Дядя Ваня

       Дядя Ваня

(добрые глаза)

Дядя Ваня сызмальства мечтал стать экскаваторщиком. Кто-то мечтал стать врачом, кто космонавтом, а вот дядя Ваня - экскаваторщиком. Ему давно уже нравились эти большие и могучие машины, с громким и сложным названием - экскаватор. Он еще, будучи ребенком, убегал на стройку и подолгу любовался там работой этих машин, которые до глубины души поражали его детское воображение.
- Рррр, тох, тох, тох. А потом на ноту выше - Рррр, тох, тох, тох. Пук, пук, пук… И огромный ковш, зачерпнув недра, переносит их на какое-то расстояние и высыпает в кузов самосвала.
- Вот это да! - сидел тогда ещё маленький Ваня на куче гравия с открытым ртом, и ему так хотелось управлять этой большой и могучей машиной.

Время шло. Маленький Ваня вырос, выучился на экскаваторщика и проработал на нём довольный до самой пенсии. И на пенсию его проводили тогда с почестями, и экскаватор его любимый на знаменитый юбилей подарили, правда, хоть списанный, но зато любимый. Он ведь его всего много раз до последней гаечки разбирал, а потом собирал, разбирал и снова собирал.
Глянет бывало дядя Ваня в окошко, увидит там свой любимый экскаватор, спустится в низ, закурит, заберётся в кабину и закроет глаза… Затянет его голову пелена воспоминаний…, а вспомнить ему было что…
Правда, плохого в его жизни было больше, чем хорошего, как бывает, наверное, у большинства.

Когда-то, будучи молодым и красивым, он ещё только учился в Могилёвском училище на экскаваторщика, и на одном из практических занятий с шар - бабой, (это такая круглая трёхтонная штуковина, которая прицепляется к стреле для разрушения сооружений), он умудрился этот самый снаряд закинуть на крышу своего же собственного экскаватора. Ох, и орал тогда на него начальник училища. Грязными и не хорошими словами обзывался и грозился его из училища выгнать. Правда, пострадал тогда экскаватор, но как говориться – обошлось без жертв. Тьфу, тьфу, тьфу…
А на экзаменах и вовсе глупая история получилась. Дяде Ване выпало по билету выдолбить клин - бабой грунтовую нишу (это такая конусная трёхтонная штуковина, для прицельной долбёжки мёрзлого грунта и прочих сооружений). Завёл он экскаватор, надёжно прицепил к нему клин - бабу, поднял на обалденную высоту, прицелился - да как бросит её, как бросит… И пошла клин - баба к земле со свистом! Она тогда точно в мишень попала, и разнесла её, как господь черепаху. Правда, комья земли тогда отлетели прямо на экзаменационную комиссию, и благо преподаватели все старые фронтовики были да рядом в вырытый котлован с грязной водой попадали. Но вот экзаменационную оценку они дяде Ване, скажем так - слегка занизили.

А так хорошим и толковым экскаваторщиком был дядя Ваня. Он после на производстве такого опыта набрался, так руку и глаз набил, что даже в Москву на соревнования несколько раз ездил. А экскаваторные соревнования - это такие тонкости, что простому и далёкому человеку от экскаваторного дела они и вовсе не ведомы. Это когда огромный ковш легонько придавливает стоящий на асфальте спичечный коробок так, что он вроде бы и целым остаётся, и вытащить его уже никак нельзя. Или же стакан с водой в ковше переносят. Одним словом, много раз он первые места занимал на зависть другим своим коллегам.

Но и плохие полосы в его жизни тоже были. Как-то перед Майскими праздниками после работы дядя Ваня уже заглушил экскаватор с мыслями хорошенько попраздновать. Но тут его зоркий глаз подметил такую картину - люк на тротуаре, что был рядом с его экскаватором, был открытым.
- Ай, ай, ай! - не одобрительно покачал экскаваторщик головой и закрыл люк, потом снова завёл свой экскаватор, и придавил люк многотонным ковшом, что бы кто-нибудь туда невзначай не упал.
- А то провалится туда кто-нибудь и расшибётся насмерть - подумал про себя дядя Ваня и оставил ковш на люке на все Майские праздники. А потом ещё и на больничном пару дней пробыл. Но оклемался, выздоровел, пришел на работу, завёл экскаватор, поднял ковш с люка, а оттуда люди какие-то злые стали выпазить, да так много их оказалось.
Это, оказывается, были водопроводчики, они перед праздниками аварию там устраняли, а ему ничего не сказали и даже словом не обмолвились, так бедные и просидели в заточении под землёй целых пять суток. На деле злыми дядями водопроводчики оказались.
Ой! И как же они тогда орали на дядю Ваню! И матерились, и словами всякими разными обзывались… А потом напились, пришли и хотели его даже побить, обиделись они тогда на него сильно. Но дядя Ваня был не трус, он быстренько вскочил в свой экскаватор, и давай от них в разные стороны ковшом отмахиваться. Отступили тогда водопроводчики, куда им было лезть против экскаватора?
Но тут опять промашка случилась, когда дядюшка оборону экскаватором держал, то маленько увлёкся, и зацепил ковшом рядом стоящий дом. Ну, так самую малость, там только пол стены то и рухнуло.
А орали то как на него жильцы, орали то как, о боже? Ведь как они орали! Словами всякими грязными обзывались, матом ругались…. А одна дама с собачкой так и вообще в кабину его экскаватора залезть пыталась и глаза дяде Ване выцарапывать. Дама на дядюшку кричит, и визгливо так у неё получается, ну, это та, у которой стена в квартире обрушилась, она тогда на свою беду любовью с любовником там занималась, и после обвала стены оказалась на виду у всей улицы. Орёт она на дядюшку, негодования свои, таким образом, высказывает, выплёскивается, а собачка её лает, и даже укусить передового экскаваторщика подлая норовила. А тут ещё и водопроводчики наседают. Не выдержал тут экскаваторщик, да как зарычит из своей кабины на злобную собачонку, как зарычит. Собачка с поводка сорвалась и, поджавши хвост, убежала, так больше её никто и не видел.
А позору то, сколько этой несчастной женщине было. А проблем. Любовник от неё ушел, собачонка убежала, жена любовника с топором приходила, и убить грозилась, а спрятаться несчастной женщине было негде, стены у дома не было. Как говориться, грех такое не вспомнить.

Но было и хорошее. Как-то раз дядя Ваня мамонта выкопал. Благодарность ему за это объявили и даже премию дали. То, что осталось от мамонта, в музее теперь в Москве находится, а внизу табличка, откопал экскаваторщик такой-то. А дома у него на серванте зуб мамонта на дубовой подставочке стоит, не всё он, видать, тогда в музей отдал, слукавил. Но до сих пор он гордится своими достижениями.
Будете в Зиме, что в Иркутской области, спросите, Середина Ивана Александровича, экскаваторщика, и вам любой его дом покажет. И вы увидите доброго такого человека, с большими такими и добрыми глазами. А такие большие и добрые глаза бывают только у экскаваторщиков, вы потом это сами поймёте.

Андрей Днепровский – Безбашенный.

27 октября 2004г



Рецензии
Очень милое произведение! Дядя Ваня мне понравился! Спасибо, Андрей!

Елена Кирилкина   19.08.2005 15:25     Заявить о нарушении