7 тезисов о Вере, Боге и Человеке
Речь пойдет о вере как таковой. И я буду рассматривать веру ровно как сугубую необходимость для человеческого существования. Человеку совершенно необходимо верить во что-нибудь. Если же его вера еще и не является нонконформистской, то это возносит как субъект, так и объект веры на совершенно новый качественный уровень. Конечно, Вы , мой потенциальный читатель, скажете, что многие молодые люди упорно придерживаются сомнительного толка религиозных учений и ,более того, гордятся этим. Но нужно понимать, что их вероисповедание суть плод желания выделиться из толпы.
Нас же интересует вера истинная. Будем называть ее Верой с большой буквы.
В качестве объекта Веры человек может избрать для себя некое высшее существо, которое для простоты будем называть Богом, или же науку и технику, и тому подобное. Это нечто, похожее на пресловутое деление на физиков и лириков. Однако нужно понимать, что, отбросив в сторону все приукрашивания и идиллические приписывания тех или иных предикатов Богу или научному прогрессу, мы придем к осознанию того, что эти две сущности не разнятся.
Бог един и даже его многочисленные модусы едины в нем. Об этом я говорить не буду, поскольку Спиноза сказал об этом гораздо лучше меня. Но Вера имеет своего рода дуализм инструментов восприятия. А именно: Разум и веру в ином смысле слова., собственно Веру. Это . вероятно, прозвучит парадоксально, но Вера и Разум настолько отошли друг от друга за последнее время, что уже сложно понимать их как два проявления одной сущности.
Павел Власов(см. ссылку в рекомендованных авторах) прямо указывает в своем «О дву-божии» на факт своеобразного дуализма Бога. Здесь идет дивергенция наших взглядов, но очевиден и тот факт, что многое совпадает, хотя и именуется по-разному.
Попытаюсь теперь, после формулирования основного тезиса перейти к его доказательству.
Тезис 1. Каждый человек имеет от природы сугубую необходимость верить во что-то искренне. Совершенно очевидный тезис, даже не требующий доказательств. Человек верит в сказки, мифы, всемогущество родителей, Бога, технического прогресса, чистого разума и т.п.
Тезис 2. Вера может быть либо верой в нематериальные феномены околомистического рода, либо верой в достижения здравого смысла. Любая вера действительно может быть сведена к этим двум видам.
Тезис 3.Вера суть основание существования вещи в нашем предметном поле. Нас окружает большое количество всевозможных предметов, которыми мы привыкли пользоваться. Но не подлежит сомнению тот факт, что мы с Вами, впервые увидев ручку, не воспринимали бы ее как писчую принадлежность. Вещь не имела бы для нас смысла, а потому и не могла бы быть использованной нами по назначению сразу же. Когда мы берем в руки ручку, уже будучи знакомы с ней, мы знаем, что ручка может писать, а потому преследуем вполне определенные цели. Вера действует примерно так же в отношении своего объекта. Бог догматики христианства будет существовать лишь до тех пор, пока в него будет кто-нибудь верить. До этих пор Его бытие будет иметь смысл, а в противном случае будет совершенно все равно, есть он или нет. Максимально экстраполированный, это пример верен и для других случаев.
Тезис 4. Между Верой-Как-Таковой и Разумом нет никакой разницы. Это лишь два атрибута Веры Истинной, но при этом они суть один атрибут. Они, как бы, два проявления одного атрибута, два качества, проявляющиеся в той или иной мере в зависимости от того, каким орудием веры пользуется субъект веры: разумом или чувствами.
Тезис 5. Нет разницы между Дьяволом и Богом. Невозможно представить себе наличие в мире двух первопричин, поскольку одна из них должна в любом случае предшествовать другой, а потому нельзя утверждать, что Большой Взрыв стал следствием исключительно физических явлений, или исключительно актом творения некоего Демиурга. Акт творения Демиурга мог и не быть, но, пока он наполнен смыслом хотя бы для одного человека, он должен с необходимостью рассматриваться лишь как модус Большого Взрыва, равно нужно рассматривать и физические процессы, предшествовавшие Взрыву, поскольку ,вне зависимости о подлинного положения дел, осознание смысловой важности версий для людей и их хронологическая идентичность( совпадение, пусть и мнимое, во времени) говорят нам о том, что существовала некая Первопричина , воспринятая людьми по-разному.( доказательство этой, на первый взгляд зыбкой мысли изложено в Тезисе 7). Деяния ума, разума Церковь склонна приписывать Дьяволу и так называемой самости. Действительно, именно Разум, а не Вера произвел на свет оружие, бомбы и прочие пороки. А потому Разум удобно принять за Дьявола и сжигать умнейших и лучших, как делали Торквемада и Лойола. Но тогда Дьявол- причина Разума, а Разум – атрибут Истинной Веры, которая и помогает Дьяволу существовать. Здесь мы и приходим к центральному постулату о Двояком Дуализме. Нет не только разницы меж Разумом и Верой, но нет и разницы меж Дьяволом, Богом и каким-либо другим существом, которому поклоняются.
Тезис 6. Истинное положение вещей и явлений в мире непознаваемо, но реально. Здесь все предельно просто. Кант писал об этом лучше и полнее. Скажу лишь, что мы не можем ничего сказать о окружающих нас вещах правдивого за исключением того, что они есть.
Тезис 7. Познаваемо и важно лишь то, что имеет смысл для человека. Нам не нужно знать об истинных причинах Большого Взрыва ровно по двум причинам:1) все, что мы предположим будет с вероятностью в 99,9% ложным, 2) мы и так предложили себе версии, которые и необходимо рассматривать.
Когда человека спрашивают, почему он любит то и не любит это, он не пытается доискаться до причин, скрытых в химических реакциях мозга, но говорит:»это сладкое, а это горькое» и на этом останавливается, хотя мы прекрасно понимаем, что несмотря на практически(я не беру в расчет людей с нарушенным восприятием) полное единство восприятий у людей, предмет, кажущийся нам горьким, почти наверняка таковым не является. Но его истинное качество непознаваемо и неважно, ведь мы руководствуемся лишь своими вкусовыми ощущениями.
Свидетельство о публикации №205052900231
Владислав Грядунов 21.09.2005 23:11 Заявить о нарушении
Илья Балахнин 22.09.2005 22:16 Заявить о нарушении
Владислав Грядунов 23.09.2005 00:20 Заявить о нарушении
Илья Балахнин 24.09.2005 07:44 Заявить о нарушении
Владислав Грядунов 24.09.2005 09:19 Заявить о нарушении