Записки зрителя

Я никого не хочу обидеть,
но не надо недооценивать
нас, зрителей. Мы не слепые,
и не глухие. И все мы чутко
реагируем на все, что
происходит и нам интересно
на экране. Всегда поражает
и вызывает  отклик искренность.
А фальшь невозможно скрыть
ни за какими словами.

            

Потрясающий все-таки человек Владимир Познер. Надо же было суметь вытянуть такую насквозь фальшивую передачу, как «Герой без галстука».

             Поразительно, как внутренняя наполненность человека способна изменить любое пространство, в которое он попадает, и подчинить его себе.

              С отцом, видимо, еще не примирился. Боль за мать. Вечная вина, и не своя, и невозможность изменить и исправить. Долго, страдая, пытался понять то, что ему, юноше, кажется, было понять невозможно. И понял, но не изменить.

              Отсюда, наверно, его терпеливое и доброжелательное отношение к людям. И понимание, и человеческое участие. Всегда боль в словах, яростное нежелание смириться с несправедливостью, с тем, что можно изменить.

               Может, в судьбе его матери какая-то страшная необходимость для формирования его, Владимира, души. Мать всегда жертва, и жертва добровольная.

              Но то, что дала мать Владимиру Владимировичу, он передает сейчас другим, и, может, в этом надежда?

              Только люди определяют существование этого мира, а его голос помогает нам поверить в будущее.

__________________


        Шилов. Сколько ни говорят о нем, ни одного верного слова пока не прозвучало.
____________________





        Достаточно один раз было увидеть и услышать на экране Д.С.Лихачева, чтобы мысли не возникло броситься к литературоведческим трудам проверить его честность. Свет доброжелательного отношения к каждому конкретному человеку, искренность, ясность и простота речи - внешние признаки человека, стоящего на верном пути, говорящие об истинном его величии, о глубоком проникновении в суть вещей. Все суетные мысли растворяются, даже когда его просто слушаешь. Как же очищалась его душа, когда он творил, если она распространяет такой свет. Человек в полном согласии с собой.

___________________


Видела Елену Кореневу в программе «Без протокола». Согласна со всем. Только уточнила бы ее ответ на вопрос, что самое непривлекательное в человеке - ложь.  Вернее, сознательная ложь или осознанная. Думаю, она не смогла бы так отвечать на вопросы, как отвечала, до написания книги. Как же заряжает мозги любой вид эпистолярного творчества.


_____________________



Почему не возникает сомнений в искренности Андрея Макаревича и Андрея Кнышева, и слушать их одно удовольствие.



_______________________



      Видела вчера кусочек программы «Без протокола» с Михаилом Казаковым. Разговор о старости. Тягостное впечатление.

     Вроде мужчина еще крепкий физически, творческий. Уважаемый и достойный. И работа еще есть. Рассуждал о словах Гете «Старость - лучшая пора жизни». Опровергал их, приводя другие цитаты, ссылаясь на какой-то фильм о старом композиторе, как будто не люди ставят фильмы, и, возможно, молодые.

       Отпускал какие-то суетные глубокомысленные замечания о трудности старости, словно примеряя на себя чужие страдания, но не чувствуя их. Какая-то фальшь даже не в его словах, а в атмосфере этих слов.

      Вообще в его рассуждениях о своих фильмах, о том, что он ездит в метро - словно обида, что ему что-то недодали. Вроде человек творческий и занят, но не растворяются почему-то суетные его мысли в творчестве. Может, не его дело? Хотя, откуда тогда «Покровские ворота» и «Визит дамы»?

        Чего больше в его творчестве: любви к себе или любви к делу? Но ведь не чувствуется этих интонаций у Папанова, Евстигнеева, Лихачева, Познера. Нет у него, что ли, поглощающего, забывающего себя, погружения в творчество, такого увлечения творческим процессом, когда растворяется все суетное, и созидание приносит чистую радость, очищая художника и омывая его светом доброты, понимания, ясности и простоты, почти до наивности. Принося ему страстное желание поделиться своим открытием со всеми.

          И настоящего уважения и доброжелательности нет к конкретным собеседникам, как у Лихачева и Познера. Что это: высокомерие или гордыня? Не хочет понимать других, хочет понимать только себя и свои будущие страдания в старости. И заранее за будущие страдания получить плату.

           Может, смерть - это последнее, отказывающееся от себя, от своего существования, глубочайшее постижение смысла бытия, попытка понять величие мироздания, почувствовать бога в себе? Добровольная жертва, как у мадонны, отдающей сына? Вопрос.

           А старость - последний шанс, последняя возможность понять? Вопрос.

          Хотя, во многом он прав. Он нащупывает в темноте ногой тропку, как мы это делаем всегда, шарит вокруг, пытаясь приготовиться к неизбежному. К этому нельзя приготовиться так.

             А, может, это его путь постижения?

_____________________




     Никита Михалков. Во многом фальшив, но все еще заразителен своим обаянием.

Пользуется своей заразительностью. Почему-то боится открываться. Уводит словами от себя, а, следовательно, от сути. Уводит сознательно. Очевидно, что силу и возможности слова знает.

      Видимо, нет полного согласия с собой, и боится, что это обнаружится.      

      Сколько всего перемешано в творческом человеке. Или это проблема возраста? Хотя, нет: Лихачев…
      Интересно, вынырнет к свету или нет?


__________________


Вечный вопрос: зачем человек?
Сам человек - ответ на этот вопрос.

___________


      Дуня Смирнова очаровательна. Совершенно естественна и заразительна своей любовью к себе, такой умнице, такой талантливой и обаятельной. Кажется, большие ресурсы. Дай бог, чтобы реализовались.

      Татьяна при ней как будто немного теряется, тормозит, подпадая под обаяние Дуни, а, может, молчит сознательно, но все-таки чувствуется какая-то неуверенность. А потом словно искусственно себя заводит. Впечатление, что лично ей все это не очень интересно, ну не так, как писание книжек.
       Зачем тогда?

        То есть понятно, зачем Татьяна…
        Но жаль. Интересно, пишет еще или нет?

________________


         Улицкая. Потрясает «Сквозная линия». Слова не чувствуешь. Только чистая мысль, перетекающая из мозга в мозг.

        Замечательны своим мягким юмором концовки: уже сама чувствует свой блеск, свою виртуозность.
«Все. Конец сюжета». Как росчерк пера, когда уже не удосуживаешься придать красоту завитушке, уверенный в ней.
       
         Интересно, почему ее не видно на экране? Боится суесловия, или уже настолько погружена творчеством в постижение, что необходимость во всем остальном отпала?

_____________


     Каждый человек за 30 (а некоторые и раньше) начинает доверять своей душе, своей интуиции, своей эмоциональной восприимчивости (неважно, как назвать), и слышать чистую ноту искренности и интонацию фальши.

       Почему этого не понимают телевизионщики? Даже те, что за 30?

_____________


      Видела «Школу злословия» с Ириной Хакамадой. Жаль, не с начала. Вот наши девушки порезвились. А в задней комнате просто по-бабьи отвели душу. Не пойму, как Татьяна относится к Ирине.

            Наша великая писательница попутно пнула всех мамаш, которые носятся со своими чадами, вместо того, чтобы творчески развиваться, объяснив Ирине, чем та должна заниматься в момент катастрофы. Интересно, есть у нее или у Дуни дети?

           Такое впечатление, что они не знакомы с животным страхом, который испытывает каждая мать маленького ребенка. Потом, с годами, этот страх заглушается новыми проблемами, но, видимо, в подсознании остается на всю жизнь и в момент катастроф проявляется сразу. Учитывая это, следовало расширить условия предлагаемой катастрофы.

        Вообще в какой-то момент весь спор стал похож на перепалку девчонок-школьниц.

     Отличница:
- Врете вы все, врете!
- Ничего мы не врем. Ты сама дура.
Отличница, поняв, что девчонки спорят не ради сути, а ради спора, пожав плечами, удалилась.
Обиженные подружки остались.
- Задавака эта Ирка. Подумаешь, мама в универмаге, - начала первая, помладше и побойчее, у которой мама работает в продмаге.
- Не отличница, а выскочка, - подхватила вторая, постарше и поумнее. - А пятерки у нее липовые, липовые. Вон Митька Митрофанов, сидит на задней парте и не рыпается. И всегда дает списать. А тоже отличник.

       Придумка в конце передачи, конечно, гениальная. Интересно, кто сочинил?  Затихающая и сходящая на нет болтовня. Но держать-то композицию передачи все равно нужно. В конце концов, это умеет делать каждый учитель, и не за такие деньги.

_________________


         Телевидение - великолепное изобретение.

         Может, только оторванный атеизмом от бога человек способен придумывать новые инструменты для постижения.

         Мы не доверяем словам, авторитетам, папе с мамой, учителям и наставникам, библии и другим непонятным нам книгам, и ищем свои пути познания. И часто вовремя сказанное слово, которое мы слышим от совсем  постороннего человека, не замутненного нашими проблемами, является для нас подтверждением наших истин или открывает новые,  показывая общие закономерности. И, кажется, пока только душа (или интуиция, или эмоциональная восприимчивость, неважно, как это называется), - единственный  надежный инструмент для постижения сути вещей.

           А в череде мелькающих на экране лиц, правых и заблуждающихся, ищущих, искренних и лживых, с помощью только одного камертона, нашей души, мы  наблюдаем и отбрасываем фальшь, и прокладываем свой путь познания.

           Мысль бьется в поисках, а душа отбрасывает все ложное, оставляя только то, во что может верить человек в другом человеке - искренность. Пусть искренность даже заблуждающегося сейчас человека. Потому что, сравнивая его искренность и искренность другого человека, прошедшего дальше по пути, мы определяем для себя вехи.

           И телевидение дает великолепную возможность делать это.


_______________


Все. Конец сюжета (как говорит Галина Улицкая).

2003


               


Рецензии
Светка, интересные мысли, интересно написано. Вдумчиво, искренне, философски. У тебя, на мой взгляд, талант неформального критика ;)
Такой неспешный разговор умного зрителя-читателя. Последнее относится к Улицкой )
Замечательно о Лихачёве. Он у меня ассоциируется с Б.И.Пуришевым или с Максимычем. Мне кажется, что это должно быть почти врождённым. Трудно поверить, что эти люди были когда-то детьми неразумными :) Может быть, это врождённая готовность учиться с детства? Учиться, не осуждая?
Не знаю историю Познера. Жаль. До твоей мин-ры относилась к нему далеко не лучшим образом.
Больно за М.Казакова. Может быть, его сломала эмиграция?
Очень интересно о Н.Михалкове. Никогда не задумывалась о нём, как о человеке, так глубоко, как ты, да ещё и с такими выводами ;))
К Шилову традиционно отношусь плохо. Может быть, такие клише в собственном сознании - тоже плохо.
О телеведущих, вообще, никогда не задумываюсь ))) Они для меня почти всегда, как вспомогательный элемент в передаче - обаятельный или не обаятельный. Пожалуй, кроме Познера и В.Вульфа. Когда-то, очень давно - А.Каплера. Помнишь "Кинопанораму"?)
Поулыбалась в месте, где ты говоришь об учителе ))
Вообще, весь текст прозвучал для меня, как рассуждения об интеллигентности в самом высоком и философском смысле этого слова.
Спасибо! Ты меня заставила обо многом задуматься. Если бы все зрители были такими, как ты, на телевидении пришлось бы делать революцию. Но это уже не ко мне, а к Пину ;))))

с любовью и благодарностью,

Ольга Чука   10.04.2005 08:28     Заявить о нарушении
Оленька, спасибо. Я уже настолько не жду никаких рецензий на свои тексты, что и зашла-то случайно:слово подправить. Оказывается, приятно слышать теплые слова и видеть, что твои мнения разделяют.
С любовью,

Света Лана   10.04.2005 10:56   Заявить о нарушении
"Спасибо! Ты меня заставила обо многом задуматься".
Оль, действительно, мысли очень интересные, особенно о готовности учиться с детства, учиться, не осуждая. Кстати, я не считаю это врожденным, такую интеллигентность.
Рада, что в этом контексте ты вспомнила Пуришева и Максимыча. В общем-то от них ведь все передается: от собственных учителей, если они личности.
Спасибо.

Света Лана   10.04.2005 11:06   Заявить о нарушении
"Если бы все зрители были такими, как ты, на телевидении пришлось бы делать революцию. Но это уже не ко мне, а к Пину".
Почему же к Пину? По здравому размышлению, никто не любит, когда о нем говорят плохо, тем более если делают это искренне. Здесь столько пишущих. Интернет - это ведь долгожданная обратная связь. Если б высказалось хотя бы большинство, неужели ничего б не изменилось? Я читала у Олега Петрова роскошные миниатюры о телевидении. Очень смешные, совершенно в его духе. Рекомендую. И еще он обещал продолжение. Может, и тебе попробовать?
С любовью,

Света Лана   14.04.2005 20:39   Заявить о нарушении
Ну почему же, Светк?)) О.Петрова читала и не только))))
Писать?.. Так смешно, как у Олега, не получится. Впрочем, так серьёзно, как у тебя, тоже
Улетаю через четыре часа. Прилечу - увидимся. Надеюсь, в старой компании вечно молодых ;)))
целую
Оль

Ольга Чука   18.04.2005 02:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.