Глава 5. События Эратосфеново решето

Этот год изобиловал разными событиями.

Приехав в Москву, Рина вышла замуж за Антона. Эрих отправился в командировку в Питер. Рина потеряла связь с Эрихом, т.к. была занята приготовлением к свадьбе. Родители Антона благословили сына на брак. Рина вспомнила свой интернат, подружек и учителей. Дети в интернате разных национальностей. Друзьями были два мальчика из Архангельска, сестренки из Кировской области, да красивая украиночка, откуда-то из-под Харькова.
Мама с болью отдавала Рину в интернат. У нее после родов, кажется, на нервной почве случилось что-то с двигательной системой, особенно с руками. И она буквально носила в зубах свою деточку, как выхаживают детенышей некоторые животные. Отца Рина никогда не видела, хотя мать рассказывала, что он был умный и красивый. Мать, когда была молодой жила в деревне, где женихов-то там и не было. Мама работала в колхозе. Председатель был уже на пенсии. Да еще пара дедов, жили в деревне. А тут – такие хлопцы, приехали, проводить геодезические изыскания для строительства крупной трассы. Рина высокая, в отца. Как сложилась его жизнь? Живет он, поди, имеет семью, детей, а может, и вообще не женился. От свободной жизни трудно отвыкать. Обычно, геологи и геодезисты все умеют делать. Любую работу по дому не хуже женщины выполняют. Вот и мать говорила, что отец готовил все вкусно, борщи, да закуски разные. Мать поправилась от такой еды. Отцу хорошо платили. Жили они с матерью месяца три, а потом работу отца закрыли, он и уехал. А у матери оказалась беременность. Вот так появилась на свет Марина. Имя это мать Рины дала ей в честь Марины Цветаевой. Книжечку «В певучем граде моем», отец оставил.
Мать эту книжку знала наизусть и читала Рине даже когда приезжала в интернат повидать дочку:

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала тоже!
Прохожий остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет…
…………………………….
Или вот эти строчки, которые читала мама, Рина также часто вспоминает:

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос…
………………………………………..

Сердце у Рины щемит от воспоминаний, воспоминаний о маме.
А мама читала вслух, наверное, хотела поделиться той частичкой отцовской любви, которую он испытывал к стихам. Вот и Рина пишет стихи, то ли от отца передалась эта любовь к поэзии, то ли от матери, которая так проникновенно произносила стихи великой русской поэтессы.
Сентябрь – месяц свадеб. Документы в ЗАГС подали в августе. После отпуска у Рины денег не так уж много осталось, но Антон сказал, что всю заботу по устройству этого события возьмет на себя. С Риной он только советуется. Антон живет самостоятельно, у него двухкомнатная квартира в новом доме недалеко от метро «Выхино». Отец у Антона военный. Да и сам Антон хорошо зарабатывает. Он работает в нескольких фирмах и городском Суде. Ну а Рина на сбережения решила купить платье. Да не тут-то было! В Москве много свадебных салонов. Антон на отцовском москвиченке возил Рину в разные салоны и на Киевский проспект, где шикарный салон для новобрачных. Свадебные платья здесь такой цены, что у Рины от этого поплыло в глазах. Тысяча долларов, одно платье. Интернатовская жизнь научила экономить заработанную монету, хотя одеться, Рина всегда любила.
 Вот дорогая, давай остановим свой выбор на этом платье - цвета чайной розы. Мне ты в нем очень нравишься, говорит Антон.
Мне тоже нравится это эффектное и с хорошем вкусом сшитое платье.
 Заверните.
Антон идет платить. Он оплачивает по кредитной карточке банка « Русский стандарт».
 Нам надо купить еще кольца, говорит Антон. Сердце Рины сжимается от потери колечка и воспоминаний об Эрихе.
Сегодня второе сентября. Для Рины и Антона играет «Свадебный марш» Мендельсона. Они отметят это событие в небольшом ресторанчике под названием «Рига». Здесь соберутся друзья и коллеги Антона и Марины Маевых.

***
У Леоны виртуальный роман. Она влюбилась в этого литератора с первого взгляда на его фотографию, помещенную в Интернете. Может ли быть такое, спросите Вы? Ее романы всегда начинались с первого взгляда. Наверное, она визуальщик. Хотя музыкальный слух тоже прекрасный. Леона – журналистка. Она закончила журфак МГУ за четыре года. В детстве училась музыке, рисованию, занималась спортом, да еще и пела во время учебы на студенческих вечерах. Языки давались с трудом, а вот английский и сербохорватский освоила легко. Стажировку проходила в Югославии.
Тогда, это была Югославия, в состав которой входило шесть республик: Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония и Черногория. В ней проживали народы пяти славянских национальностей, говорящие на трех различных языках: сербохорватском, словенском и македонском. Сейчас из-за трагических событий контакты России с Югославией изменились. А страна будет называться то ли «Сербия и Черногория», то ли еще как.
Страна южных славян необычайно разнообразна и красива. Певые впечатления Леоны об этой стране были просто сказочными.
Леона раскачивается в любимом кожаном кресле-качалке синего цвета и посматривает на стены с развешанными авторскими картинами. С первого взгляда Леона влюбилась в Югославию.
Вот югославский город Нови-Сад «Городской пейзаж». Здесь в этом городе частенько устраивались конкурсы красоты «Savremena Zena» или «Lepota Zena». На самолете французской компании «Каравелла» Леона прилетела в белый город – Белград, который стоит на возвышенности, разделяющей две реки: Дунай и Саву. Так исторически сложилось, что за обладание этим городом боролись многие народы. Леона вспоминает, что и в мирное время на улицах Белграда всегда было много солдат национальной армии. От прошлого из архитектуры в городе почти ничего не осталось. Но Белград продолжает нести в себе славу и гордость духа южнославянского народа. На этой картине Леона изобразила старую часть города «Вид, с Калемегданской крепости», откуда открывается прекрасный пейзаж живописных сел, остатков старых замков, холмов и долин.
Леона вспоминает красивые мужские лица сербов, их гортанный звук голоса и громкие раздававшиеся возгласы по утрам: «Млеко! Млеко!» – голоса молочников, привезших молоко из близлежащих сел.
Вот виды Дубровника. Любой человек, повидавший Дубровник не забудет его никогда! Это прекраснейший, с древними традициями славянский город Южной Европы. Дорога, ведущая к Дубровнику, имеет крутые подъемы, туннели, перевалы, пропасти. Дубровник по архитектуре напоминает Венецию, но здесь впечатления усиливаются чарующей прибрежной природой. Леона вздыхает, вспоминая красивые островки у берегов Дубровника, с белыми замками и черепичными крышами домиков, особый бирюзовый цвет Адриатического моря из-за водорослей, произрастающих только в этом море. На побережье множество можжевельников, цветущих цикламенов издающих сладкий аромат. «Старый город», так называется картина. Название Дубровник получил от когда-то окружавших его вечнозеленых дубрав. Дубровник – это звезда Югославии. Его жители преимущественно хорваты. Небольшой процент населения составляют сербы и черногорцы. В старом городе живут люди. В маленьких двориках развешано белье. Улочки узенькие, такие, что в некоторых местах едва могут разойтись два человека. Ощущение такое, будто попадаешь в IV век. Город приморский, чистый, белого цвета. Плаца, площадь проходит через весь город и соединяет западные ворота с восточными.
Леона переводит взгляд на свою фотографию в Старом Дубровнике возле дврца Спонза, где виден храм св. Влаха. Леона на этой фотографии совсем девчонка, худенькая, стройная в летнем английском светлом костюме. В эпоху расцвета этого города, здесь было место встреч поэтов, ученых, государственных деятелей. Вот огромный белый купол Кафедрального собора Богоматери XVII века – прекраснейшее украшение города. Среди духовных картин есть приписываемые работы кисти Тициана.
Незабываемые впечатления сохранились у Леоны и от Черногории. Одно из чудес Балканского полуострова – Которская бухта – разветвленный морской залив. Ошеломляющее впечатление. Знойный воздух, сады с маслинами и олеандрами, рериховские горы. Под склонами горы Ловчен лежит полный исторических сокровищ город Котор приют и укрытие для морских кораблей. Леона вспомнила, как она познакомилась здесь с морским офицером Бранко, который приходил посмотреть на нее каждый день. Купалась ли, загорала ли Леона, всюду она видела его красивые глаза. Потом он водил ее на водное поло или в летний ресторанчик, где они пили цитрусовый сок. Все осталось в картинах, фотографиях и памяти Леоны.
А сейчас это другая страна. Сменились правители. Североатлантический союз решился на военную операцию.
Зажглись фонари на улице. В окно видно Останкинскую башню, памятник Э.К. Циолковскому и стелу «Космос». Леона зажгла свет настольной лампы и включила компьютер. Она собирает новые и архивные материалы для своей статьи о Югославии.
Вот статья историка Сергея Романенко, научного сотрудника ИМЭПИ РАН: «Нелегкий выбор: операция НАТО и постюгославские государства». Леона изучает статью. «В сознании многих хорватов до сих пор живы установки И. Броза Тито о недопустимости вмешательства «великих держав» на Балканах и во внутренние дела Югославии…Хорватская политическая элита, проникнутая идеологией и психологией этнического национализма, подсознательно вполне сочувствовала…сербской националистически настроенной элите и в иных обстоятельствах подсознательно опасалась решительных действий со стороны США и стран Западной Европы по отношению к Хорватии. С другой стороны, многие хорваты не забыли, что такое война. Именно поэтому они не одобрили действий НАТО.
Вот, другая статья: (Радио Свобода: «Темы дня») «Мило Джуканович». Эта статья о политике Черногории, ее президенте. Здесь говорят – победил просто Мило, парень из соседнего квартала. Про Мило Джукановича, лидера крошечного государства у берега теплого моря говорят, что у него хорошо развитый инстинкт и быстрые рефлексы. Домашняя политика в маленькой стране, стране, так полюбившейся Леоне. В статье о Мило Джукановиче написано, что его называют «Бритва», у него острый язык, точный глаз и решительная рука.
Леона открывает в Интернете сайт «Вести. Ru» и читает репортаж: «В Югославии стреляются бывшие министры». «У здания Скупщины в Белграде собрался стихийный митинг. Несколько сотен человек пришли после того, как узнали, что на ступенях парламента застрелился Влайко Стоилькович, Бывший министр внутренних дел в правительстве Слободана Милошевича выстрелил себе в голову у центрального входа в здание югославского парламента…». Вот что твориться в этой прекрасной стране.
Звонит телефон:
– Алло? А, это ты Эрих?
– Я завтра уезжаю вечером в Питер. Приеду недельки через две. Звони, заезжай. Или я к тебе заеду. Идет?
– Хорошо, Эрих, не теряйся.
– До связи.
Эрих, симпатичен Леоне. Но вот ее виртуальный роман с известным литератором, вроде стал явным.
Леона была приглашена своим виртуальным другом на литературную встречу, как журналиста, где она впервые увидела своего виртуального возлюбленного и была еще больше очарована этим человеком.
Эрих и Леона друзья. Эрих знакомый ее двоюродного брата, с которым они давние друзья. Сближение Леоны с Эрихом произошло за последнее время, хотя Леона встречала Эриха и его подруг на вечеринках у своего брата. Одна из его знакомых, показалась Леоне, немного вульгарной и с провинциальными манерами. Потом у Эриха появилась Рина. А Леона писала заметки о поэзии, литературных встречах.
– Куда теперь пошлют в командировку? Думает Леона. Надо бы, тоже съездить в Питер и покопаться в архивах. Как-то странно, что Эрих мне позвонил. Просил поддерживать с ним связь. Эрих мало кому дает свой особый номер телефона.
Леона пощелкала «мышкой» по Интернету, просмотрела электронную почту и, взглянув на фото своего прадеда – капитана корабля «Пахтусов», пошла, варить кофе.


Рецензии