Загадка и разгадка Матрицы

Загадка и разгадка Матрицы.

Ложки нет.
Ты увяз в Матрице.
Хочешь узнать глубока ли кроличья нора?



Появление фильма «Матрица» вызвало широкий резонанс и сформировало общее мнение о необычности фильма и о его сильном воздействии на зрителя.
Все ждали продолжения фильма. Были анонсированы Матрица-2 и Матрица-3. Ожидание нагнетало страсти. Конкретно никто из ожидающих не мог объяснить ни того, почему он ждет продолжение фильма, ни то, что ему понравилось (или что поразило) в Матрице-1. Но все ждали.
Матрица-2 вызвала вздох разочарования, Матрица-3 прошла почти незамечено.
Стало понятно, что Матрица-1 получилась «сильным фильмом» не благодаря, а вопреки стараниям режиссеров. Произошло «случайное» попадания в «яблочко». То, что это «попадание» оказалось «случайным», как раз и показал неуспех продолжений фильма. Предположение, что в продолжении фильма была искусственно снивилированна идей (сильная сторона) Матрицы-1, не верно, так как идейно все три части связаны единым замыслом и этот замысел не тождественен главной идеи Матрицы 1.
Сильная сторона Матрица-1. Случайным образом оказался «смоделирован» принцип существования человека в социальности (социальном пространстве), показана модель индивидуальности в его повседневном. Люди это не поняли, но почувствовали кожей. Почувствовали кожей, что что-то тут есть!
Основное содержание этой модели. Человек повседневный существует в «ячейке» своей жизни. Структура и содержание его бытия «определяется» не им. Его «разумность», «свобода воли», «свобода выбора» - это все, по большому счету фикция, иллюзия. Человек существует в иллюзорном мире «своих» представлений. «Своих» не потому что он их «производит» (генерит) или, хотя бы, осознал и принял, а «своих» потому, что он именно этими ощущуениями (своими ощущениями) воспринимает, «ощущает», оценивает окружающий его мир и самого себя. Но источник представлений и понимания человека повседневного, их (этих представлений) «производство», находиться лежит не внутри, а вне человека повседнего, по-ту-сторону от него. Он лишь некий набор органов которые «дрыгаются» в соответствии с тем как на эти органы «нажимают» (воздействуют) его собственные, не осознаваемые им самим представления. Как и герои фильма, человек повседневный, погружен в эту единую социальную Матрицу не «видя» её. И всё «внушено» ему этой Матрицей, всё, что он видит, чувствует, понимает. Он, пребывая в ней, считает мир вокруг себя «реальным» а себя самого - субъектом определяющим свою собственную жизнь.
Другой вопрос – что такое Матрица. На этом соответствие с фильмом заканчивается. Конечно, Матрица это не взбунтовавшиеся против человека машины…


Ложки нет.

«Мир не в порядке», «с миром что-то происходит» - такие ощущения возникают в начале фильма. Фильм начинается как обычная реальность, но очень быстро возникает ощущение наличия чего-то «высшего», «над-повседневного», «над-реального». Это ощущение нарастает, потом «реальность» оказывается иллюзией, мнимостью. Но показанная авторами фильма «модель» общественного устройства в своих принципиальных моментах совпадает с действительным существованием человека в человеческом мире.
Человек обычный живет в мире своих представлений, но это не его представления, в том смысле не его, что не им выработанные и созданные, а только им воспринимаемые. Таким образом, человек (индивидуальность) погружена в некую «ячейку» из представлений, взглядов, привычек, норм, правил и т.д. – всего того, что можно назвать «образ жизни», «повседневное».
По мере развития сюжета фильма он всё больше и больше переходит в обыкновенную фантастику эксплуатируя тему борьбы людей с породившими ими самими машинами (та же тема в «Терминаторе»). Но это ощущение «над-реальности» продолжает оставаться до конца фильма. И это не случайно.
Итак мир внешний, мир объективный – мир, якобы, от нас не зависимый и нами не определяемый. Так ли это? И возникает вопрос-проблема: объективен ли внешний мир, зависит ли он от нас или не зависит (только ли он «объективная реальность» данная нам в ощущении). Но, возможно, сначала придется ответить на вопрос: что такое внешний мир? Внешний мир – это не просто «материя данная нам в ощущении» - это субстанция форма которой определена нашим движением в «пространстве внешних тел». И только после этого получиться ответ – внешний мир не зависит от нас, и внешний мир определяем нами и без нас его нет.
Предыдущее утверждение можно расшифровать так: внешний мир как субстанция – существует вне нас и от нас не зависит, внешний мир как форма субстанции (идеальное) это, собственно, и есть наш внешний мир, и этот внешний мир – наш результат, результат нашего совокупного движения в пространстве внешних тел (в том числе и нас самих как тоже «внешних нам тел»).
Предложенное  понимание позволяет не впадать в обе крайности :
 не считать, что с этим миром ты можешь делать что «захочешь» («от фонаря» или «от балды») и нарушать, например, «законы физики»;
 не считать, что этот мир (человеческий мир) от тебя не зависит, что он лишь «объективная реальность данная нам в ощущении».
Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы понять, что такое ты и что такое «внешний мир», что ты можешь менять, а что ты менять не сможешь и как это соотношений (между тем, что ты можешь менять, и тем, что ты менять не можешь) меняется и от чего зависит изменение этого соотношения между «можешь» и «не можешь».

Несколько планов фильма:
 реальность – иллюзия (невидимый мир);
 «они» - «мы» (агенты Системы, те кто имеет ключи ко всем дверям);
 система – винтики.

Из фильма:
 Наш враг – Система.
 Большинство (обычные люди) не готово принять нас (тех кто увидел Матрицу).
 Их (агентов) сила и ловкость подчиняется законам их мира.
 Счастье в неведенье.
 Ложки нет – дело в тебе.
 Знать Путь и пройти его ни одно и то же.

Ложки нет – дело в тебе. Это о том, что наши внешние для нас границы (нормы, правила) зачастую выстроены «нами самими», а не реально нас ограничивают («нами» в широком смысле – движением социальности, а не именно мной или тобой).. Т.е. там, где мы «видим» преграду, может оказаться, что преграды нет – дело в нас самих («преграда» у нас внутри).
Сходная тема: человек и препятствие. Любое препятствие это
 (1) есть собственно реальное «препятствие», например, стенка (формированная субстанция);
 (2) есть идеальное препятствие, представление о препятствии, например, представление о «стенки» (социально обобщенный опыт движения в пространстве формированной субстанции). 
И то и другое и необходимо и взаимосвязано друг с другом. Если есть (1) и нет (2) то можно расшибить голову. Если есть (2) и нет (1), то человек не попадет туда, куда может попасть.

Субстанция.

Латинское substantia – сущность; нечто, лежащее в основе.
Онтологической понимание субстанции – предельное основание бытия. Наиболее интересен Пантеистический монизм Спинозы: мышление и протяженность не две субстанции а два атрибута единой субстанции.
Гносеологическое осмысление понятия субстанции…
Объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития. Она есть то, что существует в себе самом и благодаря себе самому, а не в другом и не благодаря другому.
Можно говорить об субстанции чего-либо целостного. «Предельная» субстанция «предельного целого» - я-и-мир-вне-меня.
Ошибки. Отождествление субстанции и материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности. И, противоположная крайность, отрыв субстанции от «реального» основания, полное удаление онтологического момента.
Субстанция: бытие – пространство – время – мышление – сознание… Мышление и протяженность у Спинозы. Бытие и время у Хайдегера. Пространство и время у Эйнштейна.
В современной философии, в целом, преобладает анти-субстанционалистская позиция (НФС). – скорее всего из-за вульгаризации категории «субстанция» вульгарно-материалистической традицией.
 «Возвращение» категории субстанция.


Дешифровка «Матрицы»
1999 год.

Что есть "Матрица"?
"Матрица" это цельность, которая есть множество всей пространственно-временной совокупности актов социальных отношений вместе с их результатами отпечатанными во внешнем (субстанция) и собственно носителями (субъекты) в ее (Цельности) неразделенном и неразделяемом единстве и взаимосвязи, живая цельность.

Мир не таков каким он "нам" "представляется".
"Мир" действительно не таков как он нам видится, слышится, ощущается. Сам этот "Мир" лишь фрагмент, некий слепок, отпечаток, "разрез" того единого и неразделимого, которое можно обозначить как субстанция (Спиноза, Ильенков) из которого мы "выбираем" этот самый "Мир" через свое видение, слышание, через свою осязаемость и т.д.

Мы "делаем" (создаём) мир, который мы видим (ощущаем, воспринимаем).
То что мы видим, то что мы слышим или осязаем принципиально социально. Это результат пространственно-временного осваивания социальности как целого в том пространственно-временом континууме в который она заключена (физический, химический, биологический). Наши органы восприятия (в том числе и в первую очередь сознание) приспособлены для движения в той пространствено-временной среде в которой мы воспроизводимся.

Мы можем "менять" мир, который мы видим.
Развиваясь внутри-социально и социально, придавая форму косной субстанции мы "изменяем" и окружающий нас "мир". Вовлекая в процесс собственного воспроизводства новые формы субстанции мы меняем наш мир и наше восприятие этого нашего мира.

Мир в котором мы существуем Управляем
"Мир" управляем в том смысле, что являя собой цельность, тотальную совокупность отношений, субъектов отношений и объекта отношений субъектов, "мир" регулируем этой цельностью. Цельность замкнута и значит любое движение неизбежно порождает отклик на это движение как управление этим движением.

Выходя "во вне" оказываешься "вне закона".
Закон это и есть нахождение "внутри", внутри границ, правил, ограничений. Преодоление, как выход во вне границ есть, одновременно выход во вне "закона", есть вне-законость. Это означает противостояние всему (каждый из них твой потенциальный враг…).

Человек помещен в свою ячейку и управляем "Матрицей".
В этом нет никакой мистики или фантастики. Человеческая индивидуальность, человеческая личность, человек есть в своей сути комплекс отношений. У Щедровицкого это СМД – системо-мысле-деятельность. Я называю это "динамическими структурами". Личность будучи формируемой, следовательно, ограничиваемой из-вне, и следовательно, управляемой этой самой "Матрицей" или, точнее, пространством социальных отношений.

Избранный…
Сознание личности проходит в своем становлении путь социума. Идеальное личности есть цельность и в это есть отображение социальности как целого. "Избранность", "способность контролировать Матрицу" есть по своей сути ставшее сознание, т.е. индивидуальное сознание снявшее в себе все уровни бессознательного и расширившееся до социальности как целого.


Рецензии