Калинка

 

 Иван Петрович и Тарлей, ученик и сподвижник в поисках народных песен,
вышагивали по одной из многочисленных наезженных дорог России. Это был их
очередной выход в народ. Учитель и ученик за многие годы сдружились. Оба
любили музыку. Правда, учитель, как и положено, больше знал и понимал её.
У ученика были свои достоинства. Он умел получать от учителя знания и всюду
носил с собой самодельную балалайку. Инструмент, сделанный Тарлеем
оказался неказистым и крепким, но при игре на нем обладал довольно
красивым звучанием струн. Он гордился своим инструментом, точнее, может
быть, своим мастерством игры на нём. Эти достоинства прельстили Ивана
Петровича.
 Учитель и ученик обладали творческой жилкой. В своих вылазках
в глубинки российские они были необходимы друг другу. Вот и сейчас идут
Тарлей и Иван Петрович по пыльной дороге. Солнце уже искоса направляет
свои лучи на их головы. Дорога им не казалась скучно – надоедливой.
Разговоры между ними о проблемах жизни поглощали их полностью. Ивану
Петровичу было о чём рассказать из своей жизни. Тем более что слушатель
у него был благодарный. Вот так в разговоре прошел день. Вечерело. За весь
день не встретили ни одного человека. Им было непонятно. Сколько времени
нужно прошагать до ближайшей деревни?
 Учитель, вдруг, прервал свой рассказ и обратился:
-Тарлюша! Я предлагаю вон на той горке сделать привал и заночевать-
-Справа? – спросил Тарлей.
- Да, да! В зеленом соснячке – подтвердил Иван Петрович.
 Через некоторое время они приблизились к намеченной опушке леса.
- Я думаю, не будем углубляться в лес – подал голос учитель и продолжал,
- Не проспать бы. Давай ближе расположимся вон к той сосне на опушке. Там
 поставим шалаш. Утром полюбуемся зарей и снова в путь. –
Тарлею не нужно было подсказывать что делать. Что – что, а шалаш
для двоих человек он умел сооружать быстро. Главным инструментом для него
в данный момент становился топор.
 Иван Петрович любил заниматься костром. Цену костру он давно познал.
Прежде он думал о чае. Правда, на природе отваривал всегда корни шиповника.
На их пути шиповник довольно часто попадался. Они обойти его не могли.
Выкопанные корни шиповника тщательно промывали и подсушивали и затем
хранили в заплечном мешке.
 Через некоторое время шалаш и розовый отвар были готовы. Иван
Петрович, на всякий случай, проверил, постелил ли Тарлей в шалаше сосновый
лапник. Удостоверившись в порядке, он одобрительно заметил: - Ты, как всегда,
к делу относишься добросовестно. Молодец! -
- Ну, а как же! – ответил Тарлей, - Целый день на ногах. Бог следит и нам
отдыхать велит. Мы ведь можем позволить себе хвойную постель -
- Тарлюша, пора нам розовуху пить – сказал учитель и продолжал,
- Какое душистое сало дала нам в дорогу молодая крестьянка! Это все
 твоя балалайка её душу взбудоражила – усмехнулся Иван Петрович.
- А все-таки мы получили удовольствие от её пения. Признайтесь, Иван Петрович!
быстро высказался Тарлей.
- Да! Дуэт у вас получился отменный. Хоть на сцену выпускай. Ты закусывай…
закусывай. Я прав или нет, ты до сих пор очарован певуньей - затем помолчал и
произнес: - Знаешь, Тарлюша, сколько таких красавиц я видел на Руси! Да, ты
что забыл, как мы посещали по Зауралью таёжные деревушки. Какие там
розовощекие красавицы, а какие певуньи и песни!
 У Ивана Петровича мысли перебросились в далекое прошлое. После того,
как вышел в отставку в чине штабс - капитана, судьба забросила его на Урал.
На Ижевском заводе он был избран Сарапульским земским собранием
 в участковые мировые судьи. Шесть лет ему пришлось отслужить в этой
должности. Хорошо, что он любил собирать, изучать и исполнять русские
народные песни. В процессе сбора народных изумрудов учитель повстречался
в одном из селений с Тарлеем. Он был в то время самостоятельным подростком.
Как оказалось, его родители несвоевременно умерли. Его взял на воспитание
в подмастерье местный инвалид, изготавливающий балалайки. Тарлей был ему
хорошим помощником. Многому его научил мастер. Еще при его жизни Тарлей
изготовил себе балалайку, с которой он до сих пор неразлучен. Мальчишка в то
время привязался к Ивану Петровичу, зная, что он музыкант. Желание Тарлея
заниматься музыкой совпало с желанием музыканта приобщить смышленого
подростка к музыкальному искусству. Отслужив два избирательных срока
мировым судьей, Иван Петрович и Тарлей сговорились уехать жить на Волгу.
В Саратове они застряли надолго.
 Иван Петрович встряхнул головой, как - бы сбрасывая груз воспоминаний,
и сказал – Давай, Тарлюша, допивай свою розовуху, а я тебе еще одну кружку
налью. Хлеб уж больно вкусный, подовый - добавил он.
- Его бы сейчас с парным молоком. У…! Вкуснотища! – ответил Тарлей.
 Сбросив дневную усталость горячей розовухой, Иван Петрович поднялся,
посмотрел на догорающий костер и произнес:
- Ночью не будем поддерживать костер. Утром разложим снова-
- Далеко ли еще до поместья? – спросил Тарлей.
- Кто его знает! Дорога обязательно приведет к жилью. Давай будем отдыхать -
ответил учитель.
 Тарлей залез в шалаш и накрыл лапник накидкой. В это время Иван
Петрович с пением посмотрел на сосну, в которую упирался шалаш:
- Ах, под сосною, зеленою, спать положите вы меня – затем этой же мелодией
пропел чуть измененные слова: - Ах, сосенушка, зеленая, не шуми же надо мной!-
Иван Петрович удивленно замолчал и обратился к Тарлею:
 - Тарлюша, слышал, какая красивая мелодия пришла мне на природе, надо
 срочно её записать. –
Он вынул из кармана сложенный листок нотной бумаги и быстро заполнил
одну строчку нотными знаками. Ниже нотной строчки подписал экспромтом
пропетые слова.
- А теперь я лягу отдыхать, Ты еще не спишь, Тарлюша? – произнес учитель,
залезая в шалаш.
- Я не сплю, Иван Петрович. Как Вы стали музыкантом? – поставил давно
заготовленный вопрос.
- Тарлюша! Это длинная история. По себе должен судить, как ты стал
 музыкантом. Ты же постепенно научился играть на балалайке. А теперь
 очаровываешь людей своей игрой на инструменте. Видишь, какой он у тебя
 удобный. Ты его используешь даже вместо подушки – засмеялся учитель и
 продолжил разговор.
- У меня еще более удобный инструмент – мой голос. Он всегда при мне,
Это самый красивый инструмент и самый сложный. За ним нужно следить, как
за своим здоровьем. Плохо, что под подушку его не положишь. Правда, могут
спасти кулаки, используя их вместо подушки - Как же так? Кулаки нужны для драки
 - утверждал Тарлей.
- А вот посмотри, как я свои кулаки подкладываю под голову. Видишь, голова
немного выше туловища. Этот вариант многие в жизни используют.-
- Я же спросил, как Вы стали музыкантом – Тарлей напомнил учителю.
- Ладно. Слушай. Коротко пробежимся по моей биографии:
 - Я родился в городе Пермь в год, когда женился Пушкин. Об этом я,
конечно, узнал намного позже. Затем попал в Москву. Получил военное
образование в кадетском корпусе. Вот тогда я приобщился к музыке.
В дальнейшем служил офицером. Мне пришлось участвовать и в боях.
Пребывание в Москве я использовал для самообразования и углубленно
изучал музыкальные учебники, и брал уроки у хороших музыкантов.
 Я также учился пению и игре на фортепиано. Короче, я вел двойную жизнь:
выполнял офицерские обязанности и готовился стать музыкантом. Пробовал
сочинять музыку. Моим детищем явилась опера “Бырышня и крестьянка”. Она
была поставлена в Петербургском художественном клубе и имела успех. Я
привлек внимание слушателей очень красивым хором охотников. У меня
были и другие музыкальные сочинения. Недавно в Саратове был издан мой
романс “Саночки” - он немного помолчал и закончил:
- Ну, вот пока и все. Дальше ты знаешь, чем я занимаюсь в Саратове. Давай
лучше поспим. Как говорят, утро вечера мудренее” – Тарлей этих слов уже
не слышал. Дрёма одолела его. Иван Петрович это понял и замолчал, но
в голове продолжали возникать разрозненные мысли. Он не заметил, как
погрузился в сон, не ведая, что его слова о сосенке и музыка в скором времени
начнут шествовать по миру.
Утренняя заря уже занималась, когда проснулся Иван Петрович. Он знал
цену пробуждения и воспринимал его как свое новое возрождение. И все это
благодаря сосенке, приютившей их на ночь. Вчерашняя дань этой сосенки
продолжает прокручиваться в голове. Иван Петрович неторопливо встал,
немного размялся и решил подняться на горку и посмотреть, что делается
в округе. На верху попахивало дымком. - Значит люди недалеко – заключил
он. Затем спустился к шалашу, заглянул в него и громко скомандовал: Тарлюша!
Подъём! – и ласково добавил, - зарю проспишь. Обидно будет. –
 Тарлей просыпался неохотно, но соприкоснувшись с наружной свежестью,
воскликнул – Какой божественный воздух! Наверное, весь хвоей пропитался. -
 с этого возгласа у него начался новый день.
- Ты добавь еще лечебный и бесплатный – откликнулся учитель, разжигая
костер.
 - Тарлюша, прогуляйся под горку. Зачерпни в речушке водички для чайника,
да и помыться стоило бы. Сегодня обязательно с людьми повстречаемся –
 попросил его учитель.
 Тарлей быстро выполнил его просьбу. Налил в чайник воды и пристроил его
над костром. Когда вода закипела, он деловито бросил в нее несколько корней
шиповника.
 Иван Петрович вынул из своего мешка хлеб, четыре сваренных в мундире
картошки и кружку с маслом. Тарлей налил в кружку розового кипятка и
машинально сказал:
- Пусть пока остывает – Иван Петрович даже вздрогнул от неожиданности,
и отключившись от своих мыслей, переспросил:
- Что ты сказал? –
- Я не хотел Вам мешать думать о сосенке, а, может быть, еще о чём-либо.
У меня просто так вырвалось: - Пусть пока розовуха остывает -
-Хорошо, хорошо. Я понял. Сейчас позавтракаем и тронемся в путь – дорогу.
Я проснулся раньше тебя. Уже успел кое – что разведать. Люди недалеко.
Дымком попахивает – сообщил учитель.
- Сейчас бы к розовухе кусочек сахара – выразил Тарлей свое пожелание.
- А почему не мёда? – спросил Иван Петрович.
-Можно и мёда. Его, пожалуй, нам легче приобрести, чем сахар – согласился
с учителем Тарлей.
- В будущем сладости надо предусмотреть… ты, Тарлюша, намазывай масло
на куски хлеба, а я картошку пока почищу - попросил его Иван Петрович.
 Работа у них закипела. Закончив свой незатейливый завтрак, они
собрали в мешки остатки еды и вещи.
- На обратном пути мы еще вернемся к своему шалашу – сказал Иван Петрович,
и они, попрощавшись с ночным привалом и сосной, пошли к дороге. Некоторое
время они шли молча. Тарлей переваривал сведения, услышанные перед сном
 от учителя. Оказывается, он участвовал в военных действиях и, возможно,
по счастливой случайности остался живым. А Тарлей, по счастливой случайности
 научился играть на балалайке и сейчас шагает рядом с учителем.
 Иван Петрович, наконец, первым стал выходить из состояния молчания.
-Я думаю, Тарлюша, нам придется сегодня петь, чтобы местных жителей
втянуть в пение и послушать их песни. –
-Что нам впервой, что ли? Я готов свою балалайку хоть сейчас заставить звучать
- ответил он.
- Сейчас не надо. Попробуем вечером организовать пришедших людей.-
 За разговором незаметно подошли к зеленеющим полям, а затем
показалась деревушка. Домики были невзрачные, приземистые. На улице
никого не было видно. На глаза попался лишь огненный петух с ватагой
пестрых кур.
- Мы сейчас заглянем в крайний домик, и все попытаемся разузнать –
сказал Иван Петрович.
 Они подошли к намеченному жилищу. Из открытых дверей был слышен
детский голос, поющий что – то, напоминающее колыбельную песню.
- Ай, люли, люли. Ай, люли, люли. Спи ты мой Ванюша - слова повторялись.
Тарлей посмотрел в открытую дверь и увидел девочку, которая качала
подвешенную к потолку люльку и напевала. Иван Петрович руками дал
понять Тарлею, чтобы он не заходил в дом и дал девочек усыпить Ванюшу.
Сам же достал карандаш и бумагу и записал услышанную мелодию.
 Наконец – то из дома вышла девочка. На вид ей можно было дать лет
двенадцать. Лицо её пестрело от веснушек.
- Кого вы ищете? – спросила она. Иван Петрович вступил с нею в разговор.
-Девочка, кто-нибудь из взрослых есть в доме -
- Мамка в поле, а папка в соседнюю деревню уехал. Я с братиком нянчусь-
- Как ваша деревня называется? -
- Михеевка -
- А название соседних деревень ты знаешь?-
 - Ближайшую деревню называют Барская, а дальше за ней - Евгеньевка.-
- Сейчас в каком-нибудь доме можно найти взрослых? – девочка указала
рукой на дом. - В нем живет старушка Марья. Она находится в доме или
в огороде.
- У вас в деревушке любят песни петь? – задал еще один вопрос Иван
Петрович. В её глазах загорелся огонёк.
- У Марьи по вечерам собираются певуньи. Я тоже бываю у неё - она взглянула
на балалайку Тарлея.
- А кто из вас играет на балалайке? – не удержалась от вопроса девочка.
-Я её держу. Я могу и играть на ней – с достоинством ответил Тарлей.
Девочка немного смутилась и замолчала. Иван Петрович поблагодарил её, и они
пошли к домику Марьи.
Марья оказалась крепкой и моложавой старушкой. Увидев Тарлея
с балалайкой, она с интересом впилась глазами в его балалайку, а затем,
переводя взгляд на Ивана Петровича, спросила:
- Вы не ошиблись домом?-
- Нам нужна Марья – ответил он, После этого она пригласила обоих в дом.
Сразу же она попыталась начать с вопросов, но гость опередил её и сказал:
- Меня зовут Иван Петрович, а моего друга Тарлей. Вы, конечно, Марья, так
нам сказала девочка из крайнего дома -
- Милые! Мы познакомились. Ну и что дальше? Зачем вы нашли меня? -
- Мы поющие люди и ищем людей, которые также любят петь и знают народные
песни. И ещё мы собираем песни, чтобы могли их петь другие люди России -
- Вы интересные для нас гости. Любители петь у нас, конечно, имеются, Мы
иногда собираемся по вечерам и развлекаемся своим пением – ответила она.
- А когда – бы их можно было увидеть? Мы со всеми познакомимся и споем
что-нибудь – обратился опять к ней Иван Петрович.
- Сейчас почти все заняты работой. К вечеру, может быть, придут, тогда и
 поговорите - успокоила его Марья, и продолжила – Вам нужно пристроится.
Правильно я понимаю? -
- Вы как в воду глядите! Будем Вам благодарны, если что-нибудь предложите-
ответил Иван Петрович.
- Я могу вам предложить комнату. Живу одна. Муж давно умер. Как хорошо
он играл на свирели! Если хотите, то располагайтесь в доме. Где? Что? И
как? Узнаете постепенно. Вон там, она показала рукой в другой конец деревни,
протекает речушка Поля. Пойдите, искупайтесь и приходите ко мне обедать.-
Иван Петрович и Тарлей послушались совета Марьи и очень скоро уже
плескались в прохладной воде.
 Когда возвратились гости, у Марьи на столе уже стояли деревянные
миски и ложки. В середине стола лежал нарезанный ломтями хлеб. Марья
поставила на стол чугунок и стала наливать черпаком в миски щи.
 Гости ели не спеша. Марья нет-нет да задаст вопрос:
-А что вы споете нам, если соберется народ?-
-Я спою вам так же народные песни, но из других мест, вы их не знаете.
Ну а Тарлей будет сопровождать мое пение на балалайке, а, может быть,
сыграет что-нибудь без меня - ответил Иван Петрович, прежде посмотрев
 на Тарлея. Ученик поблагодарил учителя взглядом, но промолчал.
 Разговор между Марьей и гостями продолжался до конца обеда. Он от неё
узнал все о владельце трех деревень. Барина давно уже не было. Живет он
 в столице. Главный у нас управляющий. Он обитает в квартире барина в деревне
Барская, и тоже любит песни. Может быть, приедет вечером.
 Марья после обеда исчезла. Иван Петрович и Тарлей вспотели, отобедав
щей, и решили отдохнуть на топчанах, стоявших в их комнате.
Вечером в домик Марьи стали собираться жители деревни. Пришли два
мужичка. Для начала они поклонились городским гостям. Затем Марья их
представила, как любителей песен. Вслед за ними пришли четыре женщины,
 все в нарядных сарафанах. Вдруг в дом вбежала девочка, с которой гости уже
виделись. – Ой, я боялась, что опоздаю - запыхаясь, выпалила она. Одна
из женщин ей в ответ – Нюрочка, ты же знаешь, что мы без тебя не начинаем.-
 Иван Петрович поднялся со своего табурета, пробежал взглядом
по присутствующим и сказал:
 - Дорогие любители песни, вы друг друга знаете хорошо и ждете, когда мы
раскроемся перед вами. И это правильно. Будем знакомиться через песню.
Для начала я и Тарлей выступим перед вами со старинной русской песней.
Думаю, вы не будете возражать. Все оживились. Всем не терпелось услышать
гостей.
 Тарлей сел на конец лавки, приспособился и начал со вступления
на балалайке. Затем в нужном месте стал петь теноровый голос Ивана
Петровича. Протяжная песня была о том, как девушка готовилась выйти замуж
за нелюбимого. Вся горечь её переживания была так правдиво передана
льющимся голосом, что у некоторых слушателей пробила слеза. Тарлей и
учитель сияли от благодарного приема. Женщины просили исполнить еще одну
песню.
 Иван Петрович начал со слов: - Теперь мы споем вам частушки.
Они должны вам тоже понравиться.
 Тарлей проиграл частушечный наигрыш на балалайке и затем запел
своим звонким голосом. Частушка была залихватская. Глаза у всех заблестели
от удовольствия. Вторую частушку запел учитель. Она была ответом
на предыдущую. Певцы разыграли спор двух парней из-за девушки. Каждая
частушка вызывала смех. Особенно смешил Тарлей, обыгрывая слова частушек
при пении и игре на балалайке.
 Успех гостей был полным. Знакомство состоялось. Наступила очередь
петь слушателей. Они встали кучкой и начали петь все сразу в унисон.
Постепенно стали проявлять себя отдельные голоса или дуэты, а затем
 появились и подголоски. У Ивана Петровича сложилось мнение, что песня
творилась самими певцами. Видимо эта песня была любимой. Позже это
подтвердилось. Марья была одной из авторов этой песни. Музыка к песне
сочинялась в процессе неоднократного её исполнения. Каждый из певцов
вносил в песню что-нибудь свое. Песня гостям понравилась и Иван Петрович
решил её записать.
 Дальше исполнялись плясовые частушки. Сначала пели и поглядывали
друг на друга и только в конце певцы стали отплясывать друг перед другом.
При этом свое пение сопровождали отбиванием ритма в ладоши, но Тарлей
не удержался и начал подыгрывать им на балалайке. Все были довольны и
веселы.
 Наконец местные стали петь, каждый свою песню. Из всех исполненных
песен Иван Петрович решил записать только две песни. Одну песню спела
Марья. Эту песню, как она говорила, исполняла её бабушка. Другую песню
пела её подруга. Эту песню он также не слышал, и попросил спеть песню еще раз.
Сам же стал записывать на бумагу мелодию и слова.
 Марья подошла к печи, на которой была закреплена горящая лучина,
и сняла с обгоревшего конца угольки. В комнате сразу же посветлело. Лица
у певцов были одухотворены. Сегодня у Марьи и её подруг был праздник.
От имени всех присутствующих, Марья поблагодарила городских музыкантов
и попросила их остаться еще на один вечер.
- Мы приведем любителей пения из соседних деревень. У них другие песни.
Завтра с утра я помогу вам воспроизвести на бумаге понравившиеся ему
песни. – Иван Петрович, глядя на просящие лица, не мог им отказать и согласился
остаться.
 Время уже было позднее. Пришедшие на спевку люди разошлись с
 надеждой быть участником события завтрашнего дня.
 На следующее утро Иван Петрович проснулся рано, приоткрыл глаза.
 Удивительно радостные лучи утреннего солнца хозяйничали в комнате. Тарлей
еще спал, но учитель, желая, чтобы он почувствовал это ласковое утро, подошёл
к его топчану и стал будить: - Тарлюша! Проснись! …. Порадуйся вместе со
мной пробуждению жизни. … Солнышко в комнате! -
 Из открытого окна доносилась смесь голосов птиц. Тарлей приподнялся,
посмотрел на улыбающееся лицо учителя и улыбнулся ему.
-Какое богатое утро! – промолвил Тарлей.
- Солнышко расщедрилось. Сразу же вносит уют в душе и радость на лице. –
добавил учитель.
- Сегодня у нас день отдыха и развлечений. Пойдемте по плескаемся в речушке.-
 предложил Тарлей.
 Вода в речушке была такой прозрачной, что на дне просматривались
не только крупные, но и мелкие камушки.
- Поплавать нам не придется. Мелковата речка – промолвил с сожалением
Иван Петрович.
- Ничего! По плескаемся и освежимся! - воскликнул Тарлей и полез первым
 в воду. Сначала он смочил руки, плечи. Затем резко присел в воду, быстро
приподнялся и от удовольствия “крякнул” - Ух! Хороша водичка! -
 Иван Петрович вошёл в воду следом за Тарлеем, который шаловливо
двумя руками плеснул воду на учителя, тот вскрикнул как от ожога.
- Тарлюша! … Не шали! … Так всю рыбу перепугаем в речушке - шутливо
среагировал Иван Петрович и тут же попросил Тарлея нарвать на берегу
пук травы и потереть ему спину. Тарлей выполнил просьбу и сам себя начал
протирать травой и обмывать водой. Закончил тем, что окунул свою голову
с рыжими волосами в воду.
 С речушки они возвращались навеселе, взбодренные водой. Около дома
стоял дымящийся самовар. Вокруг него суетилась Марья
- Быстро вы пришли. Я ещё не успела заварить чай – произнесла она и добавила
 - Я, сейчас, накрою стол, и будем завтракать.-
 Марья положила на стол незатейливую пищу: хлеб, отваренные яйца
и картошку, и украсила все это свежим пером лука и огурчиками. Иван Петрович
съел одно яйцо и картофелину с лучком. Это удивило Марью. Как она не
упрашивала, больше он не притрагивался к пище.
- Марья! Не люблю переедать по утрам -
- А как же вечером петь будете.-
- До вечера нам предстоит обед и ужин – парировал Иван Петрович.
Тарлей был раскрепощён и, не обращая внимания на них, ел, как бы спасая или
отвлекая Марью от учителя.
Иван Петрович перебросил разговор с Марьей на другую тему: - Марья!
Когда мы займемся записью песен? -
- Не спеши! – ответила она – как только всё уберу и приготовлюсь, я сообщу.
Сейчас я советую вам сходить в малинник. Недалеко. Справа от дороги,
к речушке. Солнце ещё невысоко поднялось. Сходите. Потом будет некогда.-
 Малинник был, действительно, усыпан ароматной малиной. У Ивана
Петровича и Тарлея сложилось впечатление, что малину никто не собирает.
Ягода была крупной, сочной и сладкой. У них разразился аппетит, несмотря
на то, что они совсем недавно позавтракали.
- Малинка, малинка, малинка моя! В саду ягода малинка, малинка моя! – тут же
напевал весело Иван Петрович, повторяя раз за разом, пока Тарлей не обратил
внимание.
- Красивую поете мелодию. Я её никогда не слышал – подзадоривал его ученик.
Иван Петрович продолжал смаковать малину и одновременно воспроизводить
непринужденную мелодию. Этот напев уже настолько прилип к Тарлею, что
он стал его воспроизводить голосом, но немного быстрее, чем учитель.
 Вдоволь испробовав малину, он перекинулся на мелодию Ивана
Петровича. Тарлей ему сказал:
 - Иван Петрович, эту мелодию, на мой взгляд, лучше исполнять
 в плясовом темпе, хотя, она звучит приятно и в любом.
 Обсуждая мелодию, они незаметно оказались в доме Марьи.
-Что-то Вы нас не ищете. Мы решили сами напомнить о нашем присутствии.-
 обратился Иван Петрович к Марье.
- Нет, я не забыла о Вас – ответила она и предложила начать работу сейчас же.
На ней был надет тот же сарафан, в котором она пела вчера. Иван Петрович взял
бумагу и карандаш. Сначала Марья продиктовала ему слова песни. Он их записал
и она запела песню. Построение мелодии было сложным. Иван Петрович просил
её пропеть несколько раз. Наконец-то он понял сложный размер песни и все же
записал.
 Труднее было с групповой песней. Марье пришлось объяснить, что
основную мелодию они раскрашивали припевками, подголосками свободно.
- Каждый раз, когда мы поем, песня звучит по-разному … - она на мгновение
задумалась и продолжала – В зависимости от каждого поющего меняются
подголоски, меняются места в песне, в которых они произносятся. –
 Иван Петрович записал текст песни, а затем основную её мелодию.
Он также пометил места звучания подголосков, знаки альтерации и места
вступления мужских и женских голосов.
 Перед обедом Тарлей обратился к Ивану Петровичу:
- Я сейчас сыграю мелодию, сочиненную сегодня про малинку - Он исполнял
её в разных темпах. Учитель слушал с интересом, и после окончания игры
сказал: - Мне нравиться мелодия в твоем исполнении на балалайке. А теперь
я тебе спою, а ты подыгрывай мне.-
 Он запел наигрыш Тарлея, повторил в быстром темпе и вышел
на Фермату, и затем полилась нежная и певучая мелодия про сосенку.
Певец впервые исполнил эту мелодию вчера у шалаша. Припев про малинку
пели вместе с Тарлеем. При повторном его исполнении Марья не выдержала
 и начала приплясывать, выдумывая движения на ходу. Иван Петрович рискнул
пропеть слова второго куплета. Восторг Тарлея и Марьи повторился. Иван
Петрович обратился к коллегам по творчеству:
- Я благодарю тебя Тарлей и красавицу Марью за участие в рождении новой
песни - щеки Марьи раскраснелись. Она была смущена, после того как её Иван
Петрович назвал красавицей. А она и была русской красавицей даже несмотря
на свои годы.
 В обед Марья предупредила Ивана Петровича:
-Ну, теперь Иван Петрович, я от тебя не отстану, миску щей должен обязательно
съесть, а то вечером не сможешь нам спеть. - И, конечно, после таких слов
миску со щами, поставленную на стол он одолел. А в это время в его голове
прокручивалась мысль: - Нужно обязательно сочинить третий куплет. Среди
слов должно присутствовать слово красавица.-
 После обеда Иван Петрович прилег на топчан. Довольно быстро он
подобрал слова: - Ах, красавица, душа девица, полюби же ты меня! Ай, люли,
люли, ай, люли, люли, полюби же ты меня! -
Незаметно, обрадовавшись, что слова легли на музыку, он заснул. Проснувшись,
он первым делом записал слова и обратился к Тарлею, который сидел на топчане
и готовил свой инструмент к вечернему концерту.
- Какую песню мы будем петь сегодня для народа? –
- Мне нравиться ваша новая песня, вот только нет у нее конца – ответил Тарлей.
- Конец я сейчас придумал – с радостью доложил Иван Петрович и прочитал
ему только что записанные слова.
- Получилась песня, как народная - воскликнул ученик, - думаю без репетиции
мы воспроизведем сегодня. -
-А мы что же не к народу относимся? - с улыбкой ответил учитель и продолжил
-Мне, кажется, нам лучше вечернее пение, как раз закончить новой песней.-
-Начнем и закончим концерт мы. Так я понимаю? – переспросил Тарлей.
 - Людей будет много. Пожалуй, так и получиться – подтвердил учитель.
 Как и предполагал Иван Петрович, народу пришло столько, что концерт
состоялся во дворе на свежем воздухе. Все происходило по плану. Сначала
 спели Тарлей и учитель. Приняли их восторженно и слушатели просили
исполнить что-нибудь ещё. Иван Петрович, видя такой интерес к их выступлению,
вынужден был им пообещать:
- Мы ещё исполним что-нибудь, но сначала мне хочется послушать ваши
прекрасные песни, а потом я преподнесу вам подарок.-
 Пели женщины и мужчины. Песни были разные. Многие из них он уже
слышал. Иван Петрович выбрал только три песни и записал их на бумагу.
Глядя на присутствующих, он понял, что люди ждут от него обещанного подарка.
Перед выступлением он сказал им: - Дорогие друзья народной песни! Мы с вами
сейчас хорошо поработали. Главное вы понимаете для чего мы с вами это
делали. Вы правы, грех таить народные изумруды. Пусть весь мир будет знать
народные песни России. А сейчас мы исполним впервые новую песню
с названием “Калинка”. Надеюсь, она вам понравится - учитель посмотрел
на недоумевающее лицо Тарлея. - Про калинку он ничего от него не слышал.
Возможно, он ошибся - подумал ученик.
 Тарлей вышел с балалайкой, сел на поставленную заранее табуретку,
и заиграл в быстром темпе проигрыш. Затем неожиданно для всех запел Иван
Петрович, начиная с междометия “Ах” звучание голоса постепенно усиливалось
и затихало. Звучание было долгим, казалось, ему не будет конца. После
этого он перешел к певучей мелодии о сосне, сосенушке и красавице. Он пел
 так проникновенно, что даже птицы замолкли, слушая его. Бархатистое звучание
его голоса подкупало слушателей. Припев песни он начинал: - Калинка,
калинка моя! В саду ягода малинка, малинка моя! – и повторял два раза.
Позже Марья и Тарлей рассказывали Ивану Петровичу, что они обрадовались
удачному использованию слова калинка в припеве. Теперь каждому из них
 стало ясно – “Калинка” прописана в деревне Михеевка.
 На следующий день учитель и ученик опять шагали по дороге, но
в направлении других деревень. Как и прежде, в таких переходах они обсуждали
прошлые успехи в поисках изумрудов - песен. Разговор всегда сводился к жизни
и заботам в Саратове. Вот и сейчас Иван Петрович говорит Тарлею:
- Когда возвратимся в город, в первую очередь нужно будет подготовить “Калинку”
руководителю хоровой капеллы Агреневу – Славянскому. Он у меня охотно берет
русские народные песни и исполняет их в концертах России и других странах.
Его коллектив многое делает для пропаганды русской народной песни.

 


Рецензии