Спасибо за то, что Вы есть!

…Школа — это удивительный мир! Это необыкновенный, со своими горестями и радостями, печалями и восторгом, временными огорчениями и успехами, поисками и постоянным творчеством, такой необходимый в нашей жизни дом. Кто-то очень верно сказал: "Огонь зажигается от огня, чувство уважения от уважения, любовь от любви, ответственность от умения учителя отвечать за свои действия, за своё поведение".

"Кем бы вы хотели стать, если представилась возможность всё начать сначала?" – спросили мы Жданок Галину Николаевну, учителя русского языка и литературы, завуча Базовской средней школы. Ответ был однозначен: "Только учителем". Так отвечают те, кого действительно пленяет эта профессия – трудная, но увлекательно творческая.

Дзы-и-и-и-инь – гулко и протяжно прозвенел звонок, оповестив всю школу о начале занятий. У нашего одиннадцатого, выпускного в этом году, класса урок литературы. В кабинет вошла высокая, ослепительно-элегантная темноволосая женщина и, обведя добрым взглядом серо-зелёных, бархатистых глаз рослые ряды старшеклассников, с улыбкой, негромким голосом, ласкающим слух, произнесла:
– Здравствуйте, садитесь, ребята. – И, не сводя завороженно-восхитительных взоров со своего кумира, вот уже седьмой год являющегося, особенно для девочек, примером во всём, опускаемся на свои места.

Как рассказать? Как объяснить всё то, что пережили, перечувствовали детские сердца, что слилось с душами маленьких человечков с тех пор, как шесть лет назад так же тихо и неожиданно вошла в нашу жизнь учительница русского языка и литературы Жданок Галина Николаевна?

Когда-то Валентин Распутин посвятил своей любимой учительнице книгу "Уроки французского". Мне же, захоти я пересказать все интереснейшие и незабываемые минуты, проведённые в этом кабинете, пришлось бы написать, как минимум, двухтомник, и, уверена, мне всё равно бы казалось, что где-то между строк я забыла о самом главном, о чём никак нельзя было умолчать.

Я помню, как наш самый большой в Базовской средней школе класс перешёл в пятый и как уже в сентябре, приглядевшись ко всем учителям, мы каждому отвели определённое место в своей жизни.

Стоит ли говорить, что Галина Николаевна на первых же уроках покорила пятиклашек и вошла в число одних из самых любимых школьниками учителей.

Особенно полюбилась литература, наверное, потому, что не воспринималась нами как урок, для нас это была увлекательная игра и, пожалуй, не было ни одного ученика, который бы не принимал участие в общей забаве. Вместе мы рисовали иллюстрации к изучаемым произведениям, чертили в тетрадях карты жизненного пути героев, тренировались в искусстве создания хокку, причём с гордостью могу заметить: получалось у нас не хуже, чем у японских коллег.

Кроме того, мы сочиняли сказки, рассказы, басни, стихи и даже выпустили первый номер рукописного журнала под названием "Радуга", в него вошли произведения учеников нашего класса.

А на русском языке мы обожали играть в "третий лишний": Галина Николаевна диктовала нам несколько слов, а наша задача состояла в том, чтобы найти и исключить то, которое по какому-либо правилу не вписывалось в данный ряд.

В старших классах игры переросли в общие размышления, обсуждения, а бывало, и в споры по произведениям, которые мы проходили. У каждого складывалось своё мнение о прочитанном, и главная заслуга Галины Николаевны, на мой взгляд, в том, что она, выслушав каждого, никогда не навязывала собственных взглядов. И это правильно, ведь сколько на свете людей, столько существует и будет существовать мнений. И только теперь я понимаю. чему она нас учила — уважать чужую точку зрения.

Как-то в девятом классе я целую четверть проучилась в школе-санатории и не выдержала, стала умолять родителей забрать меня домой: очень скучала по урокам литературы и русского языка, а, находясь в санатории, часто пыталась представить, как проходят занятия у моих одноклассников, что они изучают, о чём им рассказывает Галина Николаевна.

Я помню, мы гурьбой окружали Галину Николаевну на переменах, с упоением вели с ней беседы, и никогда ни словом, ни жестом она не оскорбила нашего ещё детского, но уже человеческого, достоинства.

Недавно я узнала некоторые интересные подробности из жизни своей учительницы. Оказывается, Галина Николаевна в выборе профессии определилась не сразу, собиралась поступать на физмат и всё первое полугодие десятого класса усиленно готовилась к экзамену по математике, даже ездила на олимпиаду по этому предмету и заняла третье место в районе. А ещё была первоклассной спортсменкой: принимала участие в лыжных соревнованиях. Но во втором полугодии русский язык и литературу стала преподавать недавно приехавшая в село новая учительница Тамара Ивановна Кирилина, которая и изменила судьбу своей ученицы. Её уроки были настолько увлекательными, что Галина Николаевна, тогда ещё моя сверстница, твёрдо решила стать учителем.

А теперь, благодаря Галине Николаевне, многие ученицы нашей Базовской средней школы выбирают поприще преподавателя русского языка и литературы: это и Е. Н. Байцева (первая ученица Галины Николаевны, пожелавшая продолжить её дело), и Н. Е. Ещенко, и Е. Измайлова, и С. Н. Фролова, и Н. Н. Вакуленко, и А. Воловникова, и многие, многие другие. Причём С. Н. Фролова с отличием закончила Педагогический университет и успешно преподаёт в нашей школе.

А в прошлом году Галина Николаевна стала завучем. Вот уже скоро подойдёт к концу учебный год, и при мысли об этом моё сердце сковывает ледяной ужас. Не из-за предстоящих экзаменов и неизвестности грядущего, а из-за разлуки с учителями, с любимыми предметами. Что ожидает меня в будущем? Будут ли там столь же чуткие, добрые и талантливые наставники? Но независимо от того, как сложится моя судьба, я всегда буду признательна Галине Николаевне и другим замечательным преподавателям нашей школы, которые бескорыстно посвятили себя этому невысокооплачиваемому и не всегда благодарному труду, да они никогда и не требовали благодарности, просто с любовью делали свою работу. За то, что, несмотря на высокий профессионализм, на возможность вырваться из глуши и работать, например, в городской школе, продолжают учить уму-разуму деревенских ребятишек; воспитывают достойных граждан нашей страны.

А лично вам, Галина Николаевна, если вы будете читать эти строки, хочется сотни раз сказать спасибо за то, что привили нам любовь к русскому языку, кажется, странно благодарить за это, но современная молодёжь почему-то отдаёт предпочтение иностранным языкам, а не тому, на котором говорит. Спасибо за то, что после ваших уроков мы чувствовали себя лучше, честнее, находили в своей душе необъятные силы творить добро людям. А самое главное, спасибо вам за то, что вы есть!


Рецензии