20-летию Юрия Шевчука в Питере посвящается

Кочегарка. (Статья была написана для питерского журнала любителей животных, но там ее посчитала неинтересной...)


Что мы знаем про Санкт-Петербургскую государственную академию ветеринарной медицины?

Что 23 июля 1808 года при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии было открыто ветеринарное отделение, где впервые в России стали готовить специалистов с высшим ветеринарным образованием.

Что через три года, в 2008 году, Санкт Петербургская Государственная Академия ветеринарной медицины отметит 200-летие российского высшего ветеринарного образования в России.

Что на кафедрах трудятся: 38 профессоров и докторов наук, 9 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 14 академиков отраслевых академий.

Что в академии имеется семь уникальных музеев, в том числе патологоанатомический - крупнейший в Европе.

Что 99,9% ветеринарных врачей, работающих в клиниках, аптеках, лабораториях, рынках Санкт- Петербурга, - ее выпускники.

Что специалистами академии разработаны уникальные техники операций, лекарственные препараты, добавки.

Все это прекрасно, но несколько однобоко: ветеринария да ветеринария. А ведь у каждого из нас есть увлечения, помимо профессиональных. Моя давняя подруга, терапевт Московской райветстанции Галя Орлова увлекается росписью по дереву. Мой одногруппник, сотрудник кафедры общей и частной хирургии Петя Стоилов играл в институтской рок-группе. Я вот – графоманю… Так и у академии в ее истории есть моменты, знаменательные, но не связанные с ее изначальным предназначением. Речь пойдет о людях, работавших в ЛВИ, благодаря которым свершились ключевые, переломные события, но не в ветеринарии…


Не все из нас меломаны, не все любят рок-музыку, но, так или иначе, имя Юрия Шевчука знакомо всем. Поэт и музыкант живет в Питере уже давно, но начиналось все в его родном городе – Уфе. К сожалению, менее знакомо большинству творчество Александра Башлачева – гениального поэта, певшего свои стихи под гитару. Последние годы жизни он также провел в Питере, но родом из Череповца. Какая связь с академией? Все просто.

В марте 1985 года (двадцать лет, юбилей!!!) два талантливых человека приехали в наш город на Третий Питерский Рок-Фестиваль, еще в качестве зрителей. А сразу же после его окончания, 18 марта 1985 года дали самый первый в Питере концерт. Право первый раз дать выступить этим людям получили не «Юбилейный», не СКК, не «Октябрьский» (этого в те годы и быть не могло, да и имена были почти неизвестные). Свой первый концерт в  Ленинграде Шевчук и Башлачев провели в шестой аудитории ЛВИ (Ленинградского ветеринарного института, ныне – Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины), там, где сейчас располагается компьютерный класс. Полуподпольный концерт был организован, благодаря работавшим в местной кочегарке Джимми (Уралу Хозиеву) и Геннадию Зайцеву, записан на пленку Сергеем Фирсовым и знаком меломанам, как альбом «Кочегарка». К сожалению, даже на обложке диска, вышедшего по старой записи в 1997 году, нет ни слова, где именно проходил концерт, а он ведь стал одним из решающих моментов в истории рок-музыки Питера. Дадим слово Шевчуку.

«…А у меня здесь в то время были только два знакомых человека: Гена Зайцев и, конечно, Урал Хозиев… они с Геной тогда вместе работали в каком-то медучилище у Московских ворот…

…Время тогда было ТАКОЕ: уже все наполовину можно, наполовину нельзя, вовсю практиковались квартирные концерты – и вот Гена с Джимми решили устроить нам концерт. Иногда по ночам, когда студенты и педагоги расходились по домам, у них в кочегарке собиралась рокенролльная  и волосатая тусовка, а в актовом зале училища время от времени проходили концерты. Это, конечно, было строжайше запрещено, но они на свой страх и риск продолжали их устраивать…

…После этого концерта мы вчетвером – Саша, тогдашняя его жена Женя, моя жена Эльмира и я – мы всю ночь сидели на кухне, и он пел мне свои песни. Прекрасная была ночь. И время было прекрасное. Великое (для меня, во всяком случае) время. Время нищеты, полной неясности – ни группы, ни перспектив, вообще ничего, но  главное, здесь очень хорошо дышалось…

8 ноября того же 1985 года в семь часов утра мы с молодой женой прибыли в город Санкт- Петербург на постоянное место жительства. Приехали – и начали здесь жить… Много воды, как ни странно, утекло с тех пор, многих из тех, кто на этом концерте был,  уже нет с нами. А другие разъехались – кто куда. Работал, к примеру, с Геной кочегаром Леон такой – так недавно я его в Израиле встретил. Ну, а мы – в общем, благодаря Гене и Джимми – и до сих пор здесь, трудимся и живем в этом городе.

Такие вот дела.»

На этом концерте первый раз в Питере были спеты знаменитые теперь «Наполним небо добротой», «Я получил эту роль», «Мальчики-мажоры» (Шевчук), «Время колокольчиков», «Лихо», «Некому березу заломати» (Башлачев). И потом Шевчук продолжит захаживать в котельную у Московских ворот, приводя видавшую виды питерскую рок-тусовку в полный восторг чтением стихов.

Джимми (Урал Хозиев) был знаком с Шевчуком еще в Уфе. Тогда вся уфимская молодежь хипповала, а Джимми был одним из самых известных хиппанов. Одним их первых он поехал и в Питер. «Где отыскать мне Ваши тертые следы? Исчезли все, и нет ничьих координат. А, может, стопом мне поехать в Ленинград. Там отыщу хоть одного возле Невы. Хиппаны, хиппаны, хиппаны…» - напишет Шевчук. Эти слова оказались пророческими. После того, как Шевчука выжили из Уфы, он искал свое рок-н-ролльное счастье в Череповце (где и познакомился с СашБашем), в Свердловске, хотел ехать в Москву, возлагая на столицу большие надежды. Как знать, не затащи его Джимми в Питер и не устрой этот концерт, как сложилась бы  творческая судьба Шевчука и история рока в России. И именно Джимми уговорит Шевчука остаться в Питере: «Сколько я с им боролся, чтоб он осел в Питере! «Нет – Москва! Москва – центр, центр!» Я уговаривал: «Посмотри, подумай, почему в Москве все группы такие кислые? Все группы кислые. Питер – единственный город, где ты сможешь выступать». Слава Богу, в Москве у него сорвалось с пропиской».

Загорелся и Гена Зайцев. В шестидесятые-семидесятые годы он был лидером движения хиппи в Ленинграде и одним из самых влиятельных людей среди хиппи в СССР. Обладатель огромного архива по истории движения за рубежом и в нашей стране, один из самых истовых пропагандистов рок-музыки и русского рока в частности в те годы, когда все это было запрещено. Постоянно подвергался гонениям КГБ и милиции. Первый президент ленинградского рок-клуба. Стихи и музыка Шевчука произвели на него самое благоприятное впечатление, и именно он в последствии станет первым питерским директором ДДТ. Известнейший (в «системе», конечно) в городе хиппи показал себя пробивным, активным администратором, выбивая право на выступления и достойные гонорары. После этого Геннадий Зайцев был исполнительным директором Союза Свободных художников, возглавлял издательскую фирму «Эриотрек», выпустившую несколько альбомов Майка («Зоопарк»), Панова («АУ») и других музыкантов, в настоящее время возглавляет НРАУ «Центральное».

Вот так-то, друзья, не только врачами славна наша Академия!


Рецензии
да у нас с Вами много общего: соседка у меня ветеринар, я сам (сложно сочетаемое, но реальное: трудоголик-алкоголик),а с Шевчуком мы в начале 90-х орали на всю дворцовую "Что такое осень?". правда он в динамики, а мы так, в рот.)))
С уважением, А.З.

Александр Викторович Зайцев   13.04.2016 21:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.