Тайна бытия и времени

Тайна «бытия и времени».


Хайдегер попал в плен немецкой классической философии – её сути, её Духа, её традиции, он запутался в ней как мошка в паутине. То гигантское здание, которое он согласно его амбициям (а сами эти амбиции – это всё тот же неистребляемый атрибут немецкой классической философии), - это гигантское здание он захотел и начал строить (конечно же с самого «нуля», и, конечно же до самого неба) – это здание осталось недостроенным и на треть, именно потому, что он сам, в первую очередь, не дойдя до половины пути, понял пустоту и бессмысленность своих претензий. Было ли это подлинным преодолением своих предпосылок или же он просто устал и разочаровался (в том числе и из-за политических гонений) – я пока не могу ответить на это вопрос.
Причина, по которой он начал опять возводить замок метафизики всё тот же вопрос об «объективной реальности данной нам в ощущениях». Ищущий и честный перед самим собой разум начала ХХ века, разум прошедший школу классической философии не мог смириться с дуализмом мира, не мог смириться и принять как незыблемые и неизменные «диалектические законы мира». Этот разум не мог принять мир без души, природы без сознания, а значит без единства и целостности всего сущего.
Поэтому фактически Хайдегер и пытается показать неотделимость бытия от бытующего, единство мира-в-себе и мира-вне-себя. Но у него не хватает смелости идти против господствующего в сознании и практике материализма (материализма в любой форме: марксизма, позитивизма, атеизма…), и, поэтому, понимание единства мира, субстанциональность мира в котором и Дух и протяженность лишь атрибуты единого – эти идеи он вынужден протаскивать с черного хода, причем сам постоянно пугаясь и пытаясь даже для себя эту обнаженность чем-то завуалировать. Ему самому тяжело смириться, что без бытующего бытия нет. Эта мысль в середине ХХ-го века ему по-прежнему кажется крамольной и он не может перешагнуть даже в себе тот предел, что мира без Человека не существует.


Рецензии