Загадка Черного квадрата

***
Однажды в солнечный день во дворе, я увидел солидную женщину, которая держала перед собой черный квадрат закопченного стекла, взор ее был направлен в небо, еще несколько человек рядом с закопченными осколками смотрели на Солнцев.
-Что это?
-Вот, мальчик, посмотри сюда …
Сквозь закопченное стекло отчетливо просматривался большой яркий серп месяца.
- Это солнечное затмение, Луна закрывает край Солнца…
-Чтобы увидеть Солнце, нужен такой черный квадрат.

***

Во многом благодаря, наверное, кинофильмам, сложился образ художника, как человека с бородой, в бархатной курточке с бантом, в руках у него замасленный мольберт, кисти. Он выполняет важный заказ, жадно вглядывается в озябшую, почти окаменевшую модель, и наконец делает несколько быстрых , точных мазков, затем отогревает вином и вниманием будущую Венеру. Так проходят дни недели месяцы, пока долготерпение заказчика окончательно не лопнет, или закончится кредит, к этому времени на холсте появятся контуры заветного образа. Мастер в авральном порядке, созывает своих учеников, которые набрасываются на картину, и придают ей товарный вид.
Как-то раз, я попал на выставку “Американская графика”. Увидел много разнообразных графических работ, больших плакатов и рисунков. Впервые я попал на подобную выставку и многое, из увиденного тогда, для меня было в диковинку.
Черный квадрат установки, напоминающий экран большого телевизора неожиданно ожил и поведал много интересного о работе современного американского художника графика. Это был молодой человек в джинсовом комбинезоне, больше напоминающего конструктора или технолога. Сначала, видимо получив заказ, он скрупулезно записал в журнал все стадии предстоящей работы, и по мере исполнения напротив каждого пункта появлялась "галочка". Фотографии помогли изучить модель во всех ракурсах и размерах, быстрыми уверенными движениями фломастера он конструировал макет будущего плаката, вырезал трафареты, работая баллончиками с краской, смешивая цвета, выбирал подходящий фон, исследовал фактуру, обрабатывал, эскизы и т.д, , доводил замысел до воплощения. В результате, с печатного станка выходили красочные типа "Дорогая? не забудем освежиться," с манящей бутылочкой Кока-колы (кажется это из pinupart}. В общем, было довольно любопытно наблюдать художественную кухню, так что посмотрел ролик несколько раз.
 Рядом на стендах располагалась целая вереница подобных плакатов с подобным изображением, но в разных вариантах раскраски и на разной бумаге. Несколько абстрактных композиций были центрами притяжения, но публика рассматривала такие работы столь напряженно, как будто идет экзамен, на сообразительность, где непременно нужно отгадать, что же изображено. Иногда замешательство не рассеивалось и после прочтения надписи, тогда "не сообразительные" растерянно ретировались, смущенно пожимая плечами. Но у следующего стенда вновь продолжалось незримое состязание с иностранным автором, словно в каждом завиточке непонятной картины искали скрытый подвох, отгадайте, что это такое и на что похоже, или мы скажем; кто тут – что это…
На картине, например, были изображены разноцветные пятна, красные, зеленые, фиолетовые, поверх которых нанесены линии темной сетки (решетки?)? а оказалось это просто “Корзина с продуктами”, если присмотреться и вправду можно рассмотреть авоську с овощами и фруктами, и ничего более. Понятно, что от подобных картин некоторые посетители отходили, вытирая выступивший пот. Ряд рисунков были выполнены в стиле карикатур. На шутливом рисунке был изображен слон, но показан его вид с тыльной стороны, так что сразу и не сообразишь, где у него что. На другом рисунке был изображен дирижер, который интенсивно дирижирует не только руками, но машет уж и “фалдами” своего фрака, и от этого похож на растопыренного жука.
Одна загадочная композиция называлась “Белое на белом”. Это несколько напомнило свежий заварной крем на куске бисквита, мнения по поводу картины разделились:
- Дама, стоящая рядом с картиной вопрошала, что же это такое, и что этим хотел сказать автор.
- На что, ее спутник высказался в том духе, что не стоит искать глубокий смысл там, где его нет, далее разговор разворачивался в таком русле:
- Если смотреть проще, то к изображенному образу можно пристегнуть первую попавшуюся материальную ассоциацию, например: белый блин на белой тарелке на белой скатерти…
- да возможно, но если это блин, блин, все же несколько недожаренный…
- а как Вам нравится такое: белый чепчик медсестры, поверх её свернутого халатика…
- это вульгарно, неужели Вам, кроме глупостей больше ничего другого в голову не приходит…
- образное мышление , дает множество вариантов, художник, так сказать, будирует Вашу фантазию, ээ.., можно еще представить звуки или чувственные ощущения, и если и это не срабатывает, остается просто наслаждаться цветовыми линиями и формой мазков какие запечатлела кисть мастера. Вот, например какой замечательный изгиб линий, мазки так и играют, как бы закручиваясь, что-нибудь еще вам это напоминает…
- не звуковые ощущения от блина, только если шипящая сковорода, или, кажется, точно представила, пойдемте скорее отсюда, это мне напоминает лампу у стоматологического кресла и работу бор машины…
-не всё еще потеряно, дорогая, осталось только переключиться на положительные эмоции….
-Да, впечатления и ощущения у публики от картины не всегда совпадают с теми, что хотел донести автор и в сложных случаях, остается наслаждаться цветом и формой линий картины, как в целом , так и отдельных ее деталей, например, прекрасно выполненной рамой.

***
Черный квадрат скрывал тайну школьной доски. Учительница записывала мелом сложные примеры и предлагала сосчитать в уме, правильные ответы были записаны на обороте доски, те кто уже посчитал, должен был поднять руку и на ушко сказать учительнице. Так она ходила по классу как маятник от одного к другому, делая пометки в своем блокноте, а затем переворачивала доску, установленную. на высоких ножках, и тогда все сверяли свои ответы.
Когда в очередной раз, я сбился со счета , направил свой взор на саму доску, и постарался представить, что же скрывает ее оборотная сторона. После нескольких минут оцепенения на миг прикрыл глаза и почти отчетливо увидел белые цифры 532. К сожалению, мой ответ оказался неверным. На перемене я написал ответ 235 еще раз, перевернул доску и зашел с ее тыльной стороны, цифры в перевернутом виде показывали 532. Это открытие меня взволновало, и я постарался поскорее попробовать еще, однако мой опыт больше не повторился, хотя, после этого случая, считая в уме, и уже быстрей находил правильный ответ.

***
На уроках рисования учитель обычно приносил какой-нибудь предмет: геометрические фигуры, вазу или крупное яблоко, и долго что-то рассказывал, обращая внимание на предметы. Иногда на доске разворачивались этапы построения рисунка, но трудно было, сосредоточится на его рассказе, если в классе четыре десятка учеников. Кроме того, я знал секрет, как быстро нарисовать яблоко, достаточно обвести карандашом чернильницу и пройтись быстрой штриховкой по поверхности листа.
Однажды на урок пришел настоящий художник. Говорил он негромко, но с первых минут все внимали его словам. Обращался он ко всем и как будто к каждому.
-Прошу Вас, за эти несколько минут урока нарисуйте на свободную тему, все что захочется. Но, пожалуйста, постарайтесь выполнить свой замысел, так чтобы зазря не утруждать внимание зрителя, чтобы ему было приятно общение с Вашей работой. Как будет выглядеть картина, можете сами себе представить, достаточно для этого закрыть глаза. Теперь перед Вами черный квадрат, из которого, может возникнуть все что угодно, конечно нужно потренироваться, чтобы не уснуть, немного подумаем и представим что-то очень интересно, что возникнет из темноты, как от света фонарика вашего воображения . Пусть ваши фантазии проявятся, можно рисовать все что захотите, в общем, удивите меня. Кому сразу не удастся представить, не отчаиваетесь, когда-нибудь это произойдет.
Все с радостью зажмурили глаза, но, судя по реакции класса, картины возникли не у каждого, едва ли у кого то они сразу и возникли. Учитель продолжил, а если кому ничего не снится, то можно, нарисовать, предметы стоящие на столе.
На удивление все принялись рисовать с большим энтузиастом. Я так же закрывал глаза, но кроме темноты ничего не ощутил. А за окном лил скучный зимний дождь, "зима крестьянин торжествуя…". Да ,хоть бы снега, и ещё раз закрыл глаза я и впрямь увидел уж и снег и горку. Это меня вдохновило, и я взялся за акварель, меня ничего не смущало, хотя условия для работы были не совсем подходящие. В коробке были обычные акварельные хорошо засохшие краски с кистью, пригодной разве, что для клеевых работ, гладкая бумага альбома не впитывала воду. Я принялся рисовать. На пригорке избы, дым валит столбом, по дороге едут сани с ямщиком, а мальчишки в санках с горки ледяной, весело несутся белою зимой. Кисточка едва попадала в воду, напоминала растопыренную вовсе стороны мочалку, которой можно было если красить, то заборы, но не картины. Но все же осторожно едва касаться несколькими волосиками растопыренной кисти, на бусаге остаются вполне нормальные следы. Избыток воды собирал кусочками промокашки. Соответственно на парте образовалась гора конфетти .
Учитель, взглянув, покачал головой, ну и грязь "на всю Ивановскую". Художник: отметил, "вижу гору пустой породы, но есть и руда", потом повертев кисточку, добавил: -"Акварель, как и капризная барышня требует очень нежного обращения, нужна специальная бумага , тонкая колонковая кисточка, это можно купить, то о чем хотите рассказать нужно найти внутри себя.". В конце урока художник отметил несколько работ, в том числе и мою. Это было очень даже неожиданно, не так радовала оценка, сколько слова одобрения таинственного художника.

***
Незабываемым событием стало посещение выставки “Москва-Париж” проходившей в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 1981 г. Отстояв изрядную очередь, мне удалось попасть туда, где был собран, казалось, весь цвет художественного искусства начала прошлого века. Для экспозиции был выбран период 1900-1930 годы, время на рубеже веков, предчувствие важных событий, перестройка мира, сомнения, ожидание, волнующее время перемен, надежды и разочарования. Музей был заполнен шедеврами, и публика буквально избороздила глазами все его уголки сверху донизу, пока было возможно.
Назову лишь некоторые имена, и то, какие картины они мне напоминают. Клод Моне - парижские красавицы, соборы в пушистом предрассветным воздухе; Писсаро - праздничная суета парижских городских бульваров ; Тулуз -Лотрек - Танцевальный салон; Дега - "Голубые танцовщицы", и азарт скачек; Огюст Ренуар - тонкая, словно бисерная работа, портрет певицы Жанны Самари; Гоген - пряный аромат манящих заморских красот Полинезии; Сезанн - натуральные живые натюрморты, портреты, "Сосны" и "Купальщицы"; Пикассо - "Девочка на шаре", портреты, словно высеченные рукой скульптора, кубизм; Анри Матисс -"Красные рыбки", "Танец" и застывшая музыка цвета, раковины; Фенрард Леже - словно лепные фигуры среди монументальных конструкций , Нади Леже – графика "Портрет Маяковского"; Константин Коровин- Шаляпин отдыхает на веранде, интересный портрет самого художника Коровина выполнил Серов, его шедевры - многочисленные портреты, - "Девочка с персиками" , "Похищение Европы". У Врубеля - сомнения и ожидания - "Демон", "Жемчужина" ; Рерих - "Заморские гости", "Гималаи" , краски древности; Петров –Водкин "Купание красного коня"; Кончаловский - портреты, красочная домашняя снедь; городские пейзажи Лентулова, Пиросмани - теплый дружеский круг за столом на черном фоне. Марк Шагал преображает суровый мир, где же он берет для своих картин добрых красок - похоже, в своем сердце. Яркая солнечная палитра находит отклик на полотнах Мартироса Сарьяна, в его южных пейзажах , майских цветах. .
Это был совершенно новый неизвестный язык мира искусств, где даже патриарх Илья Репин, казалось, говорил иначе, чем обычно, крупные широкие мазки его портретов к картине “Заседание государственного совета”, и отличались от привычных репродукций знакомых по журналу "Огоньк".
Можно добавить замечательные работы, которые дополнят общую картину периода смены веков: "Красные виноградники" и "Подсолнухи" Ван Гога, Портреты и "Флейтист" Э.Мане, “Осень” и "Стога" Левитана, пейзажи Поленова, "Видения" Нестерова , "Проселки" Саврасова.
Были выставлены так же многочисленные скульптурные фигуры, макеты, фарфор , плакаты, модели одежды.
Большим успехом пользовался макет башни Татлина , спиралевидная, похожая на гигантскую раковину Башня "III Интернационала" , которая манила куда то ввысь, и выглядела этакой чайной парой для Эйфелевой башни.
Василий Кандинский –дал почувствовать, что мир изменился фейерверком цвета; Александр Родченко скульптурной фотографией и графическими композициями; Серебрякова - в ожидании чуда - "Белые холсты" . Замерли фигуры у пруда Борисова-Мусатова. "Голубые миражи в степи" Кузнецова, напоминают "алжирские мотивы" Матисса. Красочно смотрятся Натюрморты и портреты Ильи Машкова, Александра Куприна; одинокому паруснику на картине Роберта Фалька не хватает морского простора; Михаил Ларионов чутко изобразил тоску на фоне незатейливых "солдатских будней", у Натальи Гончаровой - будничное событие - купание лошадей;
Но вот праздная публика готовится к карнавалу , примеряют "Маски и костюмы " Головина, Бакста, Бенуа; раскрашены фантастические фигуры у Филонова. Еще немного и фокусник достанет из черного цилиндра или куба чудные букеты. Но если к кубу приблизиться достаточно близко - виден лишь загадочный квадрат, его отчетливо показал Казимир Малевич - "Черный квадрат", и кажется что его задумчивая как с древней фрески фигура "Автопортрета", предостерегая, говорит: не расслабляйся.
Стоит ли говорить, что народу было очень много, то в одном , то в другом углу образовывались "завихрения и пробки".
Какие тут возникают идеи:
Посмотрите, как картины дополняют одна другую, как будто, слушали один и тот же мотив.
Иногда, ни чего невозможно разглядеть, но чувствуется, как черточки будоражат воображение, и вроде всё на картине случайно, но не добавить, не убавить "ни строчки ", иначе сразу всё разваливается..
Кусочки художественного мира, как рассыпанные осколки огромной вазы, одной эпохи, импрессионисты и последователи, авангард и реализм, вместе они дают вероятно приближенную к реальной палитру начала века .
"Черный квадрат" нельзя не заметить на фоне этого благоухающего велико-цветия, но в то же время он странным образом вписался в эту общую палитру времени, своей загадкой.

Посетитель задумчиво вглядывается в образ, как у Джойса "Закрой глаза и смотри..."
Чем ближе к нему приближаюсь, тем шире поле для раздумий.
При более близком рассмотрении, мне это напомнило мою престарелую тетушку - Барышню "с надменной ухмылкой, из-под темной вуали", сквозь трещины, которой все же чувствуется, как пульсирует в тонкой паутине прожилок жизнь…
- На самом деле это и не Квадрат вовсе, загадка разрешается, если его повесить в черной комнате , увидите это только "Белый бублик" с черной дырой посередине…
- Черная дыра?..

***
Черный квадрат" таким увидел окно в деревне, глядишь на него, вечер - тоска, но есть надежда: утро вечера мудренее, вот завтра начнется что-то новое, настоящее, но неотвратимо приходит завтра, черный квадрат меняется на розовый, потом белый, голубой, чаще он серый, но ничего не меняется, и остается только засыпая, с надеждой смотреть на черный квадрат, что же предложит нам заветное завтра, в городе такой черный квадрат нам заменил телевизор, но по сути все осталось, как прежде, черный квадрат... Разговор зашел про "Черный квадрат" Казимира Малевича . Понимать его не обязательно, можно просто чувствовать, как будто ощутил темной ночью, что впереди на дороге черная глыба. Посмотрел на этот квадрат: “ Ну, квадрат, ну черный и что особенного”? Но он засел в подсознание и почему-то опять о нем вспомнил, в чем причина.
Неожиданно о "Черном квадрате", я вспомнил, когда столкнулся с ним в древнем индуистском храме. В таком раме в центре устанавливался каменный лингам , такой оплодотворяющий природу ***, но оказывается, как мне поведал спутник, кроме того там иногда устанавливался еще символическое изображение живородящего чрево матери природы, выполненное в форме темного каменного квадрата размером с аршин с желобом по краю ( по форме напоминающую квадратную букву П с широкими ножками). Почти в полной темноте храма эти сакральные символические изваяния можно ощупать руками, получается, торчит что то большое толстое, и рядом еще, что то черное квадратное, воображение работает, как подзаряжаешься от энергетического генератор, это действует весьма возбуждающе…
Кроме того, после завершения земного цикла и кончины тела совершается обряд прощания, и после сожжения пепел праха помещался в черную квадратную нишу или закапывался в квадратную яму, черный квадрат, как начало пути к новому перерождению. Черный квадрат, как подсознательной символическое изображение момента соединения (любовь с закрытыми глазами) ощупывая каменные символы, вверх - вниз- в стороны -вперед-назад, туда- сюда - туда, в результате дает новое рождение - сюда, или нового перерождения –туда-сюда.
Разберем квадраты : получается черный квадрат накануне событий -“новые в мире зачатья” , "красный квадрат", как менструальная кровь- итог несбывшихся надежд, а белый квадрат -пустота заснеженной степи, из этого выходит ..., ни себе ни людям…

***
Впервые черный квадрат в искусстве встречается еще 17 веке. Известный английский врач, философ и алхимик Роберт Фладд в своем философском  трактате  «О Метафизической, Физической и Технической истории двух Миров, высшего и низшего» (The Metaphysical, Physical, and Technical History of the Two Worlds, the Major as well as the Minor, 1617), поместил гравюру черного квадрата на белом фоне листа, как изображения мрака , который  был “до возникновения Вселенной“. По сторонам квадрата имеется надпись: “Так до бесконечности”.
В первой книге романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена.» (1759 г.) автор Лоуренс  Стерн     поместил как «иллюстрацию» печального события  в жизни героя, смерти его дядюшки, «картину» выполненную в виде полностью черного листа, окаймленного белой полосой бумаги.    В последующие годы были и другие подобные картины у разных художников, иллюстрирующие отдельные события. У Казимира Малевича, «Черный квадрат»  появился как символ новой эпохи эпохи.
Оказывается, таких квадратов у Казимира Малевича было несколько, говорят не менее шести. Сам я встречался с ними несколько раз и, по крайней мере, два из них были разные: один убеленный сединами, с толстым потрескавшимся слоем краски, морщины которые трудно было подробно изучить из-за отблесков защитного стекла, а другой как новенький с гладкой холеной дипломатической кожей. Как то, в ГТТ проходила выставка с символическим названием типа того: “Казимир Малевич и художники его круга” . Однажды Квадрат разместился и встречал посетителей у входа, на председательствующем мете. Вероятно на выставке Москва – Париж экспонировалась картина из ГТТ 1915 года, На выставке от “Джотто до Малевича”- “Черный квадрат” является одним из элементов Супрематической композиции на картине 1914 года , примечательно что черная краска самого квадрата сохранилась плохо, растрескалась по всей поверхности, как будто светлые прожилки на темном мраморе, но подобное состояние черной краски наблюдается и на картине Мадильяни, расположенной рядом, тоже 1914 года . В большей степени сохранилась картина “Черный квадрат” помещенная в экспозиции выставки Москва-Варшава, это картина 1929 года, вероятно из коллекции Русского музея, кстати на этой же выставке представлено еще несколько квадратов в композициях других художников . Еще один Квадрат из коллекции "Инкомбанка" был приобретен за миллион долларов и подарен Эрмитажу...

***
Черный квадрат горного колодца скрывал тайну, подняв крышку, мы заглянули внутрь, несмотря на жаркий день, пахнуло сыростью и холодом, говорят , что со дна глубокого колодца можно увидеть звезда, но кроме темноты ничего не было видно. камешек брошенный вниз долго не давал всплеска, можно было медленно досчитать до пяти. Ведро долго опускалось, на длинной цепи. Там глубоко под землей раздался гулкий всплеск, и показалось что то блеснула в темноте, мы так и решили , что это отражаются звезды.
Ледяная вода сводила скулы, но долго не хотелось оторваться от ее удивительно приятного настенного на звездах вкуса.

***
Среди белого заснеженного льда замерзшей реки таинственно зияет черный квадрат Иордана. В свете факелов преодолевая страх неизвестности спускаюсь по деревянной лестнице, окунаюсь с головой в холодную крещенскую воду, как -будто сотни иголочек впиваются в голое тело, перед глазами пробегают искры разноцветных огней, и уж горящие потоки неведомой энергии согревают изнутри, и вылезая из проруби на снег на морозном воздухе чувствуется тепло и приходит ощущение необычайной легкости и умиротворения, как заново родился...

Малевича вспомнил, ступая по льду,
Где черный квадрат полыньи на снегу,
По белому краю иду босиком,
И в черную воду нырнул голяком,
И тысячи искр блестят в голове,
Квадрат открывает объятья свое...


Рецензии
Черный Квадрат это БОГ Вселенной
А вы подлые-пошлые-безнравственные Плеватели-Писаки в ДУШУ БОГУ Черному Квадрату Вселенной.

Виктор Хажилов   28.04.2014 10:36     Заявить о нарушении
Вам бы и вспомнить БОЖЕСТВЕННЫЕ Размеры Черного Квадрата и Шевельнуть Извилинами Головного Мозга написанием миниатюр о каждой цифре и числе.

Виктор Хажилов   28.04.2014 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.