Большое путешествие маленького подарка

Большое путешествие маленького подарка

Маленький коричневый керамический Каминчик, притаившись в витринном углу, с грустью вспоминал события своей пока недолгой жизни. Наверное, это единственное занятие, которое ему предназначено, –  перебирать в памяти то, что происходило с ним, пока он не попал в этот магазин. Ведь надежды, что в ближайшее время ему удастся выбраться отсюда навстречу новым приключениям, с каждым днем у него оставалось все меньше. Казалось, и сам магазин, и особенно его угловая витрина, куда поселили Каминчик, окончательно позабыт покупателями. И это несмотря на то, что приближался какой-то праздник, потому что продавцы развесили повсюду блестящие гирлянды, елочные игрушки и разукрасили витрины разноцветными красками.
Того, что праздник называется Новый год и накануне него принято покупать разные сувениры, чтобы затем красиво их упаковать и разложить под елкой, Каминчик пока не знал, иначе настроение у него непременно бы улучшилось. Ведь он был самым подходящим подарком для такого семейного торжества! Небольшая коробочка светло-коричневого цвета была сделана в виде символа домашнего уюта и тепла. На самом деле Каминчик мог излучать и настоящие тепло и свет, потому что внутри него была специальная ниша, куда можно было поставить ароматические свечи. И тогда он становился настоящим камином в миниатюре.
По крайней мере, именно так утверждали работники комбината декоративно-прикладного искусства, которые и придумали этот сувенир. Каминчик помнил их ласковые руки, которые мяли и гладили его, чтобы придать форму куску глины, каким он был до своего рождения. Помнил пушистую шероховатость кисточек, которые его раскрашивали, и горячее дыхание великанши-печки, в которую его посадили в самом конце. Он чуть не задохнулся в ее устье, даже подумал было, что, не успев его сотворить, люди решили разрушить свою игрушку, потому что она им не понравилась. Но, оказалось, таким образом они проверяли его на прочность, чтобы потом он мог выдержать пламя любой свечи.
Все это произошло почти полгода назад, и вначале Каминчик был уверен, что его и правда в первый же день обязательно кто-нибудь купит, чтобы украсить свой дом. Но почему-то и Каминчик, и вазочки, которые родились на пару дней позже него, и карандашницы, которые, наоборот, были чуть-чуть постарше, не собирались даже вывозить с комбината. Несколько недель они тосковали в огромном шкафу директорского кабинета. Правда, потом их аккуратно завернули в мягкую бумагу, похожую на вату, и куда-то повезли. В дороге эта самая бумага мешала сувенирам хоть что-то разглядеть, хотя старинная бабушка-Шкатулка, которая стояла на столе и по ночам рассказывала им множество историй, пережитых ею за долгие годы своих путешествий по свету, и предупредила их заранее, что так делают для того, чтобы игрушки не разбились во время перевозок. Так что единственным запомнившимся от своего первого пути ощущением у Каминчика было впечатление покачивания и легкого постукивания, когда они с вазочками обсуждали, куда же их привезут.
С тех пор прошло много месяцев (Каминчик научился считать время по будильникам, которых в магазине было даже больше, чем нужно, и огромному календарю, висевшему напротив их угловой витрины). За этот период почти все вазочки и карандашницы, и даже пепельницы, с которыми Каминчик не очень-то дружил  – слишком уж они любили задаваться, –  распродали и увезли из магазина куда-то далеко-далеко, в новую, загадочную и увлекательную жизнь. А он так и пылился и вздыхал в своей угловой витрине… Правда, нескольких из его друзей постигла еще более печальная участь  – одна зеленоватая Карандашница потерялась по дороге в магазин и, как утверждали остальные, она просто-напросто упала на дорогу под колеса своей же машины. Еще несколько игрушек разбилось уже в магазине: кого-то неловко поставили на полку продавцы, некоторых уронили нерадивые покупатели. Так что Каминчик оказался не в худшем положении среди своих сверстников-земляков. Но это не очень-то его утешало.
В этот день у него заранее было приятное настроение. Как потом он понял, это и была надежда. И предчувствия его не подвели. Уже почти перед закрытием в магазин зашла женщина. Ничего особенного в ее лице не было, но Каминчику почему-то очень понравились ее добрые голубые глаза. «Наверное, у нее в квартире никому не бывает скучно и одиноко, – подумал сувенир, – хотел бы я, чтобы такая хозяйка ухаживала за мной. Зажигала для меня пахучие свечи, и вытирала пыль, и любовалась моим светом по вечерам, когда за окном неуютно и холодно…»
И не успел Каминчик закончить свои мечтания, как женщина подошла к витрине, где лежал он. «Ну, обрати же на меня внимание! – попросил сувенир. – Я тебе понравлюсь!»
Женщина задумчиво посмотрела на соломенную куклу, сидевшую в центре, деревянный ларец, вышитую картинку… и перевела взгляд на Каминчик. И – какой чудесный, какой мягкий и добрый у нее голос! – услышал, как женщина попросила достать из витрины ЕГО.
Ошалев от счастья, он почти не заметил, как хозяйка (так он решил называть про себя эту добрейшую волшебницу, которой он понравился настолько, что она даже погладила его крышечку, когда Каминчик достали из витрины) расплатилась за него в кассе и переложила в какую-то яркую цветную коробочку. Способность осмысливать происходящее он восстановил только тогда, когда оказался в ее мягкой, пахнущей чем-то нежным и сладким (много позже он узнал, что этот запах называется лавандовым) сумочке. И хотя там было темно и тесно, Каминчику совсем не было страшно. Больше ему не хотелось никаких приключений, ведь главным было то, что эта замечательная женщина выбрала его для своего дома. И он готов был служить ей долго и с любовью.
Правда, Каминчик  немножко озадачило то, что, когда они пришли наконец домой,  хозяйка почему-то не поставила его ни на одну из своих полочек. А места там для Каминчика вполне хватило бы! Она, правда, вынула его из коробки, но потом опять положила обратно, да еще добавила блестящую Открытку (похожие он видел в своем магазине), маленькую Свечку в виде сердечка с тем самым так понравившимся ему запахом и еще одну малюсенькую запечатанную коробочку, внутри которой что-то было. А потом она опять закрыла коробку и поставила ее внутрь какого-то шкафчика с зеркальными стенками. Уж, конечно, здесь было поинтереснее, чем в старом обшарпанном шкафу директорского кабинета! Может быть, здесь тоже просто надо подождать несколько дней, а потом его снова вынут и поставят на самое красивое место в квартире.
С этими мыслями Каминчик, несколько утомленный таким количеством новых впечатлений, заснул. Проснулся он уже глубокой ночью и сразу же понял, что слышит разговор остальных обитателей коробки.
«Да нет же, я вам говорю, что мы поедем далеко, за границу» – это, кажется, сказала Открытка.
«Ну, как это далеко, если нас вообще нельзя никуда посылать» – донеслось из малюсенькой коробочки, лежавшей под боком у Каминчика.
«Почему это нам всем можно путешествовать, даже вот этому глиняному хрупкому  существу, кажется, его зовут Камин, а вам нет» – возмущенно пропищала Свечка.
Каминчик подумал, что некрасиво подслушивать чужие разговоры, и что надо бы ему назвать свое настоящее имя, и что на самом деле он вовсе не хрупкое глиняное существо, а устойчивый керамический подсвечник, но тут коробочка произнесла стройным хором тонких голосов:
«Почему, почему, да потому что мы – Конфеты!»
«Интересно, что это за Конфеты,  – спросил сам себя Каминчик, – и почему это они так важничают?» Он ведь вырос в магазине, где не продавали продуктов, даже таких приятных и сладких.
«Ну, и что?  – фыркнула Открытка. – Думаете, вы первые, кого будут посылать тайком? Мои сестры уже несколько раз путешествовали вместе с вашими, и ничего страшного.»
«Да как же так, – возмущенно заверещали эти непонятные и невидимые Конфеты, – да не может такого быть!»
И, чтобы прекратить эту суету, а заодно и самому разобраться в происходящем, Каминчик решил  вступить в разговор и спросил:
«Может, лучше кто-то один объяснит все по порядку?»
Объяснять, конечно, пришлось Открытке, она была самой опытной и старшей среди всех, да и понаслышке знала, к чему их всех готовят. Оказалось, Каминчик, Свечка, Конфеты и сама Открытка предназначены в подарок.
«А что такое подарок?» – дружно спросили Конфеты, которые к тому времени наконец умудрились выбраться из своей коробочки и оказались симпатичными шариками почти такого же, как сам Каминчик, цвета.
«Подарок, – поучительно ответила Открытка, – это когда человек кого-то любит и хочет это показать. Тогда он покупает что-нибудь, что понравится тому, кого он любит, и отдает ему.»
 ««А разве ему не жалко?» – спросила удивленная Свечка.
«Я точно не знаю, – пробормотала Открытка, – но, наверное, нет. Ведь ему приятно, что тот, кого он любит, обрадуется.»
«Так мы тоже будем таким подарком?» – спросил Каминчик.
«Ну да. Только наша необычность в том, что мы поедем далеко-далеко, туда, где сама наша хозяйка никогда не бывала, к человеку, которого она никогда не видела».
«А ты откуда знаешь?» – спросили Конфеты.
«А как же она его любит, если никогда не видела?» – спросили Конфеты.
«А как мы туда попадем?» – спросил Каминчик. Ему стало жаль, что он не останется рядом с хозяйкой, которая была к нему такой доброй и ласковой, а отправится непонятно куда неизвестно к кому, и вполне может оказаться, что этому другому человеку он вовсе не понравится так, как женщине, которая, оказывается, его любит.
Но Открытка начала отвечать на все вопросы, и Каминчик решил послушать повнимательнее, чтобы знать, к чему стоит готовиться.
«Всю эту историю я знаю от своих подруг и от своих сестер. Много моих сестер уже уехало к этому человеку, а вместо них к нам прибыли иностранные гостьи. Мы с ними подружились и даже научились разговаривать немножко на их языке.»
«Так у них еще и язык другой?!» – с ужасом спросили Конфеты.
«Ну, это же не тот язык, который нужен вам, – рассмеялась Открытка.  – эти языки всюду одинаковы. (Каминчик мимоходом подумал, что надо будет узнать, почему для Конфет вопрос языков так важен). Я имею в виду, что они говорят по-другому, не нашими словами. Так что вам тоже стоит научиться разговаривать так, как там, у них. Я вас за дорогу научу тому, что сама знаю, ведь путешествовать придется долго. Но вы лучше меня не перебивайте, а то я забуду, о чем еще вы меня спрашивали.»
«А как же мы будем путешествовать?» – переспросил Каминчик, потихоньку привыкающий к мысли, что этого не избежать, так уж лучше пусть их дорога окажется увлекательной. Впрочем, судя по компании, в которую он попал,  опасаться, что этого не произойдет, не стоило.
«Сначала хозяйка отвезет нас на  почту, запакует в бумагу и картон, чтобы мы не растерялись и не сломались по дороге, потом нас повезут на машине, потом на самолете, на поезде, опять на машине, а там уже нас и заберет новый хозяин. Так мне рассказывали подружки» – перечислила предстоящие приключения Открытка.
«А вдруг мы ему не понравимся» – то ли спросила, то ли просто задумчиво прошептала Свечка.
«Ну, это вряд ли,  – Открытка на секунду распахнулась и снова закрылась. Люди в таких случаях обычно качают головой, мимоходом отметил про себя Каминчик. – Хоть они никогда и не виделись, но хорошо понимают друг друга, ведь у них много общего, и они понимают, как приятно делать друг другу красивые подарки. Так что все будет в порядке.»
После этого все дружно решили, что перед дальней дорогой стоит хорошенько выспаться, а  все остальное они еще успеют расспросить друг у друга. Открытка сказала, что путешествовать им придется несколько недель. Каминчик, в отличие от остальных, знал, что это не так уж и мало.
Но, хотя он и предполагал, что дорога окажется долгой, трудно было поверить, что путешествие им так надоест. Во-первых, их постоянно швыряли и в самолете, и в поездах, не особенно беспокоясь о сохранности подарка. Во-вторых, из-за своей упаковки они не видели ничего из тех мест, которые проезжали и пролетали, так что им приходилось довольствоваться рассказами Открытки, которая знала больше всех, и своими фантазиями. Чем только они не занимались! Каждый рассказывал историю своего появления на свет. Потом все делились знаниями, так, Свечка рассказывала о запахах, существующих в природе и произведенных людьми, тогда-то Каминчик и узнал, что ему понравился аромат лаванды. Конфеты познакомили друзей с полным списком съедобных деликатесов. Каминчик утверждал, что керамические изделия существуют почти столько же, сколько само человечество, ведь первая посуда была сделана из глины. Ну, а Открытка учила всех иностранному языку.
В конце концов, когда все возможные темы были исчерпаны, друзья стали гадать, каким окажется их новый хозяин. Свечка была убеждена, что он непременно должен быть с усами; Конфетам казалось, что это должен быть полный человек, ведь он любит сладкое. Каминчик же думал, что он окажется аристократической наружности, ведь все ценители прекрасного (а именно к последнему он не без гордости относил себя) должны быть красивы и сами. Только Открытка загадочно молчала: она-то видела фотографии этого самого человека и лучше всех представляла, как он выглядит.
Наконец путешествие подошло к концу. После всех самолетов, поездов и машин коробку с подарком забрал на почте невысокий пузатенький дядечка. Он не очень-то понравился всем друзьям, и они уж было приуныли, тем более что мужчина, забирая коробку,  пробормотал что-то, чего не поняла даже Открытка, лучше всех разбиравшаяся в чужом языке. Коробку засунули в старую резиновую сумку, пахнувшую далеко не так приятно, как когда-то сумочка хозяйки. Оказалось, что в ней валялось еще несколько конвертов. После недолгого разговора с ними Открытка сообразила, что этот дяденька вовсе не их хозяин, а просто почтальон, который доставит их прямиком в почтовый ящик по необходимому адресу.
Ящик был гораздо лучше, чем все остальные места, в которых им пришлось побывать за последнее время. Однако через несколько дней друзья заволновались: никто и не думал забирать отсюда подарок. Вскоре рядом с коробкой появилось несколько газет, но и за ними никто не приходил.
«Может, нас доставили не туда?» – недоумевали все: и Свечка, и Каминчик, и Конфеты, и даже Открытка. «Или мы просто не нужны этому человеку? Может, он не ждет никаких подарков? Разве стоило ради него преодолевать такой длинный путь? А вдруг он разлюбил нашу хозяйку и, если обнаружит нас, то просто выбросит? Лучше уж пусть отправит обратно, может, ей  мы все-таки пригодимся.»
Судя по тому, что мимо них с каждым днем торопилось все больше людей с огромными пакетами, праздник приближался. А к ящику так никто и не подходил. Друзья заметили, что по вечерам в доме не горит свет и оттуда не доносится никаких звуков.
«Наверное, хозяин переехал в другое место» – предположила Свечка.
«Или отправился в гости к своим друзьям, – возразили Конфеты, – ведь не может же быть, чтобы у него никого не было.»
Каминчик молчал, потому что не знал, кто из друзей прав. А Открытка, пошуршав немножко в знак несогласия, сказала:
«А вдруг с ним что-то случилось? И никто об этом не знает? Ведь он совсем один, его даже некому пожалеть.»
Теперь друзья заволновались. Им уже было не до праздника, их по-настоящему встревожило отсутствие хозяина. Они стали гадать, каким образом можно ему помочь. В доме ли он? Как он себя чувствует? Почему никто к нему не приходит? Может, почтальон заметит, что в ящике слишком много почты, которую никто не забирает? Больше всего их мучило собственное бессилие.
«Вот если бы здесь была наша хозяйка, она бы придумала, что нужно сделать!» – сказал Каминчик.
«Это точно» – подтвердили Конфеты.
«Да уж, ее здесь и правда не хватает» – согласилась и Свечка.
А Открытка в ответ на эти слова только захлопнулась еще сильнее, как будто всхлипнул человек.
Когда ожидание стало невыносимо тягостным, потому что в соседних домах зажглись новогодние елки, а люди зашагали в церковь (на рождественскую службу, как объяснили друзьям газеты, ведь Рождество для иностранцев даже важнее, чем Новый год), Конфеты съежились и заплакали. Следом за ними начала тихонько, молча плавиться Свеча. Только Открытка и Каминчик еще сохраняли относительное спокойствие, но и им было тяжело.
И тут раздались какие-то звуки. Сквозь щель почтового ящика сувениры разглядели пушистого песика. А следом за ним медленно шел человек. Он был высоким, красивым и умным – как раз таким, как представлял его Каминчик. Он открыл ящик, увидел коробку с надписью на другом языке, и его глаза стали влажными, а на усталом лице появилась улыбка. Он что-то тихонько прошептал, но этого не услышала даже Открытка.
Потом человек вошел в дом,  открыл коробку, прочитал Открытку, поставил Свечку в Каминчик и зажег ее. А потом взял ручку, бумагу и начал писать письмо. Подарки надеялись, что хозяйка ему обрадуется.         
 6 Декабря 2004 года.


Рецензии
Хорошая сказка. И какой интересный у нее герой -- глиняный Каминчик :)

Надзея Язминова   08.04.2005 15:17     Заявить о нарушении