Молитва о мире

               
               


      

 

Холодной  осенью  1999 года,  в  конце  октября,  когда  уже  почти  месяц  шла  вторая  чеченская  война,  и  из  Чечни  хлынул  поток  беженцев,  в  Москве  было  тихо  и  спокойно,  на  этот  раз  никто  не  протестовал  против  новой  войны.  Многие  вспоминали  недавние  взрывы  в  Москве,  подавляющее  большинство  было  уверено:  в  них  виноваты  чеченцы.
  Очень  мало  кто  в  тот  момент  понимал,  что  происходит  новая  трагедия  целого  народа,  и  с помощью крови  вряд ли  удастся  примирить  русских  и  чеченцев.
 Я  очень  тогда  переживал,  но  главное  меня  беспокоило  то,  что  я  ничего  не  могу  сделать.  Я  позвонил  Виктору Попкову, старообрядцу  и богоискателю по натуре.  Виктор  серьезно  работал  в  Чечне  еще  в  первую  войну:  привозил  гуманитарную  помощь,  обменивал  пленных,  наблюдал  за  хрупким  перемирием  лета  1995  года.  Нам  обоим  было  ясно,  что  на  этот  раз  широких протестов  против  войны  не  будет.  Пресса  шумела:   “ Дайте  нашей  армии  довести  дело  до  конца!”  В  чем  он  состоит,  почему-то  никто  не  объяснял.
Виктор  предложил  начать  голодовку  молитвенной  солидарности  с  чеченским  народом.  Своим  лозунгом  мы  выбрали  слова  древнерусского  князя  Александра  Невского:   “ Не  в  силе  Бог,  а  в  Правде! “ Акцию  мы  начали  проводить  у  Малого  Соловецкого  Камня,  привезенного  с  Соловков,  где  в  годы  сталинских  репрессий  находился  крупный  лагерь  для  политических  заключенных.  К  этому  камню  как  фундаменту  крепились  веревками  наши  транспаранты.  За  камнем  (он  выше  человеческого  роста)  можно  было  укрыться  от  порывов  леденящего  ветра,  на  котором  словно  паруса  трепетали  наши  плакаты.
 Наша  голодовка  была  на  самом  деле  строгим  постом,  так  как  мы  регулярно  пили  горячую  воду  в  здании  правозащитной  организации  “    Мемориал”,  расположенной  по  соседству.
 Рядом  с  Соловецким  камнем  мы  сделали  самодельную  палатку  из  полиэтилена.  Внутри нее  на  небольшом  складном  столике  положили  духовные  книги  и  поставили  иконы.  Мы  молились  за  всех  погибших  в  эту  войну,  чеченцев  и  русских,  христиан  и  мусульман.
 Тем,  кто  к  нам  приходил,  мы  старались  объяснить  причины  нашего  поступка,  и  должен  сказать,  от  многих   получали  поддержку.  До  сих  пор  помню  женщину,  которая  приехала  на  поезде  из  другого  города,  чтобы  встретиться  с  нами.
 Через  9  дней  после  начала  голодовки  меня  заменил  мой  друг,  московский  квакер  Саша  Горбенко.  Я  просил  его  принять  посильное  участие  в  нашей  акции  и  поголодать хотя бы   неделю.  Он  согласился…  и  проголодал  43  дня  вплоть  до  дня  выборов  в  Государственную  Думу  России.  Саша  влился  в  нашу  акцию  просто  и  естественно.  Он  считал,  что  в  духовном  плане  его  усилия  не пропадут  зря.   Результаты  нашей  работы,  конечно,  были  неясны,  но  мы  думали,  что  лучше  действовать,  чем  молча  смотреть как  от  нашего  имени   (имею  в виду  всех  россиян) совершается  преступление  за  преступлением.
 На  пятой  неделе  непрерывной  голодовки  Виктор  Попков  засобирался  в  Чечню  для  встречи  с  чеченским  президентом  Асланом  Масхадовым.  Виктор  верил,  что  такая  встреча  могла  бы  остановить  военные  действия.
3 декабря  1999  года  он  улетел  в  Слепцовскую  в  Ингушетии.  Там  после   42-х   дней  поста  он  прекратил  голодовку  и  на следующий  день  пешком  пересек  контрольно-пропускной  пункт  неподалеку  от  Слепцовской.  Чеченцы  отнеслись  с  уважением  к  благочестивому  иноверцу.  Виктору  удалось  побывать  в  селениях  Урус-Мартан  и  Валерик,  но  он  не  смог  перейти  линию  фронта  и  попасть  на  территорию,  не  контролируемую  федералами.
 Зимой  2000 года  Виктор  смог  еще  два  раза  побывать  в  Чечне:  он  привозил  деньги,  покупал  муку  и  раздавал  ее  жителям  ряда  сел.  Позднее,  уже  весной  ему  удалось,  наконец,  встретиться  с  президентом  Чечни  Асланом  Масхадовым,  но  дорога  к  миру  оказалась  трудней,  чем  мы  думали, а   война  каждый  день  взращивала новые и  новые  семена  ненависти.
Позднее в апреле 2001  неизвестными в масках на выезде из Алхан-Калы Виктор  Попков был смертельно ранен, а вечером  8-го марта 2005  центральные   российские каналы с умилением показывали распростертое тело погибшего чеченского президента, вероятно, считая, что это – лучший подарок россиянкам ко дню их праздника.
И  все  же  я  верю:   только  вырвав  ненависть  из  наших  сердец,  мы  сможем  пойти  навстречу  друг  другу  и  понять,  что  нет  ничего  дороже  мира.


Рецензии
В каждом действии должен быть смысл... а Вы пишите: "...Результаты нашей работы, конечно, были неясны..." И в чем тогда смысл Вашей голодовки? Не мы эту войну начали, но заканчивать пришлось нам. А как же иначе? Сколько можно подставлять щеки и утираться кровавыми слезами...?
Зайдите ко мне и почитайте о своём однофамильце...
С уважением Юрий.

Юрий Воякин   23.09.2008 20:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.