Анализ произведения художественной литературы в эстетике реализм

Анализ
 произведения художественной литературы в  эстетике реализма.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но ещё гениальнее слушали вы!
Андрей Дементьев
Критика.
В 19 и 20 веках существовала  критика трёх разновидностей: эстетическая, реальная и советская.
Эстетическая критика особое внимание обращала на эстетические критерии.
Реальная критика обращала внимание на:
- содержание;
- сверяла его  с жизнью;
- анализировала  общественные  процессы;
- выявляла  типичные явления;
- выносила  приговор жизни, запечатлённой писателем.
Советская критика опиралась на классовые и партийные критерии. Она выделяла в произведении следующие качества:
- общественные;
- эстетические;
- нравственные;
- гуманистическую направленность.
Критик:
- помогал осмыслить идеи и образы, данные автором;
- обращал внимание на  особенности языка, стиля, художественной манеры.
Критик должен был быть:
- доброжелательным;
- точным;
- искренним;
- честным в аргументации.
Виды рецензий.
Существует четыре вида рецензий: статья, эссе, развёрнутая аннотация и авторецензия.
1. Статья. Повод для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.
2. Эссе. Лирическое размышление автора, навеянное чтением произведения.
3. Развёрнутая аннотация. В ней  раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и оценка (часто в самом подборе материала).
4. Авторецензия. Взгляд автора на своё произведение.

План рецензии на книгу
1. Краткие библиографические сведения о книге.
2. Смысл названия книги.
3. Личные впечатления от прочитанного.
4. Особенности сюжета и композиции.
5. Актуальность проблематики.
6. Язык и стиль произведения.
7. Мастерство автора в изображении характеров героев.
8. Какова основная мысль рецензии?
  Примечание: ясно представлять цель рецензии!
Структура рецензии на книгу.
1. Библиографическое описание.
2. Информация о  содержании.
3. Информация о композиции.
4. Информация о поднятых в ней проблемах.
5. Критический разбор.
6. Оценка книги.
7. Оценка темы.
8. Оценка идейного содержания.
9. Оценка языка.
10. Оценка стиля.
11. Значение в ряду других работ.
12. Роль в литературном процессе и обществе.

Анализ литературно-критической  статьи
1. Взгляды автора.
2. Основные критерии оценки.
3. Какие свойства художественной литературы выдвигает на первый план.
4. Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик.
5. Какими приёмами толкования текста он пользуется.
6. Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует. Культура полемики.
7. Какие ещё статьи написаны об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?
8. Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателей?
9. Как выражается авторское отношение автора статьи к прочитанному?
10. Как начинается статья?
11. Её композиция, язык, стиль?
12. Как вы относитесь к оценкам критика?
(доказательство - текст художественного  произведения)
Сюжет
1. Экспозиция – обрисовка среды, в которой возник конфликт, условий, которые вызвали его к жизни (фон для действия).
2. Завязка действия – событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события (определяет действие; толчок).
3. Развитие действия – ход событий, то их развитие, которое вытекает из основного толчка, из завязки.
4. Кульминация – наибольшее напряжение, решающее столкновение борющихся сил, вершинный пункт борьбы.
5. Развязка – показ того положения, которое создалось в результате развития всего действия.
Композиция
1. Как писатель строит тот или иной характер?
2. Как писатель соотносит его с другими?
3. В какой последовательности располагает события в произведении?
4. Какие причины и следствия выдвигает на первый план в изображённом им жизненном процессе?
5. Как в связи с этим он организует произведение в смысле его внешней структуры (система и последовательность частей, глав, эпизодов)?

Характер
1. Описание человека, портрет:
- внешность;
- одежда.
2. Характеристика переживаний.
3. Собственно прямая речь:
 - монологи;
- диалоги.
5. Внутренняя речь.
4. Несобственно-прямая речь.
6. События, происходящие с героем (эпизоды).
5. Картины природы (пейзаж).
6. Поступки, которые он совершает.
7. Детали окружающей его обстановки (интерьер)
8. Общественные явления, с которыми он связан.
9. Взаимоотношения с другими персонажами произведения.
Искусство слова.
1. Главное для писателя до того ясно выразить в лицах и образах произведения свою мысль, что читатель, прочтя текст, совершенно так же понимает её, как понимал сам автор, создавая произведение.
2. Художественность - способность писать хорошо.
3. Для художественного произведения очень важно единство содержания и формы.
4. В совершенном искусстве чувство рождает мысль, а мысль - действие.
5. В художественном произведении большое значение имеет композиция.
6. Писатель отличается верностью действительности.
7. Мерилом таланта является отношение к художественности.
8. Художественное творчество отличается идейностью.
9. Произведение искусства не может устареть: оно всегда новое.
10. Произведение искусства нужно людям.
11. Искусство создают личности.
12. Искусство несёт в себе вечно человеческое; в нём отражён мир самого человека и мир других людей.
13. Произведение искусства оказывает влияние на человека:
- одно непосредственно зовёт к социальной активности;
- другое через влияние на нравственный мир.
15. Искусство отражает общечеловеческое.
16. Жизнь произведения искусства зависит от соотношения в нём событийного, социального и вечного
17. Произведение искусства создаётся по вдохновению, по охоте.
18. Произведение искусства фокусирует факты действительности.
19. Произведение искусства заставляет человека задуматься о смысле жизни, о том,  как надо жить, для чего он живёт.
20. Положительный идеал в произведении искусства создаётся:
- через положительного героя;
- через отрицательного героя;
- через выражение всей сложности жизни.
21. Настоящий писатель в  какой-то степени учитель: у него есть мировоззрение, он подтверждает его своим поведением и является личностью.
Особенности анализа художественного произведения в реалистической эстетике.
1. Образ - конкретная картина человеческой жизни, объединяющая в себе самые различные её стороны:
- окружающую обстановку;
- людей;
-  природу.
В образе объединяется и индивидуализированное, и обобщённое.
2. Персонаж - художественное обобщение и одновременно живой, конкретный человек.
Комплекс характеров помогает разобраться в общественном ПРОТИВОРЕЧИИ. Одновременно это обобщение, относящееся к характеру (тип человека).
3. Характер - обобщение, в которое вложена идея писателя о социальной группе  или психологическом типе людей. Характер даёт нам обобщение участка жизни, который показан писателем.
4. Сюжет - судьба и переживания.
5. Основная идея произведения - основное обобщение, которое осуществляется во всей системе характеров.
6. Произведение - сложное идейное целое, цепь обобщений писателя, ряд его наблюдений над действительностью, организованных единой мыслью, основной идеей произведения.
Можно показать жизненный процесс в его наиболее сложных формах или
в простейших жизненных ситуациях.
7. Анализ литературного произведения:
- строение (как это устроено?)
- законы, которые управляют строением (почему именно так устроено?);
- законы, управляющие соотношением частей (почему именно такие части?);
- роль, которую играют средства, используемые писателем для создания конкретных картин жизни (почему использованы именно эти средства?)
8. Содержание связано с пониманием значения и смысла эпизодов. 
9. Содержание:
- объективно - историческое (идеологическое);
- идейное содержание - активное, субъективное отношение писателя к отражаемому им кругу жизненных явлений, его выводы и оценки, его симпатии и антипатии;
- непосредственное содержание (предметное, художественное) - характеры и события, поступки и переживания действующих лиц, определяющих своеобразие сюжета и языка.
10. Форма художественного произведения связана прежде всего с НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. 
11. Художественная форма - мера определённости непосредственного содержания произведения.
Пассивная форма используется тогда, когда  объективное содержание суждения, описания не требует для раскрытия своей значимости какой - либо субъективной окраски, эмоциональности изложения.
Активная форма используется, когда возникает задача создания индивидуального, субъективно окрашенного явления (оттенок речевого строя, черта характера,  поступок, сюжетная ситуация участвуют в создании необходимой определённости, усиливают меру её).
10. Драматичность выражения даёт большую определённость характера.
11. Природа искусства субъективно-объективная.
12. Писатель может передать своё субъективное индивидуальное отношение к тем или иным сторонам жизни только создав объективный «отдельный предмет», индивидуальное явление действительности, по которому мы уже судим о его отношении к жизни.
13. В художественном произведении очень важно одной чертой выставить самую суть.
14. Форма - мера определённости (охватывает все стороны, то есть наиболее значимые):
-детали;
- подробности).
18. Взятая в отдельности форма не работает!
В целом приобретает значение.
19. Смысл связан либо с первым, либо со вторым значением содержания (не требует активной формы).
Активность формы возникает в третьем значении содержания.
20. Непосредственное содержание - круг жизненных явлений, которые художник отобрал в действительности и на которые он стремится обратить внимание читателя.
Отбор:
- из своих интересов;
- из своих оценок действительности.
Отбором он уже выражает свои идейные позиции; то, что он выбрал, говорит о том, что он считает их наиболее важными, существенными и интересными.
Выбор отражает:
- его мировоззрение;
- его идеи относящиеся к этим фактам.
21. То, о чём говорит писатель, равняется  тому, чем говорит писатель. 
22. Выбор жизненного материала выражает идейное содержание.
23.Тема - круг явлений, отобранных писателем для изображения и представляющих собой основу непосредственного содержания.
Тема - то, что писатель изображает.
24. Идея - то, что он хочет сказать об изображаемом, оценка его.
Идея - то, что писатель говорит и самой  своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать  у читателя и которое может быть шире того,  что непосредственно изображено в произведении.
25. Образ шире идеи.
26. Писатель не только рисует стороны жизни, но и стремится прийти к обобщениям.
27. Выделение сторон жизни - уже оценка.
28. Тема углубляет идею, идея развивает тему.
29. Тема - это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается жизнью, но не оформлена и требует воплощения в образах, возбуждает в нём позыв к работе её оформления.
30. Идея не может быть раскрыта вне темы, а тема не может появиться без идеи.
31. Идейно-тематическая основа произведения - то, что показывает определённую сторону жизни, идейно осмысленную художником.
32.Тема настолько пронизана мировоззрением, идеями художника, что мысль  в связи с ними и может быть понята - не просто, как предмет изображения, как обозначение того, о чём говорит художник, а как определённый вопрос, который художник поставил на материале и по поводу данных явлений.
33. Материал художника - человеческая жизнь, через которую отражается в искусстве весь многообразный круг явлений действительности.
34. Необходимо дать той сущности, которая определилась в сознании художника (идейно-тематическая основа) такую форму, благодаря которой она могла бы получить возможность развитого существования, обрести ту определённость, которая раскрыла бы все её стороны с достаточной полнотой.
35. Для этого художник должен перевести имеющийся у него жизненный материал в непосредственное содержание, то есть в реальные картины человеческой жизни, по которым читатель и составит своё представление о той действительности, которую хочет ему показать писатель.
36. Писатель идёт от представлений о жизни к картинам жизни конкретных людей, их мыслям, переживаниям поступкам.
37. Переход содержания в форму: переход идейно-тематической основы в человеческие характеры, переживания, поступки (они конкретизируют, придают определённость, отчётливость осознанному жизненному материалу).
38. Что должен сказать  собой такой - то характер?
- условия жизни, которые создают такие характеры;
- те их черты, которые мы считаем существенными в жизни вообще;
- оценка жизненного материала, который за ними стоит;
- идеи, которые автор связал с ними.
39. Определённость характера: поступок, мысль, переживание, отношение к другим людям.
40. Поступки человека в литературном произведении  раскрываются в композиции и сюжете.
41. Мысли, чувства, переживания - в языке.
42. Речь - те основные свойства, которые определили именно такой язык.
Формы психологизма.
1. Прямая. Герой говорит о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках; монолог, диалог, самоанализ, несобственно-прямая речь.
2. Косвенная. Автор говорит о невербалике персонажа и через жест, взгляд, позы, телодвижения показывает внутренний мир героя.
3. Обобщённо-назывная. Автор называет чувство, переживание, эмоции, ощущения, мысли, но не изображает их.
Количественная оценка текстов.
1. Не читать.
2. Очень плохо.
3. Плохо.
4. Посредственно.
5. Терпимо.
6. Нормально.
7. Хорошо.
8. Очень хорошо.
9. Замечательно.
10. Шедевр.


Рецензии
С интересом прочла Вашу статью. Спасибо. Ссылку размещу в своей работе "Помощь молодым.Быть рядом". Думаю, информация будет весьма полезна начинающим литераторам.
С признательностью и уважением,

Татьяна Чехова   24.01.2011 19:49     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за отклик.

Виктор Йог   25.01.2011 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.