Поправки к Конституции

    Валюша встала намного раньше, чем обычно, ей не спалось и валяться в постели уже не хотелось, предстоящий день волновал ее. Так случалось  всегда, когда в школе намечалось какое-то важное и ответственное событие. Сегодня на уроке истории предстояло писать классную работу на тему "Моя поправка к Конституции" и Валя сейчас думала только об этом.  Училась она хорошо и с желанием, ей нравилась школа, ребята, а своего классного руководителя, учителя истории Юрия Георгиевича Валюша обожала, если не боготворила. ЮГ, так его звал школьный люд, слыл самым популярным и любимым учителем в школе, особенно в старших классах. Его уникальность проявлялась во всем. Он отличался от многих других преподавателей уважительным отношением ко всем без исключения, подвижничеством, страстной любовью к школе и своему предмету, ну и, конечно же, особой, только ему, ЮГу, свойственной - легкой, доступной, увлекательной формой преподавания. Да и красив был ЮГ. Среднего роста, но с высоко и гордо поднятой лохматой головой, ЮГ казался высоким и от взгляда его серозеленых глаз, светящихся под густыми, черными бровями, девочки начинали ощущать трепет и приятное беспокойство.

    Когда ЮГ что-то рассказывал, Валюша смотрела на него, не отрываясь. Она никогда ничего не записывала, все впитывала в себя и запоминала каждое слово. Вот и на прошлом уроке, когда завершалось изучение Конституции, ЮГ сказал, что на следующем занятии каждый сможет предложить свои поправки к этому главному закону страны. И как всегда он добавил, что никто и ни в чем не ограничивается, каждый может делать любые предложения, но обязательно должен их обосновать. Это входило в его систему преподавания, и каждый раз за окончанием большой темы ЮГ обязательно  давал письменную работу с неожиданным заданием, когда каждый мог стать государственным деятелем и решать какую-то определенную историческую задачу. Предстоящая письменная будоражила, заводила Валюшу, тем более, что свое недалекое, послешкольное будущее ей   виделось в МГУ, на юридическом.

    Валюша, стоя перед зеркалом в ванной, медленно, до автоматизма доведенными движениями совершала утренний туалет и думала о том, что  напишет сегодня. Она серьезно готовилась к этому дню и внимательно прочитала Конституцию, все казалось ей там правильным, и, вроде не за что зацепиться, что-то изменить или добавить.

    «Ну да» - думала она – «Ее же писали взрослые, умные люди, грамотные юристы, что уж тут можно поправить?».

    Но тут же начинала думать о другом:

    «А почему же у нас при  хорошей конституции такая жизнь, такая бедность и несправедливость? Вон родители - честно работают, себя не жалеют, а зарплата нищенская, да и ту не всегда платят».

    Она смотрела на свое отражение и разговаривала с ним, задавая все больше и больше вопросов.
 
    «А то, что каждый день кого-то убивают, и везде царит жестокость? А то, что идет война?».

    - Война, война - повторяя, Валя прошла в свою комнату, присела на кушетку и взяла с тумбочки рамку с фотографией старшего брата. Вите исполнилось  всего девятнадцать, когда он погиб на этой страшной чеченской войне. Известие о его смерти свалило родителей, они долго не могли прийти в себя. Хорошим здоровьем Витя не отличался и с  детства с ним намучались, вытаскивая из многочисленных болезней. Все любили слабого и беззащитного, симпатичного мальчика и дорожили им. Но не было у родителей ни сил, ни возможностей доказать, что нельзя ему в армию, комиссия признала годным. Годным к гибели на войне. Валюша  сквозь слезный туман вглядывалась в портрет, и виделось ей, как они в Сокольниках катаются на лошадях по осеннему парку, а вот идут по пушкинскому музею мимо скульптур и барельефов античных воинов, вот наряжают елку и делают из бумаги маски для новогодних колядок. Валюша терла глаза, пытаясь остановить слезы, но не получалось, она вскочила и побежала в ванную умываться.

    - Война, война... Как там написано в Конституции, ну-ка еще раз посмотрим - Валюша начала листать тонкую, в мягкой обложке брошюру, задерживаясь взглядом на отдельных местах.

    Пора идти в школу и Валюша, окончательно собравшись, вышла на улицу и пошла медленно, думая о том, что напишет на уроке. Она никого не замечала и даже, когда лучшая подруга Юля налетела на нее с поцелуями, Валюша не сразу смогла включиться и понять что происходит.

    Прозвенел звонок и в класс вошел ЮГ. Он как всегда был опрятен во всем кроме шевелюры, жесткие черные проволоки, похоже, незнакомые с расческой, торчали во все стороны, создавая экзотический хаос на его большой, красивой голове.

    - Добрый день, друзья мои - так он всегда начинал урок - Итак, сегодня вы законодатели и от вас зависит настоящее и будущее страны. Вы должны себе это очень хорошо представить и принять на себя этот тяжкий груз. Поверьте мне, это очень трудно и ответственно писать законы, по которым действительно хорошо, удобно и комфортно жить гражданам и государству. Для этого надо быть очень честным, чистым, благородным человеком, любящим свою родину, уважающим и любящим людей. Для этого недостаточно быть умным, здесь нужны мудрецы, потому что умный, подчас, видит и знает только как надо решить проблемы сегодняшнего дня, сиюминутные задачи, мудрец же знает, к чему эти решения приведут в будущем. А конституция страны - это стратегия жизни и развития государства. Итак, сегодня вы все мудрецы, в вашем распоряжении сорок пять минут, я надеюсь, вы подготовились к этому заданию. Творите. Чтобы вам не ковыряться в памяти, каждый из вас получит конс¬титуцию. Маша, возьми книжки и раздай каждому - ЮГ протянул подошедшей девочке стопку тоненьких книжиц и она пошла по рядам.

    - Если у кого-то есть домашние заготовки, книжки, которые могут вам понадобиться, пожалуйста, пользуйтесь. Если кто-то мучается сомнениями и нуждается в совете, пожалуйста, я здесь, не стесняйтесь - и с этими словами ЮГ сел за стол и достал газету.
В классе воцарилась тишина, нарушаемая лишь шелестом страниц да скрипом стульев. Валюша старательно, крупно вывела заголовок "Моя поправка к Конституции" и, сосредоточившись, упорядочив все передуманное, начала писать:

    «Страна - это территория, населенная людьми и люди - это главное, без них нет страны, есть только местность. Поэтому Конституция страны должна быть такой, чтобы гражданин находил в ней опору и поддержку, чтобы она защищала его и от внутренних, и от внешних неприятностей. Человек и человеческая жизнь - это самое дорогое и Конституция должна защищать человека».

    Валюша прервалась и у нее перед глазами, на фоне тетрадного листа появился образ Вити. Она смотрела в его печальные глаза, кусая  губы  от  охватившего напряжения, стала яростно, до боли тереть виски  и,  успокоившись, продолжила:

    «Любой человек - это личность, посредственная  или  гениальная - это не так уж важно, потому что каждый с собой несет что-то в этот мир. Даже больной, неспособный на созидание человек, много значит для своих родителей, они любят его и одно это уже стоит того, чтобы он жил и был защищен.

    Я не знаю американской Конституции, но, по-моему, у них главное именно личность и ее защита. Впервые об этом я подумала, когда увидела, что в английском языке, местоимение "Я" всегда пишется с большой буквы, в каком бы месте предложения оно не находилось. А нас с раннего возраста наставляют: "Запомни, "я" - последняя буква алфавита." У американцев и европейцев в почтовом адресе всегда пишется сначала имя, потом улица, город и, наконец, страна. У нас же наоборот, сначала страна и потом, как учили: "я" - последняя буква. Американская власть дорожит жизнью своих граждан и не бросает их на верную смерть, стара¬ется вести, как можно более, бескровные для американцев войны и боевые действия. У нас всегда наоборот, если война, то кровавая, с огромным количеством жертв с нашей стороны, причем часто не оправданных».

    Валюша отложила ручку и открыла Конституцию. Несколько раз она внимательно прочитала первую и вторую главы и начала быстро писать:

   «В статье 2 записано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". То есть, с одной стороны, человек - главное действующее лицо в государстве, но государство обязуется защищать только его права и свободы. Мне кажется, что это все-таки разные понятия – защищать человека и защищать его формальные права. Тем более, что еще древние говорили: «лучше иметь маленькую силу, чем большие права».

   Валюша пробежала взглядом написанное и  снова начала внимательно вчитываться в Конституцию. Отложив книжку, она задумалась, и опять перед глазами возник Витя. Ей показалось, что в его глазах какая-то надежда, что он ждет от нее, именно от нее чего-то нужного, чего-то спасительного. Валя продолжила:

   «По моему в Конституции упущено главное, без чего человеку не нужны никакие права и свободы. Все-таки высшей ценностью в любом цивилизованном государстве должна быть человеческая жизнь, а не право на нее. Мне кажется, что право на жизнь человеку дает не государство, это право человеку дано свыше. Если в главном законе государс¬тва сам человек признается высшей ценностью, то право на жизнь автоматически вытекает из этого. Но о защите человечес¬кой жизни не говорится нигде, даже в клятве Президента. Я считаю это неправильным и предлагаю внести несколько поправок. Первую поправку я предлагаю к статье 2, убрав из нее лишнее и пустое и добавив ей конкретности:

    "Человек, его жизнь, права и свободы являются высшей ценностью. Защита жизни, прав и свобод человека и гражданина - обязанность законодательных и исполнительных органов государственной и муниципальной власти".

    Вторую поправку я предлагаю к статье 82 - это клятва Пре¬зидента, ее тоже надо сделать лаконичнее и точнее. Мне кажется более правильной такое  изложение: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации защищать жизнь, права и свободы человека и гражданина...", а дальше без изменений».

    Валюша откинула прядь волос со лба, перечитала текст и подчеркнула свои поправки. Ей казалось, что они абсолютно правильны и логичны, но тут же подумала, что и при старой редакции этих статей не должна все-таки настолько обесцениваться человеческая жизнь, не должен был так бессмысленно погибнуть Витя. Что же это такое? В чем дело? Как можно избежать этих проклятых войн? Как предотвратить гибель тысяч и тысяч людей? Почему  с такой легкостью началась афганская война, почему по недомыслию всего лишь одного  человека, началась и продолжается эта Чеченская бойня? Почему, почему? Значит, нет чего-то такого в этой Конституции, что гарантировало бы людям защиту от таких руководителей и политиков. Хм, а может быть это потому, что дети президента и высоких чиновников от этой войны застрахованы родителями. А ведь действительно, если бы в Конституции было записано так, что Президентом, премьерминистром, министром обороны и прочими высшими чинами государства могут быть только граждане, имеющие хотя бы одного военнообязанного ребенка призывного возраста - это раз. Два - в случае войны -  дети этих слуг народа первыми идут на боевые рубежи. А что? Почему бы и не так, может быть тогда они больше думали бы о живых людях и последствиях войны. Наверное, это все наивно, но должно же быть что-то такое, что препятствовало бы этим проклятым войнам. Что же? Что?

   Валюша подняла голову, некоторые ребята уже закончили писать и томились в ожидании звонка. ЮГ продолжал увлеченно читать газету.  Ей очень хотелось все-таки понять, решить для себя этот мучивший ее вопрос - в чем дело, почему началась и продолжает идти эта гибельная война? И вдруг ее обожгла мысль  простая и ясная, Валюша даже растерялась от этого неожиданного ответа. Она подумала о том, что такое возможно только в одном случае, если этого хочет народ, или если ему на все наплевать, и люди даже не желают пользоваться имеющимися в Конституции правами, которые для них придумали.  «Народ безмолвствует» - вспомнила она пушкинские слова. Господи, какая связь времен. Народ безмолвствует - вот и ответ.

   Прозвенел звонок.  ЮГ, не отрываясь от газеты, громко произнес:

   - Ребята, наступил конец вашему законотворчеству. Заканчивайте, даю вам несколько минут и сдавайте свои работы.

    Валюша вернулась в начало написанного и в названии поменяла единственное число на множественное. После этого она еще раз  пролистала Конституцию и взгляд ее остановился на главе 9 о конституционных поправках и пересмотре Конституции. Она внимательно прочитала этот небольшой раздел и ироническая усмешка появилась на  ее лице. Валюша посмотрела на ЮГа, который складывал в стопку сданные тетрадки, и стала быстро писать. Она осталась в классе одна и ЮГ, перебирая тетради, поглядывал в ее сторону и откровенно любовался Валей. Ему нрави¬лась эта способная, талантливая, с неординарным мышлением девочка. Он думал о том, что непросто ей будет в этом мире с таким обостренным чувством справедливости,  с такой обнаженной, тонкой и отзывчивой душой.

     Валюша закрыла тетрадку, собрала все свое в сумку и подошла к столу ЮГа.

     - Ну как, Валя, ты нашла какие-либо изьяны? Ты что-то  поправила? - с доброй улыбкой ЮГ бросил свой серозеленый взгляд снизу вверх на Валюшу.

    - Да, Юрий Георгиевич, я кое-что написала, но не обо всем. Просто не успела  - и Валюша вышла из класса.

    ЮГ открыл Валюшину тетрадку и быстро профессиональным взглядом пробежал написанное, останавливаясь в отдельных местах и, одобрительно качая головой. Вот он дошел до последнего абзаца и стал читать его, не торопясь и внимательно. Валюша торопливым почерком написала:

   «Предложенные мною поправки являются нарушением Конституции России, поскольку право на предложение о поправках в соответствии со статьей 134, оказывается, имеет только Президент, Совет Федерации, Госдума, Правительство, какие-то еще органы, а также группа неизвестно кого и совершенно непонятно какой численности. То есть гражданин России, обладающий морем записанных в Конституции прав, которые тщательно оберегает и государство и президент, не имеет права давать никаких предложений о совершенствовании Конституции. Не имеет, потому что в России "я" - это последняя буква алфавита и пишется только с маленькой буквы».


Рецензии
Блестяще! Прошу стать моим избранным автором!

Анатолий Ефремов   21.01.2020 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова.
А Ваша просьба - лучший комплимент.
Обязательно схожу и к Вам в гости.
Желаю успехов.

Александр Антошин   21.01.2020 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.