Словакия

СЛОВАКИЯ ИЛИ СТРАНА СОЛОМЕННЫХ АНГЕЛОВ.

Как я оказался в этой стране? Да, как обычно, случайно. Изначально была Флоренция, где должна была быть конференция. Но… Самый главный организатор умер. Вначале конференцию вообще отменили, но потом решили все-таки ее провести в Словакию. И вот я выхожу из посольства с зеленой наклейкой в паспорте с названием “Словенска”. Так они называют свою страну. Надо сказать, что я раньше хотел при случае туда попасть. Давно, когда я ездил в Грецию, в тот самый раз когда меня ограбили в Варшаве, мой путь лежал через Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию. Я заснул еще возле Кракова, и вот сквозь сон я помню ряды аккуратных домиков, горы, ели и три звезды в небе. И таким неземным покоем и чистотой веяло от этого пейзажа, что мне захотелось обязательно когда-нибудь побывать в этой стране. Второе мое столкновение с этой страной случилось в прошлом году в Барселоне. Нас, обладателей гранта, собрали в загон, чтобы мы не потерялись и проставили шампанское. Оглядываясь вокруг, я заметил очень красивую изящную девушку с газельими глазами и волосами цвета вороного крыла. Она оказалась не испанкой, не итальянкой, а словачкой. Вот тут я совсем приободрился и уже почти договорился о прогулке по вечерней Барселоне, которую она в отличии от меня еще не видела. И вот после вручения призов вдруг выяснилось, что мадам приехала в Испанию со своим мужем. Ну что я могу сказать… Как говаривал один мой знакомый, брать жену на конференцию – деньги на ветер.
И спрашивается, как с такими воспоминаниями я мог не поехать в Словакию?
В Словакию из Минска идет вагон Минск-Будапешт. Вместе со мной ехала какая-то спортивная делегация, сразу после Барановичей они шумной толпой вывалили в коридор и стали громко обсуждать новости дня: Ты слышала, Волочкова по суду восстановилась в Большом театре и сейчас ей грозят, что кроме четвертого лебедя  все равно ничего не светит? Так может лучше пусть к нам идет, интересно она 120 с жимом потянет? Когда проезжали границу, выяснилось что это была федерация женской тяжелой атлетики.
Границу кстати проезжали весело. Вначале прошли наши, потом я задремал, проснулся когда в купе вошел поляк в кофедератке и какой-то униформе.  Я ему протянул паспорт. Он на меня замахал руками. Да не… Пан водку возьме? Я спросонья ответил – ага. Он тогда очень оживился, зашебуршал целлофановыми пакетами, и спросил – а сигареты? Тут я проснулся окончательно, и твердо отказал. Он снова взмахнул руками и побежал в соседнее купе. Через окошко я видел, как он потом с авоськами мелкой рысью ринулся в “дьюти фри”. Скоро он снова стоял в моем купе, протягиваю бутылку какой-то жуткой 70% водки – спросят, скажешь за два даляры в дьюти фри купил. Потом, до меня дошло, что так промышляет машинист поезда, распихивая товар в легальных количествах по пассажирам.
Мне надо было выходить в городе Жилина, поезд проехал буквально час по Словакии и вот я на месте. Было 4 утра, я уже приготовился ждать до того времени, как откроются обменники, но к счастью банкомат хорошо воспринял мою кредитку и выплюнул пачку местных денег. Тогда, у меня не было времени пройтись по городу, но на обратном пути я специально оставил несколько часов на Жилину. Оказался очень миленький городок в немецком стиле. Во всяком случае, старый двуглавый собор выглядел точно как на какой-нибудь картинке из жизни рейха. Как раз уже начались предрождественские ярмарки на площадях, на которых продавали громадные расписные пряники, глинтвейн и пальцемпиханую колбасу. Обратный поезд у меня был почти в полночь, я оставил на Жилину почти полдня, решив, пока светло обойти исторический центр, а вечерком погулять по вечернему городу и напоследок посидеть в каком-нибудь ресторанчике, специально оставив для этой цели местные кроны. В 6 вечера жизнь на улицах уже начала стихать и очень быстро, в 7 уже не было ни души. Лишь я один и очень голодный бродил по совершенно пустому городу, где все уже закрылось. Каким-то чудом нашел что-то типа кулинарии, где на 1 доллар (!) насыпали целую бадью салата, поэтому остаток пришлось спешно тратить в привокзальном киоске. А еще оказалась, что у этого города своебразная репутация. Когда Гитлер взялся ликвидировать Чехословакию, направив войска в Прагу, то с другой стороны словаки взялись самоопределяться, провозгласив собственное фашистское государство. Как раз в Жилине его и провозгласили. Местный мэр периодически грозится к ужасу местных демократов установить памятную доску.
Но это все было перед отьездом, а сейчас я сел на электричку и поехал в город Мартин, где собственно и была конференция.
Когда я приехал, еще не рассвело. Я взял такси и поехал в Универ, в итоге таксист меня привез не туда. Учитывая, что “пан словенски не разумел”, я уже было кинулся в панику. Но в итоге все таки разобрались, правда уже на месте я пару часов ждал “стражника”, то бишь вахтера, но в итоге все таки вселился в общагу. Мартин оказался милым городком с центром, до боли напоминающим наше Троицкое предместье. То бишь ничего настоящего, все восстановленное. Главная прелесть этого городка пожалуй состоит в окружающих его горах. Они кажутся совсем близко, но когда я пытался до них дойти, то настоящие горы все никак не начинались, все предгорья, да предгорья. Впрочем и там было хорошо, снежок, елки, коттеджи, из труб в небо дымок идет.
В принципе смотреть в том Мартине особо нечего было, за исключением пожалуй этнографического музея. Он состоял из коллекции африканских масок и местных костюмов. Еще там висела карта расселения славянских племен не помню там в каком веке. Чего интересно, все пространство не то что до Одера, а чуть ли не до Рейна было населено десятками племен. Их потом сволочи немцы всех поистребляли. В 8-9 веках Словакия простиралась чуть ли не от моря до моря и называлась Великоморавской империей (а есть ли страна, которая не простиралась от моря до моря и не была в какой то момент истории империей?). В ней даже одно время Кирилл и Мефодий жили, считаются кстати национальными героями, и изображены на словацких кронах. А потом пришли венгры, вслед за ними немцы и поменяли глаголицу на латиницу.
Еще в городе было несколько домов-музеев всяких местных деятелей “адраджэння”, которое у них было в 19 веке. Но я туда не пошел, скучно.
Банкет на конференции решили сделать в “словацкой деревне”. Это такое место, куда свезли разные деревянные здания со всей Словакии. Были деревянные церковь, конюшня, избы (изба, кстати по-словацки еще означает номер в гостинице, поэтому если вы не допили пиво в баре, то вам его предложат занести в “избу”) и разумеется корчма. Вот там столы и накрыли. В каждой уважающей себя корчме должен быть цыган со скрипкой. Там был целый выводок цыганят, поющих, играющих на баяне и скрипках. Все б хорошо, но зимой темнеет рано, а тут еще пошел снег. Вначале нас везли на автобусе, потом в каких-то кустах высадили, вокруг тьма хоть глаз выколи, да еще метель в физиономию, снег забивается под воротник и черт знает куда. Россияне начали тихо ругаться “ну Душан, ну экстремал”. Душан – это организатор. Ничего, выпили водочки, отошли.
После конференции у меня оставалось несколько дней в Словакии и я решил съездить в Банска-Быстрицу и Братиславу.
Банска-Быстрица – это историческая столица центральной Словакии. Знаменита своим восстанием, когда словаки скинули фашистский режим. Чтобы доехать до Банска-Быстрицы электричка должна была перевалить горный хребет, поэтому поезд то опускался в долину, то подымался на край пропасти, то шел по склону. Вокруг открывалась, ну чисто Швейцария. Сам город в отличии от Мартина, старый. Я бы скорее сказал в австрийском стиле, чем в немецком. Все наверное видели по телику, как в немецких и чешских городах, когда бьют часы, то на башне появляются разные кукольные фигурки и чего-нибудь делают. А на ратуше Банска-Быстрицы под бой часов появляются соломенные ангелы и начинают дудеть в трубы и бить в барабаны. Мне кажется очень точный символ этой патриархальной и в чем то наивной страны.
Хоть Братислава от Мартина относительно далеко, 3 часа на поезде, но все таки в столицу надо съездить. Поезд с гор спустился к холмам, а потом и холмы кончились. Зато снег полностью растаял и вдоль полотна потянулись сплошь виноградники.
У Братиславы есть компактный и очень уютный исторический центр с одной стороны он выходит к Дунаю, с другой упирается в Братиславский замок. Город не столько мрачный готический, сколько этакий веселенький барочный. И вот я вышел к замку, до того мне приходилось видеть много подобных сооружений типа Эдинбургского замка или замка Сан-Анджело в Риме, но ничто не произвело на меня такого мрачного и подавляющего впечатления, как Братиславский замок. Может быть дело в контрасте веселенького центра и мрачного утеса с замком, может быть дело в ширине Дуная и опять таки контрастом между просторами и угрюмыми булыжниками замка. Ну как тут не вспомнить знаменитый кафкианский замок. Этакое сюрреалистическое сооружение, решающее судьбы ютящейся внизу деревушки. Кстати, словацкой Братислава стала только в 20 веке, до того там население было немецко-венгерским. Но очень уж удобно он расположен на берегу Дуная, ну как было свежеиспеченной Чехословакии не хапнуть его.
А что же в целом сказать о стране и людях? Первое что бросается в глаза, это насколько же они похожи на нас! Например, язык. Он пожалуй ближе всего к русскому и белорусскому из всех заподнославянских. Во всяком случае словацкий гораздо мягче польского (впрочем, то же самое имеет место быть и по отношению к людям), без этакого пшеканья. Официальное обращение у них “Милы дамы и важаны паны”, благодарят они “дякуй”, извиняются “прабачьце” Не правда, ли все понятно? Но иногда бывают и осечки, так объявление “позор студенты”, означает всего лишь “внимание студенты”. Меня очень долго смущала вывеска “потравины”, которая висела чуть ли не на каждом втором магазине. Что это, ядохимикаты что-ли? Но зачем тогда так много? Оказалось, что так по-словацки называются продукты. 
И еще, как сказал один американский профессор азейрбаджанского происхождения, пытаясь склеить официантку в баре: “какие то все они фэмели-ориенированные”. В общем-то согласен, их молодежь менее пьющая, курящая, татуированная и проколотая, чем наша. Менее цивилизованная, короче.
И вот пришло мне время прощаться с Словакией, круг замкнулся и я снова в Жилине. Поезд отходил без 5 минут полночь, подойдя к вагону Будапешт-Минск, сую проводнице билет, проводница меня посылает подальше, начинаю тихо впадать в панику. В итоге выясняется, что мне надо в вагон Братислава-Москва. Словацкий проводник кивает и провожает меня в купе. Всю ночь поражался как тихо было в коридоре. Причина выяснилась, когда проезжал нашу брестскую границу. Пограничник мне поставил штамп в паспорт со словами – так вы и есть единственный пассажир в вагоне? Потом смотреть на меня сбежалась вся таможня. В Бресте меняли колеса. Проводник постучался ко мне в купе и очень вежливо спросил: “Не желает ли пан выйти вон, потому что стоим 2 часа?”. Я отказался, причина такого вопроса стала ясна через пару минут. К вагону подкатил микроавтобус и грузчики потянули из него какие-то тюки и ящики, очень скоро в коридоре послышалось кряхтенье и мужики забили под завязку все купе, за исключением моего. Грузчик уже было открыл дверь, молча меня рассматривал пару минут, потом все-таки решил, что купе занято.
С чем же у меня сейчас ассоциируется Словакия? Наверное с горами, снегом, электричками и запахом хвои.

А что там едят?

В принципе у них вкусы сходны с нашими. Еду без супа они не представляют. Если в Чехии основное национальное блюдо –кнедлики , то в Словакии едят галушки. Это такие вареные куски теста с шкварками и политые расплавленной брынзой – “закисанкой”. Очень популярны колбасы типа нашей “пальцемпиханой” и кровянки. Горячую колбасу кстати продают на площадях как “фаст-фуд”. А к ней еще пива можно взять, или вина горячего, или водочки местной грамм 50. Еще есть вкусный местный сыр, копченый и вытянутый в длинные нити типа спагетти. Говорят, такой же делают в Западной Украине. Впрочем, все таки эти страны похожи и по рельефу и по населению.

А что там пьют?

Как это ни странно, по-моему все. Местное пиво говорят ни хуже чешского, но я его так и не попробовал, все таки не зимний напиток. Местное вино очень вкусное (его то я попробовал!) и ничем ни хуже венгерского. Но главный местный колорит заключается конечно в водках. Основных типа два – сливовица (довольно жутковатая самогонка) и боровичка, туда добавляют можжевельник, она похожа на английский джин, но по-моему вкуснее. Но существует еще очень много видов водок на травах и травяных настоек, например демьяновка, которая бывает в двух вариантах – сладком и горьком. Вообщем при желании можно очень познавательно отдохнуть…

А какие там девушки?

Довольно привлекательные к слову. Из всех типов я бы особо отметил один, не очень характерный то для славян – темноволосые, смуглые, тоненькие, с живыми карими глазами – мне кажется это все влияние примеси цыганской или мадъярской крови. Результат определенно хорош.


Рецензии