Как я была экзаменатором в Щепкинском училище

Каждый май-июнь в Москву приезжают тысячи мечтающих поступить в театральные вузы. Туда всегда самый высокий конкурс. Я побывала в составе экзаменационной комиссии театрального училища имени Щепкина.

...Вообще-то я хотела попытать актерского счастья за счет редакции, поступить под шумок в театральный и превратиться однажды в кинодиву! Тем более, что в театральные вузы берут до 29 лет. Подала заявку на тему «Абитуриентка: испытано на себе», а находчивый редактор возьми и скажи: «Нет, быть тебе экзаменатором! Это интересней!»  Вот такой стремительный карьерный взлет случился!

Для эксперимента мы выбрали старейшее театральное училище им. Щепкина. В экзаменаторы у меня был один путь – через кабинет ректора. Николай Николаевич Афонин принял меня сразу. В кабинете на стенах - портреты Щепкина и Станиславского, на старинной печке облицовочная плитка образца 19 века, рядом часы, по которым сверяли время великие «старики» и «старухи»: Турчанинова, Пашенная, Анненков... Тепло здороваемся. Начинаю рассказывать Николаю Николаевичу нашу идею, а сама все смотрю на трещину между стеной и потолком. Не щадит время творений своих. Н.Н. заметил, куда я смотрю, улыбнулся: «Да, на ремонт что-то денег не выделяют...» А училищу в этом году исполнилось 195 лет! Намекаю, господа чиновники!
Тем временем ректор. все одобрил и отправил меня на знакомство с руководителями курса Владимиром Михайловичем Бейлисом и Валерием Николаевичем Ивановым, и приемной комиссией: известнейшими профессорами Риммой Солнцевой и Евгенией Ларионовой, доцентами Сергеем Клюевым и Ольгой Бойцовой, и старшим преподавателем Евгенией Дмитриевой.
Затемненный актовый зал. Вдоль сцены длинный стол. Подхожу знакомиться с «коллегами». Только начинаю говорить, как В. М. Бейлис выдает:
- Берем мы Вас, берем!
- Куда, в экзаменаторы?
- А-а! Вы экзаменатором стать хотите?! - смеется он. - Тогда присаживайтесь, коллега!
Право, разве можно так шутить с нежной девичьей психикой! Сажусь, достаю блокнот и напускаю серьезный вид. Вот-вот начнутся экзамены и войдет первая «пятерка». Абитуриенты давно толкутся в фойе. Многие приходят с раннего утра и сидят в знаменитом Щепкинском дворике, повторяя в сотые разы басни и стихотворения.

Ножки как аргумент «за»

Первые заходят робко; оглядываясь, поднимаются на сцену и усаживаются в ряд. Перед приемной комиссией лежат их личные карточки с фото 3х4 и всеми данными. Объявляют первую фамилию...
-Я прочитаю басню Крылова «Лисица и сурок». - тихо говорит 17-летняя тростиночка Юля. Но вдруг краснеет, - Ой, забыла! Можно еще раз?
Комиссия настроена благожелательно. Но девушка опять запинается и убегает в смущении.
-Свинья, наевшись желудей досыта... - в контрасте с ней продолжает следующая красивым громким голосом. Говоря монолог свиньи, делает такую уморительную рожицу, что все смеются. На Ахматовой  перевоплощается в нежную страдалицу, но с пением выходит не так здорово. Сравниваю со следующими: ее-то точно пропустят в следующий тур.
Но начинается обсуждение.
-Эта живая, готовая. Но в себя не пускает.
-Зато красивая...
-Но не обаятельная какая-то...
Девушек раскладывают по полочкам. Наконец доходят до моей «избранницы».
-Она же вся сделанная, застывшая внутри, как лава...
-А мне понравилась, - неуверенно подаю голос.
Иванов отечески говорит:
-Мы ее на перетуре посмотрим.
Вторая пятерка... На сцене девочка, которую я заметила еще в фойе, Лена, 16 лет. Она тут же заражает своим обаянием, задорно поет финальную песенку про Кота-Котовича и взмахивает подолом длинной юбки.
Комиссия пристально вглядывается в нее. Вдруг Бейлис.:
-Лена, Вы можете юбку поднять?
-Что, боитесь, у меня ноги кривые? - тут же реагирует девушка и со смехом вздергивает юбку выше колен. Ножки – мировой стандарт.
Потом на обсуждении Лене достался самый сильный эпитет, какой можно было ожидать:
-Это чистая героиня, такие на дороге не валяются!
Третья пятерка, четвертая... После пятой у меня все смешалось, лица закружили хоровод. Запоминала, если только пробирало до мурашек. Одна девушка, вроде бы самая неяркая из всей группки, на сцене вдруг преобразилась и та-ак стала читать Цветаеву...
-Вот что значит природа наградила! - говорит мне тихо руководитель курса. А у меня дух перехватило и хотелось только, чтобы не прозвучало:
-Спасибо, достаточно.
Такие чувства у меня вызвала лишь Алиса Фрейндлих, когда читала это же стихотворение.
Другая запомнилась страшным спором из-за нее. Модельная фигурка, необычное лицо. Выступала задорно, отвечала живо и органично. Но что началось на обсуждении!
-Очень красивая! - заявляет Бейлис, - Нам такие нужны...
-Да где Вы красоту нашли? - вдруг возражает Евгения Дмитриева.
-Да-а... - Ее неожиданно поддерживает профессор Солнцева.
-Мне кажется, что она совсем  другая внутри, - констатирует мой сосед Валерий Николаевич. - Ее раскрыть нужно...
-Это она по женской линии не красивая, а на мой дурной мужской вкус... - настаивает Бейлис, - Но Вы же не жениться на ней собрались!
Девчушку отправили на перетур.
А мне пояснили:
- Такое часто бывает. Можем спорить до хрипоты, но потом кто-то говорит, что берет этого ребенка на себя. Прав он или нет, увидим. Я мог бы назвать трех сегодняшних звезд, которые когда-то не смогли доучиться. Не разглядели чего-то педагоги...

Что решают деньги?

Когда Светлана Немоляева поступала в Щепкинское, то уходя из дома на конкурс, которым завершаются три отборочных тура, сказала бабушке: «Не поступлю, ищите в Москве-реке!»
-А выскочив из дверей Училища, не помня себя от радости, что принята, - рассказывала она потом, - сразу наткнулась на бабушку, которая испугавшись моих девчоночьих угроз, оказывается, сопровождала меня. Не забуду, как мы стояли рядом с Виталием Коняевым, оба  нашли себя в списках зачисленных и вместе бессмысленно вопили: «А-а-а!». Орали от счастья, дураки семнадцатилетние...
Сегодня меньше поводов для крайностей. Требования остаются такими же, но можно учиться на платном, появившимся совсем недавно. Я подслушала разговор преподавателей на эту щепетильную для театрального вуза тему. Обсуждали одного из ребят.
-Красивый, обаятельный... Но слабоват...
-Да, по конкурсу не проходит. Может, предложить этому человечку платное обучение. У него есть такие возможности?
-Скорее всего, да... Но пусть параллельно пробуется в другие вузы.
На платное тоже берут только ребят с творческим потенциалом. В прошлом году даже был конкурс на эти места, хотя обучение стоит 3 000 у.е. в год. Вообще же конкурс -  200 человек на место в первом туре и два человека на место в основном конкурсе.
...Какое-то время я удивлялась членам комиссии, как они всех запоминают и по каким критериям отбирают лучших. Но на второй день я уже начала точно угадывать, кто пройдет. Так что могу позволить себе дать поступающим насколько советов.
1)Одевайте на экзамены ту одежду, в которой Вам наиболее комфортно.
2)Не закрывайте лицо волосами, оно должно быть полностью открыто.
3)Читая, смотрите на комиссию как на родных людей. На самом деле почти так оно и есть.
В конце эксперимента я попросила членов комиссии поделится впечатлениями:
-Ну что, как Вам нынешние абитуриенты? Хуже или лучше, чем раньше?
-Обычно все жалуются, что идет спад. Но между тем, приход в этом году намного интеллектуальнее и выше по классу, чем четыре года назад. К нам приезжают 16-17 летние дети из-под Перми или Иркутска, из маленьких поселков, и читают изумительные произведения: Пушкина, Достоевского, Ахматову... За этими ребятами будущее страны.


Рецензии