quotКазнить нельзя помиловатьquot Геннадия Рытченко и мои три ко

Увжаемый Геннадий Юрьевич, я прочитал вашу публикацию «Казнить нельзя помиловать» и хочу продолжить эту тему, может мой подход, и взгляд на эту проблему покажется многим странным. Поддерживая Вас, просто хочу копнуть поглубже. Итак, Смертная Казнь. Депутаты правозащитники и прочая публика, назовем ее «власть»,тм очень часто используют эту карту для проталкивания той или иной инициативы.Для того чтобы внести ясность скажу сразу, смертную казнь никто не отменял,  существует статья 20 Конституции РФ, но Ельцин подписал Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" другими словами просто был введен временный мараторий. Очень интересный термин «поэтапный» запомним его.
Правительству Российской Федерации был дано указание в месячный срок подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу N 6 от 22 ноября 1984 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
Этим же Указом Министерству внутренних дел Российской Федерации в 3-месячный срок  было предписано подготовить, и внести в Правительство Российской Федерации предложения о приведении условий содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, в соответствие с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций. Можете представить в каких условиях находились осужденные. И что там творилось? Сейчас читатель возмутится, скажет, что я взываю к милосердию, нет, я хочу поговорить о причинах которые гораздо серьезнее. Хочу поговорить о нравственной культуре нации , вся причина в ней, надо начинать не с криков Россия в Гневе, хотя звучит круто! Давайте начнем с нас, с нашей культуры и истории.
 Только мне не понятно вот что, с одной стороны мы беснуемся по поводу отмены, или введения в действия правовой нормы приправленной безграмотными воплями депутатов по поводу возврата в уголовный кодекс смертной казни когда если взять новый УК и хотя бы статью о Пределах допустимой  обороны становится дурно. Может быть, вся причина в том что общество деградирует в целом, и человек просто забывает заповеди Божьи? Ведь всегда , любое государство, строилось на насилии, насилие возводилось в норму. Но Русское , древнее Русское государство имело несколько иную структуру, об этом далее, может быть если хватит пороху.

В современном мире немного сохранилось таких стабильных ко времени и здравому смыслу предрассудков, или, если хотите мифов, как представление многих людей о смертной казни. Принято считать, что это социально оправданное, допустимое и даже необходимое и эффективное средство борьбы с преступностью. Кажется Эйнштейн говорил - "легче расщепить атом, нежели предрассудок".
Представления обывателя, которому старательно пепсиколят мозги боевиками, в которых кучами валяются трупы, кровища разных цветов хлещет, мозги на обоях текут,  один герой из калаша, от пуза кладет целую роту чеченских боевиков. Смерть стала обыденностью. Нормой. А слова, я тебя убью, произносят даже дети, не думая о смысле сказанного.
Обыденные представления, неестественные, сформированные СМИ чувства подталкивают людей, узнавших об очередном страшном преступлении, к выводу - "убивать надо этих гадов" или «Мочить в сортире». Но ведь это не более чем  навязанная эмоциональная реакция, а в основе ее лежат понятные чувства возмездия. НЛП технологии управления общественным сознанием налицо. Куда же могут привести аргументы типа - "все общество протестует, категорически, против отмены смертной казни", а "глас народа - глас Божий" (vox populi, vox dei),  только кто, тот самый народ то!?  А ведь глас народа и Христа-то на голгофе распял. Если помните.
Чтобы правильно выявить общественное мнение, его нужно методически  и серьезно изучать а кто и когда это делал. Это все равно, что считать, что церковь является  божьим заведением на земле, а депутаты не спят, а только и заботятся о избравшем их народе, впрочем в первое утверждение я поверю гораздо охотнее. Бог, он есть, а вот насчет слуг народа,хм….
Если спросить: "Являетесь ли вы сторонником применения смертной казни?" - будет один результат; если же спросить: "Какое наказание более приемлемо - смертная казнь или пожизненное заключение без права помилования?" - результат окажется совсем иным.
Может давно пора  понять, что проблема смертной казни должна обсуждаться и решаться на основе всестороннего анализа и тщательно взвешенных оценок,  а не на основании  мифов и иллюзий.
Кто сказал, что смертная казнь может сдерживать преступность. Иллюзия и дезинформация.  Совершенно  о другом свидетельствуют наука  и трезвые исторические оценки.
Ни одно серьезное криминологическое исследование не подтвердит, что смертная казнь (или введение более жестких наказаний) приводит к снижению преступности. Сложно подтвердить то, чего нет. Как правило, ужесточение карательных мер и рост преступности обычно идут параллельно. В странах, где существуют строгие наказания, высок уровень преступности, и, напротив, нередко там, где повышается уровень преступности, появляются более жестокие меры наказания, расширяются масштабы их применения.
 Предположим, что здесь есть зависимость, значит необходимо решить: что от чего зависит - рост преступности ведет к более строгим наказаниям, расширению их применения или, наоборот, чем больше людей наказывают, чем больше их проходит "тюремные университеты", тем больше криминогенный потенциал общества.
В реальной истории  жестокие наказания, и огромные масштабы их применения, и высокий уровень преступности вызываются строго определенными социальными причинами: традициями, обычаями, репрессиями при борьбе за власть, уровнем общественной нравственности и правовой культуры, короче  социумом.
Механика изменений характеристик преступности достаточно известна, среди факторов преступности, как подтверждают исследования криминологов, такого реального, действующего аспекта, как усиление кары, или даже применение смертной казни, нет. То же свидетельствует и история.
В России смертная казнь отменялась многократно. Императрица Екатерина II, в период своего царствования отменила  смертную казнь, тогда Россия была первой и единственной страной в Европе, отказавшейся от смертной казни. Заметьте,  Россия!
Затем большевики в 1917 году, от применения этого вида наказания отказались, что было сделано в соответствии с обещаниями, содержащимися в Программе РСДРП.
26 мая 1947 г. После окончания Великой Отечественной войны,  смертная казнь отменена "идя навстречу пожеланиям профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих мнение широких общественных кругов", но указами Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 г. и 30 апреля 1954 г. она восстановлена, опять-таки "учитывая ходатайства граждан и общественных организаций". Вот так у нас  некий «народ» и  рулил всегда и везде!
А отмечавшийся в послевоенные годы рост преступности ни в какой мере не поколебался ни от  отмены, ни от  введения смертной казни вновь, в том числе за многие виды преступлений, вплоть до имущественных.
 Ну ладно,  криминологические, рационально-научные аргументы против смертной казни оставим, не убедил значит не убедил.
Попробую с позиции доводов философско-этического характера.
Как известно, Бог не покарал братоубийцу Каина и не лишил его жизни, а лишь сказал: "Будешь искать смерти, но никто не убьет тебя и даже не тронет" и заклеймил каиновой печатью, обрекая на презрение и раскаяние.
Жизнь, - "дар бесценный", говорил Пушкин, дана человеку провидением, дарована свыше и не земным силам, какими бы всемогущими они ни казались, ее отнимать. Общество, государство устанавливают, в какой степени можно ограничить свободу преступника, но жить или не жить человеку, они решать не должны.
 В Булгаковском «мастере и Маргарите» есть жестокая сцена, когда Понтий Пилат, могущественный прокуратор Иудеи говорит бродячему философу Иешуа,  о том, что жизнь его висит на волоске, который он, Пилат, может перерезать в любой момент. А  слабый Иешуа, избитый Марком Крысобоем отвечает, что не он ее подвесил и не ему дано решать, перерезать ли волосок, на котором висит его жизнь. Это может свершить лишь тот, кто распоряжается судьбами всех людей.
Конечно, крикуны смогут сказать, что это не более чем моя подтасовка сцен из художественного произведения  мастера слова и гражданина  своей страны, России, но идея неподвластности человеческой судьбы земным властителям в "Мастере и Маргарите" выражена исключительно ярко и убедительно. Можем поспорить об этом. Если Булгаков в романе противостоял Сталину и Сталин знал это, то будучи слабым человеком он оказался сильнее духом чем  выкрест-тиран.
Хочу подчеркнуть особо, что смертная казнь, как и любая другая смерть человека, имеет необратимый характер, а судебные ошибки, как известно, неизбежны, они всегда существовали, существуют и, сохранятся в будущем.  В результате жизнь человека может оборваться вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой человеческой ошибки или умысла.
Думаю, что проблема смертной казни должна быть оценена и с общеправовых позиций. Следует признать, что мы по-прежнему живем в обществе с искаженными правовыми представлениями, которые сформировались в прошлые десятилетия. Нам стало известно, что права человека - не дар великодушного государства, а они принадлежат человеку от рождения и первое из них - право на жизнь. Ныне это общепризнанное положение нашло отражение в Конституции Российской Федерации.
Поэтому должно быть вполне ясно, что с точки зрения правовых принципов Государство не может лишать человека жизни. Правовое государство не имеет права убивать от своего имени (а приговор выносится от имени государства). Из положений теории общественного договора, в частности из работ Сперанского и Ж.Ж.Руссо, следует, что люди, вступая в договорные отношения с государством, разумеется, не уступают ему права на распоряжение их жизнью.
Нам вбили в головы, воспитали серпом и молотом, окрестили красной звездой, да так, что воспитанной новейшей историей чертой нашего общества стало привычное отношение к насилию, жестокости, ненависти к согражданам которые мыслили иначе, которое считается нормой во имя "великой цели".
Целые поколения советских людей воспитывались на лозунгах: "кто не с нами - тот против нас", "цель оправдывает средства", "нравственно все, что помогает делу борьбы пролетариата". Такое, весьма своеобразное, дегенеративное, представление о человеческой нравственности, в частности, повсеместно высказывал В.И.Ленин, обращаясь к молодежи в 1920 году, обещая ей  при этом, что она будет жить при коммунизме. Это был ГЕНОЦИД НАРОДА. Сколько людей под эти лозунги было уничтожено!
В условиях наступившего после 1917 года периода, жесточайшего гражданского противостояния в виде войны, глубочайших социальных конфликтов, необъявленной постоянных войн со своим собственным или порабощенным коммунистами народом, как больше нравится, так называемой классовой борьбы, якобы все обостряющейся из-за происков классовых врагов, общество систематически, целенаправленно, приучалось к простой мысли, что главное - обнаружить виновных, найти врагов НАРОДА и наказать, а лучше всего уничтожить. Вспомним, например, что "великий пролетарский писатель" М.Горький в 1936 году опубликовал памфлет под красноречивым названием "Если враг не сдается - его уничтожают" Хорош красавец!!. Буревестник!
Естественно, это не могло пройти бесследно для формирования общественного сознания народа, к якобы «мнению» которого ныне и прибегают противники отмены смертной казни.
Конечно, нельзя пройти мимо такого важного обстоятельства, как все более заметная реальная вовлеченность в решение проблем смертной казни общественности, поиск различных путей реального сокращения масштабов ее применения в нашей стране, где в прошлом казням (в том числе в виде внесудебной расправы) подвергалось огромное количество людей. Вспомним хотя бы «кукол» и урановые рудники. Вспомним репрессии сталинских времен! Заградотряды НКВД! ЧОН!
 Последней, предусмотренной Конституцией Российской Федерации возможностью избежать этого бесчеловечного наказания, является помилование.
Помилование, т.е. освобождение от назначенного судом наказания, осуществляемое главой государства, - это не бесспорный правовой институт, хотя он и предусмотрен Конституцией Российской Федерации и известен законодательству многих демократических стран. Как традиция, помилование, исходит из времен абсолютной монархии, когда монарх - владыка душ и тел, имущества и самой жизни своих подданных - мог казнить и миловать любого. (Английское право, Египет, Русь) Впрочем, поскольку в этих случаях речь идет не о наказании (несомненной прерогативе судебной и только судебной власти), а о возможном освобождении от него, надо признать, что помилование, даруемое главой государства, по существу не противоречит идее и современного правового государства.
Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена, см. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации
Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации была создана в начале 1992 года на волне демократических преобразований. В нее вошли самые разные люди, но ни одного официального представителя власти, ни одного чиновника. Это очень важное обстоятельство, позволяло ей высказывать независимые суждения, принимать объективные решения. Комиссия является совещательным органом, выносит свои решения как рекомендательные, и они почти всегда принимаются Президентом.


 Противники смертной казни справедливо отмечают, что недопустимо жизнь человека, хотя и преступника, ставить в зависимость от случайного усмотрения судей или других лиц, их самочувствия, настроения и т.п.
Благодаря усилиям многих юристов, общественных деятелей в 1993 году в нашей стране появилась альтернатива смертной казни - пожизненное заключение. Комиссия по помилованию приняла участие в подготовке этого закона. Ныне же фактически существует мораторий на исполнение смертной казни. С августа 1996 г. в России не был казнен ни один человек. Следует отметить, что в первой половине 1996 года (до выборов Президента России) Комиссия оказалась в сфере внимания высоких официальных лиц, попытавшихся практически прекратить ее деятельность, заменив ее состав, ограничив полномочия, решив по своему усмотрению направлять дела на рассмотрение Комиссии или отказывать в помиловании. Попытка восстановить чиновничий произвол была отражена, хотя и с немалыми трудностями.
К сожалению, низкий уровень правовой культуры общества, вполне объяснимый особенностями национальной истории, национальной политики, приводит к тому, что на Комиссию постоянно осуществляется давление и со стороны общественного мнения, СМИ, парламентариев, высоких должностных лиц. Так, парламентские слушания по проекту закона о моратории на исполнение смертной казни 19 ноября 1996 г. показали, что ряд известных юристов являются противниками отмены смертной казни. Подчерну, что в условиях захлестнувшей страну волны коррупции (кстати, являющейся типичным "пережитком прошлого", освоившим и использующим новые возможности демократического общества) существование таких общественных структур, как Комиссия по помилованию, позволяет сохранять зоны, не захваченные ею (подобно судам присяжных).
По Конституции Российской Федерации смертная казнь - это исключительная, временная мера наказания. Лицо, которому она может быть по закону назначена, имеет право на суд присяжных, но, к сожалению, такие суды действуют лишь в девяти из 89 регионов страны. Налицо явное нарушение прав человека - реализация конституционного права на суд присяжных ставится в зависимость от места совершения преступления. Так, если преступник совершил преступление в Московской области, он может предстать перед судом присяжных, если в Москве - нет.
В связи с вступлением России в Совет Европы наша страна в соответствии с принятыми обязательствами должна отказаться от применения смертной казни. Однако Государственная Дума тянула с рассмотрением законопроэкта "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни".
Одним из аргументов при принятии такого решения было заключение Правительства России, подготовленное по давно представленному МВД РФ расчету, из которого следовало, что к 2000 году (если не применять смертную казнь, данные 2000года )у нас окажется около одной тысячи человек, отбывающих пожизненное лишение свободы (сейчас их более 500), что потребует больших дополнительных расходов по строительству исправительных учреждений и содержанию в них осужденных, дескать ляжет тяжелым бременем на бюджет государства. Можно ли принять всерьез подобные "аргументы"? Сейчас в стране за решеткой находится более одного миллиона человек, они содержатся в 731 исправительной колонии, в 191 тюрьме и следственных изоляторах.
Надо ли строить новые учреждения и искать дополнительно деньги, если речь идет об одной тысяче пожизненно осужденных, т.е. менее чем 0,1% от общего количества заключенных?
Думаю дело не в этом. Кое-кому неприемлема сама идея отказа от смертной казни и вхождения России в семью европейских стран, где, за редким исключением, такого вида наказания давно уже нет (кроме некоторых, в большинстве своем, бывших социалистических стран, количество которых постоянно уменьшается).
 Это одна сторона медали,  но есть и другая.


Рецензии
Вань! Вот моё мнение, которого никто не спрашивал: отмена смертной казни - одна из многих ошибок Перестройки.
Человек должен БОЯТСЯ.
Ну не могут у нас иначе!
Ты посмотри статистику, которая у тебя под рукой - до отмены СК и посе отмены - какой скачок!
То-то!
Привыкли мы к суме и плахе! А тут - растлевай малолетних, втюхивай наркотики тоннами - похуй, все равно не расстреляют!
Душил, душу и буду душить сук!

Крепко жму краба, всегда твой -

Игорь Горбачевский   30.04.2005 08:01     Заявить о нарушении
Брат, проблема гораздо сильнее и глубже, чем ты можешь представить,. заметь я даю только историческое течение вопроса, не высказывая свою точку зрения хотя она есть и обоснованная.Ты думаешь ****ство, наркота оно вчера появилось?: а когда цинками наркота и оружие шло, когда сволота наше же оружие гнусам продвавло? Забыл, еще скажи, брат, что я лгу. статистика вешь серьезная, и страшная, сломался государственный строй , система, если. бы. при . (видишь сколько оговорок) прежнем строе отменили смертку то общество осталось бы прежним, да брось, те отношения и напряжения которые назревали в обществе, уже требовали выхода, и тут нам втерли дегенерата очередного с гарвардскй кашей в голове, гена перестройка это всего лишь шаг по уничтожению России, попытка удержаться у власти, забудь официальную версию.с тобой об этои обязательно перетрем за кружкой чая.Думаем мы с тобой как нормальные честные люди не потерявшие честь и совесть.я делаю акцент на то что надо искоренять рабскую психологию менять систему отношений власть-Гражданин-семья-гражданин-власть полностью. Нужна большая работа. Надо бороться за каждую душу. Сейчас мы проигрываем, посмотри сколько вокруг сект.Убивать мы умеем профессионально. Теперь задача научиться видеть понимать и убеждать.думаешь почему меня привлекает право? да потому что это единственный законный метод бороться с беспределом, хотя разве я хоть где-то сказал что при случае я не отверну подонку голову? Может если ты меня так понимаешь то всякие залевски -метсы-позабытые вообще меня за клоуна держат? Игорь ты читай дальше. Внимательно вдумчиво, ты же умнейший мужик едрена кочергаБратишка, ты так пишешь потому что болит, но пойми сейчас идет война, страшная война, мы не закончили ее, вернувшись из за речки, наш долг еще не выполнен, мы присягали своему народу, и если это пустой звук, то зачем мы живы? Ты хочешь убивать, Серега, Негорюй , Денис, Виктор,я? Не ври брат, для нас просто перейден предел, после которого физическое уничтожение становится обычным злементом , страховочной системы.ХОЧЕШЬ СТРАХОМ ЗАСТАВИТЬ БЫТЬ ЛЮДЬМИ? Так не бывает. Ты от страха поднимался в атаку или потому что не хотел быть трусом и подлецом,? а может потому что рядом с тобой были близкие тебе люди за которых… впрочем рас****елся я тут извини…
Игорек, братуха, сейчас надо не рассуждать кто виноват а делать, выполнять поставленную задачу.
Игорь ЧЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ человек не должен быть рабом!!!!!
НАС ПРИУЧИЛИ К СУМЕ И ПЛАХЕ, НАС ПРИУЧИЛИ СЛУШАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ ТО ЧТО НУЖНОДЕГЕНЕРАТАМ. РАЗВЕ МАЛУЮ ЦЕНУ МЫ ЗАПЛАТИЛИ И ПЛАТИМ ЗА ЭТО? Игорь я уже наверно не боюсь умереть, это не страшно я пожил свое, просто хочу сказать надо на корню душить не следствие а причину это первое а второе то что ту мразь про которую ты написал про какую смертную казнь ты поешь, тут без разговоров, но душить начинать надо сверху, или может….. Что касается меня то если надо будет то я сдохну за то чтобы человек никого не боялся. Потому что только тогда он сможет строить здоровое общество. А вся эта ***ня творится именно потому что человек боится. …. Нет братишка , не получется на бумаге это надо обьяснять
Игорек, что значит, твое мнение никто не спрашивал!? Для меня твое мнение , мнение думающих людей значит очень много, зачем я тогда все это писал, чтобы всякие уроды типа позабытого выносили свои оценки? Нет, для тех кто думает чувствует понимает болеет . Прости что так скомкано. Будет тема для разговора.
Обнимаю жду

Иван Зацоренко Воронин   30.04.2005 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.