Мосфильмовская, тринадцать, пожалуйста!

Как только плату за проезд на маршрутке и автобусе практически уровняли, а на боках автобуса появились наклейки с безобразным зайцем-дебилом, перечеркнутым жирной красной линией, очереди на маршрутное такси стали выстраиваться длиною в электричку. Стоишь, бывает, в подобной очереди минут сорок, а потом залезаешь в маршрутку и неизменно дивишься вниманию и старанию водителей – вертлявых армян, норовящих погладить твою руку, передающую деньги, или крепких парней из российской глубинки, душевно матерящих столичные пробки, - украшать внутреннее помещение своего транспорта. Тут тебе и разноцветные «елочки»-пахучки, и приклеенная машинка с большими ушами (метафорическое «хлопать ушами» здесь используется для создания императива «не хлопай дверью»), и развеселые таблички,  вроде «выйти из положения можно только в родительном доме», «взялся за грудь – говори что-нибудь», «о женщине – либо хорошо, либо женись», и суровые предупреждения «остановок там, тут и здесь не существует!», и, самое главное, совет: «хочешь выйти – кричи». Казалось бы, что здесь такого. В машине довольно шумно, часто играет радио «Шансон» или «Русское», пассажиры переговариваются. Надо кричать, и ничего страшного в этом нет. Но приглядитесь к лицам сограждан, собирающихся выкрикнуть свою остановку. Они собираются, сжимают кулаки, делают сконцентрированные лица, поспешно оглядываются (не проехали ли?) и, наконец, сжавшись в один энергетический комок, выстреливают:
- На следующей, будьте любезны!
А если в названии есть звуки «ф», «в», «с» или «з»? Например, фразы «У светофора, пожалуйста» и «Будьте добры, у бензозаправки!», по моим наблюдениям, не удаются половине пассажиров. Комкают, жуют, проглатывают и губят фразу. А водитель не останавливает. Бывает, не понял торопливого жамкания. Бывает, вредничает.
Когда я была подростком, название моей остановки виделось мне в самых страшных снах. Вы только послушайте: «Мосфильмовская, тринадцать, пожалуйста!» Мос-филь-мов-ская…Ужасно. Я краснела, бледнела, плачущим голосом выдавливала «Мофи-фильмск-мск…трина-надцыть пжлста…» и получала по заслугам. Иногда, не в силах побороть собственную стеснительность, ехала, стиснув зубы дальше, до первой остановки по просьбе других пассажиров и плелась обратно. Но потом, с возрастом, это прошло. Я осознала свое положение, привлекательность и уверенность в своем голосе (профессия преподавателя позволяла) и выговаривала свою остановку спокойно, громко и даже вальяжно.
Эту девицу я приметила давно. Мы частенько стояли вместе в километровой очереди у Киевского вокзала и слушали истеричные вопли «Лимоны-три-на-десять!», «Ананасы-по-тридцать» и, осенью, уже что-то почти оперное, «Горяаааачая кукуруууза!». Потом я заметила, что мы с ней сходим на одной остановке (злосчастной Мосфильмовской) и пригляделась к ней повнимательнее.  Худенькая, лет восемнадцать, востроносая. По лбу – мелкая россыпь тех прыщиков, что предательски выдают отсутствие личной жизни. Жидкие волосы мышиного цвета, всегда убранные в конский хвост, сколотый огромной, видно, еще бабушкиной, заколкой. Базарные кофты (триста рублей и не сотней больше) неприятных пастельных оттенков: землисто-коричневый, грязно-розовый, ярко-белый. Брюки, редко джинсы – в тон кофте. Обязательно – шейный платок небесно-голубого цвета, повязанный, как пионерский галстук.  Ногти – длинные, всегда аккуратно подпиленные, но никогда не накрашенные. Золотые кольца, цепочка, иногда брошка. Она принадлежала к тому типу девиц, наводняющих библиотеки, филологические факультеты, театры и выставки, прочитавшие множество классических книг, претендующие на наличие художественного вкуса и фантазии, которая, на самом деле, ограничивается поисками волшебного принца. Они хранят невинность своей души для него, а потом, не столкнувшись с желанным кавалером на жизненном пути, либо бросаются в объятия первого встречного, либо идут работать музейными смотрителями и преподавателями кафедры и безжалостно вымещать обиду за  неисполненные мечтания на посетителях или студентах.  Но у этой девицы всё было еще впереди, и она просто сидела в маршрутке, сжавшись в комок и тихонько листая томик «Ярмарки тщеславия». По моему предположению, она отчаянно завидовала цвету волос и поведению разбитной Бекки Шарп. Поскольку читала она только классическую литературу, я ее прозвала про себя «Девятнадцатый век».
Затем я заметила еще кое-что. Девица тоже знала меня. В смысле знала, что я – это та, кто выходит вместе с ней на ее остановке. Более того, я почувствовала, что «Девятнадцатый век» пристально смотрит на меня. Не все время, а только когда мы подъезжаем к остановке. Мы приближаемся к «Мосфильмовской», она напряженно глядит на меня, я громко прошу остановить маршрутку, она чуть вздыхает, опускает глаза и убирает книжку в сумку.
- Все ясно, - подумала я, ухмыльнувшись, - еще одна маршрутная истеричка.
Мне стало ее жаль, потому что я сама прошла через подобные мучения, поэтому, подогреваемая своим к ней сочувствием, объявляла остановки заранее и без задержек. А сама глядела на ее сухие губы, не знающие помады, тонкие пальцы, сжимающие клеенчатую сумку, и думала снисходительно: «И кто только на ней женится?».
В тот день случилось несколько странных совпадений. Ко мне заглянула бывшая одноклассница, попросила  научить варить борщ и еще долго варила его на моей кухне под моим суровым руководством. Потом я решила перевоспитать младшую сестру и отучить ее оставлять чашки с недопитым чаем на компьютерном столике. А затем в Университете  студенты отчаянно отказывались анализировать текст на метасемиотическом уровне, поэтому мне пришлось начать с азов и битый час объяснять им основы лингвопоэтики.
Короче говоря, всех в тот день пришлось учить. Поэтому, как только я села в маршрутку и остановила свой взгляд на «Девятнадцатом веке», которая, кротко поджав губы, листала Диккенса, меня озарила гениальная идея: а что, если обучить эту девушку самой справляться с ситуацией и называть остановку? Тем более, у меня в руках все козыри. Предвкушая очередную педагогическую победу, я нетерпеливо поглядывала по сторонам. Вот столб: обычно, как только маршрутка миновала его, я тут же выкрикивала своё «Мосфильмовская, тринадцать, пожалуйста!». Теперь я молчу. Пусть кричит она. Пусть смущается, пусть переживает, но учится. Это школа жизни, детка! А она, ничего не подозревая, все читала и читала. Вот, подъезжаем. Сейчас она поднимет глаза…
- Эй, эй, эй! – удивленно пробормотала я.
Девица от книжки не оторвалась, и мы со свистом проехали остановку.
- Остановите! – не своим голосом завопила я.
- Где? – не оборачиваясь, спросил водитель.
- Тут!
- Нет такой остановка! – злорадно ответил армянин.
- Мофси..Мосфиль…Тьфу, чёрт, на следующей!
Девица удивленно оглянулась, а потом бросила на меня укоряющий взгляд. Мол, ну, ты даешь… Задумалась, ты, мать, что ли? Я сердито отвернулась.
Отступать я не привыкла, особенно перед трудностями, связанными с образованием. В следующий раз залезла в маршрутку, полная решимости молчать до тех пор, пока она сама не назовет остановку. Я Козерог, меня не переупрямишь.
Мы миновали столб, я напряглась. Девица действительно зачиталась книгой. Проехали остановку. Терпение. Проехали еще одну. Спокойно…Проезжаем третью…Может, ей сегодня не на Мосфильмовскую?! А я тут жду как дура!
- Остановите, пожалуйста! – крикнула я. Девица захлопнула книгу, снова удивленно оглянулась и неодобрительно покачала головой. Потом поправила шейный платок и вылезла вслед за мной.
- Идиотка! – сказала я ей мысленно и помчалась домой: у моих дверей уже топтались частные ученики.
«Как же ее научить?» - с недоумением размышляла я, пока старательный ученик аккуратно заполнял пропуски в упражнениями разными глагольными формами. Я преподавала всего четыре года, поэтому пока была уверена, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. Примечательно, что пожилые педагоги не сомневаются в обратном.
Поэтому я обратила внимание на свою собственную линию поведения и принялась выискивать в ней ошибки. Очевидно, что я так боялась проехать, что сдержаться и путешествовать до конечной у меня не хватало ни сил, ни времени. Отлично, следовательно, надо придумать себе такой маршрут, по которому следует пропустить «Мосфильмовскую». Это будет справедливо и честно не только для нее, но и для меня.
Долго выдумывать не пришлось, еще на прошлой неделе я заляпала новые брюки весенней грязью и со дня на день откладывала визит в химчистку. Химчистка как раз находилась почти на конечной.
Целый день я протаскала брюки с собой, а когда уже лезла в маршрутку, настроение было самое боевое.  Водитель только что подъехал и читал газету. Девицы еще не было. Я удобно устроилась на сидении, вцепилась в свои брюки. Страшно интересно было, все-таки над живым человеком эксперимент ставила, прямо как у Фаулза. Народ постепенно прибывал. Вошла полная женщина с грудным ребенком, два коротконогих мужичка, возбужденно посмеивающихся и перемигивающихся. Один сжимал в руках бутылку коньяка.
- Закрывайте двэрь, поехали! – скомандовал водитель, откладывая газету.
- Как? – ахнула я. – Еще ведь…
- Закрывай, дэвушка, закрывай! Врэмэни нэт!
- Но подождите, - в растерянности протестовала я, - еще ведь не пришла…
- Подруга? Подруга вылэзай на улица ждать! – велел водитель и завел мотор.
«Опомнись! – сказала я себе, грустно глядя в окно, за которым проплывал Кивеский вокзал. – Зачем она тебе? Над кем ты ставишь свой эксперимент? Над собой, что ли!».
- Подождите! – забарабанили в окно, дверь отъехала в сторону, и в маршрутку влетел, запыхавшись, «Девятнадцатый век».
Я улыбнулась. Мне везет.
Набережная. Магазин «Злата». Столб. Ну-с, мадам? Я еду в химчистку, дорогая! Откладывайте Бальзака, он вам не поможет. Называйте остановку! Не стесняйтесь, здесь все свои.
Поглядите-ка…. Все читает и читает.
«Может, ей тоже в химчистку? – пришла в голову абсурдная мысль. Как в том рассказе Виктории Токаревой, где девушка едет в магазин за бюстгальтером и ей кажется, что все в автобусе, и старики, и дети, едут с той же целью. Ан, нет! Оторвалась от книги, оглядывается. Ну же! Еще секунда….Но что это? – удивляюсь я. Она смотрит на меня в упор. И смотрит у-мо-ля-юще. Сухие губы лепечут: «Прошу вас». Руки сложены молитвенно. Да ну тебя в баню!
- Остановите, пожалуйста, на Мосфильмовской, - гремлю я на всю маршрутку.  В гневе отшвыриваю дверь, выпрыгиваю и быстро иду домой. Борюсь с желанием зашвырнуть брюки в ближайшую канаву.
Дома, когда я немного успокоилась, выпив мятного чаю и проверив несколько ученических тетрадок, мне захотелось еще раз проанализировать ситуацию. Где-то крылась ошибка. Как ее обнаружить?
Я немного поразмыслила и неожиданно нашла верное решение. 100 процентное попадание. Как же я раньше не догадалась!
На следующий день я сидела в маршрутке и ждала ее. Она не опоздала. Залезла в салон, уселась. «Достаточно разглядывать» - скомандовала я себе и отвернулась от зеркала. Сесть на переднее сидение было гениальным поступком. Золотое правило хорошего учителя: если ученик не может, а точнее не хочет справиться с ситуацией сам, покажи ему, что кроме него, эту задачу никто выполнить не в состоянии. Он почувствует ответственность и сделает все на пять баллов. Так и здесь: пересев, я сделала вид, что меня нет. Никто не поможет. Решай сама свою проблему, девочка. Это ради твоего же блага.
Мы подъезжали. Нервы у меня не выдержали, и я уставилась в зеркало, готовая отвернуться стоит только ей заметить меня. Она уже все поняла. Книги в руках не было. Вместо нее она теребила шейный платок, страшно нервничая. Оглянулась. Облизала губы. Подалась вперед. В глазах сверкают слезы от напряжения. И…
- Эй, дэвушка! – вдруг говорит водитель, и его слова звенят у меня в ушах, - Ты, что забыл? Тебе на этой остановка выходить, да? Выходи, выходи.
Он плавно затормозил. Я еще не могу прийти в себя от удивления, когда он перегибается через меня, распахивает дверь своей машины и кричит вслед «Девятнадцатому веку»:
- Красавица! Тэлэфон оставь, да?
К моему великому удивлению она возвращается и подходит к водителю. Рядом замечает меня и краснеет. Водитель протягивает свою руку, нервным женским почерком она карябает что-то на его ладони, а потом быстро-быстро уходит.
- Занавес! – объявляю я сама себе вполголоса.
- Елена, - поправляет меня водитель, прочитав имя на ладони, - Елена зовут. А ты двэрь закрывай, да!
…Больше я на той маршрутке не ездила. Просто наступили летние каникулы, учить было некого, и я сидела дома, рисовала и слушала самую разную музыку, какую только могла найти в фонотеке своей бывшей одноклассницы. Взамен учила ее варить щи из кислой капусты и готовить «чахогбили».
Осенью я села на ту маршрутку на переднее сидение и по привычке оглянулась. Девушки не было. Водитель был другой. Он убрал из салона все «елочки» предшественника и заклеил все фотографиями звезд из журнала «Семь дней». Народ все не собирался – стояли теплые сентябрьские деньки, в которые грешно было прекращать дачный сезон.
 – Едэм! – решил водитель, выбросил окурок в окно и завел машину.
- Извините! – неожиданно для самой себя спросила я. – А вы давно здесь работаете?
- Второй недэля, - обворожительно улыбнулся мне водитель.
- А что с предыдущим водителем стало?
- Вот, гад! – заорал он кому-то, кто посмел его обогнать,  - Проститэ…А! Ваграм! Ваграм на родина поэхал. В Ереван. Папа-мама совсем плохо стала..стали..Говорят, приэзжай Ваграм…Он тепэрь грузовик водит. Любит водить. Хороший водитель.
- Мда, - пробормотала я и снова неожиданно брякнула: А жена?
- О, и жэна с ним! – оживился водитель, - Хороший жена. Белий-белий. Худой. Елена. Учительниц. Будет учительниц там в Ереване.
- Учительниц, - повторила я, - забавно…
- Что говоришь «забавно»? Она красивый, да. Ты еще красивей. Ты очень красивый. Ты не учительниц, а?
- Ага! – кивнула я, потом выглянула из окошка и попросила: На Мосфильмовской,  тринадцать, пожалуйста!
Больше я никого жизни не учила.


Рецензии
Да уж, забавно. Понравилась мне также ваша мысль, что фраза насчет плохих учеников, которых якобы не бывает, не верна по сути. Плохие ученики бывают!!!

Юлия Кёниг   24.04.2005 13:22     Заявить о нарушении
Спасибо
Бывают, конечно, куда без них:))
С уважением,

Фостэн   25.04.2005 11:41   Заявить о нарушении
Не только армяне гладят красивые женские руки, и не только
руки гладят армяне.Я так думаю- как говорит один из героев
фильма "Мимино".
Спасибо, хороший рассказ.

Сергей Гукасян   19.05.2005 19:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.