Пересуды

Выходные.
На кухне муж в кресле возле стола перед выключенным телевизором. На столе «История Рима», «История древнего Рима», «Феллини», «Дж. Бруно», «Тацит». Обложенный книжками, муж сидит, курит, думает. К нему заглядывает жена.

Неуверенно:
- Леш, у тебя какие планы?
- На шахматы хотел сходить.
- Ты не посмотришь до шахмат. Я тут переделала насчет передачи «Пересуды».
 -О боже, опять…

Она канючит:
 -Ну, Алеш, ну, пожалуйста…

Понимая, что не отвертеться, он неохотно говорит:
 – Ладно, неси.
- Ты же знаешь: у нас нет принтера. Я переделала то, что ты сказал вчера, здесь, на компьютере. Распечатать могу только завтра, на работе. Текст на экране.
- Ну, вот. Ты же знаешь, я не люблю с экрана.

Жена ждет.
- Ладно, готовь. Сейчас приду. Только текст сама будешь двигать.

Жена уходит в детскую. Там сын за монитором.
– Сань, ты уроки сделал?
- Сейчас, мам.
- Давай, дуй отсюда.
- Подожди, я только сохранюсь.

Мама ждет, а сын привстает, чтоб загородить монитор собой.
- Мам, уйди, а то не закрою.
- Да не смотрю я, что ты делаешь. Ладно, ухожу. Чтоб через 2 минуты закрылся и приступил к урокам. Только совсем не выключай.

Через 5 минут, открыв свой файл и в нем текст, она заходит на кухню.
- Алеш, готово.
- Иду.

Через 10 минут муж читает текст, уместившийся на мониторе.

        «Перед нами два изумительных объекта для изучения, две личности, вызывающие у нас пристальный интерес, соприкосновение с которыми подталкивает нас к необходимости творчески самовыражаться. Не важно, что одна писательница, а другая – еще кто-то.

         По большому счету, не очень важно даже, о чем они говорят, кого приглашают в гости. Нам интересны они сами, иначе мы здесь не собрались бы. Нам интересны их реакции, их суждения, их ошибки, их взаимоотношения…. В какой-то степени, появляясь здесь, мы хотим привлечь их внимание к себе.

          На этом сайте их сравнили с ведущими «Без конспекта». Возможно,  эти  ведущие лучше для выявления гостя. Но сами они, следуя слишком жесткой схеме, отстраняют нас от изучения их самих. Да и схема не слишком привлекательна, не хочется их изучать… »


Жена сидит с правого бока, с рукой на мышке, и ждет. Муж то морщится, то кивает головой, вроде с чем-то согласный, периодически бормоча: «Ну…, тут ясно…, здесь…, ладно, допустим…,  в общем,…понятно, что ты хочешь сказать…».

Потом вдруг останавливается:
- А эти здесь зачем? Из передачи «Без конспекта».
Жена лепечет:
- На сайте было…
- Ну и что, что было…? Что ты с ними вообще церемонишься? Фальшивые, лицемерные типы! И об этом так и нужно говорить. Как ты смотришь эту дрянь, не понимаю?…

Муж все больше распаляется. Монолог о ведущих «Без конспекта» растет. Жена автоматически отключается, думая о своем, пока он не возвращается к тому, что ее интересует:
- Да и мешает это, отвлекает.

Жена, уже согласная с этим в глубине души, говорит:
– Ладно, я поняла, это надо совсем убрать.
- Да нет, можешь оставить.
- Нет, я уберу. Давай, прямо сейчас.
- Стоп. Это, когда я уйду. Сама… Ладно, давай, крути дальше.

« Маня же и Ольга чем-то задевают нас, цепляют, заставляют следить за собой с живым интересом. И так они дают нам великолепную возможность наблюдать захватывающий процесс, как в споре рождается истина, показывают попытку одного человека понять другого, чтобы лучше понимать себя. 

           Таким образом, восприятие Маней и Ольгой размышлений других людей – уже само по себе шоу. (Наверно, в этом смысле надо говорить о цели передачи и ее отличиях от других. Не думаю, что это новое. Просто часть информации закрыта для нас по тем или иным причинам, а часть отвращает своей формой).» 

Муж все больше морщится, бормочет: «Ну, это совсем непонятно». Но читает, периодически говоря жене, чтоб двигала текст.

«Маня и Ольга, безусловно, выбраны удачно:  достойные и отвечающие этой цели в силу открытости и естественности одной и дару аналитического мышления другой, не исключая, конечно, того, что обе – творческие и во многом уже реализовавшиеся личности. И в этом смысле, наверно, обсуждая программу, разумнее обратиться к самим объектам передачи.»   

– Так. Стоп. Кто это, любопытно, их выбрал? Опять ты не о том пишешь. Или раскрывай подробно, или вообще не трогай. Дальше.


 «Мне кажется, у Мани легче реакции, она более открыта, естественна, совершенно заразительна своим обаянием, своей любовью к себе, такой умнице, такой талантливой. Видимо, все в жизни легко давалось, и это необязательно плохо».          

Муж одобрительно ворчит: «Ну, тут что-то есть…»


 «Ольга более закрыта, более неуверенна в себе (может быть, только на телевидении) и, видимо, более душевно уязвима. Она часто подпадает под обаяние Мани и даже как будто немного теряется, тормозит, а потом словно искусственно себя заводит. Складывается впечатление, что лично ей все это не очень интересно, и доля истины в этом, безусловно, есть, хотя, возможно, в целом, это впечатление поверхностное».
      
Жена следит за мужем, по жестам и мимике пытаясь определить его реакцию. Вот только что он кивал, с чем-то согласный, но опять сморщился, отрицательно качая головой:

- Что значит «открыта – закрыта»? То есть я, конечно, понимаю, что ты хочешь сказать. И почему это Ольга закрыта? Как раз она понятнее, она не скрывается. А Маня твоя неизвестно еще, что за фрукт. Ладно, идем дальше. Впрочем, – говорит он, недовольный, – сначала дочитаем.


   «Вообще, мне кажется, ее внешнее высокомерие от душевной уязвимости. И не только, но об этом ниже. Есть, конечно, в этом и оттенок чистоплюйства. Вообще-то, если взялся за дело, приходится и мусор разгребать. А мусор в передаче с художником, и не только, все же не разгребли. 

          Ольга обладает великолепным и глубоким даром аналитического мышления. Она, безусловно, человек, которому нужно уединение и время для размышлений, для анализа, для творчества. Она не так молода, как Маня, и время страстных поисков ответов на вопросы в спорах, беседах, для нее уже прошло. Она уже нашла ответы на многие свои вопросы. Поэтому того напора молодого любопытства, которое ускоряет реакции, у нее нет. Сейчас она, в лучшем случае, только что-то уточняет для себя. Отчасти причины ее высокомерия и в этом».

Муж возвращается назад, сверяясь, что там было про высокомерие, а потом отвлекается:

- Опять ты за свое. Тоже мне. Душевные переживания. Поиски смысла жизни. На какие это вопросы Маня ищет ответы, а Ольга уже нашла? Опять философствуешь? Ты что думаешь, ради этого они здесь собрались и демонстрируют себя? Ладно, это потом. Про характеры вроде верно. Но не та это форма. Лучше бы написала диалог школьниц, и все было бы понятно.

Потом, не дожидаясь ответа жены, читает дальше:

«Отсюда ощущение, что она как будто заводит себя искусственно. Потому что она вынуждена передачей говорить о давно известных ей вещах, и многие ее в целом разумные мысли выглядят как заготовки.

           Но очевидно также, что она выбрана именно потому, что знает больше, чтобы показать более глубокий взгляд на суть поднимаемых проблем. И с этой задачей, на мой взгляд, она не всегда справляется. Потому что в силу каких-то ложных, а, может, объективных причин, работает здесь не на всю катушку, не включает свои мозги на полную мощность. Может, еще не чувствует себя на телевидении достаточно свободно?»


Муж останавливается:
- Вот здесь есть что-то интересное. Вот об этом надо было  поподробнее. Зажатость есть, конечно. Вот и надо было выяснить, почему. Комплексы, естественно. Но какие, откуда? Опять же «включает… мозги», « не на всю катушку» – что за стиль?

Воспользовавшись паузой, жена, не отвечая, двигает курсором.

           «Маня  более гармонична в поведении, более наполнена собой, она еще ищет ответы. Конечно, она чаще ошибается, но она и заразительнее в своих поисках. Именно поэтому она вызывает такое бурное несогласие зрителей. Ольга заражается от Мани ее постижением и, подпадая под ее обаяние, как будто снова проходит этот путь, уточняя для себя какие-то детали. Это сплачивает наших ведущих, и часто ведет их к сомнительным выводам. Может, отсюда многие ошибки передачи?»

Муж опять хмурится, несогласный:
- Ерунда все это.
 
         «С другой стороны, именно несогласие с ними заставляет нас активнее думать и открывать собственные истины.
                Перед нами живые люди, имеющие право ошибаться, которых периодически заносит  гордыней, но которые все-таки пытаются постигать и своим примером заставить это делать нас, зрителей. А это самое главное»

Муж хмыкает:
– И, конечно, хеппиэнд. Без него мы никуда.


Потом молчит, хмурится, думает. Жена не выдерживает, уже понимая, что в целом ему не нравится:
- Ну, что?

Он размышляет. Потом произносит:
- Что-то тут не так. Ну не то все это. Опять твои учительские штучки. И с обязательным  хеппиэндом, как учили в школе. Когда ты избавишься, наконец, от этой манеры школьных сочинений. Ты что пишешь: рецензию или мнение? Если рецензию, то не так это делается. Если мнение, то фальшиво. И язык не тот. И куда ты вечно скатываешься на официальность? Ну, как тебе объяснить? Перекрути-ка назад. Вот смотри. Ты пишешь про цель. Какая, к черту, истина, которая рождается в спорах. Ты что, думаешь, они истину ищут? Что ты все судишь о людях, как о Болконском и Безухове? И потом, язык…  Что это за бесконечные объекты, изучение, необходимость, суждения, самовыражаться, выражаться…. Ну так и выразись, наконец! Зачем все эти измы? Ведущие они. А то, что объекты, и так понятно. Проще пиши. Разговорным  языком. Вечно твой непрожеванный язык. Тебя понять-то часто можно только по междометиям. Ну я-то тебя знаю, учительница рус-ска-му  я- зы-ке. А другие. Ведь они-то не жили с тобой несколько лет, как я. Вот смотри. Ну что значит: реакции легче?

- Ну, а как это сказать?
- Это ты у нас гениальная, ты и думай! Что ты имеешь в виду: быстрее реакция и более непосредственна? Так и говори. А то начинает…

Муж входит в раж, увлекается, с ходу пародируя ее язык и смеясь. Жена все больше злится и, наконец, говорит:
- Ладно, все. Хватит. Я поняла. Не нужно мне вообще было ничего писать. Извини, что обратилась. На тебя не угодишь. Я уже три раза текст переписывала, а тебе все не нравится. Но «Пиво» же тебе нравится.
- Да, «Пиво» нравится. А будешь злиться, сейчас в «Пиво» залезу и еще что-нибудь найду.
- Так тебе и дали.
Встает и уходит, обиженная, в их комнату.

Муж орет вслед из детской:
- Дура! Я тут, как идиот, торчу из-за нее целых полчаса, а она, видите ли, обижается! Тоже мне, великий писатель! Больше никогда не буду делать то, что просишь.

Через некоторое время муж приходит к ней в комнату, подходит к креслу, начинает гладить по голове, приговаривая:
–Ну, кыся, ты пойми, в таком виде будут смеяться. Вдесятеро больше будут смеяться, чем я, и больше скажут нелестного. Ну, ты же сама просила.
- Да, я просила. Хотела, чтоб ты меня спустил на землю, но ведь не так же. Когда тебе надо, чтоб я посмотрела твой рисунок, я же не вываливаю на тебя все, что думаю. Я ж понимаю, что могу убить твой запал. Стараюсь аккуратнее.
- И правильно. Мои рисунки вообще гениальны. Нечего к ним цепляться. Ну, ладно, хватит дуться. Давай еще раз. Какова цель передачи?

Жена, ободренная, говорит поуверенней:
- Выявить гостя.
Муж:
- То есть что? Выяснить, какая человеческая личность стоит за каким творчеством? Так и говори. Только не выявляют они ничего, вообще не могут. Ты же видишь: всегда неготовность к человеку, вечно поверхностность. Какая глубина человеческой личности, искренность? Не получается! Скатываются все время до бабьих пересудов, опускаются до собственного самолюбия! Какое тут, к черту, выявление гостя. Вспомни, лучшая передача у них, твоя любимая, что с писателем. Да и то не потому, что они выявили, а потому что он не закрывался сознательно, из своих рекламных соображений. И оказалась удачная передача, которая продемонстрировала, что за его книгами стоит очень интересная личность, гораздо более интересный и сложный человек, чем о нем думали.

Видя, что жене что-то не нравится, успокаивающе говорит:
–Ну, я понимаю. Они тебе нравятся.  Действительно, живые, пытливые, интересные собеседницы, и, конечно, лучше всяких. Но ведь как только гости– профессионалы,  журналисты особенно, так опять ничего, не справляются. Что там на сайте было про ночного ведущего?

Жена:
–Разговор ни о чем.
- Вот. Очень метко. Именно разговор ни о чем. Один бессмысленный треп. И это их вина. Они так готовятся. Вспомни эти дурацкие вопросы Ольги об интервью журналистов. И вообще, почему ее вечно заносит на какие-то мелочи. То она эксперименты ставит, то спрашивает о пустяках. На телевидении она не свободна. Лучше бы ты это развила. Просто подумай еще, а я потом посмотрю.
Мир вроде восстановлен, и муж одевается.
Зовет из прихожей:

- Кыся, иди дверь закрой.
–Ты поздно?
–Не знаю. Пока не замерзну. Давай нос.
 Целует в нос и уходит на шахматную площадку в парке.

Жена идет на кухню, моет посуду.
Перемыла посуду, приготовила ужин, покормила Саньку, села в кресло и задумалась.

В общем, Алешка прав. Хватит заниматься ерундой, пора возвращаться к своим рассказам. Хотя текст жалко, столько возилась.

Так, скоро Андрюшка придет со своих занятий. Надо, чтобы было горячее. Включила плиту, чтоб разогреть суп.
Звонок в дверь. Вернулся старший. Разделся и сразу ввалился на кухню:
–Что поесть?
Мать, загораживая собой плиту, к которой он ринулся:
–Садись.
–Мам, хорошо ты: «что поесть – садись».

Посмеялись. Покормила старшего:
–Иди, закончи, наконец, сочинение. Пару строк хоть вчера написал?
–Я больше написал. Сейчас сделаю.

Пока мыла за ним посуду, мысли неслись своим чередом, и ее осенило. А, может, делать диалог, чтоб включить Алешкино мнение? Предположим, два друга детства. Один – учитель, другой – …  Ну кто бы? Деньги…казино…  Пусть, картежник? Ладно, потом что-нибудь получше придумаю. Скажем, учитель начинает разговор:

–Видел вчера «Пересуды».
А дальше ее слова из текста. А картежник, перебивая:
–Да брось ты, Колян, ну, решили девочки подработать. Не всем же, как тебе, за гроши над книжками корпеть. Ну и т.д.

Надо будет как-нибудь незаметно заставить Алешку повторить свои слова…

А, может, ну их, чужих героев? А описать собственный воскресный вечер? Был бы диктофон, как у журналистов. Но, может, справлюсь сама.

Итак. Выходные. На кухне муж перед выключенным телевизором. Возле стола с книжками. Надо посмотреть его книжки. Что тут у нас? История Рима, Дж. Бруно, Феллини, Голдинг,  каталог Древина со вчерашней выставки… Ну, это не надо. Дальше… Входит жена…


Февраль 2003г.








 


Рецензии