Трансформация цели

         Цель управленческого решения концентрирует в себе актуальные потребности субъекта (управления или действия), выраженные в мотивах, интересах и желаниях главного действующего лица или героя управленческого решения, который олицетворяет собой человека или группу, объединенную коллективной целью, или организацию, решающую производственную или коммерческую задачу. Цель призвана мотивировать и побуждать человека (группу людей или коллектив организации) к совершению определенных действий, заложенных в образ цели, направленный удовлетворение актуальных потребностей, мотивов, интересов и желаний героя управленческого решения.

         Достижение цели, формулируется как предполагаемый исход или результат, и представляет собой идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Цель также представляет собой способ интеграции единую систему различных действий одного или нескольких человек и являющийся одним из элементов поведения и сознательной деятельности человека или группы людей. Она представляет собой предвосхищение в мышлении всех нацеленных на результат участников взаимодействия результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. К цели близко понятие - идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул для развития.

     Цель – своеобразный образ конечного результата, который планируется получить в намеченной для реализации задаче. Конечный результат представляет собой итог разрешения проблемы или задачи, он должен удовлетворять потребности, желания или интересы человека и быть ему понятен, а его образ должен вкладываться в те понятия, которые выбраны, как определения, критерии или характеристики результата. Для того, чтобы спрогнозировать конкретный результат управленческого решения, необходимо представить описание этого предполагаемого конечного результата. Изначально следует уяснить основные требования и критерии достижения этого результата (сформировать его более-менее конкретный образ). Цели чаще всего устанавливаются по отношению к настоящему или проблемному состоянию человека. Так, например, человек может не понимать, как и зачем ставятся цели и жить как бы по инерции обстоятельств и случайности. Простейшая (хотя сама по себе часто самая проблематичная) форма целеполагания – определить цель как отрицание проблемного состояния. Так, в ситуации с непониманием «назначения цели в жизни человека» человек может изначально определить свою цель, как: «Я хочу знать, что для меня важно и значимо в жизни и почему?» Хотя это, несомненно, распространенный способ постановки цели и неплохая отправная точка, проблема применения этой стратегии заключается в следующем: она не дает ответа на вопрос: "Что ты хочешь?" Утверждение о том, чего ты не хочешь, не является истинно целью. И негативные утверждения акцентируют внимание человека больше на проблемном состоянии, чем на желаемом.

       Далее, следуя стратегии целепологания необходимо определить и сформулировать противоположное существующей проблеме состояние, в котором проблема отсутствует или решена. В случае с непониманием назначения целей в жизни человека, можно выделить две-три проблемы (здоровье, безопасность, жилье, образование) наиболее важные и значимые для человека в настоящий момент. Следуя логике человек должен увязать свое настоящее проблемное состояние с истоками и причинами, берущими свое начало в прошлом с учетом возможных нестыковок и противоречий. Наиболее сильное решение проблемы следует искать вне существующих в настоящий момент ресурсов и за пределами окружения, в котором зафиксирована проблема. Для этого следует максимально раскрепостить свое сознание и «оторвать» его от повседневной реальности, как правило, оперирующей тем, что имеется в наличии «здесь и сейчас».

      Для того, чтобы раскрепостить себя и снять подсознательно установленные ограничения, формируемые страхом, неуверенностью, осторожностью, следует подыскать прототип или образ схожей проблемы в реальной жизни или художественной литературе и представить себя героем, совершающим действие достойное героического подвига. Наиболее часто прототип позволяет легко переключаться с каждодневных задач на решение важной и значимой проблемы, «включая» себя на действие формулой: «А чтобы в такой ситуации сказал и сделал Остап Ибрагимович». Направляя свои мысли на проблему, человек при этом не рассуждает о том, «что было бы, если бы…», а предпринимает конкретные меры, направленные на действие и подключает к проблеме бессознательное, ассоциированное с героем на которого он стремится быть похожим. Он не имитирует действие, а действует. Далее человек с позиции героя должен оценить ситуацию и выработать варианты действий, которые, по его мнению, гарантируют решение проблемы. Такая позиция выгодна для формулировки предполагаемых действий, так как она не ограничивает фантазию человека в выборе средств и ресурсов и не привязана к каждодневной реальности. 

       На следующем этапе, человек приводит решения к базису реальности, пытаясь определить, что ему не позволяет реализовать действие – отсутствие ресурсов, знаний, умений или навыков. При этом поиск приведение выбора совершенного с позиции героя к реальности жизни с ее ресурсами, ограничениями и противодействиями активизирует в человеке желание достигать и побеждать и формирует тот самый позитив, без которого ничто в жизни не изменяется и ничто не происходит. Кроме того, он настраивает себя (свои эмоции и чувства) на достижение желаемого состояния. Представление себя в роли победителя или героя совершившего подвиг, позволяет человеку внедрить в подсознание психологическую установку на успех или победу. В отношении выяснения «назначения цели в жизни человека», человек определяет прежде всего, что для него важно и значимо в настоящее время, затем проверяет как это «важное и  значимое» изменяется по мере его приближения к результату, что несомненно выводит его на более высокую по уровню задачу, что бы понимать и знать назначение цели в жизни человека необходимо уметь определять дляч себя цели, ставить их и достигать. Это является главной чертой целостного и удачливого человека. Все эти перечисленные выше стратегии определения целей имеют и свои преимущества, и свои сложности применения. Фактически, в некоторых случаях лучше всего будет использовать их все как части одного процесса целеполагания. Взятые вместе, они образуют мощную последовательность для исследования и построения достижимых целей в перспективе.

      Основные черты и особенности образа цели как основы деятельности дает телеология (греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение). Она рассматривает целеполагание в двумерном базисе [2, c.32-33] и дает пять принципов целеполагания, как стратегического выбора в наиболее сложных условиях, характеризующихся  неопределенностью, во-первых, мир целей альтернативен, любая выбранная человеком цель имеет альтернативы. Во-вторых, выбор человека должен быть антиномичен (содержащий в себе антиномию - действительное или кажущееся противоречие в законе, от анти и греч. nomos - закон; буквально - противоречие в законе, противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо). Предпочитая одну из альтернатив, человек при выборе отвергает всякие (или несколько) другие варианты. Обычно, люди говорят, что при принятии решения на что-то необходимо решиться, а от чего-то отказаться. В-третьих, при формулировке образа цели исходят из принципа неопределенности, то есть утверждается, что в момент выбора, по крайней мере, один из элементов целеполагания не определен. Определены только лишь субъект (кто действует) и объект (на что направлено действие), но не определено действие (как действовать) и результат (что получить). Человек только полагает, каким будет его действие и каким получится результат. В-четвертых, человек оказывается перед необходимостью принятия в процессе выбора волевого решения, вызванного тем, что оптимизировать выбор (хотя бы за счет неполной определенности) не предоставляется возможным. В-пятых, человек свободен в построении той или иной структуры плана процесса реализации цели и в интерпретации своего выбора [Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988. - 199 с.2, с.70-76].

      Почему важно сформулировать цель? Правильно сформированная цель это мощный и эффективный инструмент для достижения успеха в любой деятельности потому, что, во-первых, цель позволяет сконцентрировать усилия именно на том, что представляется в настоящий момент наиболее важным и актуальным для человека. Во-первых, она помогает правильно направлять усилия. До тех пор, пока человек не поставил перед собой цель, сформулировав ее более-менее формально, всегда есть риск попасть под влияние потока обстоятельств. Человек под влияние обстоятельств делает не то, что нужно ему, а то, что просят его другие, или то, что сейчас делать удобнее и приятнее, или вообще ничего не делает. Сформулированная и осознанная цель позволяет планировать и структурировать жизнь. Во-вторых, цель позволяет оценивать успешность действий. Когда человек знает, к чему он стремится, он представляет точку в пространстве возможных ситуаций, к которой он устремлен и имеет возможность при каждом своем шаге оценить, свое расстояние до нее. В-третьих, достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения. Поставив цель и достигнув ее, человек испытывает радость, которая поможет ему повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать радость. У человека появляется опыт успеха, который мотивирует его на успех в любом деле.

Цель как потребность Не структурированный образ цели или результата Структурированный образ действий Представление об организации действий (образ результата и действий)
Желание ПотребностьИнтересМотив МысльИдея (что)МечтаФантазияВоображениеПредставлениеОбразЭмоция образец) ОбразецЭскиз,ЧертежПрототипОбразецМодельМакет Действиия по образцу результата
ИнициативаКомпозицияСценарийСхемаПлан Действие по образцу действий
ЭмоцииЧувстваПереживанияУдовольствиеЖелание Действие по образцу ожидаемого состояния
Цель-Мечта Мечта-Фантаия Мечта-Фантазия-Иллюзия Мечтание и фантазирование Образец в образе иллюзии


     Основу любой цели составляют потребности, желания, интересы и мотивы человека. Понятно, что человеку нет никакого смысла прикладывать усилия для того, чтобы двигаться в никуда, к ни чему и ни за чем. 

     То, что заставляет человека что-то желать, к чему-то двигаться – это потребность. Потребность  или нужда – сродни инстинкту, коренится в нем и трансформируется по мере развития интеллекта человека, в результате чего инстинкт начинает контролироваться сознанием. Сама по себе потребность пассивна до тех пор, пока не становится осознанным желанием человека, побуждающем его действовать в определенном направлении. Помимо потребности, катализатором деятельности человека является желание. Желание (воля, хотение, охота, готовность, жажда, алчность, вожделение, похоть, нетерпение, стремление, влечение, порыв, позыв, аппетит, погоня, спрос) – потребность человека, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, а так же историческими, географическими и другими факторами страны или региона, в котором он проживает. Желание – это переживание, характеризующееся более или менее осознанным представлением о стремлении человека совершить какой-либо поступок (действие). Осознанное желание активизирует деятельность человека и направляет его. Если человек осознает то, чего он хочет, он предпринимает меры, чтобы его желание было удовлетворено.

       Наиболее часто осознанный интерес (от лат. interest - имеет значение, важно) является реальной причиной действий, событий, свершений. Он стоит за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп и является реальной причиной деятельности социальных субъектов. Интерес направлен на удовлетворение определенных потребностей и лежит в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п. и определяет положение и роль этих субъектов в системе общественных отношений. Часто интерес связан с воображаемой потребностью (духовной, эстетической). Например, человек купил книгу, потому, что все говорят, что она интересна, но когда он сам прочел ее, оказалось, что книга не интересна и скорее пустая. Интерес для человека оказался не реальным, а навязанным. Потребность в чтении была удовлетворена как действие, а результат действия – неудовлетворенность эстетическая.

      Потребности, желания и интересы мотивируют человека на совершение определенных действий. Мотив (от франц. побудительная причина) – это побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

     На некотором этапе мыслительной деятельности потребность, желание, интерес или мотив приобретают осознаваемый человеком образ в виде мысли, идеи, мечты, фантазии, воображения, представления или образа. 

      Мысль - всякое одиночное действие ума, разума, рассудка или же представление чего в уме человека. Она может быть выражена как идея, сужденье, мненье, заключенье, предположенье, выдумка, думка, помысел, дума, положение, понятие, тезис, парадокс, представление, догадка, соображение, суждение или намерение. Мысль о потребном, желаемом и интересующем человека приводит в движение его воображение и порождает идею, мечту, фантазию. Кристаллизация потребного или желаемого в реальный предмет осуществляется в ходе деятельности человека.   

      Идея (от греч. id;a) – форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя осознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира и представляет собой формализованную в виде образа, символа или формулы потребности, желания, интереса или мотива. 

      Мечта – это то, о чем воображает человек, предаваясь игре мыслей, воображая, думая, представляя себе то, чего нет в настоящем.

      Фантазия то же, что воображение, более или менее свободное от общепринятого, она представляет собой изобретательную силу ума, творческую силу, например, художника, и является самобытная сила человеческого созидания. Фантазируя о потребном, желаемом и интересном человек мечтает, воображает, строит воздушные замки, созидает мысленно, умственно то, что представляется ему важным, насущным, интересным, что воздействует на его эмоции.

       Воображение или фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение – это способность человека к простому воспроизведению того, что уже было им воспринято, или к воспроизведению таких образов, которые не представляют копии какого-либо прежнего восприятия. Воображение бывает воспроизводящим (пассивным, которое есть не что иное, как известная форма памяти) и творческим (активным), которое наделяет человека способность воспроизводить образы в новой комбинации, в какой он их в действительности не встречает. Различают также интеллектуальное воображение, способствующее к познанию окружающих предметов и практическое воображение или изобретательность и эстетическое или художественное.

       Представление образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия, оно поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом. Представление осуществляется в двух формах - в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому. Представление сохраняющийся и воспроизводящийся в сознании чувственно-наглядный образ предметов или явлений действительности. Представление такое состояние сознания, которое воспроизводит прежде воспринятый нами или просто воображаемый объект, как если бы этот объект был налицо, хотя в действительности его перед нами нет. По своим объектам представление делятся на внешние (объектом является внешняя вещь или ее свойства), внутренние (объект - душевное состояние) и представление чужой душевной жизни. Сообразно с тем, такие признаки мыслятся в объектах, представления делятся на общие (рассматривающие признаки, общие целой группе объектов) и единичные или образы (рассматривающие объект со всеми присущими ему признаками, как общими, так и единичными).

       Образ – это результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логического мышления - понятия, суждения и умозаключения. Образ имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира. Образ вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальный субстрат образа - соответствующие нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга человека. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Специфической формой образа является художественный образ, для. Образ целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов, он является идеальным продуктом психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения: ощущения, восприятия и т.д.

        Эмоции (франц. ;motion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) – это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности человека. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Эмоции – субъективная реакция - психическое переживание, душевное волнение, возникающие у человека вследствие воздействия на них внешних и внутренних раздражителей. Они являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

        После осознания того, каким должен быть желаемый результат действий (удовлетворенная потребность, желание, интерес или полученное наслаждение), человек, стремится оформить образ ожидаемого или желаемого результата в виде символа, знака, формулы, чертежа, эскиза или плана и закрепить его в виде сценария, схемы или модели предполагаемых действий. Формализация образа желаемого результата, позволяет человеку закрепить свое желание и увязать его с предполагаемыми вариантами действий.  Кроме того, предполагаемый результат увязывается и с планируемыми действиями, и с наличными ресурсами. 

      Чаще всего образ действий формализуется в виде замысла или затеи, которые представляют собой то, что придумывается, замышляется, зачинается выдумщиком и исполнителем своих выдумок. Замыслить что-то, значит, придумать или предположить  что-то для последующей реализации (загадать, задумать, настроиться на какие-то действия, затеять что-то в мыслях). Человек может проговорить то, что предполагает сделать или представить в виде фабулы. Фабула (от одного корня с глаголом fabulari - рассказывать, повествовать) представляет собой повествование о ходе событий и их последовательности в предпринимаемом решении в отличие от самих событий. Ребенок говорит: «Я пойду с Ваней гулять. Мы будем строить в песочнице замок».

      Особое место в выработке цели или образа результата занимает идея. Идея представляет собой формализованную в виде образа, символа или формулы потребность, желание, интерес или мотив. В управленческих решениях идея часто бывает структурирована и увязана с ресурсами. В таком случае она вполне конкретна, увязана с критериями (сроками начала и окончания), ресурсами (внешними и внутренними), а так же профессиональным опытом инициатора, управленца и исполнителей. 

      Любой действие человека начинается с первого шага или движения. Инициатива (франц. initiative, от лат. initium – начало, почин), почин, первый шаг в каком-либо деле, побуждает человека к началу какого-либо дела. Она также является способностью человека к самостоятельным активным действиям и типом социальной активности, связанным с выдвижением новых идей или форм деятельности. Быть инициативным значит постоянно генерировать идеи и активизировать деятельность, увлекая за собой других.

       Образ будущего результата или действий может быть оформлен человеком в виде    эскиза, наброска, этюда, рисунка. Набросок - предварительный, явно неоконченный, отрывочный фрагмент запланированного результата (например, документа), который фиксирует предполагаемые действия, ответственных исполнителей, сроки реализации и результаты действий. Обычно наброски не связаны друг с другом. Так в пластических искусствах, набросок является произведением графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненный художником. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы (например, художника или писателя, журналиста). Набросок может исполняться без натуры, по памяти или по воображению, он по задуманной мастером композиции и характеру приближается к эскизу. Часто говорят: «Я набросал план действия!», что означает, что человек продумал основное, не вдаваясь в подробности, детали, особенности. Для некоторых видов деятельности набросок и рисунок являются этапом в планировании решения. Рисунок - это какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Сфера его применения чрезвычайно обширна и включает как многообразные виды. Рисунок может быть научно-вспомогательного, прикладного, технического характера, так и художественный - одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства. Рисунок позволяет зафиксировать образ предполагаемого результата. Так, например, строитель или архитектор может сделать набросок или рисунок жилого дома, что позволяет ему донести свое видение будущего строения до других людей. Несколько архитекторов могут предложить свои варианты дома, и при помощи наброска или рисунка изложить видение и конструктивные особенности своего предложения. Посредством эскиза ювелир объясняет клиенту то, каким он видит будущее украшение, модельер – модель платья. Рисунок, набросок и эскиз позволяют человеку в разных сферах деятельности обмениваться видением собственного образа будущего без привлечения к его формализации значительных ресурсов.

         Но наиболее часто в проработке решений используются сюжеты и сценарии.   Сюжет (от франц. sujet - предмет) – это развитие действия, ход событий в планируемом решении (действия, противодействия и реакции). Посредством сюжета человек раскрывает своим последователям главное в своем решении, а также прорабатывает предполагаемые действия, по детально продумывая их и увязывая с отдельными операциями, ресурсами и участниками. Основу сюжета составляет собственное видение человека цели и результата, на который направляются действия, а также прогноз-предположение того, что будет происходить в ходе реализации этих действий. Видение - это непроизвольно воспринимаемые наяву зрительные образы или картины, которым в действительности не соответствует ничего реального, хотя они могут быть вполне реальными. Создание видения - сложнейшая задача для человека, группы или организации, именно видение будущего позволяет людям объединяться вокруг общей цели, интереса, потребности. Под термином «видение» понимается полное описание будущего состояния человека, группы или организации в процессе реализации управленческого решения, направленного на достижение цели – это изменение ресурсов, качеств и свойств, структуры, технологий, окружения, среды. Основу видения составляют четко определенный объем работы и главная цель, на которые направляются действия. Эффективное видение возникает, когда обозначены цели, четко определен и понятен объем работы. Слишком большое видение, как правило, не соответствует насущным задачам, а значит, не будет реализовано, такое видение становится фантазией или иллюзией. Прояснение целей и объема действий направляет и концентрирует усилия человека, группы или коллектива на создание осуществимого (реального, правильного и достижимого) видения. В рамках видения всегда четко обозначены границы, перспективы, участники, сроки, объемы работ, промежуточные цели и критические точки, в которых контролируется или «измеряется» продвижение к результату. Эффективное видение основывается на принципах, которые являются законами, правилами или убеждениями сформированными прошлым опытом. Видение представляется как новый процесс, система или организационная структура..

        Более детально план предполагаемых или планируемых действий отрабатывается в процессе составления или продумывания сценария управленческого решения. Сценарий (от итал. scenario, от лат. scaena - сцена) – сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в театре импровизации. Представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В управленческом решении сценарий представляет собой предполагаемый вариант будущего действия по достижению намеченного результата, такой сценарий обычно проговаривается при проработке действий группой управленцев или же продумывается. В ходе проработки сценария определяются главные моменты будущих действий. Указываются основные действия (этапные, отдельные операции, циклы), время их начала и окончания, ресурсы и ответственные исполнители, контролеры) (по аналогии со спектаклем - выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера и др). Управленческий сценарий также напоминает литературный, режиссёрский и постановочный сценарии. Он является детальным творческим планом реализации действия, содержащий точную разбивку на этапы с указанием основных задач, сроков, ресурсов и ответственных лиц по каждой из задач управленческого решения и др. Он также определяет сложность решения, порядок, цикличность, вид и итог.

       Однако некоторые виды деятельности ориентированны на образцы, макеты, модели, прототипы, примеры желаемого будущего результата.

         Образец, образчик, первообраз, прообраз, тип, прототип, идеал, модель, оригинал, пример, натурщик, копия, подражание, идеал, пример. Например, промышленный образец – графическое описание товара или изделия, отражающее его внешний вид. Автор промышленного образца после его официальной регистрации получает патент, дающий исключительное право на производство товара именно в этом внешнем исполнении иначе право тиражировать свое однажды выполненное действие. К образцу близки также такие понятия как макет и модель.  Макет представляет собой модель объекта в уменьшенном масштабе. Макет (франц. maquette, от итал. macchietta - набросок) архитектурный, объёмно-пространственное изображение (из гипса, дерева, пластмасс, картона и других материалов) уже построенного или проектируемого здания, архитектурного ансамбля, города, который выполняется в различных масштабах и во всех деталях воспроизводит оригинал (такой макет называется моделью), либо с той или иной степенью приближения. Он служит для проверки и совершенствования архитектурной композиции и является важным элементом  экспозиции музеев (преимущественно архитектурных).

           Модель ( от лат. мodulus – образец) – это воспроизведение предмета в уменьшенном виде или же точный образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье. Предварительное изготовление модели (моделирование) наиболее употребительно в литейном производстве, скульптуре, машиностроении, кораблестроении и пр. Модель представляет собой создаваемое человеком подобие изучаемых объектов: макеты, изображения, схемы, словесные описания, математические формулы, карты и т.д. Модели всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали.

         Прототип (греч.Prototypon – прообраз) – объект, на который переносится информация, полученная в результате изучения модели. Так, например, прототипом может быть  реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека - героя произведения. Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной "натуры", воспроизводимой художником. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе. Образ человека не только воспроизводит отдельные особенности прототипа, не только отражает порожденный эпохой тип личности: он - осуществление новой личности, обретающей самостоятельное бытие. Этим объясняется его способность становиться "прообразом" особой породы людей в самой жизни ("тургеневские женщины") или П. для произведений др. эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина). В управленческом решении прототип может относиться на субъект действия, на объект действия и на их обоих, как систему. 

      Пример – образец, образчик, модель, первообраз, прообраз, прототип; сравнение, притча, иносказание, аллегория, метафора, иллюстрация (объяснение). Подавать пример, давать образец для подражания в поведении и действиях. Следовать примеру, ставить в пример, подражать.

      Копия представляет собой воспроизведение, изображение, повторение, подражание. Художник пишет копию великого мастера, дизайнер создает копию костюма. Таким образом, образ результата у них обоих – это копия образа результата созданная другими людьми.

      Особое место занимает в процессе формирования образа результата видение, которое не увязано ни с возможностями человека, ни с ресурсами. Оно не имеет границ реальности и, как правило, не соответствует насущным задачам, а значит не будет реализовано, такое видение становится фантазией или иллюзией. Иллюзия - это искаженное восприятие, обман чувств. Большинство иллюзий коренится в психике человека, в невольных предвзятых суждениях, основанных на привычке связывать впечатление с причиной, его вызывающей. Иллюзия - искаженное восприятие предметов окружающей действительности: либо возникающее под воздействием внешних условий; либо являющееся следствием особого психо-физиологического состояния человека, отличающегося повышенной эмоциональной возбудимостью. Иллюзии (лат. illusio, от illudo - обманываю, насмехаюсь, разыгрываю) – это неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибок восприятия, представляющее собой по преимуществу неосознанное и не поддающееся произвольной коррекции явление, ложные, несбыточные надежды, мечты.

       Действия человека по достижению желаемого или потребного начинаются с  момента, когда он начинает думать о результате, как об исходе конкретных действий. Такие действия человека могут выражаться как инициатива, композиция, сценарий, схема, план.

     Сценарий  (итал. scenario, от лат. scaena - сцена) сюжетная схема, по которой планируется реализация управленческого решения. Представляет собой краткое изложение содержания предполагаемых действий, черновой вариант плана реализации, который позволяет определить и уточнить главные моменты действий, исполнителей и ответственных лиц, а также своки начала и окончания того или иного действия.

     План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Различают учебные, производственные и другие планы. План – это образ действий, порядок, расписание, распределение, роспись, смета, проект, схема, тактика, маршрут, церемониал, чин. План как образ действий более детально и подробно исследуют различные управленческие дисциплины (управление, планирование, организация).   

     Алгоритм формирования цели, (или образа результата) включает в себя несколько последовательных этапов или попыток. Сформировать образ цели может быть представлен в нескольких вариантах, которые  можно сформировать, отвечая на вопросы: «Какой должна быть цель?», «Каким должен быть результат?», «Какие размеры (объем, вес, цена, стоимость, глубина, ширина этого результата?», «Какие качественные характеристики этого результата (красота, привлекательность, ценность, духовность…?»

     Представим алгоритм формирования идеальной цели. 

     Попытка 1. Цель должна быть положительной (гуманной и экологически чистой) для того, кто ее осуществляет (инициатора или исполнителя), мотивировать и направлять его развитие. Всякое действие человека начинается с желания, то необходимо, чтобы  цель мотивировала человека и чтобы к чему-то стремиться, надо чтобы  сначала человек этого захотел. Наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями и что, как не страсть, дает возможность человек отдавать себя делу полностью, работая по 12-14 часов, оставляя на сон и еду лишь необходимый минимум. Однако сама по себе страсть не является гарантией успеха, если человек хочет поставить на службу своим желаниям всю мощь своего интеллекта, ему придется действовать осознано и методично. А методическое же и осознанное изменение требует формализованного и осознанного желания, а формализация и осознание желания - это правильно сформулированная и постановленная цель. Положительные результаты, полученные при достижении такой цели, предположительно должны быть глобальными и объёмными, весомыми, а отрицательные незначительными. Понятно, что отрицательная по сути цель – это неуспех, неудача, поражение, ошибка, она не представляет никакого интереса для как для инициатора, так и для исполнителя, и не мотивирует его. 

      Цели можно использовать для увеличения эффективности и работе, и в личной жизни и в любых других областях, где человек стремится добиться положительных сдвигов. Однако, постановка правильной цели дело не такое уж простое, как может показаться. Для того, чтобы однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна быть достаточно четкой.

     Попытка 2. Цель должна иметь продолжение и по возможность быть бесконечной, постоянно набирающей вес, значимость и объем. Она также должна быть пластичной и легко трансформироваться в общую задачу, и, как бы, подниматься над проблемой или потребностью, на которую она направлена. Такая цель в процессе ее выработки и осознания набирает значимость, вес, объем и представляет собой систему целей, которые динамичны и пластичны и легко трансформируются от частного к общему и наоборот. И главный ее критерий – это оптимальность, значительность и выполнимость.

     Для того чтобы правильно структурировать цель следует понимать, что цель-мечта, ориентирует человека на действия и активность на протяжении десятилетий, а то и на всю жизнь. Такую цель трудно сформулировать четко. И если для какой-то цели человек не может определить критерии, это не означает, что цель-мечта (хочу быть достойным человеком) не имеет права на жизнь, ее все же полезно иметь на горизонте.   

     Бесконечная цель – это цель-мечта, которая по времени простирается на десятилетия или даже на всю жизнь. У нее есть одно качество, она может стать целью, о которой хорошо мечтать, поскольку к ней никогда невозможно приблизиться и она не побуждает человека к практическому действию. Сказав себе: «Я хочу стать человеком, который владеет всеми полезными в жизни знаниями и умениями», человек сформулировал цель-мечту. Поскольку она не четко сформулирована, можно даже не предпринимать никаких действий для ее реализации и по протяжении какого-то времени, когда человек безусловно изменится, так же как и его окружение – он может утверждать, что предпринимал для этого какие-то меры. Ее отличие от долговременной цели в том, что последняя цель другого уровня и она более конкретна. И хотя даже в долговременной цели присутствует некоторая неопределенность вынуждающая его планировать действия, о которых он знает еще слишком мало.

     Промежуточная цель. Это не то, что вам нужно непосредственно, но как раз этот уровень планирования позволяет оценивать успешность продвижения к более крупным целям. Например: "Выучить правила дорожного движения – 1 месяц".

      Краткосрочная цель. То, что надо делать прямо сейчас. Эти задачи можно записывать в еженедельник. Например: "Выучить 5 карточек". Краткосрочные цели помогают планировать день, неделю и превращают не слишком интересное занятие в игру, в соревнование с самим собой. Близки цели, суммируясь, образуют более дальние и крупные. Достигнув одного рубежа, вы уже знаете, каким будет следующий. Но время от времени их все надо пересматривать - ведь вы, что-то узнали, стали мудрее, изменились.

      Смысл бесконечной, протяженной во времени цели состоит в том, что перед собой следует поставить такую большую цель, чтобы трудно было промахнуться. Всякое изменение начинается с желания, но для того, чтобы к чему-то стремиться, надо начала этого захотеть. Наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями, часто патологическими страстями. Ведь, что, как не страсть заставляет человека проводить за рабочим столом по 12-14 часов, оставляя на слон и еду лишь необходимый минимум. Однако одержимые великой целью редко бывают счастливы, да и сама по себе страсть еще не гарантирует успеха.  Если человек хочет поставить на службу своим желаниям всю мощь человеческого интеллекта, то ему придется действовать осознано и методично. Методическое же и осознанное изменение требует формализованного и осознанного желания, а формализация и осознание желания - это постановка цели.

       При постановке целей следует придерживаться двух правил: во-первых, цели следует структурировать, во-вторых, постоянно их пересматривать. Конечно, поставить цель, это еще не значит ее достигнуть. Движение к поставленной цели это непростая задача, осуществление которой начинается  именно с выбора цели

      Попытка 3. Цель должна по возможности быть направлена в будущее, то есть решать не только какие-то насущные проблемы, но и те которые представляются сегодня нереальными и фантастическими. О такой цели говорят, что она опережает свое время (эвристическая). Такая цель может восприниматься окружением как ересь. Она не представляется этапной и эпизодической (целью, которую можно реализовать в ходе небольшой операции), это цель-долгожитель, которая может служить путеводной звездой не для одного поколения.

     Попытка 4. Область, в которой находится идеальная цель, не стеснена конкурентами и свободна от них, что создает условия для гарантированной и доброкачественной работы по ее достижению, без спешки. Такая область, как правило, лежит в зоне, которая попадает под требования, сформулированные для цели при Попытке 3. Очевидно, что еретическая цель не представляет интереса для реалистов-конкурентов, что может создать условия для формирования зоны свободной от конкурентов.

     Попытка 5. Сама проработка достойной цели основана на обширном информационном фонде, либо в готовом виде может быть легко набрана из целей, которые осознаваемы, понимаемы и реально достижимы. В реальной жизни такая цель – это уже известное трансформированное из другой области в новую.

     Попытка 6. Независимость цели от материалов и ресурсов, то есть возможность ее реализации цели даже в при минимальном обеспечении ресурсам. Реализация достижения цели не должна требовать недоступного оборудования и большого коллектива разработчиков. И такую достойную идеальную цель в принципе можно одолеть в одиночку. Все это представляется нереальным, однако, достойная идеальная цель, обладает магической силой притяжения ресурсов извне. Поэтому в идеале при формулировке цели следует исходить из положения, что она не должна иметь большую ресурсоемкость. 

     Сформулированная идея-цель (личности, группы, коллектива), требует проверки её на «достойность», для чего необходимо её проанализировать и оценить по следующим критериям:

     Критерий 1. Достойная цель должна быть совершенно новой целью по сущности, ее не достигал ещё никто. Хотя она может вполне может представлять собой уже известную цель для реализации, которой были использованы новые средства достижения и материалы.         

     Критерий 2. Идея-цель обладает общественной полезностью и направлена на развитие жизни человека, группы, общества. Человеку нет никакого смысла ставить перед собой цель, которая не имеет никакой пользы ни для кого. Такая цель не является таковой и представляет собой бесплотную фантазию.

     Критерий 3. Для того, чтобы цель заработала она должна быть предельно конкретно сформулирована в виде формулы, лозунга, знака, образа или символа. Формализация цели позволяет человеку легко оперировать ей в своем воображении, вызывать ее по мере необходимости и активизировать, актуализировать, увязывая с видением себя в этой цели Образ цели+образ себя в этой цели). 

      Таким образом, цель должна быть предельно конкретной и ее достижение должно зависеть только от самого человека. Если человек ставит перед собой задачу невыполнимую, или такую, на выполнение которой шансы не велики, то он имеет слишком много шансов получить отрицательное подкрепление, и закрепить в своем подсознании модель поведения, направленную на неуспех. Однако слишком простая цель тоже не хороша. Ее достижение не принесет удовольствия, чувства преодоления. Так что сложность цели должна быть оптимальной. В случае же, если человека все же постигла неудача, он должен извлечь из нее положительные уроки: проанализировать , что было не так? Возможно, он прилагал недостаточно усилий? Или шел неверным путем? Или поставленная задача оказалась сложнее, чем это представлялось вначале? В любом случае, сейчас человек уже знает и умеет больше, чем раньше.

      Цель должна быть достаточно сложной, но оптимальной, значительной, но выполнимой.

      Следовательно, самый важный критерий для любой цели – это то, что она должна быть конкретной и ее достижение должно зависеть только от самого человека, а не от случайности и обстоятельств. Если человек поставил перед собой задачу невыполнимую, или такую, на выполнение которой шансы не велики, то он имеет слишком много шансов получить отрицательное подкрепление, и закрепить в своем подсознании модель поведения, направленную на неуспех. Однако слишком простая цель тоже не хороша. Ее достижение не принесет удовольствия, чувства преодоления. Так что сложность цели должна быть оптимальной. В случае же, если человек столкнулся с неудачей, он должен извлечь из такой ситуации положительные уроки. Следует определить, что было сделано им не так? Возможно было приложено недостаточно усилий? Или был выбран неверный вариант действий? Или поставленная задача оказалась сложнее, чем это представлялось вначале? В любом случае, сейчас, после совершенного действия и полученного результата человек уже и знает больше, и умеет больше, чем раньше.

     Критерий 4. Цель не должна быть излишне узкой, она должна напоминать определенную систему, в которой хорошо видимы над системные цели и просматривается на горизонте выход на глобальные проблемы. В такой цели всегда можно проследить движение от частного к общему, от личного к общественному, от индивидуализма к коллективизму.

     Критерий 5. Цель должна представлять собой обобщенный эквивалент  собственной жизни человека. В любой предельно конкретной цели, которая принята к реализации, присутствует человек. Необходимо выработать критерии цели, которые бы концентрировали устремления на главном, важном, полезном и не позволяли расходование жизненных сил и самой жизни на мелочи.

     Критерий 6. Цель должна представлять собой новую достойную цель, а результат, на который она направлена, обязательно должен казаться  еретическим. Хороший вариант цели представляет собой такая большая цель, что трудно промахнуться, чтобы в нее не попасть.

     Критерий 7. Цель не должна порождать конкуренции на пути её достижения, что является, по сути, условием доброкачественной работы без спешки и халтуры.

     Критерий 8. Достойная цель – личная цель человека или небольшой группы сподвижников. Большие коллективы появляются позже, когда будут разведаны основные пути, когда продвижение не будет связано со смертельным риском.

     Критерии 9. Достойная цель – независима от дорогого и сложного оборудования.

     Критерии 10. Выбирая достойную цель надо стремиться, чтобы она была явно не по силам, заведомо, превышала возможности и способности человека, за неё берущегося.

     Если цель уже определена, важно проверить, хорошо ли она сформулирована. Хорошо сформулированная цель в образе результата должна быть реалистичной, мотивированной и достижимой. Конкретный человек может осуществить выбор, формулирование и реализацию жизненных целей, опираясь на следующие правила, которые упрощенно повторяют все изложенное выше

     Для того, чтобы достичь чего-то действительно важного и значимого человек должен бросить вызов. (Самое простое – это бросить клич.) Цель должна быть вызовом и определять реальные перспективы Вашего развития. Далее следует зафиксировать на бумаге то, что представляется важным и значимым. Рекомендуется написать на бумаге то, к чему есть желание и потребность стремиться (Составить формулу желания). Цель должна быть четко сформулирована в письменной форме с выделением критерия её достижения. Далее важно установить временные рамки цели и определить срок для ее достижения. (Время!). Цель должна находиться в определенных временных границах (продолжительность, сроки начала и окончания). Далее цель структурирую и разбивают на этапы, формулируя план действий. Цель должна состоять из отдельных локальных целей и определяться количественными показателями их достижения (критериями). Не менее важна настроить себя на результат. (Настроенность на успех!). Существование поставленной цели должно постоянно напоминать человеку о необходимости резервирования времени и ресурсов на её достижение. И на пути реализации следует руководствоваться планом, так как любое отклонение от плана и сроков грозит превратить самый смелый замысел в поражение. План любой ценой! План как схема шагов-целей!. Цель должна быть реализована совокупностью индивидуальных планов на 5 лет, год, месяц, неделю и день. И очень важно не бояться ошибок! (Смелость!). Если в процессе достижения цели человек совершает какие-то ошибки и приходит к отрицательному результату, не стоит огорчаться – скорректируйте цель или поставьте новую. Важно, чтобы даже в состоянии, вызванном первой неудачей на пути к цели или ошибкой, человек не терял желания действовать и двигаться к цели. Истинность поставленной цели не должна уменьшаться, изменяться или девальвироваться. Если же при движении к цели человек начинает чувствовать дисбаланс, то ему следует задуматься о причинах вызвавших такое состояние. Внутренним видением он должен оценить, что говорит ему подсознание, какие нежелательные сигналы поступают. Возможно, он поймет, что, несмотря на некоторое несоответствие его целям, на определенном этапе, ему необходимо выполнение данного действия, возможно следует подумать об увеличении ценности задания. Следует полностью ассоциировать себя в новой роли, когда задание выполняется с дополнительными ресурсами.

     Вот вроде бы и всё, что необходимо для того, что бы сформулировать свою жизненную цель. Формула успеха в жизни человека складывается из клича вдохновляющего + осознанного результата + срока (времени) +  плана действий + настроенности на успех + действий + смелости. Самое сложное для любого человека точно определить, чего же, собственно, он хочет от жизни. Иногда это оказывается настолько трудным, что очень многие люди никакими средствами не могут заставить себя сделать это. Большинство стремится получить от жизни побольше, но из чего состоит это «побольше» - остается для них самих не вполне ясным. «Человек никогда не может утратить влечения улучшать свою жизнь», – подметил Н.Г. Чернышевский. Если же люди все-таки ставят перед собой цели, то эти цели часто оказываются сугубо материальными: получить более просторную квартиру, занять более высокую должность, зарабатывать больше денег, купить более удобную автомашину и т.п. Значительно реже можно встретить человека, знающего, как сделать свою жизнь осмысление и улучшить отношения с окружающими.

      Вероятность достижения любым человеком целей существенно возрастет, если он их четко сформулировал и осознал. Для чего полезно определить и записать, что конкретно следует предпринять, а также наметить себе предельные сроки выполнения оставленных задач.

      Понятие цель представляется для человека представляется итогом, завершением и окончательным результатом того, на что были направлены изначально его усилия и устремления, а также условия и состояния, вызвавшие образ действия. Кроме того, это желаемое человеком или группами состояние или результат – это фундаментальная составляющая современных техник, стратегий, интервенций новомодного нейро-лингвинистического программирования. Они являются центральным фокусом, "мишенью" всей деятельности, связанной с любой интервенцией или стратегией. Здесь уместно напомнить, что если вы ничего не хотите, то НЛП не представляет для вас никакой ценности.

        Все наши мечты бесполезны, планы которые мы составили – полная фикция, цели – миражи, во всём этом нет никакого проку, если они не подкреплены конкретными действиями.

         Проблемы, которые возникают при построении моделей нашего будущего, объясняются, прежде всего, тем, что мы очень сильно связаны с идеологическими схемами,  навязанными нам государством. Зачастую они усвоены нами подсознательно помимо нашего желания, а это ведет, как правило, к отказу от опоры на собственные силы и ресурсы, и  построению модели с опорой на использование внешних ресурсов государственной системы, её структур и схем. Что же, каждый из нас человек обязанный, согласно, своего места в экономической подсистеме общества, мыслить рационально, воспринимает и оценивает  любую информацию, максимально, насколько это возможно, стараясь быть объективным.

          Цель - чрезвычайно мощный и эффективный инструмент в работе над собой. Грамотно поставленная цель выполняет сразу три функции: во-первых, она помогает правильно направлять усилия. До тех пор, пока человек не поставил себе цель более-менее формально, всегда есть риск попасть под влияние потока обстоятельств, оказаться листком на ветру, делать не то, что нужно тебе, а то, чего просят другие, или то, что сейчас делать удобнее и приятнее, или ничего не делать. Цель же является первым шагом к планированию и структурированию жизни. Во-вторых, сформулированная цель позволяет оценивать успешность действий. Зная, к чему человек стремимся, представляя ту точку в пространстве возможных ситуаций, которой надо оказаться, можно при каждом шаге оценить, насколько близко он к ней приблизился. В-третьих, достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения. Поставив цель и достигнув ее, человек испытывает радость, которая поможет ему повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать радость. Раскручивая в своем характере это колесо можно превратить себя в машину успеха, которую будет уже не остановить.  Цели можно использовать для увеличения эффективности и работе, и в личной жизни и в любых других областях, где у любого человека есть намерение добиться положительных сдвигов.


Рецензии