Как люди стали разными

Это было очень-очень давно. Так давно, что люди уже не помнят, как это было, да и было ли. Да и не любят они вспоминать...

Но я – сказочник. И я обязан помнить всё, что было и всё, чего не было.

И я вспоминаю.

В зеленой степи кочевало племя. Шелестела густая трава, бегала и летала дичь и было вдоволь родников с прозрачной холодной водой. Люди были счастливы и любили друг друга. Но племя разделилось.

Я рассказываю, как это было.

С каждым годом солнце становилось жарче и жарче. Родники пересыхали. Трава стала желтеть, едва успев подняться. Дичь разбегалась.

И племя пошло туда, где было больше дождей, родников, травы и дичи.

И дошло до широкой реки.

На другом её берегу был виден зелёный лес, заросли орешника и много-много дичи. Люди захотели попасть в этот лес.

Самые отважные вошли в воду. Но они никогда раньше не видели реки и не умели плавать.
Они утонули.

«Вечная слава героям!» - сказали те, кто не вошел в воду.

И остались на берегу.

Река выбросила на берег много брёвен. Прокалённые солнцем, они стали хорошим топливом для костров. Кто-то заметил, что сухие брёвна не тонут в воде и попробовал плыть, держась за бревно. Но бревно всё время поворачивалось, и держаться за него было неудобно, а толкать тяжело.

Тогда этот человек сказал другим: «Помогите мне! Нужно, чтобы за каждое бревно держалось несколько из нас, тогда они не будут поворачиваться и мы все переберёмся на тот берег».
Некоторые так и поступили.
 
Остальным было страшно, и вдобавок они уже привыкли к скудной пище.
 
И стали Теми, Кто Остался.

Им было стыдно своего страха, и, чтоб заглушить стыд, они стали смеяться над пересекающими реку.

Кое-кто из тех, кто вошел в воду, испугались, когда покинули мелководье, и в страхе вернулись. Те, Кто Остался, это видели, и им стало еще страшнее.
 
Смех стал громче.

Некоторые из брёвен стали поворачиваться и кое-кто утонул. И Те, Кто Остался, это видели.
Смех стал ещё громче.

Большинство плывущих, хоть и из последних сил, но добрались до другого берега. И стали звать Тех, Кто Остался. Тем очень хотелось на другой берег, но никто так и не решился пересечь реку.

Тогда переплывшие ушли в прохладу и изобилие леса.

И стали Теми, Кто Ушли Вперёд.

Те, Кто Остался, решили, что это несправедливо, и стали кричать, что Те, Кто Ушли Вперёд, их обокрали: ещё бы, они ведь забрали брёвна, ИХ брёвна!

На берегу оставалось много других брёвен, но ведь это были ДРУГИЕ брёвна! На них никто еще не переправлялся через реку!

И Те, Кто Остался, пошли собирать скудную пищу и проклинать несправедливость судьбы.
Но не все.

Один человек сказал, что надо просто научиться плавать, и тогда можно легко переплыть не только эту реку, но и другие, которые попадутся. И у него нашлись сторонники. Они стали вместе учиться плавать.

Это было очень трудно – ведь некому было их научить. И занимало много времени, которое приходилось отрывать от поисков пищи. Поэтому они были голоднее других.

Но, в конце концов, они научились плавать! И переплыли реку! И стали Теми, Кто Научился Плавать.

Те, Кто Остался, над ними не смеялись – они ведь видели, как трудно было учиться плавать. Но сами учиться не стали: кому охота быть голоднее других?

И Тем, Кто Научился Плавать, не завидовали: пока те учились, лес на другом берегу высох и дичь ушла.

Поэтому Те, Кто Научился Плавать, пошли дальше, догонять Тех, Кто Ушли Вперёд, радуясь, что теперь они легко и быстро смогут переплыть любую реку.

Они шли долго, но реки всё не попадались, – и они вышли на берег океана.

Те, Кто Ушли Вперёд, загадочно исчезли.

А жара осталась.

Те, Кто Научился Плавать, посмотрели на океан, и поняли, что переплыть его не смогут. Тогда они стали ловить крабов и собирать моллюсков – этой пищи было больше, чем раньше, и она была сытнее, и Те, Кто Научился Плавать, были очень рады, что теперь не они самые голодные.

А на самом горизонте бескрайнего океана виднелись крохотные белые пятнышки – паруса рыбачьих лодок, с которых Те, Кто Ушли Вперёд, ловили сетями много-много вкусной рыбы.

Те, Кто Ушли Вперёд, так и не научились хорошо плавать: им было некогда. Зато они научились думать, бороться со своим страхом и идти вперёд.

Так было.

Так есть.


Рецензии