использование имен духов, причем желательно использовать те имена, которые употребительны в той местности, где ты находишься. Мы с тобой странствуем, и нам, в этом отношении, будет труднее, чем другим. Однако, если же ты не сможешь узнать имя духа, используемое в той местности, где находишься, то можно использовать и те имена, которые назову тебе я .
 Он улыбнулся и добавил:
 - Как известно, сомнительное лекарство лучше, чем никакое.
Так вот эти имена:
 Дух северного ветра - Хамум,
 восточного - Захир,
 южного - Фалех,
 западного - Джалил,
 северо-восточного- Манджах,
 северо-западного - Манхур,
 юго-западного - Кехаль,
 юго- восточного - Рахаль.
  А что делать, ты меня спросишь, если ты находишься в местности, где аглофотис не произрастает? На это я тебе отвечу так. Ищи травы, ярко отмеченные печатью Скорпиона, но произрастающие в местах, которые находятся под управлением Льва. Мы не зря пришли к мраморным каменоломням, ибо все каменоломни, где добывают строительный камень, отмечены силой упомянутого мною знака. Ею также будут отмечены высокие горы без снега, крепости, башни и солончаки. Огромной силой Льва поддержаны царские дворцы, но от них, как известно, следует держаться подальше.
 Чем характерна печать, которой Скорпион отмечает свои растения, я говорить не буду, ибо это ты знаешь лучше меня.
 Вскоре Луна скрылась за горизонтом, и Хасан повел меня по верхней кромке каменоломни в направлении трех огромных валунов, лежащих, примерно, в пятистах шагах. Там он указал на несколько растений небольшого роста с толстоватым стеблем и плотными толстыми листьями.
 - Ты можешь сорвать одно, но подумай о том, как не обидеть его. - С этими словами он удалился за один из валунов.
 Я лег на бок и стал пристально смотреть на растение, затем я сделал взгляд блуждающим и стал смотреть во все направления сразу. Мысли стали утихать и вскоре ушли совсем. Я почувствовал беспокойство, которое явно исходило от растения. Глаза стали застилаться красноватым туманом, появились довольно странные очертания. Я сел, скрестив ноги и поместив растение между ладоней. Туман сгустился. Я стал глубоко дышать, как бы сдувая туман к горизонту. Это удавалось с большим трудом. Вскоре отчаяние, исходившее от растения заменилось состоянием вопрошения. Я так решил, поскольку пелена стала прозрачной и слегка зеленоватой. Растение немного успокоилось. Я создал вокруг себя образ друга, в ответ появились зеленые струи - растение демонстрировало свою расположенность. Я воссоздал образ просьбы о помощи. Наступило молчание и затем вновь появились зеленоватые струи на фоне очертаний странных предметов. Растение было спокойно и благожелательно. Я достал нож и стал спокойно обкапывать его, ибо главным для меня был корень. Он был большой и уходил глубоко в землю. Спустя немалое время, я выкопал его полностью. Он был около трех локтей длины, притом, что верхняя часть растения едва ли превышала и половину локтя. Стебель следовало отделить от корня, когда померкнет первая звезда. Я стал смотреть на восток, и вот наступил момент, когда звезды, окружающие звезду Фомальгаут, перестали быть видимы, и тогда я отсек всю зеленую часть. Корень был мягкий, и я его легко скрутил в моток, подобный кольцу, и бросил в заплечный мешок. Стебель же с листьями я похоронил в ямке, которую выкопал, доставая корень.
 Спустя неделю я отправился с караваном в Медину. Нам предстояло идти около недели, но на середине пути случилось несчастье. Сразу на пятерых караванщиков напал неудержимый
понос, сопровождаемый лихорадкой. Спустя день заболели еще двое. Сомнений не оставалось - это была холера. Караван был разделен на две части. Я остался с больными вблизи четырех хижин, охранявших колодец. Со мной, кроме восьми больных, остались еще двое караванщиков с четырьмя лошадьми и небольшим запасом продовольствия. К вечеру двое умерли и я был близок к отчаянию. И тогда я пошел на близлежащий холм, стал лицом на северо-запад и достал добытый мною корень аглофотиса. Подняв его над головой я закричал:
"О, Манхур! Спаси меня, призови северо-западный ветер!"
Так прокричал я с малыми перерывамим трижды, когда почувствовал, что мое лицо щекочет легкий ветерок. Затем он стал сильнее, стал трепать волосы и одежду. Я поднял обе руки и стал, как бы набрасывать его на себя. Ветер стал еще сильнее, и одежды мои стали трепетать подобно парусам перед надвигающейся бурей. "Скажи, что мне делать!" - закричал я навстречу стихии, и тут что-то ударило мне в лицо. Я упал, и на секунду чувства как будто оставили меня, и перед глазами появились лошадиные ноги, много-много лошадиных ног. Они стали приближаться, и я очень отчетливо увидел мозолистые наросты на некоторых из них.
 Тут я очнулся и вскочив, побежал к лагерю. Подбежав к нашим лошадям, я обнаружил, что именно на их мозолистые наросты, образовавшиеся повыше копыта, мне указал северо-западный ветер. Я аккуратно их срезал ножом, затем перетер в маленькой ступке и после дал каждому больному по одному грану. К утру я дал им еще по одному грану, и вскоре с удовлетворением отметил, что крови в кале шестерых больных стало значительно меньше. А через три дня мы уже двигались все вместе в сторону Медины.
  Каковы же растения, которые обладают свойствами, подобными аглафотису, и при этом произрастают в северных странах? Пожалуй, единственной такой травой, из тех, что мне известны , является "родной брат"аглофотиса - болотный молочай. Вербена же, которую многие в тех краях используют для подобных целей, скорее пригодна для изгнания злых духов из беснующихся, и в этом отношении она весьма похожа на морозник, корень которого обладает весьма сильными магическими свойствами.
 Заячья капуста также более всего подходит для изгнания злых духов, но только из животных. Что касается молочая, о котором я заговорил изначально, то здесь следует отметить, что у него в растительном царстве существует огромное количество братьев и сестер, и все они обладают более или менее замечательными свойствами, однако, они скорее могут быть использованы, как некие персоны, враждебные духам, и в особенности здесь следует отметить молочай высокий. Кроме того, что было сказано, он может быть использован для вызова духов гор и холмов. Для вызова духов рек и озер больше следует использовать морозник. Имён духи рек, гор, озер и подобные им, как правило, не имеют, а если и имеют, то бывают известны лишь весьма узкому кругу местных колдунов, а посему обращение к таким существам вынуждено быть обезличенным. Озерные, горные, речные духи, также духи холмов и подобные им весьма любят различные дары, в качестве которых могут быть предложены сыр, хлеб, сушеное мясо, свежедобытая дичь. Дары следует оставлять после обращения с травой, где-нибудь на камне или же на небольшом пригорке рядом с тем озером или холмом, к духу которого обращаешься. Нельзя в качестве дара оставлять негодную еду или же предметы, связанные с человеческим пороком.
 Об одной из ситуаций, когда можно заручиться помощью травы, было упомянуто уже ранее. Я имею в виду случаи, когда требуется изгнать злого духа, вселившегося в животное. Хотелось бы рассказать, в связи с этим, весьма поучительную историю, связанную с вышеупомянутым предметом, и имевшую место в нашем караване при переходе перевала Лхо-Ла.
 Это очень страшное место, и, пожалуй, самое мрачное из всех, где мне приходилось бывать. Старые монгольские проводники говорят, что в тех местах никогда не бывает Солнца и даже днем
там почти всегда полумрак. В нижней части перевала находится озеро, имеющее форму капли или слезы, которое на вид также мрачно, как и вся окружающая природа. Таким, вероятно, его делает совершенно черный цвет, благодаря которому озеро представляется похожим на окошко в ночное небо, по которому проплывают отраженные серые тучи.
 Один из погонщиков хотел набрать из озера воды с тем, что бы напоить лошадей, однако проводник-монгол запретил это делать и сказал, что в озере живут зловредные духи, способные вселяться в животных и людей. Он сказал также, что единственным правильным поведением в этих местах будет сохранение полного молчания вплоть до окончательного преодоления перевала, а также сказал что, следует наблюдать за любыми странностями, которые могут иметь место. Прежде, чем предпринять восхождение на перевал, старый монгол обошел всех животных и что-то прошептал в ухо каждому из них. Затем он сел на одного из яков и двинулся вверх. Продвижение было весьма сложным, но при этом, прохождение данного перевала сокращало наш путь следования по сравнению с традиционным почти на неделю.
  Уже через два часа все ужасно устали, но проводник запретил останавливаться, и спустя еще такое же время, мы достигли верхней точки. Спуск занял примерно столько же времени, и, когда это сложнейшее препятствие осталось позади, все попадали на землю отдыхать, отпустив животных пополнить свои силы той скудной травой, что иногда все-таки попадается и на этой высоте.
 Внезапно состояние полудремы было разрублено неистовым ржанием одной из лошадей. Я и проводник подбежали туда, однако лошадь была мертва. Она лежала, широко раскрыв глаза и рот, из ушей и носа у нее текла кровь. Я предположил, что эта лошадь была впервые на высоте, ибо такое с животными-новичками иногда случается. Проводник же ответил, что, вероятнее всего, главным является не это, и что скоро мы все узнаем. Через малое время, вечернюю тишину разломил рев яка, который подскакивал с передних лап на задние и наоборот, мотал головой и ужастно пронзительно кричал. Когда мы подбежали к нему, проводник скомандовал, чтобы я
запрыгнул на спину беснующемуся животному и закрыл ладонями ему глаза. Что и говорить, страх охватил меня при виде этого зрелища, но делать было нечего.
Очень непросто удержаться на спине у беснующегося животного, но все же, мне это удалось и, как ни странно, когда я закрыл своими ладонями глаза яку, он постепенно успокоился и вскоре уже стоял смирно, тяжело дыша, фыркая и сбрасывая с губ обильную пену. Проводник приказал людям из каравана немедля разжечь костер из сухой травы и колючек, и, когда пламя заиграло, он достал из заплечного мешка пучек какого-то растения и стал им обметать тело животного. Он это делал не торопясь, и я заметил, что в теле животного вдруг появилась настороженность или же просто напряжение. Когда проводник обметал морду животного, як дернулся и замычал. Проводник же, подняв руки вверх закричал что было силы:"Джахар! Джахар!"Животное снова присмирело и тогда проводник, положив руки на уши животного стал чи-
тать заговор, слышанный мною ранее, на священном языке "Махабхараты", который использовал и я для написания настоящей рукописи.

 Тебя, царицуцу лекарств,
 Мы держим, побеждай же!
 Я создал тебя для каждого
 Тысячемужественной, о трава!

 Ту, что поистине побеждает, отводя проклятья,
 Что побеждает и возвращается вновь, -
 Я созвал все травы так:
 "Да спасет она нас от этого (зла)!"

 Та, что прокляла проклятьем,
 Что вложила зло в свой корень,
 Что вцепилась в нашего ребенка, чтоб лишить его сока,
 Да погубит она свое потомство!

 То колдовство, что сделали они в сыром сосуде,
 Что сделали они в сине-красном,
 То колдовство, что сделали они в сыром мясе, -
 Уничтож их, (Всевышний), сотворивших колдовство!

 Кто вызывает ночные кошмары, кто вызывает дурную жизнь,
 Ракшаса, чудовище, упырей,
 Всех с дурным именем, с дурной речью -
 Мы заставляем их сгинуть, прочь от нас!

 Смерть от голода, смерть от жажды,
 Бескровность, бездетность -
 С твоей помощью, о стирающая прочь,
 Все это мы стираем прочь!

 Ведь стирающая прочь - единственная
 Царица из всех трав.
 Ею мы стираем то, что пристало к тебе, -
 Так ходи же ты свободный от болезни!

 Этот заговор он прочел трижды, а затем сплюнув, бросил пучек травы в огонь. Пламя костра вспыхнуло с невероятной силой и затем также быстро погасло. Проводник отнял руки от ушей яка
и велел мне убрать руки от глаз.
  Тотчас же як повалился на бок и засопел. "Пусть спит, - сказал проводник, - Ему было очень трудно. "
  Я поинтересовался, что все это значило, и проводник мне ответил, что мы, наверное, слишком громко разговаривали и разбудили духа озера, который отличается большой зловредностью, которая выражается, прежде всего в том, что он, поселяясь в тела животных, довольно скоро их убивает. Если не предпринять меры, то он может погубить всех. На людей этот дух, как правило, не нападает. Тогда я попросил рассказать мне, что же следует в этих случаях делать. На это мне проводник ответил, что лучшим способом является обметание животного пучком травы молочая высокого с трехкратным произнесением заговора, который я слышал. "А кто
же такой Джахар?"- спросил я в конце. "Джахар - это имя духа северных гор, он очень любит меня и всегда приходит на помощь. "- улыбнувшись, ответил проводник.


Рецензии