Мы - Люди Книги в поисках национальной идеи - проект-прогноз на
К цюдну кресту животворящему,
Ко Латырю белу каменю,
Ко святой главы ко Адамовой
Выпадала Книга Голубиная:
Сия книга есть не малая,
Долиной книга долгая,
Шириною книга широкая,
Толщиною книга толстая.
На ту Славу на великую
Ко той Книге Голубиной
Соходилося много, соезжалося.
……………………
В Голубиной книге есть напечатано:
Отчего зачался наш белый свет,
Отчего возсияло солнце красное…
(«Голубиная Книга»)
«Важнейшим из искусств для нас является кино»
(В.И. Ульянов-Ленин)
В начале-середине 90-х на Российском телевидении было настоящее засилье мексиканских, бразильских, аргентинских и прочих иностранных сериалов. К концу 90-х ситуация изменилась. Отечественный бизнес подкопил денег и созрел, для того, чтобы понять выгоду вложений в киноиндустрию, в частности, в создание сериалов. Далее ситуация развивается подобно снежному кому, катящемуся по склону горы. Все большее количество компаний вовлекается в создание сериалов и полнометражного кино, а это создает конкуренцию, что само по себе положительно для развития искусства.
Подзаработав на сериалах, бизнес стремится прейти на создание полнометражных картин, причем коммерчески успешных картин (что требует соответствующей рекламной поддержки и грамотной организации проката). Однако стоит заметить, что только демонстрацией ряда новых умопомрачительных спецэффектов российское кино не завоюет той доли рынка, которая позволила бы отечественной киноиндустрии нормально самоокупаться и развиваться. Во-первых, спецэффектами уже никого не удивишь, во- вторых, это всегда будет восприниматься как подражание зарубежному, прежде всего американскому кино. Российское кино, прежде всего кино содержательное. Так или иначе, но российское кино содержит в себе (должно содержать) некое нравственное, интеллектуальное начало.
Создателям новых российских блокбастеров придется учитывать как богатую традицию советского кинематографа, так и довольно высокие требования населения (не всего, но значительной его части) к содержательной стороне кино. Для создания кино такого качества, потребуется привлечение грамотных сценаристов. Качественные сценарии невозможны без развитой литературной традиции. Значительная часть хорошего кино снята (не без исключений конечно) по мотивам литературных произведений. Уж чего-чего, а хорошие книги в России, по которым можно снять хороший фильм, всегда найдутся. Книжный рынок в России на сегодня достаточно развит.
Однако не стоит забывать, что коммерчески успешный фильм - это фильм для масс. Классика рассчитана на узкий круг ценителей. Поэтому коммерчески успешное кино должно быть современным, актуальным, даже злободневным. Соответственно возникнет спрос на современную литературу и писателей ее создающих. Вполне возможно сложится некий конвейер (это очевидно уже имеет место): книга - сценарий - полнометражный фильм – телесериал (последние две составляющие могут меняться местами).
С притоком крупного капитала в киноиндустрию должны развиться такие коммерчески беспроигрышные (при умелой постановке дела), но и требующие значительных финансовых вложений (декорации, спецэффекты, костюмы, массовки и панорамные съемки, игра актеров, требующая значительного мастерства, чтобы убедить зрителя в реальности происходящего, поскольку речь идет о несуществующих реальностях – прошлом и будущем) жанры, как:
1-фантастика
2-исторический фильм.
Эти два жанра представляют особый интерес в теме поиска национальной идентичности и национальной идеи. Первый формирует образ будущего в массовом сознании, второй образ прошлого. Каждый образ отвечает на соответствующий вопрос: 1 - куда мы идем, в чем наша цель? и 2 - откуда мы, где наше начало? Объединение обоих образов, создает общую картину истории. Эта картина будет представлять собой что-то вроде исторического пути нации с заданными ориентирами. Определив, таким образом, наш путь в истории мы поймем наше местоположение в ней на сегодняшний момент. Это понимание может дать ответ на еще два вопроса: 1 - кто мы? и 2 – зачем мы? Ответ на первый - соответствует национальной идентичности, ответ на второй национальной идее.
Кино, как ретранслятор литературы, создаст то культурное поле, где возможно зародится и из чего проявится национальная идея. Само по себе это поле не возникнет, для этого нужны значительные финансовые вложения, время и напряженный труд. Мало одного или двух успешных фильмов. Их нужны сотни!
У нас есть профессиональные режиссеры и сценаристы. У нас есть талантливые актеры и писатели. Есть инфраструктура кинопроката. Осталось одно – красивая обертка для всего этого (спецэффекты, декорации, реклама). Вот как раз эту обертку способен профинансировать наш отечественный бизнес.
Параллельно кино и телесериалам аналогичные процессы могут быть созданы в сфере театрального искусства и анимации (опять же на основе литературных произведений высокого художественного уровня). Плюс еще параллель - игры, (компьютерные, ролевые, настольные, телевизионные) сюжет которых будет основан на книге (соответственно игра будет выполнена в неких мировоззренческих рамках заданных книгой). Игра, как техника обучения, дает возможность творчески – активно, а не пассивно, как в случае с кино или театром, воспринимать заданный сюжетом книги образ (будущего или прошлого).
Свидетельство о публикации №205052900211