Обзор и оценки от Виолетты Баша часть 1. Рассказы 1 - 20
10- замечательно
9 - очень хорошо
8 – хорошо
7 – интересно
6- не плохо
5 – нормально
4 – нормально, но с некоторыми замечаниями
3 – посредственно
2 - плохо
1 – очень плохо
Первая оценка – стиль, вторая – композиция, сюжет.
1. БИРЮК (Зов одинокого волка) (Николай Тертышный) 10, 10
Странное ощущение при первом прочтении долго не покидало меня. А что я собственно читаю?! Наверное, кто-то пошутил и представил на конкурс малоизвестный рассказ одного из замечательных классиков – Джека Лондона. Сетона Томсона, Кервуда. Я кинулась проверять по инету – НИЧЕГО! Я показывала рассказ знакомым «остепененным» филологам МГУ. Реакция была такой же, как у меня. Они уверенно отвечали – нет, это не Джек Лондон, и никакой другой классик. Но уровень … близок! Я пыталась дозвониться до автора, который живет на другом конце страны. В городе Находка. Ощущение открытия нового имени– вот что я могла бы сказать про писателя Николая Тертышного. Сейчас его повесть «Родня» стоит в анонсе.
А поговорить с Находкой мне все-таки удалось. По спутниковой связи через космос, через семь часовых поясов полетел сигнал, сопровождая каждое слово гулким эхом. Слышимость была изумительной. В Москве была глубокая ночь, а там уже взошло солнце. Я пишу так подробно, потому что хочу поделиться с вами удивительным, радостным чувством, возникшим у меня в эти минуты. Как никогда ранее я почувствовала, какая же наша Россия большая, как много в ней талантливых людей, которые в частности имеют возможность общаться благодаря сайту проза ру.
У Николая Николаевича Тертышного в этом году вышла книга. А сейчас решается вопрос о его приеме в Союз писателей России. В Находке он ведет передачу на радио.
2. КРЫЛАТЫЙ ЩЕН (почти несказочная история) (Анна Семироль) 10, 10
Изумительно чувство языка, душевная тонкость и владением композицией. «Крылатый Щен» поселился в моем (уверена, что не только в моем) сердце.
3. КУПИДОН (Бог Любви) (Лесничий) 9,10
Шмель, Бог Любви Купидон, погибает с мыслью о любви. Маленькая смерть. Но смерть не бывает маленькой! Эта пронзительная нотка открывает нам душу автора, наполненного щемящей любовью к миру вокруг нас. Добавить нечего. Просто хорошо от того, что есть человек, который пишет такие миниатюры. Оценка – 10.
Замечания по стилю: "…уродливая, серая, неприятно плоская, безжизненная и отвратительно пахнувшая гудроном дорога". Объяснения - в комментариях к рассказу. Оценка 9 .
4. Панда (Лесничий) 10, 10
В этой миниатюре много глубокого смысла. Философия, мудрость и доброта. Лаконизм и насыщенность.
5. Cахарная косточка - БАРДАК (Синицын Михаил) 6.9
Человек и собака. Тема. Большая. Собачья верность. Друг человека. Известные штампы. А что происходит на самом деле? И достойны ли мы такой верности и дружбы?
Жилы-была псина. Ничейная. А люди, такие разумные существа, ну просто венец мироздания, - убили щенков. Всех кроме одного. Вот этот один и стал героем рассказа. Впору бы ему мстить людям. А он тянется к ним всей своей доброй собачьей душой. Собачьей ли? Вот как пишет об этой душе автор:
"На мою просьбу сблизиться с собакой дед хмыкнул:
- Тут знакомить нечего, она ко всем с душой тянется. Я думаю, что вместо собакиной души в нем сидит человек, виноватый перед всеми нами".
В ней, в этой псинке, кстати, чудом выжившей после охоты, столько преданности человеку - за самую малость, за маленькую толику тепла - что взял ее и пустил в свой дом...
Замечания по сюжету – в первых двух абзацах есть лишние, несущественные отступления.
Оценка по композиции – 9
Ряд провалов в стиле (вплоть до нарушения структуры предложений) наряду с находками – оценка 6
6. Судьба человека (- Ты, Семенов, - животное!) (Иван Быков) 8, 8
Идея не нова. Человек стал рабом сверхчеловека. Занял положение домашнего животного.
И не плохо живет. Казалось бы. Но терпению приходит конец. В виде молотка, с наслаждением опущенного на голову хозяина. Остроумно, весло, живо, со вкусом. Однако, как я уже сказала, идея не нова.
7. СУДЬБА РИГОЛЕТТО (Владимир Сачков - Сова2002) 7, 9
Рассказ сильный. Первое ощущение – дать высшую оценку. При втором прочтении, когда включается логика, я задумалась. Возникло ощущение нарочитости, желания зацепить читателя. Так ли это? Не знаю. Но интуитивно ясно – немного снизив пафос, можно было бы усилить рассказ. Несмотря на две орфографические ошибки, столь дорогие автору, и некоторые недостатки стиля, в целом язык колоритный, в нем много находок. Рассказ читается на одном дыхании. Нравоучительная нотка в конце рассказа излишня.
При этом – рассказ «Судьба Риголетто» – один из самых ярких на конкурсе. Оставив сомнения, я решила поверить автору. Оценки: стиль – 7, композиция – 9.
8. Псина (Звездопадаль) 7.8
Одна из самых удачных миниатюр на конкурсе. И сама идея - показать поток сознания Псины - находка. Эта миниатюра запоминается, она не оставляет равнодушным читателя. Это - главное ее достоинство. Плюс – она с социальным подтекстом. Но на мой взгляд, в сюжетной линии есть некоторая избыточность. Оценка - 8
Стиль. Миниатюра выиграла бы, если ее сократить примерно на треть. Многовато повторов. Оценка - 7
9. Я - здесь...(Взгляд в толпе) (Айлен) 6, 9
Маленький, одинокий беспризорный щенок в городе. Выживет ли? Кто сможет заметить его доверчивый взгляд? От кого ему ждать помощи? Одиночество в толпе. Разве такое не случается и с людьми? Увидеть, поймать взгляд. Прочитать. Прочувствовать чужую боль и мольбу о помощи. Автор миниатюры – совсем юная девушка, и так хочется сказать ей много теплых слов. Хотя сюжет незатейлив, эта миниатюра не оставит равнодушной читателя. Учитывая все это, мы включили рассказ в полуфинал. Хочется простить Айлен и некоторые недоработки в стиле, например, обличие красивых штампов ("царственно-белый снег" или "день был пропитан радостью").
10. Анька, бабушка и Усат (Наталья Шауберт) 7. 9
Глубокая, психологически продуманная вещь, по сути - женская история, написанная человеком, имеющий большой жизненный опыт. Я была в некотором затруднении. Тема конкурса – рассказы о животных. А этот рассказ - в другой весовой категории. Как ему конкурировать с другими? И тем не менее… может быть, именно этим он и интересен. Усат в этом рассказе - настолько член семьи, что забываешь, что он - кот, он умудряется даже повлиять на судьбы женщин этой семьи. Одиночество женщин в семье как наследственная черта? Черта характера максималистки, которая если любит, то полностью живет ради любимого человека, заполняя все его пространство собой. Итог известен. Мужчины уходят.
И финал истории не однозначен, он показался мне грустным. Кажется, что находка "Усат -2" - это предсказание будущего - одиночество как судьба. Но может быть, героиня еще поборется, и сдаваться ей рано?
«- Пошли домой, Усат второй, жизнь продолжается!» - так заканчивается рассказ. Неоднозначность финала интересна, это его плюс. Стиль хороший. Пожелание – сделать язык более образным, более ярким. И писать немного лаконичнее, концентрированнее.
***
11. ХРЮМЗ. О жизни и смерти. (Татьяна Ионова) 8,9
Сюжет этого рассказа перекликается с сюжетом рассказа «Судьба Риголетто». Случайная находка, о которой лучше автора не скажешь: "Это был усохший труп собачки, свернувшейся клубком. Со мной рядом стояла младшая дочка, и я откомментировала зрелище охрипшим от обалдения голосом: "Страшной смертью умерла собачка...". На звук усохший "труп" поднял голову и посмотрел сквозь меня прозрачно-голубыми глазами. Сердце рухнуло от ужаса, и перед глазами ясно встали когда-то виденные кадры освенцимской хроники...". Встреча с людьми дала старой, брошенной кем-то умирающей собаке второй шанс. Недолгий. Год. И обреченная, она вдруг приобрела мать, «человеческую», но где грань, и понимает ли ее собака? Говорят, что собаки обладают сознанием пятилетнего ребенка.
"Хрюмз кидался мне на грудь с восторженно-истеричными, почти человеческими воплями: "Ммамма-а-а! Мммамма-а!"
Ровно через год у отца снова был тяжелый инсульт, и это был конец - его болячки пересилили его оптимизм и жажду жизни. Но я уже понимала, что он все равно будет жить в нас, в тех, кто его помнит. История с Хрюмзом научила меня и этому.
Так и живут они в моей памяти вместе - родной отец и безродный Хрюмз"...
С профессиональной точки зрения этот рассказ лучше «Риголетто». В нем нет намека на кич. Все на месте. Стиль. Сюжет. Композиция. Концовка.
12. Щенок для одиночества (Владимир Беликов) 10, 8
Текст сделан одним мазком. Но, может быть, излишне лаконичен. Миниатюрой его в точном понимании этого слова назвать нельзя. Это скорее недописанный рассказ, или, если хотите, его канва. Хотя своей недосказанностью он позволяет читателю включить воображение, все же минимализм формы кажется несколько неоправданным. Словно художник, сделав ряд мазков и обозначив сюжет, не закончил картину. Но словно в японской поэзии, в этой лаконичности много языковых находок.
Особенно понравилось:
"... обратив взор внутрь себя...
...грусть была столь самодостаточна, а страх перед неизвестностью столь очевиден...
...все та же обреченность и грусть остались в преданном собачьем взгляде. Словно щенок навсегда впитал в себя выражение глаз будущей хозяйки, когда та впервые заметила его.
Она курила в осеннем саду, сигарета в озябших пальцах то и дело вспыхивала от порывов ветра. Неустроенная и одинокая, бедная в богатстве (!)...
сотканная из синего неба и дрожащих дубрав обманчивой памяти (!)...
Охраняемая по-собачьи преданно подкравшейся старостью..."
13. Смерть Джима (Братья Аловы) 9, 9
Авторы – профессионалы, знаменитые писатели детективного жанра. Именно поэтому нам была интересна их работа. Снова, как и в нескольких предыдущих рассказах, умирает собака. Описание ее последних дней точно, выразительно, документально. Деталь за деталью…шокирующие детали! И поэтому запоминающиеся.
«Джим уже несколько дней ничего не ел, от него ужасно пахло, и когда она заглянула ему в рот, то обнаружила там червей. Около зубов начался некроз, черви копошились в гнилом мясе - зрелище было жуткое….»
На время его удалось подлечить – результат голодания. И несколько дней старый Джим бегает почти как молодой щенок. Словно ему судьбой был дан последний, прощальный подарок. И вот… умирание. Даже блохи ушли с Джима: признак того, что им больше нечего делать на разлагающемся, но еще живом теле пса. Автор поражает читателя некой отстраненной бесстрастью. Так медик изучает умирающих от чумы или астрофизик - движение пятен на Солнце в моменты магнитных бурь. Это- взгляд исследователя-психолога. Автор как одежду примеряет на себя проблему жизни и смерти. И этой отстраненностью эпатирует читателя. Но этим и запоминается. Собака, умирая, приползает к автору попрощаться. Но печальный итог – трупик пришлось выбросить в контейнер на помойке.
Рассказ спорный. Существует целое направление в литературе, отрицающее неореализм подобного рода, не принимающее такую эстетическую позиция автора. Мне приходилось спорить на этот счет с Новеллой Матвеевой.
Вот ее слова:
""Расстраивает - значит, не искусство. Руки у людей опускаются? - значит, не искусство. Радует? - значит, искусство".
(Новелла Матвеева)
У меня - другой взгляд. Мне приходилось делать материалы, в которых боль - через край. И писать документальные рассказы с такой же концентрацией натурализма. Те же материалы о войне.
14. УКУШЕННЫЙ ЗА ЩИКОЛОДКУ! (Фаусто Ромуш) 5.4
Что делать, если псинка укусила тебя за щиколотку?
Попробуй укусить ее!
Иначе... может случится то, что случилось с автором этого рассказа.
Которому не откажешь в оригинальности. Но чего-то не хватает. Так и хочется спросить – ну и что? Впрочем, автор должен понимать: а нечего было в детстве над псинкой изгаляться! Укусила и была сугубо права! И улыбалась, понятное дело!
15. Teлёнoк Борька ( Хата в ажуре) (Ion von Donn) 8.9
Кто на сайте не знает изумительных баек Ion von Donn’ а?
Ну что сказать Мастеру слова?
Профессионально. По стилю и по композиции. Но не верится, что новый русский даст себя подвесить на дереве. Вот уж сказки!
Язык колоритный, разговорный, написано как говорят редактора "вкусно". Сюжет хорош. Лаконичность - немалое достоинство рассказа.
Но одна фраза смутила: "Его выпученные остекленевшие глаза отражали грязный зад убегавшего соседского телёнка Борьки.
- У него чё, матери нет? - спросили они и закрылись..."
глаза спросили?
Глаза, которые разговаривают? Понятно, что в глазах был вопрос, но форма прямой речи несколько дергает.
16. Смерть блохи Дуси (Елена Булавина (ВЕСНА)) 9.9
Маленький шедевр, почти Анна Каренина. Вот только прекрасная незнакомка оказалась по промыслу Божему… блохой! Да еще какой! Влюбленной в своего кота-носителя (словообразование по принципу «ракета-носитель») и начитанной!
«Дуся часами слушала Баратынского, Моэма, разглядывала антиквариат и томилась у телика». Увы, бедолага погибает от антиблошиного раствора, которым так коварно обработали любимого кота хозяева.
«Дорогие красавицы-блохи, не влюбляйтесь не в своей вид, подгруппу и класс!» (© Дарвин)
17. Кот - токсикоман ( ...Угарный газ? Я с этого тащу-у-усь!...) (Наталья Саркавази) 6.6
Идея не плоха. Реализация могла быть и получше. Юмора бы побольше. Язык поколоритней. Фактура – на полстранички- страничку, рассказ для нее - длинноват.
18. НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ ( Анна Белогрудова) 5, 8
Эти истории забавны и трогательны. Язык легкий, читать интересно.
1947-й год. Каким оно было, это голодное послевоенное время? Кажется, "это было недавно, это было давно...", а в памяти все свежо, словно произошло вчера. Но не о тяготах и лишениях послевоенных лет идет речь. Маленькие зарисовки, кадры послевоенной кинохроники. Жизнь одной семьи, в которой появлялись те или иные забавные персонажи.
И не хочется мне здесь делать литературный разбор, потому что, включив по привычке "видение лит. редактора" - вот здесь надо переставить порядок слов, а здесь поправить то-то и то-то, я очень быстро забыла об этом, погрузившись в воспоминания автора.
Но первую оценку из-за стилевых недостатков придется все-таки снизить.
19. Стремиться... (Счастье бега) (Снежана Никишина) 8.8
Счастье бега - не всем его дано понять. Но счастливы те, кто принимает этот мир таким, в порыве, в полете к чему-то... что возможно, всего лишь сорняки на пригорке. Ну и что? Нам свойственно стремиться. Куда? Да не важно, что цель обманет, а усталость принесет гибель.
Понравилась парадоксальность, отсутствие стереотипов. Традиционно птица - полет- вдохновение. Собака- служба- прагматизм.
В этой миниатюре птица - прагматик, а собака... крылатая.
Обе оценки - «хорошо».
20. Ух Питоныч (Неядовитая душа) (Николай Тертышный) 7.8
Симпатичный рассказ про ужа из серии «заметки натуралиста». Но к автору рассказа «Бирюк» и повести «Родня» Николаю Тертышному у меня другая планка и другая мера. Рассказ, безусловно, хороший. Но уровень автора значительно выше. Сравнить этот рассказ с другими произведениями автора так же трудно, как Достоевского с Зощенко. Возможно, этот рассказ написан автором в предыдущие годы, в период становления мастерства? Не знаю.
Есть и редакторские замечания: прошедшее время то и дело сбивается на настоящее.
Свидетельство о публикации №205050100060