Жизнь для других, или Жертва революции

Господа! Если к правде святой
 Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой
Пьер-Жан Беранже

 Эйдельман Н.Я. Апостол Сергей. Повесть о Муравьёве - Апостоле. М.: Вагриус, 2005, 350 с.

Автор предпринимает, на наш взгляд, неудачную попытку вылепить образ апостола. Какое учение Сергей распространял? Русскую  правду, мысль о революции и  мятеже. По мнению адептов идеи, мир можно изменить с помощью силы.
 
 Книга легко читается. Из неё мы узнаём, что формальная цель тайного общества - противодействовать немцам, находящимся на государственной службе.  А на самом деле - благо России. Надо ли  кого-то спасать, если никто не зовёт на помощь? Не окажется ли спасение погибелью? «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо». Так, как же жить? Громко или тихо?
Н.Я. Эйдельман не раскрывает внутренний мир Сергея. Непонятно, почему он идёт на бунт. Почти ничего не говорится о его вере в Бога.  Об этом идёт речь тогда, когда ему надо идти на эшафот. Как он мог стать апостолом? Какую веру он проповедует? Революционеры не верят в Бога. Они верят в себя. Из текста невозможно понять, чем он жил. Автор педантично опирается на архивный материал. Это становится ограничителем для проникновения в душу героя.

Нелогично делать апостолом Сергея, так как он решил, что царствие небесное можно построить на земле (это против учения Христа). Скорее, ученик неправильно понял Его. Атрибуты пути Спасителя есть, но нет главного - ЛЮБВИ (он призывает убить Константина). Это игра в жертву, российская пародия на путь Учителя. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова: убью одну  старушку, но зато пользу принесу многим. В вопросах нравственности количество не имеет значения. В пространстве морали один человек равен человечеству.
 
Судьба распорядилась так, что Господь сам прибрал ненавистного  тирана. Мятежники  в отчаянии. Они хотят быть круче Бога! Мало того, что из-за них погибли и покалечились поверившие им невиновные, так  заговорщики ещё и сами хотят пожертвовать собой. Это  садомазохизм в чистом виде, прикрываемый революционной риторикой. Они не ведали, что творили… Члены Южного общества смогли прельстить, соблазнить и охмурить около тысячи человек. Но   идея не овладела массами.

Вообще, по современным понятиям, братьям Муравьёвым нужен был психотерапевт. Ипполит в девятнадцать лет кончает жизнь самоубийством. Матвей дважды пытается это сделать. Сергей завершает жизнь с помощью палача.

Революционеры - это люди, застрявшие на третьей стадии человеческого развития, борьбы смерти и возрождения. Вместо того, чтобы помогать себе, познавать  себя, они начинают «топить» других, искренне думать, что враги вовне. Сначала помоги себе, своей семье, организации в которой работаешь, городу, в котором живёшь, а уж  потом замахивайся на помощь народу. Книга, несомненно, пробуждает интерес к Российской истории.

Это повесть о революционере. После трагедии на Сенатской площади восстал Черниговский полк на Украине под командованием Сергея Муравьева-Апостола. Итог - семьдесят два человека убиты и тяжело ранены. Чего хотели восставшие? Они хотели убить царя, отменить рабство и ввести конституцию. Любопытно,  что во время  их казни, палачом выступает преступник.

Политики всегда прикрывают стремление к захвату власти общественными интересами. «В один час переменить миллионы умов есть дело, свойственное одним только богам». Сколько их было в истории человечества! Но ничего не меняется в России: ещё двести лет назад хотели заменить рекрутский набор военными поселениями. А воз и ныне там.

 Итак, революция или эволюция? Менять в обществе всегда что-то  надо, но как: разом или постепенно? Сразу, решает Сергей  Мурвьёв-Апостол со товарищи. Иначе:  «Жить в надежде, умереть в дерьме». Цель - оправдывает средства? Или неправедными средствами не достигнуть праведной цели?  Перевесит ли слезинка ребёнка надежду  на  светлое будущее?

В великой картине мироздания разум усматривает чертёж, воображение видит краски. Что за  картина без красок? И что наша жизнь без воображения? Автору, на мой взгляд, как раз его и не хватило. Его стиль сух и однообразен. А язык почти  не выходит за рамки научного.

  Л. Толстому Сергей непонятен. Он  - нравственный человек, но за бунт и восстание. «Один из лучших людей своего, да и всякого,  времени». Так великий писатель характеризует его в материалах к роману «Декабристы».

 «Всё, что мы делаем для утверждения и созидания счастья лиц, которых мы любим, которыми дорожим, велико, прекрасно и благородно». Это не совпадает с проповедью Христа, который говорил: «Любите врагов ваших!». По словам близких, Сергей   был добрым гением:  всё улаживал, всех примирял. И вот 866 человек идёт на пушки без единого выстрела…

Автор пытается быть объективным и  беспристрастным. В результате у читателя не складывается представление о герое. Слишком много внимания уделено элементам эпохи, подробностям не связанным с главной фигурой. В книге много персонажей,   и они слабо детализированы. Отчего сливаются в одну массу.
 
Писатель  видит у Сергея высокий уровень самосознания: пусть вы правы в своих оценках, у меня - свои.  Это не самосознание, а  своеволие, неумение адекватно оценить ситуацию, мечтательство.

Отец  Иван Матвеевич Муравьёв - Апостол  не простил сыновей. Нет такого преступления, которого  бы искреннее раскаяние не загладило перед Богом. Молитва Сергея  перед смертью «Боже, спаси Россию и царя!» не может ответить  на  главный  вопрос: как один человек может распорядиться жизнью других?

И вот, на шею ещё одному прекраснодушному романтику наброшена петля революции. Но ничего не изменилось. Для себя или для других - это надуманная дилемма. Не или-или, а и-и.  Тогда человеческие жертвоприношения становятся излишними. И, наконец, «…народы, распри позабыв, в единую семью объединятся».


Рецензии
После "Жизнь других" я теперь очень уважительно отношусь к немецкому кино. Есть что посмотреть и, главное - есть над чем подумать. "Жизнь других" не из тех фильмов, которые забываются сразу после просмотра, это сильное, серьёзное кино, оставляющее в душе отпечаток надолго. Если ещё не посмотрели - найдите такую возможность.

Название "Жизнь других" имеет, на мой взгляд, два смысловых оттенка. Первый - очевидный. Офицер "Штази" Герд Вислер по долгу службы наблюдает за "жизнью других" - за писателем и драматургом Георгом Драйманом, которого начинают подозревать в неблагонадежности, его подружкой актрисой Кристой-Марией Зиланд, за его друзьями и гостями. Под контролем каждое слово, каждая строчка, каждый посетитель... Но это глубокое проникновение в жизнь объекта наблюдения неожиданно меняет и самого наблюдателя.

В начале фильма мы видим профессиональную сволочь, безжалостного сторожевого пса Системы. Он пытает подозреваемого бессонницей, бесстрастно вычисляет его ложь (профессионал!), читает лекции по палаческому ремеслу (не забывая об основных обязанностях, он "берет на карандаш" студента, выразившего мнение о бесчеловечности подобных методов). И все же в системе духовно-моральной классификации из "Бутырской баллады" Юрия Давыдова ("мусор"-"мент"-"милиционер") он - не "мусор"! Напомню, "мусор" идет в органы чтобы, пользуясь властью, пакостить Людям под защитой погон. Он топчет, уничтожает Человечную мысль из личного убеждения, глубокой внутренней потребности унизить всех, кто живет счастливей его самого, на самом деле очень несчастного индивида. А оправдание для себя самого и для большинства других, таких же как и он, долго искать не надо. В общем-то, это тот же преступник, только пока безнаказанный . "Оборотни в погонах" - это Грызлов о них, о "мусорах". "Мент" - этот просто ходит на работу за деньги. Ну, кто-то на завод, кто-то в офис, кто-то в органы... Он выполняет свои функции - в той мере, насколько их можно выполнить за деньги. Продажен или неподажен в той мере, насколько это выгодно ему лично. "Милиционер" же действительно служит обществу. Это он борется (или пытается бороться, чаще безуспешно) с преступностью, взяточничеством, коррупцией, беспределом. Это его вышибают в первую очередь, как самого неудобного. Это их - почти не осталось в Системе, захваченной "мусорами" и "ментами".

Кто же такой Герд Вислер? На протяжении фильма показан духовный рост героя. Да, вначале он ведёт жесткий допрос, но, - ничего личного, - это служебная обязанность, которую Вислер делает хорошо. Он думает, что действительно служит правому делу, защищая Систему, которая его воспитала, верит в идеалы социализма, - вспомните, как его коробят циничные высказывания начальства и коллег по службе. В то же время страшна его духовная нищета. У него нет друзей, он одинок, и как человек - никому не нужен. Его никто не любит. Наблюдая за отношениями других людей, жизнью, в которой есть нечто настоящее, он получает возможность посмотреть со стороны на жизнь свою, и увидеть, как мало в ней смысла. Да, он позавидовал, почувствовал себя ущербным - но не возненавидел, не озлобился. Почему?! - Именно потому, что он по сути не "мусор", его духовный уровень все же был достаточно высок. Может быть такое в жизни? - Конечно. В нашей стране долгое время запрещали Высоцкого, но партийные шишки крутили для себя запрещенные бобины и тоже чувствовали, что, что прикасаются к Настоящему, так ценному среди царящей вокруг фальши и лицемерия. Настоящее искусство всегда социально, всегда поляризует общество - на добрых людей и подлецов. На "мусоров" и "милиционеров". На Людей и Нелюдей. И в этом его главная функция. "Разве можно слушать такую музыку и оставаться негодяем?" - говорит один из героев фильма. Музыка, стихи, театр, любовь, дружба... Это те ключики, с помощью которых Настоящее, само того не подозревая проникает даже под панцирь холодного служаки, и он начинает оттаивать. Вислер начинает помогать симпатичным ему людям, потому что на тот момент это было самое лучшее, из того, что он видел в жизни, что вообще стоит защищать. Так уж он устроен, он привык забывать о себе, ему надо что-то защищать. И если это уже не Система, состоящая из бессовестных циников, нечистоплотных карьеристов, то почему это не могут быть самые достойные люди, к которым он был в это время близок?

В этом второй смысл названия фильма. Герои на протяжении картины вынуждены постоянно выбирать, что для них важнее в жизни: своё собственное благополучие, свои шкурные интересы или интересы других людей, "жизнь других"? Понимал ли офицер "Штази", что в спецслужбе работают не глупцы, и что его всё равно вычислят? Думаю, понимал... Но он выбрал, что "жизнь других" важнее, чем его собственная, поэтому и рисковал, проходя по грани разоблачения. Фрау Майнике, увидевшая, как устанавливают прослушку в квартире режиссера, могла бы предупредить, хотя бы намекнуть. Да, это опасно, дочь может вылететь из института, но с другой стороны, чувствовать себя сволочью?!... Внутренняя борьба быстро заканчивается, своя шкура все же ближе...

И арестованная Криста-Мария также выбирает между верностью и предательством, между своим благополучием - свобода, игра на сцене, и "жизнью другого". И предаёт. Предает потому, что предавала уже и раньше, каждый раз, когда принимала наркотики, когда уходила на свидания с похотливым министром, когда демонстративно не старалась вникнуть в ту социальную деятельность, что шла вокруг неё. Это дико одинокому Герду Вислеру отношения наблюдаемой пары могли показаться чем-то замечательным. На деле же для Кристы-Марии "жизнь других" всегда была на втором месте после "жизни своей". Фильм заставляет задуматься главным образом из-за переживания этой мысли - что главнее? И спасибо режиссеру за четкую гуманистическую позицию: только когда ты живешь "жизнью других" - это и есть Жизнь.

Еще один оттенок названия "Жизнь других" вряд ли задумывался режиссером, но для нас, для нашей совковии он тоже важен. Увы, наша жизнь отличается от "их жизни"... В Германии открыли архивы спецслужб, и каждый желающий может прийти в музей "Штази" (теперь уже музей) и посмотреть - кто на кого стучал, кто за кем следил, кто кого предавал? "Не существует панацеи он человеческих бед, но ближе всех к ней находится гласность". Лучший способ не повторять ошибок прошлого - высветить их. У нас в стране архивы так и не были открыты, и как раз такое развитие событий является ночным кошмаром для управителей в нашем полицейском государстве. Уничтожались миллионы в ГУЛагах и психушках, но ведь тех, кто уничтожал, кто сажал, охранял, стучал - их тоже - миллионы. Уничтожив умных, честных, они сами выжили и дали потомство, закрепив в генах человеконенависничество. И, может быть, им кажется, что так будет всегда, что их подлости и преступл ения навсегда останутся безнаказанными. Но Система, гнилая изнутри, слабее чем им кажется. В ГДР казавшаяся всесильной "Штази" рухнула в одночасье вместе с Берлинской стеной. 100 тысяч служащих, 200 тысяч агентов не смогли и не захотели помешать этому. Сейчас в Германии "Штази" признана преступной организацией, если индивид имел к ней отношение, его не возьмут ни на одну серьезную должность. Разве что почтальоном, как Вислера...

Что делать?! Объединяться. Развивать социальную мысль в каждом. Пока каждый сидит за своей печкой, думая только о себе - жизнь никогда не изменится. Сколько раз вы, читающие эти строки, были на митинге, на пикете? Сколько раз вы писали письма протеста? Сколько раз вы проявляли свою активную гражданскую позицию? В Германии тоже ведь - боролись единицы, большинство покорялось и молчало. Но ведь кто-то же боролся!

Борьба не бессмысленна. Это хорошо видно и на практике. 6 августа была освобождена наша незаконно арестованная коллега Юлия Приведенная. Пикеты в центре Москвы и одиночные напротив Генеральной Прокуратуры принесли свои результаты. По слухам Генеральный Прокурор Московской области господин Замуруев (боже мой, вот уж действительно гоголевская фамилия) распорядился - так, чтоб плакатов этих здесь не было. Мы их достали! Когда Юльку выпустили, она рассказывала, что очень многие сидят только потому, что не собираются бороться, отстаивать свои права, что за них некому заступиться, они никому не нужны.
Надо объединяться, товарищи. Выходить c уровня обывателей на уровень бунтарей и борцов. Создавать общественные структуры, партии, объединения. И да настанет страшный день для стукачей и доносчиков, когда мы все же предадим гласности секретные архивы!
Мнения после мозгового штурма суммировал Владимир Беланенко
Откликнитесь, уцелевшие альтруисты,
трезвые и некурящие представители мыслящей молодёжи!
Кто ищет Человечных друзей, переживает за судьбу Отечества
и хочет учиться, чтобы быть Лидером, давайте объединяться!

ICQ 416134070 - на связи всегда.
Подписаться на рассылку «Пристрастные рецензии. Анализ социального кино»:
http://content.mail.ru/pages/p_53253.html

Почтовый адрес: 125009 Москва а/я 150 - Беланенко Владимиру

Владимир Беланенко   03.09.2008 22:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.

Но какое отношение имеет всё,что Вы написали к моей статье?

Виктор Йог   04.09.2008 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.