Первая рыбалка
И вот однажды, в конце августа, они пригласили меня на рыбалку. Узнав, что я никогда не рыбачил, пообещали обеспечить меня всеми необходимыми снастями. Для меня это была первая поездка не только на рыбалку, но и за пределы посёлка, а поэтому я с радостью согласился. И хотя товарищи обещали дать мне всё необходимое, я всё же решил обзавестись своими снастями. Начало было положено, я приобрёл спиннинг с катушкой и леску.
Поехали на выходные дни, на слияние реки Тарын Юрях с ключом Надежда. Место, куда мы приехали, оказалось очень живописным. Река Тарын, зажатая между скалами, неслась с огромной скоростью, и только вырываясь в долину, широко разливалась, медленно нёся свои воды. В месте разлива Тарын Юряха, впадал ключ Надежда, на котором находился одноимённый прииск, расположенный в верховьях ключа. Место впадения Надежды в Тарын, образовывало довольно большую водную поверхность шириной около полукилометра и длиной около километра. Дальше водный поток снова устремлялся между сопок, где каменистые гряды снова сжимали его, заставляя с рёвом, петляя между сопок, нестись дальше.
По рассказам товарищей обычно здесь, в месте впадения, образуется огромная наледь, порой достигающая высоты пяти и более метров, которая не успевает растаять за короткое Колымское лето. В холодные годы наледь в этом месте только растёт, тая лишь в редкие, жаркие года. На эту наледь приходят стада оленей и других животных, спасаясь от полчищ овода и гнуса, которые изматывают животных в летний период. В прошлом году лето было дождливым, а зима мягкая, так как морозы почти не опускались ниже пятидесяти градусов, лето этого годы тоже было жарким. Вследствие этого наледь в этом году к середине лета успела растаять.
Мы остановились на плёсе, напротив впадения ключа Надежда. И хотя это место с трёх сторон было окружено тайгой, но комаров и мошки было мало, так как со стороны реки дул свежий ветерок, разгоняя надоедливых насекомых. Товарищи взяли спиннинги и пошли ловить рыбу на ужин, пообещав вернуться через пару часов и наказав к их приходу развести костёр. Мне дали поводок с мушками, который был привязан к большому, веретенообразному поплавку, объяснив как правильно собрать снасть.
Мушки, или как их ещё называют, обманки, состояли из двойников, обмотанных шерстью и привязанных к коротким поводкам. Поплавок был большой и тяжёлый, похожий на огурец, снизу к нему был прикреплён свинец, а поводок с мушками привязывался сверху. Такой поплавок стоял в воде вертикально, а мушки, находясь над водой, должны были плясать по воде, создавая впечатление игры насекомых.
Приготовив дрова для костра, я занялся приготовлением снасти. Наконец, собрав снасть, как мне советовали, я принялся за ловлю рыбы. Я делал заброс за забросом, но рыба не ловилась. Трудно было сразу научиться управлять мушками, держа их над водой. Устав от напряжения и бесплодных попыток играть мушками, я отправил их в свободное плавание. После первой проводки, когда я начал вынимать снасть, вдруг увидел, что на крючке висит небольшой хариус.
Когда успел зацепиться хариус, я не заметил и даже не почувствовал. Хариус был небольшой, серебристого цвета, таких небольших рыбок здесь называют бельками, а весил он, меньше поплавка. Обрадовавшись своей первой добыче, я разглядывал пойманную рыбку, а душа ликовала и, даже немного тряслись руки.
Конечно, не все забросы были удачными, но на крючки изредка попадал очередной хариус. Возбуждение, охватившее меня вначале, не проходило, появился азарт. Но рыбалку пришлось прекратить, так как скоро должны были вернуться товарищи. С трудом, взяв себя в руки, пришлось закончить ловлю и идти разводить костёр.
Ребята не заставили себя долго ждать и появились довольно быстро. По дороге они набрали грибов и принесли большой кусок оленины, которой за полстакана водки дали им пастухи, выпасающие стадо в долине ключа Надежда.
Приготовив обед и загрузив его в себя, все вяло перебрасывались шутками. Обсудив сегодняшнюю рыбалку, друзья решили сменить место, так как, по их словам, в это время здесь рыба плохо ловится. Нужно попробовать половить на течении, так как в это время рыба должна ловиться на стремнине, в потоке. И ловить нужно не на спиннинг, а на обыкновенную поплавочную удочку с насадкой. Решили пока светло пойти и поискать червей, тем более что как раз в этой долине есть шанс их найти. Как я узнал гораздо позже, червей на Колыме найти труднее, чем золотой самородок. Виной всему вечная мерзлота и таких мест, где имеются благоприятные условия для их существования, очень мало.
На следующий день мы двинулись вниз по течению Тарына. С трудом пробираясь вдоль реки заваленной валунами, мы искали подходящее место для рыбалки. Наконец мы пришли на место, где по их словам, рыба вешалась на пустой крючок. Здесь река делала поворот и, вода, ударяясь в валуны, образовывала небольшие водовороты, а за валунами стоял хариус.
Первым заброс сделал Алексей Швыдко, все в посёлке звали его Швыд. После короткой проводки последовала подсечка. И Алексей первым вытащил крупного хариуса. Хариус был очень красив. Он был тёмного, почти чёрного цвета, с яркими цветными точками по всему прогонистому телу. Верхний плавник, похожий на развивающийся шарф, почти доставал до хвоста.
Алексей Лемешко, дал мне свою вторую удочку, а сам, отойдя немного от Швыда, принялся ловить рыбу. Они, вытаскивая одного за другим крупных хариусов, не забывая подшучивать надо мной. А у меня ничего не получалось, рыба не ловилась.
Я пробовал менять глубину, место и скорость проводки, но что-то было не так. Я уже заподозрил, что они специально отвели мне такое место, где нет рыбы, о чём и заявил им. На мою просьбу поменяться местами, Швыд не только согласился, но и поменялся со мной удочками. Потом такой же обмен совершил со мной и Лемешко, но мне это не принесло никакого результата, а ребята таскали хариуса за хариусом.
Наконец, вдоволь посмеявшись над моими усилиями поймать хоть что-нибудь, они объяснили мне, как правильно делать проводку. Первый крупный хариус, пойманный на сильном течении, сильно сопротивлялся и я с трудом вытащил его. Конечно, не всё сразу у меня получалось, но всё-таки я поймал несколько крупных рыбин и был этим очень доволен.
В середине дня рыбалку прекратили и занялись приготовлением обеда. Плотно пообедав и немного отдохнув, мы собрали вещи и отправились домой. По дороге ребята остановились, сказав, что хорошо бы набрать грибов. Я очень удивился, так как, бродя по тайге в поисках дров для костра, я не встретил ни одного гриба.
Мы остановили машину на трассе около небольшой полянки. Я считал себя неплохим грибником, но чтобы грибы росли на мху, не мог поверить. Но, выйдя из машины и отойдя на десяток шагов, я остановился, поражённый обилием маслят на небольшой полянке. Их было столько, что казалось, не было места, где можно поставить ногу и не наступить на гриб. Они росли сплошным ковром, который состоял из шляпок, размером с трёх и пятикопеечную монету. Мы ползали на коленях, собирая грибы и набивая ими костюм химзащиты. Набив рубаху и штаны, мы поехали домой. По дороге добыли оленя, несколько зайцев и с десяток уток.
Приехали домой когда уже было темно, что бы меньше встретилось любопытных. Разделив добычу, собрались у Алексея отметить удачную поездку. Они отдали мне штаны, набитые грибами, а рубаху разделили на троих. Моя душа ликовала от таких щедрых даров. Откуда мне это было знать, что это очередная их шутка. Понял я это только после того когда, вернувшись домой, увидел, что жена начистила полный таз и ведро маслят, а их почти не убавилось, так сильно они были спрессованы. Я сел ей помогать, а спать мы легли далеко за полночь, так и не доведя работу до конца.
И хотя я сильно устал, после всего увиденного и произошедшего со мной за эти выходные, я долго не мог заснуть. Перед глазами, как в калейдоскопе, мелькали полянки усыпанные грибами, стайки уток, рыба, олени, бредущие вдоль ручья.
Оказывается, что даже в этих суровых условиях есть такие красивые места, что забыть их просто невозможно. Теперь сомнения не было, обзавожусь снастями, оружием и техникой для передвижения. Я полюбил этот край, под названием Колыма, даже не подозревая, сколько ещё удивительного откроет он мне.
Свидетельство о публикации №205052900198