Картофель Фри Джаз. Интервью с Сергеем Летовым

В этом году ансамблю Три«О» исполняется 20 лет.
Его основатель Сергей Летов (брат небезызвестного Егора Летова) – загадочная фигура  современного джаза.   Концептуалист. Автор и участник многих музыкальных и театральных проектов, экспериментатор. Обладатель свободного языка звуков,  который  продолжает удивлять и завораживать.


Д.З.:  Как Вы считаете, что сейчас происходит с джазом?

С.Л.: стагнация. Трудно сказать, что он развивается. Скорее всего, энергия
творчества его покинула, он превратился в довольно консервативный
стиль, озабоченный своей чистотой и стремится прежде всего с
сохранению своей идентичности.
Надо добавить, что до сих пор никакого консенсуса по поводу того, что
такое джаз, и каковы его границы.

Д.З.:   и с русским в частности?

С.Л.: с русским - неизвестно. Происходят различные частные процессы, с
эстетикой джаза непосредственно не связанные.

Д.З.:  Какие изменения он претерпевает, и что на него влияет?

С.Л.: на джаз не может не влиять распространение электронной музыки,
различных новых технических средств. Все чаще можно услышать джаз на
инструментах, не вполне традиционных - например, на электровибрафоне.

Д.З.:  Может ли он попасть в щупальца "попсы"?

С.Л.: Ситуация в нашей стране специфическая. Деятели бизнеса настолько не
уважают отечественных слушателей, потребителей музыки, что не считают
возможным учитывать джаз вообще, как сферу приложения капитала.
Скорее всего джазовый менеджмент, издание пластинок у нас связаны не
с дельцами, а прежде всего с любителями джаза, с его фанатиками,
которые пытаются реализовать некоторые схемы производства
аудиозаписей и организации концертов, концертных туров. Их очень
мало. Уход даже одного человека ставит под вопрос выживание жанра в
масштабах мегаполиса по крайней мере.

Д.З.:  Расскажите пожалуйста о ближайших планах, проектах.

С.Л.: В это году исполняется 20 лет моему ансамблю интуитивной музыки
ТРИ"О". В коллективе играли в разное время Аркадий Шилклопер, Аркадий
Кириченко, Юрий Парфенов, Александр Александров. С ним выступали
певицы Валентина Пономарева и Сайнхо Намчылак. С Сайнхо ансамбль
ТРИ"О" планирует начать в октябре юбилейный тур по Европе -
концертами в Ницце. Кроме того, я предполагаю продолжить участие в
песенном проекте Сайнхо Намчылак - концерты в Туве, на Алтае, в
Сибири.
Летом я предполагаю начать репетиции с проектом СОДА - с Олегом
Липатовым (гитара, Макинтош), Аркадием Кириченко (туба, вокал),
Дмитрием Серебрянником (перкуссия).

Д.З.:  Изменилась ли публика приходящая на Ваши концерты?

С.Л.: За какое время? Изменилась - с каких пор? Люди меняются вне
зависимости от того, приходят ли они на концерты или нет. Мир
изменился до неузнаваемости! Я на сцене уже более 20 лет и выступал
от Японии и Гонконга до США. Я играю в театрах, с танцовщиками,
рок-группами, поэтами и перформерами-концептуалистами и даже с
клоунами! Конечно - публика самая разнообразная... Меняется ли она во
времени? А что-то живое может во времени не меняться?

Д.З.:  Ваши музыкальные пристрастия.

С.Л.: Сейчас я слушаю преимущественно "этническую" музыку - в клубах и на
концертах, классику (Баха, Моцарта, барокко, романтиков) - дома, в
записи.

Д.З.:  Вы читающий человек? если да, то что?

С.Л.: Я читаю сейчас Жака Деррида, Орхана Памука, Ортега-и-Гассета,
Роб-Гриййе, Мирчу Элиаде, дневники Кафки, стихи Эзры Паунда, эссе
Монтеня.
Недавно мне наконец удалось приобрести "Пленницу" Пруста. Это мой
большой успех!

Д.З.:  Кого Вы можете назвать своим учителем?

С.Л.: Как музыкант-инструменталист, я - самоучка.
На меня оказали большое влияние композитор Софья Асгатовна
Губайдуллина, музыкальный философ Ефим Семенович Барбан. Среди
музыкантов близких мне жанров - Орнетт Колман, Вячеслав Ганелин,
Сергей Курехин и Владислав Макаров.

Д.З.:  Вас интересует политика?

С.Л.: Иногда. Я сторонник коммунистической партии.

Д.З.:  Искусство и политика - вещи совместимые?

С.Л.: Иногда. Не могу дать универсального рецепта. Я не думаю, что я хорошо
разбираюсь в политике. У меня есть собственные индивидуальные
предпочтения.

30 мая 2005


Рецензии