Два птюхина

Когда  поклонники художника  Птюхина – около 60  человек -  собрались 16 апреля в «Северной Фиваиде» на открытии его персональной выставки, то каждый  говорил: «в том  зале…а в  этом  зале…» Потому что « в этом зале» были  пейзажи, а «в том» - исторические  сюжеты. И настолько они  были разны по настроению,  колориту, даже по энергетике, что даже  хорошо  знакомые работы увиделись  неизвестными и новыми.
Почти  год путешествовали яркие живописные полотна по  градам столичным –Москве и Санкт-Петербургу:   вот грамота,  которая  возвещает о награждении  Василия Ивановича Птюхина за  интенсивную  выставочную  работу в   Питере. Но  зрителям важно другое – что они унесут с  собой, какое  впечатление.

Так оно и  есть: это два  разных  художника, два  Птюхина. Один  созерцает  любимые  до боли вологодские виды –заснеженные бульвары, осенние золотые поляны,  мосты. Другой как будто оборачивается  и оживляет моменты из прошлого. Один тактичен и осторожен, оставляет зрителя наедине с деревьями и травами, другой берет за  плечи и резко поворачивает лицом к  застывшим мертвым. И получается, что исторические  персонажи никуда не  исчезли, они вторгаются  к нам из своего  далека.
 «Игра в  кости» имеет  исторически  современный  подтекст. Случайность правит  нами в жизни, правила  игры стали  основными. Почему на ТВ экране  столько игр? Страшно задуматься о причинах? Пока мы развлекаемся, зарабатывая  с Галкиным миллионы, в  кулуарах  идут религиозные и политические «Диспуты», кто-то за нас  решается нашу  судьбу,  и вот  уже «Аве,  Цезарь» -очередной  правитель готов  это  сделать за  нас. А за  Цезарем всегда  стоит «Брут» с  веткой  оливы и ситуация быстро меняется! А тем  временем новая  «Охота» - и новые «Домицианы» не правы и лошади топчут людей.
А собственно,  где люди?  Посмотришь -  вдруг  узнаешь в  собачьих мордах  что-то  человеческое. И наоборот.
Колорит исторических полотен подчас так  напряжен, так  насыщен красным и огненным, что  кажется – все горит. Исторические  пожары опаснее,  чем реальные. В них сгорает  больше, чем  дом.
Поэтому надо скорее ступить в  следующий  зал и  подставить разгоряченный  лоб северному порывистому  ветру, дующему с  «Октябрьского моста». Послушать, как тревожно  кричат  чайки. Отряхнуть розоватый иней  кустов на  набережной и заглянуть на центральную  городскую  площадь, где  тепло светятся  окна. Устали? Отдохните, например, с  «Шардоне»… Кстати,  натюрморты  Птюхина – отдельная  тема. В них нет кладовочной  тяжести,  они таинственны и праздничны, как то, чего мы  еще  не пробовали…
Один Птюхин - настраивает на серьезные мысли.
Другой говорит – а жизнь все-таки хороша.


На выставке звучало  много речей – слово брали и научные сотрудники  «Северной Фиваиды», и журналисты, и  поэты, и  школьники из  литературно-краеведческой  студии «Лист», и старые  добрые  друзья – все  пытались  вернуть  художнику хоть  частицу  того душевного волнения, которое передалось от  картин.

А в интернете некоторые картины  Василия  Птюхина  есть на  сайте ЭРТ  http://www.ert.ru/artists.htm/a34/


Рецензии