Позвонил Ф
В понедельник утром я бодро вошел в аудиторию, полную красивых девочек. Специальность считалась почему-то женской и на потоке учились только два парня. Судя по кольцам они были женаты, хотя в такой обстановке это слабая прививка от бешенства. Лекция началась. Я забубнил о прелестях автоматизации, ну а женский коллектив зажил своей жизнью, сопровождаемой, перешептыванием, легким смехом и поглядыванием сквозь меня на улицу, полную запахов сирени. Все это оставляло ощущение неудлетворенности и недооценки моих дидактических способностей: лекция не поколебала уверенности студенток, что Aвтоматизация - девичья фамилия Бабы-Яги.
Размышляя об искусстве владения толпой, я вспомнил рассказ моего друга, художника по стеклу. Его приглашали на международные выставки демонстрировать в реальном времени огненный процесс создания стекляной миниатюры. Работая, он выбирал среди зрителей ребенка или подростка, все время поглядывал в его сторону, ну, а в конце дарил ему еще горячий стекляный сувенир. Зрители были весьма довольны таким психологческим этюдом.
В понедельник после переклички я выбрал Тавошкину. Отчасти из-за фамилии, но , в основном, за неприметность и серьезность в лице. В течении двух академических часов я, не отрывая от нее взгляда, призывал Тавошкину посвятить профессиональную и личную жизнь автоматизации. Я обращался только к ней. Единственной. Тавошкина впала в кому. Аудитория, поначалу удивленно притихшая, омертвела. Успех был полным. Порекомендовав Тавошкиной литературу для самостоятельного изучения и тепло простившись с обесчувственным телом, я довершил разгром противника.
Через час А. сообщила: женский актив группы, ознакомившись с моим моральным обликом, с негодованием осуждает сексуальные поползновения в сторону Тавошкиной и будет всеми средствами защищать жертву моих пагубных страстей. Затем позвонил Ф. Говорил медленно, с паузами, выбирал выражения. Сетовал на слабые знания своих студентов. Их неготовность к высокому уровню моего преподавания. В то время как на соседней кафедре нужен преподаватель курса "Фитоуборочные машины", народнохозяйственное значение которых трудно переоценить. Конечно, это не моя специальность, но, мол при моих способностях и краткой подготовке я несомненно мог бы и т.п.
Итак я ошибся. И ошибся в главном. Актив группы это как правило красивые и уверенные в себе девушки. Я же обращался к серой мышке, тем самым унизив и незаслуженно обделив их вниманием.
В понедельник после переклички я выбрал Распопову. Отчасти из-за фамилии, но, в основном за неотразимо красивую и нахальную физиономию, статную фигуру и властные манящие глаза. Два часа я душевно посвящал Распопову в теоретические основы автоматизации. Не забывал привести ей практические примеры.Ссылался на классиков. Не обходил вниманием современные исследования. Роскошный бюст Распоповой окаменел. Аудитория, поначалу недоуменно переглядывающаяся, поверженно молчала. Учитывая летаргическое состояние Распоповой, список рекомендованной литературы я написал на доске.
Через час А. сообщила: женский актив группы разделился- одни считают меня серийным мерзким сексуальным маньяком, другие - глубоко несчастным человеком, нуждающимся в женской ласке. Окончательного решения о моей дальнейшей судьбе не принято.
Затем позвонил сам проф.Б. В другое время это было бы почетно. Скомкано передал привет от Ф. Подробно интересовался моим семейным положением. В конце разговора заметил: мой курс, не в ущерб информативности, можно было бы сократить, а вот в свободное время... на соседней кафедре... ищут... "Фитоуборочные машины"... значение в народном хозяйстве... при моих способностях...
Я не опустил руки. До понедельника было еще много времени. Я читал, медитировал. Думал об исторических примерах противостояния личности и коллектва. Наиболее успешной выглядела деятельность Моисея, но на его стороне выступал сам г-сподь, а мне рассчитывать на Б. и Ф. уже не приходилось.
В понедельник не было нужды в перекличке. Отсутствовали только два парня, предусмотрительно оставленные женами дома. На их местах и на приставных стульях в проходах расположились студенки из других групп. Тихо. Десятки широко раскрытых глаз. Ждут. Металлические звуки трамвая гаснут за окнами. Тавошкина и Распопова сидят рядом, крепко взявшись за руки. Капля времени полна влаги, но не падает вниз.
Кто я? Инфузория туфелька под микроскопом? Жук на булавке? Нет. Гордо поднимаю голову. "AVE CAESAR..." Молнией спасительная мысль. Вылетаю из аудитории. Бегом в библиотеку. Здесь есть все. Вот Песталоцци, вот Маккиавели. Быстрей, быстрей. Еще немного. Наконец-то. Книга толстая, увесистая. Торопливо открываю. Вздох облегчения. На первой же странице: "Большое значение в народном хозяйстве имеют фитоуборочные машины".Ну, с моими способностями...
Свидетельство о публикации №205041300057
А я замечал чато вот что: на первой же лекции видно, будет или нет контакт с аудиторией. И бывает, что читаешь одни и тот же курс, а реакция совершенно разная.
Чисто профессионально поделюсь одним секретом: самые плохие аудитории это вытянутые в длину, невозможно держать под прицелом задние ряды.
А вот с этим позвольте не согласиться:
"...аспирантка А.,добившаяся больших успехов на кафедре благодаря природному обаянию."
Просто ОБАЯНИЕМ аспирантке добиться обычно ничего не удается.
Нужны еще широкие взгляды на многие вопросы.
Владимир Бенрат 17.02.2006 01:15 Заявить о нарушении
Вы правы, иногда читаешь лекцию как чугунную чушку тащишь, чувствуешь собственное косноязычие и неинтересность, после лекции вызжат и неудовлетворен. А бывает необыкновенный подьем, ощущаешь в себе Цицерона, аудитория захвачена ты на волне положительной обратной связи, шутлив, метафоричен, глубок. После лекции бодр свеж и молод. Почему так?
Не знаю.
Анат Берет 17.02.2006 14:08 Заявить о нарушении