7 тезисов о Вере, Боге и Человеке

  Заранее прошу прощения за потенциально высокую степень спекуляции метафизическими категориями.

   Речь пойдет о вере как таковой. И я буду рассматривать веру ровно как сугубую необходимость для человеческого существования. Человеку совершенно необходимо верить во что-нибудь. Если же его вера еще и не является нонконформистской, то это возносит как субъект, так и объект веры на совершенно новый качественный уровень. Конечно, Вы , мой потенциальный читатель, скажете, что многие молодые люди упорно придерживаются сомнительного толка религиозных учений и ,более того, гордятся этим. Но нужно понимать, что их вероисповедание суть плод желания выделиться из толпы.
   Нас же интересует вера истинная. Будем называть ее Верой с большой буквы.
  В качестве объекта Веры человек может избрать для себя некое высшее существо, которое для простоты будем называть Богом, или же науку и технику, и тому подобное. Это нечто, похожее на пресловутое деление на физиков и лириков. Однако нужно понимать, что, отбросив в сторону все приукрашивания и идиллические приписывания тех или иных предикатов Богу или научному прогрессу, мы придем к осознанию того, что эти две сущности не разнятся.
  Бог един и даже его многочисленные модусы едины в нем. Об этом я говорить не буду, поскольку Спиноза сказал об этом гораздо лучше меня. Но Вера имеет своего рода дуализм инструментов восприятия. А именно: Разум и веру в ином смысле слова., собственно Веру. Это . вероятно, прозвучит парадоксально, но Вера и Разум настолько отошли друг от  друга за последнее время, что уже сложно понимать их как два проявления одной сущности.
   Павел Власов(см. ссылку в рекомендованных авторах) прямо указывает в своем «О дву-божии» на факт своеобразного дуализма Бога. Здесь идет дивергенция наших взглядов, но очевиден и тот факт, что многое совпадает, хотя и именуется по-разному.
   Попытаюсь теперь, после формулирования основного тезиса перейти к его доказательству.
   Тезис 1. Каждый человек имеет от природы сугубую необходимость верить во что-то искренне.  Совершенно очевидный тезис, даже не требующий доказательств. Человек верит в сказки, мифы, всемогущество родителей, Бога, технического прогресса, чистого разума и т.п.
   Тезис 2. Вера может быть либо верой в нематериальные феномены околомистического рода, либо верой в достижения здравого смысла. Любая вера действительно может быть сведена к этим двум видам.
   Тезис 3.Вера суть основание существования вещи в нашем предметном поле. Нас окружает большое количество всевозможных предметов, которыми мы привыкли пользоваться. Но не подлежит сомнению тот факт, что мы с Вами, впервые увидев ручку, не воспринимали бы ее как писчую принадлежность. Вещь не имела бы для нас смысла, а потому и не могла бы быть использованной нами по назначению сразу же. Когда мы берем в руки ручку, уже будучи знакомы с ней, мы знаем, что ручка может писать, а потому преследуем вполне определенные цели. Вера действует примерно так же в отношении своего объекта. Бог догматики христианства будет существовать лишь до тех пор, пока в него будет кто-нибудь верить. До этих пор Его бытие будет иметь смысл, а в противном случае будет совершенно все равно, есть он или нет. Максимально экстраполированный, это пример верен и для других случаев. 
   Тезис 4. Между Верой-Как-Таковой и Разумом нет никакой разницы. Это лишь два атрибута Веры Истинной, но при этом они суть один атрибут. Они, как бы, два проявления одного атрибута, два качества, проявляющиеся в той или иной мере в зависимости от того, каким орудием веры пользуется субъект веры: разумом или чувствами.
   Тезис 5. Нет разницы между Дьяволом и Богом. Невозможно представить себе наличие в мире двух первопричин, поскольку одна из них должна в любом случае предшествовать другой, а потому нельзя утверждать, что Большой Взрыв стал следствием исключительно физических явлений, или исключительно актом творения некоего Демиурга. Акт творения Демиурга мог и не быть, но, пока он наполнен смыслом хотя бы для одного человека, он должен с необходимостью рассматриваться лишь как модус Большого Взрыва, равно нужно рассматривать и физические процессы, предшествовавшие Взрыву, поскольку ,вне зависимости о подлинного положения дел, осознание смысловой важности версий для людей и их хронологическая идентичность( совпадение, пусть и мнимое, во времени) говорят нам о  том, что существовала некая Первопричина , воспринятая людьми по-разному.( доказательство этой, на первый взгляд зыбкой мысли изложено в Тезисе 7). Деяния ума, разума Церковь склонна приписывать Дьяволу и так называемой самости. Действительно, именно Разум, а не Вера произвел на свет оружие, бомбы и прочие пороки. А потому Разум удобно принять за Дьявола и сжигать умнейших и лучших, как делали Торквемада и Лойола. Но тогда Дьявол- причина Разума, а Разум – атрибут Истинной Веры, которая и помогает Дьяволу существовать. Здесь мы и приходим к центральному постулату о Двояком Дуализме. Нет не только разницы меж Разумом и Верой, но нет и разницы меж Дьяволом, Богом и каким-либо другим существом, которому поклоняются.
   Тезис 6. Истинное положение вещей и явлений в мире непознаваемо, но реально. Здесь все предельно просто. Кант писал об этом лучше и полнее. Скажу лишь, что мы не можем ничего сказать о окружающих нас вещах правдивого за исключением того, что они есть.
   Тезис 7. Познаваемо и важно лишь то, что имеет смысл для человека. Нам не нужно знать об истинных причинах Большого Взрыва ровно по двум причинам:1) все, что мы предположим будет с вероятностью в 99,9% ложным, 2) мы и так предложили себе версии, которые и необходимо рассматривать.
   Когда человека спрашивают, почему он любит то и не любит это, он не пытается доискаться до причин, скрытых в химических реакциях мозга, но говорит:»это сладкое, а это горькое» и на этом останавливается, хотя мы прекрасно понимаем, что несмотря на практически(я не беру в расчет людей с нарушенным восприятием) полное единство восприятий у людей, предмет, кажущийся нам горьким, почти наверняка таковым не является. Но его истинное качество непознаваемо и неважно, ведь мы руководствуемся лишь своими вкусовыми ощущениями.


Рецензии
Здравствуй Илья! Прочитав переписку с Настей Гринч, я полностью присоединяюсь к её мнению. Из всей твоей теории следует одно- проучившись на филфаке 1 курс ты выучил много-много понятий и выложил их все в этом эссе. Молодец, возьми пирожок с полочки:) А так чтиво довольно нудное и трудновоспринимаемое. (Памятник девочке с синим лицом за разбор по пунтктам твоей скучной теории)

Владислав Грядунов   21.09.2005 23:11     Заявить о нарушении
Ну это ты в очередной показал свою недоученность. а согласие с Настасьей Гринч никому чести не сделало еще. Ты еще маленький ребенок, коли ответил подобным образом! Доучись)))

Илья Балахнин   22.09.2005 22:16   Заявить о нарушении
Для объективности не забывай год разницы в универе( это тебе так, напомнить, а то ты захлебнёшься в распирающей тебя гордости). А твоя писанина действительно нудная, неживая, нечитабельная!Коли ты взялся писать на такую тему, поднаберись опыта побольше, а потом уже садись.

Владислав Грядунов   23.09.2005 00:20   Заявить о нарушении
Просто замечу, что такая... ммм... писанина и не должна быть читабельной. Это не развлекательное чтиво, а своего рода трактат. Он должен быть смысловым, а не читабельным. про год разицы я и не забываю, но этот трактат неплох и на общем уровне, а Серость ПОКА(подчеркиваю, ПОКА) не дотягивает.

Илья Балахнин   24.09.2005 07:44   Заявить о нарушении
Когда я писал "Хартию..." я не гнался за бешеным обилием терминологии. Я хотел, чтобы помимо мыслей, заложенных в ней, она была бы читабельной, чтобы люди, которые читают её, не скучали и не засыпали на полуслове. В принципе, ты далеко не единственный, кто видел Серость, и большинство людей говорят, что читать её действительно интересно. А твоя работа, конечно имеет право на существование, но это исключительно из-за негабаритного размера.

Владислав Грядунов   24.09.2005 09:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.