Загадка Черного квадрата

***
Однажды в солнечный день во дворе, я увидел солидную женщину, которая держала перед собой черный квадрат закопченного стекла, взор ее был направлен в небо, еще несколько человек рядом с закопченными осколками смотрели на Солнцев.
-Что это?
-Вот, мальчик, посмотри сюда …
Сквозь закопченное стекло отчетливо просматривался большой яркий серп месяца.
- Это солнечное затмение, Луна закрывает край Солнца…
-Чтобы увидеть Солнце, нужен такой черный квадрат.

***

Во многом благодаря, наверное, кинофильмам, сложился образ художника, как человека с бородой, в бархатной курточке с бантом, в руках у него замасленный мольберт, кисти. Он выполняет важный заказ, жадно вглядывается в озябшую, почти окаменевшую модель, и наконец делает несколько быстрых , точных мазков, затем отогревает вином и вниманием будущую Венеру. Так проходят дни недели месяцы, пока долготерпение заказчика окончательно не лопнет, или закончится кредит, к этому времени на холсте появятся контуры заветного образа. Мастер в авральном порядке, созывает своих учеников, которые набрасываются на картину, и придают ей товарный вид.
Как-то раз, я попал на выставку “Американская графика”. Увидел много разнообразных графических работ, больших плакатов и рисунков. Впервые я попал на подобную выставку и многое, из увиденного тогда, для меня было в диковинку.
Черный квадрат установки, напоминающий экран большого телевизора неожиданно ожил и поведал много интересного о работе современного американского художника графика. Это был молодой человек в джинсовом комбинезоне, больше напоминающего конструктора или технолога. Сначала, видимо получив заказ, он скрупулезно записал в журнал все стадии предстоящей работы, и по мере исполнения напротив каждого пункта появлялась "галочка". Фотографии помогли изучить модель во всех ракурсах и размерах, быстрыми уверенными движениями фломастера он конструировал макет будущего плаката, вырезал трафареты, работая баллончиками с краской, смешивая цвета, выбирал подходящий фон, исследовал фактуру, обрабатывал, эскизы и т.д, , доводил замысел до воплощения. В результате, с печатного станка выходили красочные типа "Дорогая? не забудем освежиться," с манящей бутылочкой Кока-колы (кажется это из pinupart}. В общем, было довольно любопытно наблюдать художественную кухню, так что посмотрел ролик несколько раз.
 Рядом на стендах располагалась целая вереница подобных плакатов с подобным изображением, но в разных вариантах раскраски и на разной бумаге. Несколько абстрактных композиций были центрами притяжения, но публика рассматривала такие работы столь напряженно, как будто идет экзамен, на сообразительность, где непременно нужно отгадать, что же изображено. Иногда замешательство не рассеивалось и после прочтения надписи, тогда "не сообразительные" растерянно ретировались, смущенно пожимая плечами. Но у следующего стенда вновь продолжалось незримое состязание с иностранным автором, словно в каждом завиточке непонятной картины искали скрытый подвох, отгадайте, что это такое и на что похоже, или мы скажем; кто тут – что это…
На картине, например, были изображены разноцветные пятна, красные, зеленые, фиолетовые, поверх которых нанесены линии темной сетки (решетки), а оказалось это просто “Корзина с продуктами”, если присмотреться и вправду можно рассмотреть авоську с овощами и фруктами, и ничего более. Понятно, что от подобных картин некоторые посетители отходили, вытирая выступивший пот. Ряд рисунков были выполнены в стиле карикатур. На шутливом рисунке был изображен слон, но показан его вид с тыльной стороны, так что сразу и не сообразишь, где у него что. На другом рисунке был изображен дирижер, который интенсивно дирижирует не только руками, но машет уж и “фалдами” своего фрака, и от этого похож на растопыренного жука.
Одна загадочная композиция называлась “Белое на белом”. Это несколько напомнило свежий заварной крем на куске бисквита, мнения по поводу картины разделились:
- Дама, стоящая рядом с картиной вопрошала, что же это такое, и что этим хотел сказать автор.
- На что, ее спутник высказался в том духе, что не стоит искать глубокий смысл там, где его нет, далее разговор разворачивался в таком русле:
- Если смотреть проще, то к изображенному образу можно пристегнуть первую попавшуюся материальную ассоциацию, например: белый блин на белой тарелке на белой скатерти…
- да возможно, но если это блин, блин, все же несколько недожаренный…
- а как Вам нравится такое: белый чепчик медсестры, поверх её свернутого халатика…
- это вульгарно, неужели Вам, кроме глупостей больше ничего другого в голову не приходит…
- образное мышление , дает множество вариантов, художник, так сказать, будирует Вашу фантазию, ээ.., можно еще представить звуки или чувственные ощущения, и если и это не срабатывает, остается просто наслаждаться цветовыми линиями и формой мазков какие запечатлела кисть мастера. Вот, например какой замечательный изгиб линий, мазки так и играют, как бы закручиваясь, что-нибудь еще вам это напоминает…
- не звуковые ощущения от блина, только если шипящая сковорода, или, кажется, точно представила, пойдемте скорее отсюда, это мне напоминает лампу у стоматологического кресла и работу бор машины…
-не всё еще потеряно, дорогая, осталось только переключиться на положительные эмоции….
-Да, впечатления и ощущения у публики от картины не всегда совпадают с теми, что хотел донести автор и в сложных случаях, остается наслаждаться цветом и формой линий картины, как в целом , так и отдельных ее деталей, например, прекрасно выполненной рамой.

***
Черный квадрат скрывал тайну школьной доски. Учительница записывала мелом сложные примеры и предлагала сосчитать в уме, правильные ответы были записаны на обороте доски, те кто уже посчитал, должен был поднять руку и на ушко сказать учительнице. Так она ходила по классу как маятник от одного к другому, делая пометки в своем блокноте, а затем переворачивала доску, установленную. на высоких ножках, и тогда все сверяли свои ответы.
Когда в очередной раз, я сбился со счета , направил свой взор на саму доску, и постарался представить, что же скрывает ее оборотная сторона. После нескольких минут оцепенения на миг прикрыл глаза и почти отчетливо увидел белые цифры 532. К сожалению, мой ответ оказался неверным. На перемене я написал ответ 235 еще раз, перевернул доску и зашел с ее тыльной стороны, цифры в перевернутом виде показывали 532. Это открытие меня взволновало, и я постарался поскорее попробовать еще, однако мой опыт больше не повторился, хотя, после этого случая, считая в уме, и уже быстрей находил правильный ответ.

***
На уроках рисования учитель обычно приносил какой-нибудь предмет: геометрические фигуры, вазу или крупное яблоко, и долго что-то рассказывал, обращая внимание на предметы. Иногда на доске разворачивались этапы построения рисунка, но трудно было, сосредоточится на его рассказе, если в классе четыре десятка учеников. Кроме того, я знал секрет, как быстро нарисовать яблоко, достаточно обвести карандашом чернильницу и пройтись быстрой штриховкой по поверхности листа.
Однажды на урок пришел настоящий художник. Говорил он негромко, но с первых минут все внимали его словам. Обращался он ко всем и как будто к каждому.
-Прошу Вас, за эти несколько минут урока нарисуйте на свободную тему, все что захочется. Но, пожалуйста, постарайтесь выполнить свой замысел, так чтобы зазря не утруждать внимание зрителя, чтобы ему было приятно общение с Вашей работой. Как будет выглядеть картина, можете сами себе представить, достаточно для этого закрыть глаза. Теперь перед Вами черный квадрат, из которого, может возникнуть все что угодно, конечно нужно потренироваться, чтобы не уснуть, немного подумаем и представим что-то очень интересно, что возникнет из темноты, как от света фонарика вашего воображения . Пусть ваши фантазии проявятся, можно рисовать все что захотите, в общем, удивите меня. Кому сразу не удастся представить, не отчаиваетесь, когда-нибудь это произойдет.
Все с радостью зажмурили глаза, но, судя по реакции класса, картины возникли не у каждого, едва ли у кого то они сразу и возникли. Учитель продолжил, а если кому ничего не снится, то можно, нарисовать, предметы стоящие на столе.
На удивление все принялись рисовать с большим энтузиастом. Я так же закрывал глаза, но кроме темноты ничего не ощутил. А за окном лил скучный зимний дождь, "зима крестьянин торжествуя…". Да ,хоть бы снега, и ещё раз закрыл глаза я и впрямь увидел уж и снег и горку. Это меня вдохновило, и я взялся за акварель, меня ничего не смущало, хотя условия для работы были не совсем подходящие. В коробке были обычные акварельные хорошо засохшие краски с кистью, пригодной разве, что для клеевых работ, гладкая бумага альбома не впитывала воду. Я принялся рисовать. На пригорке избы, дым валит столбом, по дороге едут сани с ямщиком, а мальчишки в санках с горки ледяной, весело несутся белою зимой. Кисточка едва попадала в воду, напоминала растопыренную вовсе стороны мочалку, которой можно было если красить, то заборы, но не картины. Но все же осторожно едва касаться несколькими волосиками растопыренной кисти, на бумаге остаются вполне нормальные следы. Избыток воды собирал кусочками промокашки. Соответственно на парте образовалась гора конфетти .
Учитель, взглянув, покачал головой, ну и грязь "на всю Ивановскую". Художник: отметил, "вижу гору пустой породы, но есть и руда", потом повертев кисточку, добавил: -"Акварель, как и капризная барышня требует очень нежного обращения, нужна специальная бумага , тонкая колонковая кисточка, это можно купить, то о чем хотите рассказать нужно найти внутри себя.". В конце урока художник отметил несколько работ, в том числе и мою. Это было очень даже неожиданно, не так радовала оценка, сколько слова одобрения таинственного художника.

***
В 1981 году  в ГМИИ имени Пушкина Москве прошла выставка под названием «Москва- Париж». Отстояв изрядную очередь, удалось попасть туда, где был собран, казалось, весь цвет художественного искусства  1900-1930 годов на рубеже веков, времени предчувствия важных событий, перестройки мира, сомнений, ожиданий, волнующего времени перемен, надежды и разочарований, многие работы демонстрировались широкой публике впервые, Музей был заполнен шедеврами, и публика буквально избороздила глазами все его уголки сверху донизу. Хотя выставка была развернута в 16-ти залах музея, экспонаты основной коллекции музея дополняли саму выставку. Назову лишь некоторые имена художников и работы» .  Клод Моне — «Ирисы» трепетные словно стайка бабочек на ветру,  парижские красавицы, «Соборы» окутанные пушистой дымкой предрассветного воздуха. «Голубые танцовщицы» полные грации и движения, и азарт скачек застывших в стремительный мазках от Эдгара Дега.  Тончайшая, словно бисерная работа, «Портрет певицы Жанны Самари», и чувственный «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» от  Огюста Ренуара.  Художник  - Поль Гоген -  вносит пряный дурманящий аромат заморских красот Полинезии.   «Художественное Пано» от Мориса Дени.  От Поля Сезана - натуральные живые словно дышащие натюрморты, глубокие портреты, монументальные «Сосны» и «Купальщицы» за ширмой камыша. Лазурный простор  «Средиземного моря» от Пьера  Боннара. «Лодки в заливе»  мерцающие в солнечных бликах от Поля Синьяка. Кубизм от  от Пабло Пикассо — трогательная «Девочка на шаре» рядом с атлетом, загадочная картина «Поль в костюме Пьеро», утонченный «Портрет О. Хохловой в кресле», и терпкая "Любительница абсента". Огюст  Эрбен показал сосредоточенных «Игроков в шары».  Окутанный зимней дымкой «Париж зимой» от Альбера Марке. Пейзажи полные свежести и непосредственности от Андре Дерена.  От художника Анри Матисса  «Красные рыбки» беззаботно играющие в аквариуме , «Танец», как главное полотно зала и застывшая музыка цвета.  Словно лепные фигуры на монументальных конструкциях возвышаются картины «Механические элементы» и  «Рабочие»  от Фернана Леже , от Нади Леже – графика «Портрет Маяковского». Амадэ Озенфан- изысканный «Перламутровый натюрморт».  Константин Коровин- «Портрет Шаляпина  на веранде», рядом пронзительный портрет самого художника Коровина выполненный   Валентином  Серовым,  его шедевры - многочисленные портреты, - «Девочка с персиками», «Похищение Европы»,  «Портрет Иды Рубинштейн». У художника  Михаила Врубеля — мистическая «Царевна Лебедь», благоухающая «Сирень», сомнения и ожидания запечатленные в  «Демон Поверженный», таинственная«Жемчужина». От  Николая Рериха  «Небесный бой»,  величественные «Заморские гости», «Гималаи», дышавшие красками  древности.  Художник Кузьма Петров –Водкин  «Купание красного коня» полные мощи и символизма. Петр  Кончаловский — сочные портреты, красочная домашняя снедь, «Рим», «Коррида». Колоритные городские пейзажи от Аристарха Лентулова.   Нико Пиросмани - теплый дружеский круг за столом на черном фоне, и рядом Теодор Руссо запечатлевший свою домашнюю «Муза вдохновляющая поэта». «Полет над городом» Марка Шагала преображает суровый мир, наполняя его добрыми красками, взятыми кажется  из  самого сердца, и «Воздушная печальная Муза». Яркая солнечная палитра находит отклик на полотнах Мартироса Сарьяна, в его южных пейзажах. У Бориса Кустодиева  графика «Дымы фабрики», «Февральская лазурь» у Игоря Грабаря. «В голубом просторе» летят птицы Аркадия Рылова. В картине  Хоана Миро в небо взмывают воздушные змеи во время «Сиесты» . Поспели сливы в саду у Пьера Боннара, начинается «Сбор слив», а «Деловой дачник» с пилой  формирует кроны деревьев  у Казимира Малевича и получает «Супрематическую композицию».  «Портрет  Ахматовой» от Натана Альтмана. Это был совершенно новый неизвестный язык мира искусств, где даже патриарх Илья Репин, казалось, говорил иначе, чем обычно, крупные широкие мазки его  портрета "А. Игнатьева" к картине «Заседание государственного совета», отличались от привычных репродукций  журнала Огонек. Дополнят общую картину периода смены веков яркие краски  «Красных виноградников» и «Подсолнухов» Ван Гога, Портреты и  портреты «Флейтист» от Эдуарда Мане, «Осень» и «Стога» Исаака Левитана, «Пейзажи» Василия Поленова. Видения и «Портрет дочери» Михаила Нестерова. Узел темных линий «Проселочная дорога» от  Алексея Саврасова. За картинами открывается целый мир объемных образов и форм многочисленные скульптуры в мраморе и бронзе : застывшая «Девушка» от Аристида  Майоль, исполненный трагического величия «Бетховен» от Антуана Бурделя,  кокетливая «Девушка с веером» от Осипа Цадкин, языческий  «Стрибог» и «Разин с ватагой» от Сергея Коненкова, революционный «Октябрь» от Александра Матвеева, трепетная на ветру «Березка» от  Анны Голубкиной, и рвущийся ввысь «Пламя» от Веры Мухиной, Дерзкие конструкции Ле Корбюзье и графика Жана Кокто, ажурные стальные кружева от Владимира Шухова. Утонченные эскизы декораций к спектаклям Николая Сапунова,  и живописными образами Владимира  Дмитриева, экспрессивными зарисовками Александра Тышлера и картиной "Девушка и аэроплан". 
Большой успех сопутствовал макету «Башня  Третьего Интернационала» Владимира Татлина, спиралевидная, словно раковина от гигантского мифологического моллюска  башня властно  заняла пространство овального зала, словно самовар на купеческом столе.  Рядом притихшей  чайной парой выступала  картина «Красная Эйфелева башня» от Робера Делоне. а за ней цепочка чашек с блюдцами морских пейзажей  прибрежная « Бухта» от Жоржа Брака,  наполненный свежестью «Морской праздник» Рауля Дюфи, абстрактные ассорти «Композиции» Ив Танги.  Но вот и яблочный пирог,  космическое явление «Новая планета от Константин Юон, появляются фантастические пряники цветовые «Экзотические птицы» и рассыпанные цветные леденцы-ландрин на полотне «Композиции»  Василия Кандинского –дали почувствовать, как изменился мир, рассыпавшись фейерверком красок. Александр Родченко явил миру почти скульптурную  фотографию и лаконичную выразительность книжной графики.  Зинаида Серебрякова — застывшая в ожидании чуда, и ее - «Беление холста».  Замершие фигуры у пруда Виктора Борисова-Мусатова.  завороженные  тишиной «Голубые миражи в степи» Николая Кузнецова, напоминают "Алжирские мотивы" Анри Матисса. Монументальное панно в пастельных тонах для парадной лестницы от Пьера Боннара.  Яркий динамичный плакат ловкие игроки в регби застыли на фоне Эйфелевой башни и аэроплана  "Команда Кардиффа" Робера Делоне. Авангардный художник  рисовал портреты Маяковского с натуры, и подарил авторский вариант  этого плаката Владимиру Маяковскому при личной встрече в Париже, из рук Маяковского плакат получила на память в юности Вера Аралова, будущий известный модельер, теперь плакат  красуется в собрании Музея (об этой удивительной истории поведал Виталий Мишин, сотрудник Музея). Красочно смотрятся колоритные натюрморты и портреты Ильи Машкова, сочные полные жизни натюрморты Александра Куприна. Одинокому паруснику на картине Роберта Фалька тесно в рамках холста - не хватает морского простора.Михаил Ларионов чутко изобразил тоску и отчуждение«Солдата» на фоне незатейливых  будней,  и удивил мир своим дерзким, лучистым «Лучистым петухом».  У Натальи Гончаровой - будничное событие сельской жизни- «Купание лошадей». Зажглись огоньки ночного Парижа на полотне Константина Коровина. приготовилась к танцу страстная «Красная танцовщица» у Кес Ван Донгена. Ритм и движение зажигает в «Автопробеге» — не картине Петра Вильямса.
Особое место занимали художников декорации и эскизы к костюмам для «Русских сезонов» Сергея Дягилева , графические поиски кинорежиссера Сергея  Эйзенштейна.  Но вот праздная публика примеряет маски, предвкушая карнавал,  "Маски и костюмы " Александра Головина, изысканные костюмы Леона Бакста. «Король выходит на прогулку», и гротескный «Карнавал» от Жорж Руо, Эскизы тканей с авангардным орнаментом Варвары Степановой и  Любови Поповой, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к новаторским спектаклям  Всеволода Мейерхольда. Блестящие эскизы Александры Экстер к театральным спектаклям Московского Камерного театра Александра Таирова, в ее футуристических нарядах так же блистала  царица Марса Аэлита. утонченная книжная графика и иллюстрации Александра Бенуа, строгие формы Владимира Фаворского, Игоря Лебедева, Эль Лисицкого, монументальные картины и плакаты Александра Дейнеки "Оборона" и  индустриальные пейзажи фабричных будней.  Лаконичные призывные плакаты от Дмитрия Моора, выразительные графические листы  от Владимира Маяковского. Эту графическую феерию дополняли агитационный фарфор, плакаты, модели одежды, и множество графических работ и фотографий. Раскрашены фантастические фигуры у Павла Филонова, возникают ироничные «Четыре туза» от  Ольги Розановой. Зазывает освежить свой образ «Окно парикмахерской» Мстислава Добужинского. Среди толпы предстает перед зрителями мощная фигура «Ярмарочный атлет» от Камиль Бомбуа. Кажется еще немного и фокусник достанет из черного цилиндра или куба чудные букеты. Загадочная головоломка «Портрет философа» — Любови Поповой. Графика Юрия Пименова и яркая картина  Давида  Бурлюка. Но если достаточно близко к этому хаосу форм, в итоге проступает загадочный квадрат,  который отчетливо показал Казимир Малевич - "Черный квадрат", и кажется что его задумчивая, словно с древней фрески сошедшая  фигура "Автопортрета", предостерегая, говорит: не расслабляйся.
"Черный квадрат" нельзя не заметить на фоне этого благоухающего буйства красок, но в то же время он удивительным образом вписался в эту общую палитру времени, своей загадкой. Посетитель задумчиво вглядывается в образ, как у  Джеймса Джойса  «Закрой глаза и смотри». Чем ближе к нему приближаюсь, тем шире поле для раздумий. При более близком рассмотрении, это напомнило престарелую тетушку взгляд ее изучающий   из-под темной вуали, сквозь трещины очков. Впрочем загадка разрешается, если его поместить в темной комнате, увидите  только "Белый бублик" с черной дырой посередине - Черная дыра  прячет другие миры.
 «Черный квадрат» таким увидел окно в деревне, глядишь на него, вечер - тоска, но есть надежда: утро вечера мудренее, но неотвратимо приходит завтра, черный квадрат меняется на розовый, потом белый, голубой, чаще он серый, но ничего не меняется,  такой черный квадрат нам заменил телевизор. Разговор зашел про "Черный квадрат" Казимира Малевича, он засел в подсознании и почему-то опять о нем вспомнил, в чем причина. Неожиданно столкнулся с ним в древнем индуистском храме. В таком раме в центре устанавливался каменная конструкция  символ единства мужского и женского начала природы, выполненные в форме темного цилиндра помещенного в каменный  квадрат размером с аршин с желобом по краю. Почти в полной темноте храма эти сакральные символические изваяния будоражат воображение, как заряжаешься от энергетического генератора.

***
 Впервые черный квадрат в искусстве встречается еще 17 веке. Известный английский  алхимик Роберт Фладд в своем философском  трактате  «О Метафизической истории двух Миров, высшего и низшего» , поместил гравюру черного квадрата на белом фоне листа, как изображения мрака , который  был до возникновения Вселенной. В  романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», 1759 года автор Лоуренс  Стерн     поместил  «иллюстрацию» печального события,  «картину» выполненную в виде полностью черного листа, окаймленного белой полосой бумаги.  У Казимира Малевича, Черный квадрат появился из театральной декорации, как символ новой  эпохи. Оказывается, таких квадратов у Малевича было несколько, один убеленный сединами, с толстым потрескавшимся слоем краски, морщины, а другой как новенький с гладкой холеной дипломатической кожей. Как то в ГТТ проходила выставка с символическим названием: “Казимир Малевич и художники его круга”.  Однажды Квадрат разместился и встречал посетителей у входа, на председательствующем месте , примечательно что черная краска самого квадрата сохранилась плохо, растрескалась по всей поверхности, как будто светлые прожилки на темном мраморе, но подобное состояние черной краски наблюдается и на картине Модильяни, расположенной рядом того же года. Однако изо всех авторских повторений квадратов, только от первого  (из ГТТ) передается тот мощный энергетический посыл художника, как истинная Эврика  Архимеда нашедшего истину.

Черный квадрат горного колодца скрывал тайну, подняв крышку, мы заглянули внутрь, несмотря на жаркий день, пахнуло сыростью и холодом, говорят , что со дна глубокого колодца можно увидеть звёзды, но кроме темноты ничего не было видно. камешек брошенный вниз долго не давал всплеска, когда  раздался всплеск,  показалось что  то блеснула в темноте это отражаются звёзды. Ледяная вода сводила скулы, но долго не хотелось оторваться от ее удивительно приятного настенного на звёздах вкуса.

***

В ночи под звездами ступая,
Преодолев души разлад.
Реки глубины открывая,
Проруби черный зияет квадрат.

От факела тени смутив,
Волю собрав в кулак,
Перемахнул короткий путь,
Рассеян брызгами  мрак.

По узким ступеням вниз,
Холодная крещенская вода,
Словно сотней иголочек льда
Впивается в нагое тело,

В глазах мелькают искры
Разноцветных звездных огней,
И уже как горящие  брызги,
Согревают энергией своей.

Выскочив из проруби на снег,
На морозе пар клубится,
Чувство тепла и легкости,
Как заново родился.

Малевича вспомнил, ступая по льду,
Где черный квадрат полыньи на снегу,
По белому краю иду босиком,
И в черную воду нырнул голяком,
И тысячи искр блестят в голове,
Квадрат открывает объятья своё...


Рецензии
В 80 годах, путешествуя по стране,
был тогда в Ленинграде. В одном
месте, художники продавали свои
картины. Были настоящие шедевры.
но дорого стоили. Хотя иногда
покупал я, понравившее произведение.
Покупателей было мало.

А, в одном месте скопилась группа
японских туристов. У абстрактных
картин, непонятного вида изображения,
треугольников, квадратов и т.д.
Все они хотели приобрести именно,
эти картинки и торговались о цене.

Интересно было наблюдать лица,
других художников, которые смотрели
на это представление.

Виктор Рашитов   24.05.2024 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, интересное наблюдение, возможно туристы обратили внимание на работы по совету сопровождающего экскурсовода, у которого обычно бывают свои предпочтения и знакомые мастера.
Всего наилучшего.
Александр.

Alexfor   25.05.2024 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.