Генрих Балахнин. Солнце в Храме

....................."Солнце в Храме".

....................."Всё это не то;всё скучно и безропотно,
......................как глаза ныряющёй чайки,что пропадая,
......................наполняются рыбой и морем.Разрушающий
......................крик синевы - уходящей в совесть Кос
 ......................моса.Космос - расчёсывает волосы -
......................на гребешке остаются нити,ставшие
......................самостоятельными жизнями.Думающих,что
......................они весь Космос и они(падшие волосы и
......................реснички),прорастающие в вечность
......................имена уходящих от нас.
......................Мы - есть уходящие от нас,постоянно,
......................день за днём,от нас кто-то уходит,и
......................мы не замечаем,как приближаемся к тем,
......................кто ушёл."


...Солнце,разгибая свои пальчики и дотрагиваясь к миллиардам частичек мироздания - озаряет тепло и свет,энергией своей мысли.Вспышка и озарение.Озарение и существование.Жизнь появляется после вспыхнувшего озарения.Вспышка,щелчок - и застывшее озарение становится фрагментом жизни.Родившееся Бытие расправляется в миллиарды форм.И эти ожившие формы - поют о радости и счастье.Они дышат,чувствуют,любят,ощущают епифанию и гармонию.Они мыслят.Поют гимны.Водят доисторические хороводы.Они прославляют Создателя.Они возносятся в олимпийские облака.Гремят громы.Хлещут ливни.Природа охвачена молниями вдохновения.Вспышка.Озарение.И фотограф перематывает плёнку.Вскоре она проявит себя.Чтобы все увидели...
...Фотохудожника зовут ласково - Генрих.Фамилия у него знаменательная - Балахнин.А когда фамилия и имя идеально подходят друг другу получается - Генрих Балахнин.Он - художник.Он - фотограф.Он - поэт.Он поэт художественной фотографии.Он зачехляет свой фотоаппарат,садится в велосипед и мчится далее по изношенной дороге Вечной Галилеи.В зачехоленом - томятся в ожидании оживляющей вспышки будущие фрагменты прошлого,становящиеся настоящим.Мелькает в колёсах,прорывающееся сквозь звонкие спицы - поющее солнце.Как природа тянется к людям - так человек тянется к красоте.И этот человек,с идеально подходящими друг другу фамилией и именем,ищет в мигающих очах природы - идеалы красоты и мудрости.Гармонию и жизнь.Симфонию и существование.Ритм и мелодию.Интонацию и спящее слово.Слово,которое вот-вот пробудится,и тишина зазвучит.
...Встречаются два молчащих зрачка.Глаз к глазу.И нажатая кнопка поёт так,что вспыхивающее озарение свидетельствует о встрече.О встрече,которая наконец-то состоялась,потому что не состояться она не могла,ведь её запланировала когда-то тишина и привело к единству ещё несказанное слово.
...И тут начинается проникновение.Проникновение в духовную и энергетическую оболочку земли.Погружение в природу,в её недра,в застывшие символы.В ассоциации.В ноосферу.В Поэзию молчания.Где молчащий кричит о своём внутреннем состоянии.О счастье.О радости.О свете.О смерти.О рождении.О расцвете.О своей,только ему присущей "Эврике",где он нашёл то,что,собственно,и является его сутью.
...Цветущий молчун,кричащий тишиной о своей сути,так - что в энергетическом соприкосновении с ним(взгляда ли,чувства ли,собрата ли,окружающих)рождается слово.Одно слово,которое затем,как салют,как "бешеный огурец",как одуванчик,пальма,вода и водо-водопады,камни,леса и религиозные мотивы - россыпается в целые языки и письмена.Отчасти забытые и потерянные,но в большей степени - ещё не осознанные,содержащие всю эту тайную мощь,сохраняемую силу,до того времени, - когда земля оплодотворит такое количество одухотворённых,что язык разорвёт тайную свою тишину.И люди увидят Рай,из которого нас никто не изгонял,просто мы,в силу искусительных плодов,стали неспособны его созерцать.Мы стали слепыми.Художник ищет то,что мы потеряли.И найденное благоухает неземным сиянием.
...Скажу вам,по секрету,что мы сейчас находимся в Храме.В Храме,стоящем посреди Рая.А посреди Храма сидит Генрих и рассматривает свои удачи.Сегодня их много.Генрих развесил свои творения в Храме.Он любуется ими,они любуются Генрихом.А мы подойдём к этому любованию поближе и с почтительного разрешения обеих сторон,являющихся в сущности неисчерпаемым единством,заглянем в наипрекраснейшие глаза дивного творения.
...И мы,почти сразу,прочтём несуществующие названия.Читаем.

......."Коряги".
...В центре,в двойном белом круге стоят прикоснувшись друг к другу две деревянные коряги - срубы.Высокая напоминает силуэт человека,а поменьше какого-то мифического животного."Человек",полусогнувшись,прикасается к "мифологии" "рукою",а "мифология" своею "лапой" торжественно и деликатно притрагивается к человеческой ноге.И такое взаимоотношение только,как дружеское,по-другому назвать невозможно.Тела двух силуэтов сероватые со светло-коричневыми расщелинами.Всё пространство от круга занимает зелёный цвет(трава) и,чем далее он от кругового центра тем,он становится всё более и более плотным.Рядом с кругом же проступают телесного цвета земляные залысинки.Под ногами "коряг",с напылением в зелёный,лежат маленькие,но очень яркие красные лепесточки.Высокая фигура вырывается из кадра своей продолговатой "головой".Движение вверх по самому центру композиции.
...А теперь,прикрываем глаза ладонями и сквозь режики пальцев пробивается ассоциативное видение.
...Высокая фигура - человек.Меньшая фигура - животное.Они находятся в центре в двойном круге - ассоциирующемся с вечностью.Малое белое солнце - воплощение животного мира.Большое белое солнце - иная жизнь - человеческая.Приглушённый белый цвет - символ Вселенной.Белый - в котором воплощены все формы.Серый цвет силуэтов делает их неподвижными.Светло-коричневые и чёрные прорези делают их существами смертными,но всё-таки живыми.Их тёплое взаимоотношение оставляет красные искорки жизни,брошенные в зелёный неподвижный цвет.В пустоту зелёного пространства.Возникает контраст зелёного и красного - неподвижности и жизненной активности.Взаимоотношение двух "объектов" образует треугольник,упирающийся своей острой(устремлённой)частью в сдвоенный круг.Это - одухотворённый тёплый покой.Человеческая фигура восходит к небу.Она покидает границу плоскости своею верхней частью.Всё восходит к небу.Всё через человека восходит к небу.

......."Одуванчик".(Фотоэтюдная дилогия.Цикл - состоящий из двух фрагментов.)
...Главная тема этого цикла - противопоставление,которое является,в сущности,продолжением одной части единого - его второй частью.Одуванчик.
...Вот,он живой,отсвечивает своим белым солнышком.Он растёт среди устремлённых к солнцу трескучих зарослей ещё не раскрывшихся бутончатых корзинок.Цветёт и поёт,и даже улыбается нам.Славит мироздание своею красотой.Передаёт всем привет и дразнится своей непредсказуемостью спрятавшихся глаз.
...И вот он - ещё живой,ещё мыслящий и способный удивлять всех своей колоритной личностью.Он почти так же пушист и красив.Но стебель его уже сорван.Взгляд его потускнел.Песни теряются в пересохшей гортани стебля.Он лежит на оголённой каменеющей земле.И смерть тенью вбирает в себя его сущность.Вот он - ещё живой,но уже мёртвый.

......."Лесной дух".
...Сказочное,мифологическое живое существо.Всё бесконечно зелёное,пушистое,волосатое.Дремучее,сильное,мудрое и дикое.Тучное,кажущееся неподвижным.Оно внимательно заглядывает вам в глаза - испытывает ваше дыхание.Оно,как бы,полустесняется.Не верьте своему простодушию.
...Голову этого могучего существа венчает корона витиеватых рогов,протыкающих небо.Оно сидит.Оно замерло.Оно ищет вашу душу.И горе тому,чья душа не понравится ему,этому лесному духу.И в первую очередь ему не понравятся те,кто назовёт его - туей,увитой плющом.Не позавидуешь тогда тому,кто заглянет в его владения.

......."Цветовая композиция".
...Буйство красок.Экспрессия.Радость.Великолепие.Воздух.Ярко-красные цветущие соцветия,напоминающие щёточки,путающихся в своих тёмно-зелёных ветвях,на фоне ярко-синего неба.
...Такому буйству красок,передающих ощущение подъёма,жизни,воздуха,красоты,весенних ароматов,позавидовали бы маститые экспрессионисты.
...Из нейтрального-зелёного выплеснулось буйство только что рождённого-красного,очень активного и даже как будто бы немного удивлённого своим рождением.Праздник жизни настал.Барабаны весеннего карнавала забили.Впечатление усиливается из-за двух основных контрастов.Красного(активного) - зелёного(неактивного).Красного(движения,тепла,жизни,внутренней страсти) - и синего(холодного покоя,тянущего в себя,свежесть,свобода).Ярко красного и ярко синего,что говорит о чистоте и полноте проявления своей внутренней сущности.Духовный контраст - очень сильный по своему лирическому звучанию.
...Ярко белый(падающий)свет - частично нейтрализует действие зелёного,и только усиливает радость Бытия.

......."Валуны обросшие мхом".
...Впечатляющая картина валунов,булыжников,поросших мхом и травой.Чем-то напоминающая - лежбище морских львов,котиков,моржей;или неподвижно-тяжёлые,однако,быствые волны горной речушки.Приглушённо-зелёный  с драматичностью чёрных бликов.Фрагмент Бытия полный драматизма и собороности.Где каждый камень - это неповторимая личность со своей историей,судьбой и родословной - приобщённая(зелёным налётом) ко всеобщему.Возможно,что это фрагмент эпоса целого народа.Колоссальное количество повторений,напоминающих общее,но со свойственными каждому особенностями,характерами.И взаимоотношениями.Между ними существуют бесконечные связи и взаимоотношения.

......."Красно-жёлтый цветок канны".
...Портрет растрёпанного от природы цветка канны.Он ярко принарядился для фотопортрета.Он захочет потом повесить своё изображение в рамочке,чтобы все на него смотрели,не узнавали,но хвалили."Это - я",- будет говорить он своим близко-далёким собеседникам."Ну,надо же, - будут ему отвечать далёко-близкие собеседники. - Вы почти не изменились.А это точно вы?"
...Цветок от природы,от своего строения растрёпан так,что кажется,что он состоит из бабочек,которые сейчас упархнут.И останется только зелёный стебель на неестественном заднем фоне.
...Красный - жизнь,страсть как хочется сфотозаэтюдиться.Сосредоточение на себе.Жёлтый - готовность к съёмке,бросается всем в глаза своим теплом и простодушием."Смотрите!Смотрите! - это я!Такой красавец.А вы - думали - кто?"
...Молодость и красота на портрете.И даже веснушки есть - красные крапинки на жёлтом лепестке.

......."Цветок магнолии в хрустальной рюмочке."(Диптих).
...1."Цветок магнолии в хрустальной рюмочке на коричневом фоне."
2."Цветок той же самой рюмочки с магнолией на чёрном фоне."
...Рюмка,как и всякая чаша - чаша жизни.Рюмка жизни.Рюмка на чёрном фоне блестит.Тень на коричневом фоне - тёмненькая,с блёсками.Тень на чёрном фоне - чернее чёрного. Коричневый,цвет - консерваторов и старости.Чёрный,цвет - пустоты.Самое интересное,что в этих фотоэтюдах не контраст,а как бы два дополняющих друг друга события.
...Живой,творящий цветок(у него пять лепестков),черпающий своё вдохновение и творческие силы из соответствующего сосуда,находится в пассивно противодействующей ему среде(коричневой)и в активно противодействующей (чёрный).В пассивной - он никто(чёрная тень).Деятельность его этой средой не признаётся и не принимается.Хотя блёстки - показывают,что он являет всё-таки какое-то на неё положительное влияние.Как семена брошенные для всхода.
...А в активной среде - он отсвечивает,как единственный источник жизни,и тем самым - спасения.Его здесь воспринимают ещё хуже.(Чёрная тень на чёрном).И как только иссякнут его жизненные силы - (вода в рюмочке),его проглотит эта безжизненная бездна.И,как это не раз случалось,она подавится.Пророки и Святые не исчезают бесследно.
...Однако,всё-таки настораживает тень - чернее чёрного.При определённых обстоятельствах её оставляют лжепророки.Хотя лжепророки - вообще,стараются обходиться без тени.Ведь у них её - нет.Тень способна оставлять только сущность,имеющая внутренний духовный свет.Способная преобразовывать внешний свет,при этом и образуется тень.А у лжепророков - внутренняя духовная пустота.И потому,поглощая свет снаружи,они его же и отбрасывают.И потому,у них не тень,а миражи и чудовища их внутренней пустоты.

......."Репейники".(Цикл)
...Две фотоработы,объединённые одним объектом съёмки,различающихся лишь степенью приближения к объекту.
...Поле фиолетовых репейников,которые выглядит совершенно,Космогорически.Кажется,что это не растения на длиненьких ножках-стебельках устремляются от сухого осиротевшего поля к небу.А само небо спустилось на поле.И все эти фиолетовые колючки - это не миражи растений,а таинственные звёзды и светила,расставившие во все стороны свои застывшие,по какой-то причине,лучи.И мы лицезрим - небесные созвездия,напоминающие кому-то о его родном доме,в котором ждут его возвращения.
...А вот,ещё одно поле.

......."Поле жёлтых ромашек."
...Здесь уже на зелень - обещающую постоянство и скуку,обрушилось огромное солнце.От падения оно рассыпалось.И обратилось жёлтыми ромашками,наводнившими эту зелёную неизменность,своим теплом,разговорами - болтовнёй и преодолением пределов изображённой плоскости своим выпрыгиванием наружу.
...Самое интересное,что среди жёлтых россыпей,пробились маленькие красненькие цветы(жизнь в себе;молодая) и чертополох - сухой и белый(жизнь вообще;старая).Процветающая жёлтая общность за болтовнёй,разговорами и суетой - не замечает молодости и старости,т.к. они для неё несущественны.

......."Садово-парковый фрагмент".
...Объёмное жёлтое соцветие суккуленты(кактусного растения).Всё её подножие увито коричневым жабо и перьевидными листочками.Кажется,что какая-то оперная прима решила запечатлиться на фоне цветущей зелени.Голова её в лёгких мыслях о поверхностном будущем.А тело спряталось в тёплое одеяние чувственности,полное первобытных инстинктов.Это тело осело в самый низ фрагмента и ничем его не сдвинешь с его внутренних пристрастий и умозаключений.Светлая голова в тюрьме чувств и инстинктов.

......."Поле красных маков среди зелени и жёлтых цветущих зонтиков на фоне голубого неба,едва подёрнутого облаками".(Диптих).
...В первом фрагменте,красные маковые кровинки образуют дорожку и уходят от передней перспективы к горизонту,где их ждут свободно-праздношатающиеся небеса и откровения облаков.Они пробиваются сквозь постоянство и безмятежность зелёного,затем сквозь поверхностную желтизну философии,с одной стороны,и безумство идеё и мыслей,с другой.А желанную линию горизонта(поля и неба)достигают единицы.Сам фрагмент утяжелён массой поля,где небо занимает примерно одну пятую часть кадра.Так что вся важность ассоциативных связей - соотнесена именно с полем.
...Линия красных маков,пробивающихся сквозь зелень и желтизну - имеет дисгармоничную особенность,так как,с одной стороны,направлением идёт диагонально с правого нижнего угла к левому верхнему до линии горизонта.Отношения здесь жёсткие.Но с другой стороны,имея явную направленность в левую сторону,несёт тенденцию к высвобождению,к свободе.Основное напряжение,сила и воля сосредоточены в верхнем углу нижней правой части фрагмента.А это огромная жизненная сила,величина и уверенность в своих убеждениях.
...В другом фрагменте этого диптиха красная жизнь и внутренняя страстность маков захватила уже всю плоскость.Сделав жизнь "поля" активной,страстной,эмоциональной;свободой поющих и поэтящих индивидуальностей.И небо стало ближе,и границы горизонта увеличились с заоблачными,малоразличимыми реалиями будущего.

......."Плоды опунции(разновидность кактуса)с плодами".
...Совершенно удивительное зрелище,колючие зелёные лапы большого "кустарника" опунции усыпаны светло-красными,едва ли не розовыми плодами - подобные ягодам.Из незыблемого зелёного предверия жизни родилась сама жизнь.Пускай,она ещё светлокрасная,почти розовая(лишённая энергии),но уже самостоятельная.И это чудо."Куст" напоминает - горящую ветвь "огненного цветка".И даже "неополимую купину".

......."Трилистник у дупла".
...Собственно-эротический фотоэтюд.Три зелёных листка,совершенно чисто и наивно,по юношески простодушно,прикрывают вход в дупло.(...)
...А далее - цензура.

......."Придорожный ковыль"(Фотоэтюд).
...Белые ворсинки,взлетевшие по полым зелёным трубочкам вверх.Стремительность.Экспрессия.Взрыв.Преодоление зелёного застоя - свободой.Тёмно-зелёный задний фон только усиливает зрительное впечатление и подчёркивает стремление вверх.Не все смогли найти своё освобождение.Четвёртая часть белых ворсинок не смогла преодолеть тяготение земли и падает в "затемнённую" бездну.А может быть и вырываются оттуда.Как знать?

......."Фотоаппарат и блюдо с фруктами".
...На тёмно-коричневом фоне стола,высвечено блюдо с фруктами:виноград,персики,яблоки,слива.Рядом,тёмным объектом,лежит фотоаппарат.Все объекты в этом фрагменте для чего-либо приготовленны.Как блюдо приготовленных к потреблению фруктов - ждёт своих едаков,так и фотоаппарат приготовлен к потреблению - ждёт своего художника.нежатся фрукты и фотоаппарат.Отдельно лежат фотовспышка,корпус,объектив,крышки от объективов.Плоды - дпрят нам радость и здоровье тела.Фотоаппарат - дарит нам радость и здоровье духа.Если фрукты видны и ясны,то плоды фотоаппарата пока не ясны.Их можно предугадывать,представлять какими они будут.И два объекта говорят об одном - о предвкушении.Круглая форма плодов - напоминает о вечности.Плоская цилиндровая форма аппарата - напоминает,что вечное просветляется через материальное.


.....................продолжение след.


Рецензии
Здравствуйте, Игорь!
Спасибо Вам за такой лиричный рассказ о Генрихе Михайловиче Балахнине.
Я ещё не показывала его моей маме, Людмиле Михайловне Балахниной, думаю, она будет очень тронута...
Если можно, я предложу ей написать пару слов для Вас, а потом перешлю их по Вашему адресу. Хорошо?
Катарина.
Ставрополь.

Катарина Яковлева   07.06.2006 10:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.