Оружие Победы Противотанковый ЕЖ

Спустя десятки лет после войны
найдено имя изобретателя противотанкового «Ежа»

Противотанковый «Еж» - символ Великой Отечественной войны. «Ежи» внесли немалую лепту в Победу над фашизмом. Огромный «Еж» - памятник стоит на Ленинградском шоссе. На нем высечены имена архитектора, скульптора, но имени изобретателя нет.
Как выглядит «Еж», знают все, но мало кто представляет себе на самом деле, как он работает.

Хлеб и спички танки остановили

...Дом довоенной постройки в центре Москвы. У арки меня встречает немолодой человек, Владимир Михайлович Гориккер, сын изобретателя противотанкового «Ежа»,  сегодня заслуженный деятель искусств, кинорежиссер известных музыкальных фильмов.
Документы о том, что его отец, генерал-майор технических войск Михаил Гориккер изобрел «Еж», были найдены и обнародованы лишь пять лет назад. Но Владимир Михайлович до сих пор помнит, как все происходило в те жуткие  годы.
- Мне было 15 лет, когда началась война. Отец был начальником танко-технического училища, переведенного из Москвы в Киев и Киевского гарнизона. В первые дни бомбардировок его назначили Командующим обороной города.  Я помню, как страшно он уставал, как приезжал домой глубокой ночью, чтобы поспать три-четыре часа. А по утрам я находил на его письменном- столе скрепленные хлебным мякишем спички в разных вариантах. Я очень жалел его, думая, что он не может заснуть.
Но через некоторое время это стало напоминать что-то осмысленное. Рядом со спичечными конструкциями в определенном порядке были расставлены гипсовые макеты танков. Вскоре появились чертежи, расчеты. И вот однажды Михаил Львович приехал домой крайне возбужденный и с порога радостно воскликнул: «Оба танка пропороли!!!»
- Домашние были очень удивлены и решили, что он сошел с ума. Мы все знали, что значит для него танк. Он мог расстроиться из-за мелкой поломки гусеницы. А тут!
Это произошло 3 июля 1941 года, на двенадцатый день  войны. Государственная правительственная комиссия провела испытания «Ежа», который сначала называли «звездочкой». Тут же на танкодроме был подписан акт о принятии на вооружение и  пошла директива по всем фронтам.

Перечеркнувший свастику

  Наша армия отступала с большими потерями. Москва была уже близко. Неприятелю оставалось сделать последний мощный рывок. Наступило утро перед решающим сражением. Армада из трех тысяч фашистских танков двинулась на Москву. И вдруг на горизонте они увидели цепочку каких-то козявок. Сначала это вызвало иронию: против танков да со штакетником! (В прошлых войнах деревянные колья связывали в «рогатки» и опутывали колючей проволокой, чтобы остановить пехоту.) Зато потом в своих мемуарах командующий немецкой танковой армией генерал-полковник Хейнц Вильгельм Гудариан вспоминал, какой трагедией стало  для них новое неведомое оружие русских под Москвой. В отличие от деревянных «рогаток», высота и угол сваренных рельсов был вычислен так, что когда танк наезжал на него, пытаясь сдвинуть в сторону, «Еж» переворачивался и вонзался своими «иглами» в днище. Он не только выводил танк из строя, но и калечил танкиста.
«Ежи» были расставлены по всему Можайскому и Вяземскому направлению.  Владимир Старовойтов, старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил, раскопавший в архивах массу сведений о «Ежах», считает, что они повернули ход истории.  5 декабря 1941 года наши войска разгромили и отбросили врага от столицы.
- Грамотно расставленные на поле боя противотанковые «Ежи» с вероятностью около 90% останавливали развитие танковой атаки. Они могли легко перевозиться на другие танкоопасные участки фронта. «Еж» явился  революционным изобретением. До тех пор на пути танков строили рвы, надолбы, контрэскарпы, завалы. Но до «Ежа» опытный танкист со всем мог справиться.
Что значит «грамотно расставленные», я узнала у специалиста по фортификационным сооружениям Юрия Веремеева, также уделившему много времени изучению этого «простого» изобретения.
- «Еж» нужно было устанавливать  в два, максимум три ряда на расстоянии около 2\3 ширины танка, не ближе. Ни в коем случае их нельзя было связывать между собой. Каждый «Еж» работал самостоятельно.
Хотя фронтовики часто нарушали эти предписания. И до сих пор в некоторых, даже авторитетных источниках сохранились неверные инструкции. Генералу-изобретателю пришлось изъездить всю линию фронта, чтобы объяснить, как эффективнее их использовать. Так что, в конце концов, изобретение вошло в лексикон фронтовиков как «Еж Гориккера».

60 лет спустя...
 
Пять лет назад в домашних архивах были найдены документы генерала Михаила Гориккера. В толстой пожелтевшей папке лежали чертежи, описания, фотографии «Ежей» и тот самый правительственный Акт. Ценные исторические материалы были восстановлены с большим трудом, так как больше напоминали труху. Приказом Министерства обороны их растиражировали и распространили по всем военным музеям. За подписью Министра обороны сыну изобретателя Владимиру Михайловичу пришло благодарственное письмо за то, что их удалось сохранить.  Чуть позже Префектура Центрального округа совместно с другими общественными организациями решили установить мемориальную доску на доме, где жил изобретатель. Последнее слово осталось за городской администрацией, куда все документы представили более года назад. Но даже ко дню Победы оно не было произнесено. Остается процитировать Владимира Познера, который рассказывая об этом изобретении в своей передаче «Времена», сказал: «Если бы решение о принятии «Ежей»  на вооружение утверждали также долго, как решение о мемориальной доске сегодня, то неизвестно, где бы мы сейчас были?»

Кстати
Всего под Москвой в 41-м установили 37 500 «Ежей», а за всю войну изготовили около двух миллионов.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.