Крымские баталии

...Мне показали симферопольскую "Аллею героев" - такие существуют ныне в любом крупном городе бывшего СССР, - на территории которого во времена бандитского беспредела 1990-х бушевали криминальные войны. Крымские "паханы", "бригадиры" и "быки" покоились теперь все в одном месте - смерть примирила заказчиков, киллеров и их жертв. Самому старому было под сорок, самый молодой немного не дотянул до двадцати. Двоих подорвали в собственном "мерседесе", одного прошили автоматной очередью, третьего... Одним словом, смерть была шумной и похожей на фейрверк.

Главного пахана, контролировавшего восемь лет назад едва ли не половину Крыма, изобразили на фоне церковных куполов с крестами. В гроб с останками новоявленного фараона побросали тяжелые золотые цепи, перстни и любимые мобильники покойного, после чего гроб с драгоценной начинкой был помещен внутрь монолитного бетонного склепа с толстенными стенами - чтобы "вор не подкопал", а сверху придавлен еще и двумя тяжеленными плитами, для чего специально заказывался кран. За поимку киллера бандиты объявили премию в 250 тысяч долларов. Между тем, в довершение фейрверка противники покойного сожгли темной ночью красный мерседес-кабриолет, который он подарил своей дочурке на ее 16-летие.

Кстати, о мобильниках. Самая колоритная история на тему новой кладбищенской моды была рассказана мне так же в Крыму. Некий "авторитет" имел неосторожность "засветиться" на одной из презентаций с любовницей, в то время как немалая часть его имущества была записана на жену - женщину ревнивую и корыстную. Та решила убить одним махом сразу всех зайцев - отомстить неверному мужу и прибрать к рукам его капитал. Был найден исполнитель, заготовлен яд, подкуплен паталогоанатом, не производивший никакого вскрытия и написавший липовое заключение о смерти: в общем, все происходило в соответствии со сценарием. Однако - непредвиденный момент - жертва оказалась устойчивой к ядам, впала в коматозное состояние и была погребена в просторном дубовом гробу заживо, обреченная на жуткие муки, если бы не одна оплошность: в соответствии с модой, в гроб положили любимый мобильник усопшего, и когда покойник очухался, он не растерялся и тут же набрал номер своей любовницы, сообщив, что звонит из могилы, откуда его надо немедленно откопать, поскольку воздуха в гробу осталось на пару вдохов. Финал истории тривиален, а потому неинтересен.

...Продолжая прогулку по "Аллее героев", обнаруживаю еще два колоритных памятника. Один из них принадлежит местному "бригадиру", второй - "быку". "Бригадир" - 19-летний пацан щуплого сложения, прячущий руки в карманах короткой кожаной куртки. Лицо хорька, колючий взгляд исподлобья. Мощное тело "быка" наполовину скрыто каменной глыбой, над которой он возвышается: воинственная поза, в каждом кулаке зажато по булыжнику. По-прежнему угрожает кому-то, но только уже с того света.

"Самозахват"

...Первые из них пришли на кукурузное поле в конце 1980-х и поставили здесь палатки, которые незаметно трансформировались в небольшие сарайчики, затем в саманные домики, позднее - в домики кирпичные, и даже обнесенные заборчиком. Потом возникла мечеть и многое другое. А начиналось все с палаток на кукурузном поле. Следы татарского "самозахвата", как называют это явление симферопольцы, ныне видны по всему Крыму.

Поселки возвращающихся на родину татар, невзрачны: серые небеленные дома с незамысловатыми заборами из штакетин не слишком гармонируют с пышной крымской растительностью. Однако, есть домики и другие, вернее, дома, напоминающие усадьбы - с красно-белыми башенками, капитальной стеной по всему периметру, собственной бензоколонкой, магазинчиками и кафе. Это владения "новых татар" (по аналогии с "новыми русскими" - Ш.Ш.).

Татары были депортированы из Крыма по указу Сталина в 1954-м, в годы перестройки им разрешили вернуться на родину, братья-мусульмане выделили на эти цели 3 миллиона долларов "подъемных" , Украина - порядка 80 миллионов гривен. И началось возвращение татаров в Крым - в основном, они ехали сюда из Узбекистана. Численность их здесь и по сей день невелика - всего десять процентов от населения, однако, присутствие этих десяти процентов на крымской земле все более ощутимо и вызывает беспокойство у местных жителей.
В середине марта (здесь и далее - факты, имевшие место в прошлом году - Ш.Ш.).

Симферополь был взбудоражен кровавым событием, произошедшим в центре города. В один из местных пабов ворвались десятки молодых татар, вооруженных палками, цепями и ножами и начали наносить удары направо и налево. В результате четверо симферопольцев угодили в реанимацию, а десятки получили ранения разной степени тяжести. 1 апреля - в день, когда я улетала из Крыма, часть пострадавших еще находились в больнице.

Вслед за этим событием последовали и другие. После ареста четырех татар - зачинщиков побоища, их соплеменники устроили многотысячную демонстрацию перед зданием областного управления внутренних дел, требуя освобождения задержанных. Их требование не было выполнено.

Между тем, приближается 18 мая - 60-летие со дня депортации татар из Крыма. Прежде татары отмечали эту дату шествиями в городах с участием тысяч людей с черными повязками на голове. Шествия эти, как правило, начинались от мечети и распространялись по улицам. Нынче в Крыму ожидают более крутого поворота событий: обстановка все более накаляется и слухи распространяются с космической скоростью. Один утверждает, что своими глазами видел здоровенных бородачей, по виду - явно боевиков, не местных, которые входили в мечеть. Второй - на выезде из города - видел, как вокруг Симферополя стягиваются силы ОМОНа. Третьему его сосед татарин заявил: "Скоро будем жить в ваших домах". Четвертому родственник-миллиционер, якобы, сообщил, что татарские лидеры кому-то хорошо заплатили и сверху поступило указание оружие против татар в случае конфликта не применять. Кое-кто из владельцев частных домов уже не надеется на милицию, подумывает о самозащите и запасается на всякий случай оружием. И на фоне всеобщего возбуждения в эфире идут передачи, в которых население призывают к спокойствию. Одну из таких передач - с участием советника президента Украины по делам безопасности я видела собственными глазами: "Ситуация полностью находится под нашим контролем. Все опасения беспочвенны. Здесь не будет того, чтобы было в Карабахе и Косово. Мы этого не допустим".
Ну что ж, доживем до 18 мая увидим.

"Вдали от жен" и другие

Быль ли, не быль - за что купила, за то и продаю. За окном машины проносится "Казачий шлях" - очень популярное местечко. Говорят, что прежде это место называлось "Вдали от жен": во-первых, находится на переферии, во-вторых, пользуется спросом у любителей крепких напитков. И вообще.

Теперь - история. Бывший президент Украины, следуя со своей супругой на отдых (у него в Крыму дача), проезжал мимо ресторана. Жена президента, завидев его название, сильно возмутилась и потребовала немедленно переименовать заведение. Так появился "Казачий шлях", который народ по старинке упорно продолжает называть его первым именем - "Вдали от жен".

В самом Симферополе недавно открылось не менее колоритное кафе под названием "Улица грез". Каждый посетитель его может осуществить свою мечту в рамках предложенного интерьера. Бывшие зэки, например, могут предаться ностальгии в кабинете, оформленном в виде тюремной камеры - на окнах решетки, серые грубые стены, на стенах - надписи по фене. И вообще - "век свободы не видать".

Бывших коммунистов порадует "ленинская комната" - с пресловутым черным кожаным диваном, портретом прищурившегося Ильича, скатертями в виде красных знамен и прочими советскими атрибутами. Впрочем, советская экзотика давно эксплуатируется ресторанным бизнесом. Говорят, в одном из одесских ресторанов официанты одеты в сталинские френчи и подают посетителям счет в форме приговора трибунала.

Судя по всему, хозяева нового кафе держат нос по ветру: не в связи ли с грядущими событиями один из кабинетов они оформили на всякий случай в стиле татарской чайханы, где есть надо, сидя на корточках.

Любовь зла

Вечером, сидя у себя в номере и листая с помощью пульта украинские телеканалы, наткнулась на выступление местной молоденькой певицы, которая была чудо как хороша на фоне привычных "барби". Она чем-то отдаленно напоминала одну известную актрису в молодости, к тому же и пела чудесно. И хотя песня была о любви, но слова ее были не затасканные, нетривиальные. Певица посвящала ее любимому человеку - об этом она сказала перед тем, как прозвучали первые аккорды. Она пела так искренне, с такой верой в свои чувства к этому человеку, что публика в зале едва не прослезилась. Затем камера переключилась на зал, куда в этот момент начала спускаться со сцены певица, продолжая петь песню, и стало понятно, что сейчас мы этого любимого человека увидим. Да...Лучше бы мы его не видели. Камера выхватила из публики очень толстого дедушку лет семидесяти - лысого, с крупными пигментными пятнами на руках (их еще называют старческими). Именно к нему и направлялась молодая певица. Последовало публичное объятие на глазах растроганной публики - если я правильно уловила (я чуть-чуть понимаю по-украински), дедушка был не то одним из устроителей, не то главным спонсором конкурсного концерта.

Позже, когда я рассказывала о своем впечатлении знакомым симферопольцам, кто-то из них тут же отпустил реплику: "У нас тут такое сплошь и рядом. Все уже привыкли. Когда есть деньги - можно купить все". Мне вспомнилась циничная фраза, услышанная много лет назад от одного состоятельного человека: "Купить можно любого. Надо только знать его цену". И анекдот: "Новый русский встает с кровати, подходит к зеркалу. Из зеркала на него смотрит помятая старая физиономия, огромные мешки под глазами. Далее следует огромный, как пивная бочка, живот, под ним - тоненькие кривые ножки. Новый русский переводит взгляд на кровать, где лежит молодая красивая девушка, затем снова разглядывает себя в зеркало и удивленно произносит: "Это как же надо любить деньги!"

Люди гибнут за метал

Кстати, о деньгах. Местный житель, который согласился быть моим гидом на "Алее героев", описанной выше, не без грусти вспоминал о временах бандитского беспредела, хотя сам он к криминальным структурам отношения никогда не имел, по профессии педагог и живет, как большинство - небогато, но честно.

- Когда в городе правили бандиты, - объяснил он, - нам казалось, что это - беспредел. Но после того, как в конце 1999 бандитской власти пришел конец, ее сменил настоящий беспредел - "в законе". Без взятки невозможно ничего добиться - берут все, во всех эшелонах власти и по любому поводу. Если рекетиры забирали определенную часть (кто же будет доводить до истощения корову, если она дает молоко?), то эти могут раздеть до нитки. Экзамены при поступлении в вуз - фикция, состав студентов определяется взятками, полученными от их родителей. И так везде - во всех сферах.

...Мне рассказали, что знаменитый детский лагерь "Артек" ныне не совсем детский и не совсем лагерь. В свое время силами полутора тысяч рабочих здесь провели капитальную перестройку - с евроремонтом и прочими атрибутами, способными привлечь сюда состоятельных людей. И теперь в "Артек" можно приехать безо всякой путевки - целым семейством и разместиться в аппартаментах, где прежде помещался целый отряд. Лишь бы были деньги.

...Местные старушки, у которых в советские времена всякий был рад снять в разгар сезона хотя бы койку в сараюшке, ныне в сезон сами перебираются в сараюшки, или на чердаки, сдавая постояльцам свои квартиры (отдыхать на море теперь ездят далеко не все - дорогое удовольствие, а те, что ездят, в сараюшке жить не станут) и стремясь заработать лишнюю копейку, чтобы прокормить себя в безсезонье. ТО есть речь идет об элементарном выживании. Засим свой дорожный репортаж завершаю, а то еще на самолет опоздаю.


Рецензии